- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Поведенческие установки подростков в сфере здоровья, факторы, воздействующие на их формирование
Поведенческие установки подростков в сфере здоровья, факторы, воздействующие на их формирование
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гончарова А.С. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОГАПОУ «ГТТ»
«Особенности профилактической работы в подростковом возрасте»
Доклад
Поведенческие установки подростков в сфере здоровья,
факторы, воздействующие на их формирование
Социальный педагог:
А.С. Гончарова
г. Губкин 2014-2015
В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они, как правило, оказываются не подготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний.
Всемирная организация здравоохранения подростка как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок в области здорового образа жизни.
В этом случае можно и нужно говорить о психологических методах и средствах сохранения и укрепления здоровья, о формировании потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения, иными словами о психологии здоровья.
Психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
Среди задач психологии здоровья выделяют повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытие своего творческого и духовного потенциала.
Психология здоровья рассматривает вопросы изменения мотивации человека по отношению к здоровому образу жизни, изучает психологические составляющие здоровья, а также психологические методы и средства его сохранения, укрепления и развития. В отличие от психологии здоровья, педагогика здоровья изучает педагогические возможности и условия, позволяющие решать задачу сохранения, восстановления, укрепления здоровья человека в условиях образовательной системы. В обоих случаях речь идет о создании условий для изменения поведения человека (в нашем случае - подростка) в сфере здоровья с помощью определенных средств и методов, втом числе воспитания и обучения.
Существует несколько концептуальных теорий, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности и ее поведения под таким направленным влиянием социальной среды, как воспитание.
Социальная компетенция рассматривается как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, среды, в которой он живет, и его возможностями.
В России в настоящее время выделяются три основные модели профилактических программ. Первая - модель устрашения теми или иными недугами, неминуемо подстерегающими всякого, кто будет пренебрегать предписываемыми правилами поведения. Характерно, что при использовании данной модели для реального изменения установок запугивающая информация должна сопровождаться конкретными рекомендациями по практическим действиям.
Вторая модель, построенная на обращении к разуму человека, является информирующей, обучающей, но при этом она в значительно степени ориентирована на личность человека. Эта модель наиболее соответствует традиционным профилактическим программам, применяемым в отечественной системе образования.
Третья модель основывается на формировании мотивации на здоровье, что в большей степени отвечает задачам психологии здоровья. Однако серьезной психолого-педагогической проблемой является то, что понимание важности здоровья и ведение здорового образа жизни - не одно и то же. Знание и желание применить его на практике - явления не одного порядка. Принципы здорового жизненного стиля пока еще редко становятся руководством в поведении, так как они чаще всего навязаны извне и не являются личностными установками человека.
Реализация третьей модели в образовательном учреждении предполагает наличие междисциплинарного взаимодействия психологов, педагогов и медицинских работников. Это способствует комплексности подхода, что делает модель наиболее эффективной из трех рассматриваемых.
Моделирование безопасного поведения является сложным процессом, при котором у подростков необходимо создать, с одной стороны, своеобразную «психологическую прививку» против любопытства, которое чаще всего и толкает их на рискованные поступки, и, с другой стороны, твердую установку на соблюдение правил социально приемлемого поведения. Таким образом, речь идет о формировании адекватной социальной установки.
Социальная установка (аттитюд) - субъективная ориентация индивида как члена группы (или общества) на некие ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. Социальная установка действует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры.
Проблема воздействия на социальную установку - основа любой профилактической программы, В связи с этим необходимо четко представлять себе ее структуру и функции. Установка имеет большое значение: это состояние готовности, позволяющее эффективнее выполнить соответствующее действие. Роль установки в регуляции деятельности может рассматриваться с трех точек зрения.
Во-первых, установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях. Во-вторых, она освобождает субъекта от необходимости принимать решения в стандартных, прежде встречавшихся ситуациях. И в-третьих, установка может выступить как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.
Своеобразными производными от социальных установок являются смысловые установки, которые выражают отношение ребенка к объектам, имеющим личностный смысл. Их компоненты, по существу аналогичные компонентам социальных установок, имеют характеристики, представленные в таблице.
Компоненты смысловых установок
Компоненты
Характеристики
Информационный
Представляет собой взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится
Эмоциоиально-оценочный
Включает антипатии и симпатии к значимым объектам
Поведенческий
Отражает готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл
Возникнув в конкретной деятельности, смысловые установки могут проявиться в схожих ситуациях, определяя при этом поведение личности. Такие установки становятся обобщенными установками и превращаются в черты характера.
Особенности формирования поведенческих установок у подростков.
Для успешной профилактической работы важно учитывать особенности психического и физического развития различных возрастных групп. Неточность, фальшь может в лучшем случае привести к потере эффективности реализуемых программ, посвященных здоровью. В худшем - вызвать противоположный эффект, когда у детей возникает нездоровое любопытство по отношению к курению, употреблению алкоголя или чувство протеста против навязываемого чужого мнения.
Объем и уровень информации, средства и методы ее передачи должны соответствовать как возрастным и индивидуальным особенностям, так и особенностям группы в целом.
Умение учитывать особенности подростковых установок является обязательным условием эффективности работы педагога или психолога.
В три года обучения в техникуме, все большую актуальность приобретает умение устанавливать отношения конструктивного сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми.
На 1-2 курсах рекомендуется обратить внимание на формирование умения конструктивно использовать свои возросшие личностные ресурсы. В этом возрасте положение в группе, имеющийся статус приобретают огромное значение.
Известно, что подростковый возраст является одним из наиболее опасных с точки зрения социальных рисков. Это возраст возможного «наркодебюта», начала активного употребления алкогольных напитков. Нередко неэффективное поведение подростков основывается на стереотипах и предрассудках («эта водка - для настоящих мужчин»), дополнительно провоцируемых рекламой и средствами массовой информации («Девушка, один поцелуй, и мы найдем общий язык»). Именно эти структуры поведения и должны стать объектом корректирующего воздействия профилактической программы. Необходимо отметить, что в ходе профилактической работы по формированию адекватных установок ее ведущие могут столкнуться с сопротивлением, нежеланием обучающихся менять уже существующие у них стереотипы поведения только в двух случаях: если имеющихся стратегий и технологий недостаточно для достижения поставленных целей и если имеющиеся стратегии и технологии становятся неэффективными. Следовательно, прежде, чем обучать новым стратегиям и технологиям, необходимо убедительно продемонстрировать неэффективность уже имеющихся.
Подводя итоги, отметим, что существуют различные подходы к проблеме влияния на поведение человека, среди которых оптимальным для реализации представляется интегративный подход. В нем формирование адекватных жизненных навыков рассматривается как обязательный компонент содержания обучения. Подход может быть успешно осуществлен при междисциплинарном взаимодействии психологов, педагогов, медицинских работников и с учетом возрастных и иных особенностей обучающихся.
Литература
-
Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: ЭКСМО-Пресс,
2001. -
Паршугин И.А. Социальные и личностные особенности подростков, влияющие на формирование антинаркотических установок при проведении профилактического тренинга // Школа здоровья. - 2003, № 1.
-
Родионов В.А. Материалы курса «Психология здоровья школьников: технология работы»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
-
СолозовА.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. - Казань: Хэтер, 1999.
-
Тихомандрицкая О.А. Роль социальной установки в изменении
поведения человека //Школа здоровья. - 2001. - № 2.