Поведенческие установки подростков в сфере здоровья, факторы, воздействующие на их формирование

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГАПОУ «ГТТ»











«Особенности профилактической работы в подростковом возрасте»


Доклад

Поведенческие установки подростков в сфере здоровья,

факторы, воздействующие на их формирование





Социальный педагог:

А.С. Гончарова











г. Губкин 2014-2015




В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они, как правило, оказываются не подготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний.

Всемирная организация здравоохранения подростка как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок в области здорового образа жизни.

В этом случае можно и нужно говорить о психологических методах и средствах сохранения и укрепления здоровья, о формировании потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения, иными словами о психологии здоровья.

Психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Среди задач психологии здоровья выделяют повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации, раскрытие своего творческого и духовного потенциала.

Психология здоровья рассматривает вопросы изменения мотивации человека по отношению к здоровому образу жизни, изучает психологические составляющие здоровья, а также психо­логические методы и средства его сохранения, укрепления и разви­тия. В отличие от психологии здоровья, педагогика здоровья изучает педагогические возможности и условия, позволяющие решать задачу сохранения, восстановления, укрепления здоровья человека в усло­виях образовательной системы. В обоих случаях речь идет о созда­нии условий для изменения поведения человека (в нашем случае - подростка) в сфере здоровья с помощью определенных средств и методов, втом числе воспитания и обучения.

Существует несколько концеп­туальных теорий, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности и ее поведения под таким направленным вли­янием социальной среды, как воспитание.

Социальная компетенция рассматривается как состоя­ние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, среды, в ко­торой он живет, и его возможностями.

В России в настоящее время выделяются три основные модели профилактических программ. Первая - модель устрашения теми или иными недугами, неминуемо подстерегающими всякого, кто будет пренебрегать предписываемыми правилами поведения. Характерно, что при использовании данной модели для реального изменения уста­новок запугивающая информация должна сопровождаться конкрет­ными рекомендациями по практическим действиям.

Вторая модель, построенная на обращении к разуму человека, является информирующей, обучающей, но при этом она в значи­тельно степени ориентирована на личность человека. Эта модель наиболее соответствует традиционным профилактическим про­граммам, применяемым в отечественной системе образования.

Третья модель основывается на формировании мотивации на здоровье, что в большей степени отвечает задачам психологии здоровья. Однако серьезной психолого-педагогической пробле­мой является то, что понимание важности здоровья и ведение здорового образа жизни - не одно и то же. Знание и желание при­менить его на практике - явления не одного порядка. Принципы здорового жизненного стиля пока еще редко становятся руковод­ством в поведении, так как они чаще всего навязаны извне и не являются личностными установками человека.

Реализация третьей модели в образовательном учреждении предполагает наличие междисциплинарного взаимодействия пси­хологов, педагогов и медицинских работников. Это способствует комплексности подхода, что делает модель наиболее эффектив­ной из трех рассматриваемых.

Моделирование безопасного поведения является сложным процессом, при котором у подростков необходимо создать, с одной стороны, своеобразную «психологическую прививку» против любопытства, которое чаще всего и толкает их на рис­кованные поступки, и, с другой стороны, твердую установку на соблюдение правил социально приемлемого поведения. Таким образом, речь идет о формировании адекватной социальной ус­тановки.

Социальная установка (аттитюд) - субъективная ориентация индивида как члена группы (или общества) на некие ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. Социальная установка действует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент со­циальной структуры.

Проблема воздействия на социальную установку - основа лю­бой профилактической программы, В связи с этим необходимо четко представлять себе ее структуру и функции. Установка имеет большое значение: это состояние готовности, позволяющее эффективнее вы­полнить соответствующее действие. Роль установки в регуляции де­ятельности может рассматриваться с трех точек зрения.

Во-первых, установка определяет устойчивый, последователь­ный, целенаправленный характер протекания деятельности, высту­пает как механизм стабилизации, позволяющий сохранить ее на­правленность в непрерывно изменяющихся ситуациях. Во-вторых, она освобождает субъекта от необходимости принимать решения в стандартных, прежде встречавшихся ситуациях. И в-третьих, уста­новка может выступить как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.

Своеобразными производными от социальных установок явля­ются смысловые установки, которые выражают отношение ребенка к объектам, имеющим личностный смысл. Их компоненты, по существу аналогичные компонентам социальных установок, име­ют характеристики, представленные в таблице.

Компоненты смысловых установок

Компоненты

Характеристики

Информационный

Представляет собой взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится

Эмоциоиально-оценочный

Включает антипатии и симпатии к значимым объектам

Поведенческий

Отражает готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл

Возникнув в конкретной деятельности, смысловые установки могут проявиться в схожих ситуациях, определяя при этом пове­дение личности. Такие установки становятся обобщенными уста­новками и превращаются в черты характера.

Особенности формирования поведенческих установок у подростков.

Для успешной профилактической работы важно учитывать особенности психического и физического развития различных возрастных групп. Неточность, фальшь может в лучшем случае привести к потере эффективности реализуемых программ, посвященных здоровью. В худшем - вызвать противоположный эффект, когда у детей воз­никает нездоровое любопытство по отношению к курению, упот­реблению алкоголя или чувство протеста против навязываемого чужого мнения.

Объем и уровень информации, средства и методы ее передачи долж­ны соответствовать как возрастным и индивидуальным особенностям, так и особенностям группы в целом.

Умение учитывать особенности подростковых установок является обя­зательным условием эффективности работы педагога или психолога.

В три года обучения в техникуме, все большую актуальность приобретает умение уста­навливать отношения конструктивного сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми.

На 1-2 курсах рекомендуется обратить внимание на формирование уме­ния конструктивно использовать свои возросшие личностные ре­сурсы. В этом возрасте положение в группе, имеющийся статус приобретают огромное значение.

Известно, что подростковый возраст является одним из на­иболее опасных с точки зрения социальных рисков. Это возраст возможного «наркодебюта», начала активного употребления алко­гольных напитков. Нередко неэффективное поведение подростков основывается на стереотипах и предрассудках («эта водка - для настоящих мужчин»), дополнительно провоцируемых рекламой и средствами массовой информации («Девушка, один поцелуй, и мы найдем общий язык»). Именно эти структуры поведения и должны стать объектом корректирующего воздействия профилактической программы. Необходимо отметить, что в ходе профилактической работы по формированию адекватных установок ее ведущие могут столкнуться с сопротивлением, нежеланием обучающихся менять уже существующие у них стереотипы поведения только в двух случаях: если имеющихся стратегий и тех­нологий недостаточно для достижения поставленных целей и если имеющиеся стратегии и технологии становятся неэффективными. Следовательно, прежде, чем обучать новым страте­гиям и технологиям, необходимо убедительно продемонстрировать неэффективность уже имеющихся.

Подводя итоги, отметим, что существуют различные подхо­ды к проблеме влияния на поведение человека, среди которых оптимальным для реализации представляется интегративный подход. В нем формирование адекватных жиз­ненных навыков рассматривается как обязательный компонент содержания обучения. Подход может быть успешно осущест­влен при междисциплинарном взаимодействии психологов, пе­дагогов, медицинских работников и с учетом возрастных и иных особенностей обучающихся.

Литература


  1. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: ЭКСМО-Пресс,
    2001.

  2. Паршугин И.А. Социальные и личностные особенности подростков, влияющие на формирование антинаркотических установок при проведении профилактичес­кого тренинга // Школа здоровья. - 2003, № 1.

  3. Родионов В.А. Материалы курса «Психология здоровья школьников: технология работы»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

  4. СолозовА.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. - Ка­зань: Хэтер, 1999.

  5. Тихомандрицкая О.А. Роль социальной установки в изменении
    поведения человека //Школа здоровья. - 2001. - № 2.

© 2010-2022