Программа кружка Подросток и закон

Раздел Социальному педагогу
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка "Подросток и закон"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.

Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

Именно на решение этих задач и направлена данная программа.

Цель: правовое просвещение учащихся.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.

2. Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.

3. Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.

4. Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.

5. Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Дата проведения

Всего часов


Глава I. Права и обязанности школьников.


1.

Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? (знакомство, распределение обязанностей) «Человек в мире правил». Права и обязанности несовершеннолетних в ОУ

сентябрь

2

2.

Презентация «Твои права »Права и обязанности школьников. Знакомство с уставом школы.

сентябрь

2

3.

Что такое вина? Что такое ответственность? Правовая викторина

октябрь

2

4.

Конвенция ООН о правах ребенка

(ст. 12, 13, 15, 17, 18), презентация. Конкурс рисунков по теме: "Правовой вернисаж". Содержание плакатов с кратким изречением лозунгу в защиту детских интересов, права на свободу мысли, слова.

октябрь

1

5.

Викторина "Человек. Личность. Гражданин"

октябрь

1

6.

Групповое занятие «Общение без конфликтов»

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

ноябрь

2

7.

Круглый стол "Я - гражданин России"

ноябрь

1

8.

Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации)

декабрь

2


Глава II. Обучение жизненно важным навыкам.

9.

Здоровый образ жизни. Ток - шоу «Мы против курения!»

декабрь

1

10

Игра "Кто кого, или подросток в мире вредных привычек"

декабрь

1

11

Круглый стол "Суд над сигаретой! «Видео презентация о вреде курения»

январь

2

11.

"Стоит ли идти за Клинским?"

Преступления, совершаемые подростками.

январь

1

12.

Внеклассное воспитательно-профилактическое мероприятие

«Спор о вреде и о пользе курения".

февраль

1

13.

Беседа - диспут «Социальные нормы и асоциальное поведение» (преступность, наркомания, алкоголь)

февраль

1

14.

Формирование зависимости от наркотиков. Театрализованное представление «В некотором царстве» о последствиях употребления ПАВ

февраль

2

15.

Просмотр презентаций и видео, с обсуждением о губительных последствиях употребления ПАВ.

март

2

16.

Конкурс газет "Есть выбор - жизнь без наркотиков"

март

2

17.

«Скажи наркотикам - нет»

«Помоги себе и своему ближнему»

Анкетирование (отношение к наркотикам)
Итоговое занятие

апрель

1


Глава III. Подросток и закон.

18.

Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних «Правовая ответственность несовершеннолетних, меры наказания», видеофильм. Учреждения закрытого типа. Детская воспитательная колония, ЦВИНп

апрель

1

19.

Правовая игра "Большой круг"

апрель

1

20.

Игра - тренинг "Как не стать жертвой преступления и избежать сексуального насилия»

апрель

1

21.

Диагностика "Склонности к отклоняющемуся поведению"

май

1

22

Взыскания и наказания

май

1

23

О правопорядке. Правонарушения и преступления.

май

1

24

Итоговое занятие - практикум "Защити свои права"

май

1

Всего

34 часа

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Вводное занятие

Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.

Глава I.

"Права и обязанности школьников"

Положение о педагогических требованиях к учащимся.

"Конвенция ООН о правах ребенка"

Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.

"Человек. Личность. Гражданин"

Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.

Игра "Кто кого, или подросток в мире вредных привычек"

Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми - это необходимость.

"Диагностика"

Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.

Глава II.

«Обучение жизненно важным навыкам»

"Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем: « Нет!»Формирование понятия "здоровый образ жизни". Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.

"Стоит ли идти за Клинским?"

Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.



«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ»

Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра "Наркоманы - особые, особенные или…". Игра-обсуждение "Эпидемия". Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ. Посещение Центра медицинской профилактики.

Глава III.

«Подросток и закон»

Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних. Правовая игра "Большой круг". Игра - тренинг "Как не стать жертвой преступления?". Диагностика "Склонности к отклоняющемуся поведению". Взыскания и наказания. О правопорядке. Правонарушения и преступления. Итоговое занятие - практикум "Защити свои права"

Формы организации занятий

Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра - тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток - шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг. Интерес к деятельности резко возрастает, если воспитанники включены в игру. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры - сделать серьёзный напряжённый труд интересным для воспитанников.

На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности)

  • Лекция - кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).

  • Семинар - предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.

  • Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)

  • Диспут - специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).

Литература

  1. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. - Волгоград, 2006.

  2. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. - Москва, 1998.

  3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. - СПб, 2001.

  4. Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. - Минск, 2002. С.143 - 206.

  5. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. - Москва, 1992.

  6. Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека - №12, 2000. С.37-39.

  7. Конвенция ООН о правах ребенка. - Москва, 2001.

  8. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. - Москва, 1998.

  9. Права человека: Новое издание. - Москва, 1995.

  10. Психолого-педагогический словарь. - Ростов-на-Дону, 1998.

  11. Ребенок должен знать свои права.//Библиотека - №6, 2000. С.45-47.

  12. Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека - №5, 1999. С.66-67.

  13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. - Волгоград, 2007.

  14. Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. - Минск, 1998.

  15. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. - Москва, 2003.









Список учащихся кружка

«Подросток и закон» 2015-2016 учебный год


  1. Швецова О. -9 класс

  2. Попова А. - 9класс

  3. Пугнатов С. - 7 класс

  4. Фивин Владимир -6 класс

5.Плотников Александр -7 класс

6.Гуров Дмитрий - 8 клас

7.Чиж Кристина -7 класс

  1. Попов Артем-6 класс

  2. Чухрай Денис - 6 класс

  3. Александров Михаил -9 класс

  4. Локтионова Светлана -9класс

  5. Чурсина Вероника-9 класс









Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №16»


Согласовано Утверждаю

Приказом №__ от «____»______2015г.

Заместитель директора Директор КГКСКОУ СКШИVIIIв.16 по учебно-воспитательной ___________ Т.Г. Квашина

работе

__________ И.И.Стогова

«___»___________ 2015г.



Программа

кружка «Подросток и закон»



Автор - составитель:

Н.Ф. Гагарина, социальный педагог





г. Николаевск-на-Амуре, 2015год




© 2010-2022