Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности

Несколько лет я проработала в подростковом клубе по месту жительства. Именно в это время и была написана эта Программа, В ней раскрыты направления, по которым я вела свою работу, проанализированы её результаты. Обращаю внимание, что нормативные акты, на основе которых велась работа, и которые приведены в Программе, за последние годы могли быть изменены или дополнены.
Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казённое учреждение «Центр досуга детей и подростков»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКУ «ЦДДиП»

печать подпись Т.Б. Макарова


П Р О Г Р А М М А

социальной адаптации детей и подростков

посредством культмассовой, спортивной работы и волонтёрской деятельности

«Г А Р М О Н И Я»

на базе подросткового клуба по месту жительства








автор: Медведева Ольга Александровна - педагог-организатор подросткового клуба по месту жительства «Тимуровец»





Новомосковск, 2013



Совершенная гармония - это пребывание в гармонии со всем существующим

Дина Дин



Руководитель: Макарова Татьяна Борисовна - директор МКУ «Центр досуга детей и подростков»

автор: Медведева Ольга Александровна - педагог-организатор подросткового клуба по месту жительства «Тимуровец»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………. 1

Концептуальные основы Программы ……………………………………………………………………. 2

Основные понятия Программы …………………………………………………………………………… 3

Нормативно-правовая база Программы …………………………………………………………………. 4

Цели и задачи Программы. Предполагаемые результаты ……………………………………………… 4

Содержание Программы ………………………………………………………………………………….. 5

Организация жизнедеятельности клуба в рамках Программы …………………………………………. 5

Условия и механизм реализации Программы. Её перспективы развития ……………………………...7

Анализ и оценка степени эффективности Программы с указанием результатов Мониторинга………8

Список литературы, рекомендованной к использованию ……………………………………………….12

Перспективный план работы подросткового клуба «Тимуровец» на 2013 год (Приложение 1)……...12

Устав подросткового клуба по месту жительства «Тимуровец» (Приложение 2)………...……………16

Положение о «Рейтинге активности» подросткового клуба «Тимуровец» (Приложение 3)…………...18

Мониторинг «Социально-нравственные позиции подростка» (Приложение 3)…………………………19





I Пояснительная записка

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, управленческого, информационного, научного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, раскрытию и развитию различных способностей и талантов для ответственного участия в возрождении России.

Стремительно меняется наша жизнь. Её современный ритм предъявляет высокие требования к человеку. Чтобы быть успешным, востребованным приходится быть гибким, целеустремленным, активным. Многие молодые люди не могут самостоятельно эффективно адаптироваться к социальным требованиям современного общества. По результатам многих исследований нередко причиной этого является неуверенность в себе, отсутствие навыков конструктивного общения, несформированность устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, а так же невозможность, по каким-либо обстоятельствам, раскрыть и реализовать свои способности и таланты. Если процесс социальной адаптации детей и подростков, по тем или иным причинам нарушен, вероятность отклоняющегося поведения на последующих стадиях жизненного цикла значительно возрастает.

Подростковый возраст можно отнести к самому важному, но также и наиболее трудному периоду человеческой жизни. Подросток категорично отрицает накопленный опыт, правила поведения, систему жизненных ориентиров, приоритетов, принятых в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает курить, принимать алкоголь, токсичные и наркотические вещества, что, впоследствии толкает его на асоциальные поступки, которые, по мнению подростка, поднимают его в глазах компании.

Дети, попадающие в такие ситуации, не знают другого пути, как можно стать лидером, как можно быть интересным… Подростки не знают, какими способностями и талантами они обладают, и как их можно развить и применить.

И все эти причины приводят к затруднению социальной адаптации молодых людей в обществе.

Для решения проблем адаптации детей и подростков, а также выявлению, развитию и применению их способностей и талантов разработана Программа «ГАРМОНИЯ». Ведь только человек живущий в гармонии с собой, и с окружающими, уверенный в себе, знающий чего он хочет и что умеет, способен быстро адаптироваться в любой обстановке и жизненной ситуации.

«В человеке часто борются между собой различные стороны его природы - достичь согласия между ними - означало бы достичь гармонии бытия» (Дина Дин)

Программа ориентированна на освоение участниками знаний и приобретение позитивных навыков поведения по следующим направлениям деятельности: коммуникативная, творческая, здоровьесберагающая, профилактическая. В основе жизнедеятельности клуба лежит идея самоорганизации досуга и занятости детей и подростков и молодых людей. Участники выбирают Совет клуба, который выполняет основную координирующую функцию. На должности в Совете избираются подростки, постоянно посещающие клуб, у каждого члена Совета клуба есть дублёры, из младшей возрастной группы, у которых есть возможность перенимать навыки принятия решений, руководства и применять их на практике среди сверстников.

Освоение детьми, подростками и молодыми людьми данной Программы позволит сформировать готовность к самостоятельной жизни в обществе, развить коммуникативные качества, научит руководить и подчиняться, даст мотивацию на здоровый стиль жизни, поможет раскрытию творческих, спортивных навыков и других способностей.

Программа «Гармония» рассчитана на подростков 12-17 лет, при этом не возбраняется введение для участие в Программу детей в возрасте 7-11.

Программа рассчитана на 5 лет - на 2009-2013 года. Те подростки, которые уже начали работу по этой Программе, выразили большой интерес к освоению психологических и социальных навыков, проявили активную позицию при осуществлении практических мероприятий в жизни клуба и города, стали участниками волонтёрского движения.

Основная идея Программы - молодых людей от улицы, привлечь их к совместной социально-значимой, творческой деятельности, раскрытию и развитию талантов и способностей.

II Концептуальные основы Программы


Программа «Гармония», в условиях клуба по месту жительства, направлена на повышение адаптированости подростков и молодежи к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. Решению данной задачи способствует формирование у подростков активной жизненной позиции, увеличение степени самостоятельности, способности контролировать свое поведение и более эффективно разрешать жизненные проблемы, возможность передачи полученного опыта сверстникам, получение различных знаний, умений и навыков, через культурно-массовые, спортивные, познавательные и др. мероприятия, ведущие к развитию гармонически-развитой личности, что даст возможность быть более уверенным в себе и интересным для окружающих человеком.

Организация работы по Программе «Гармония» основана на следующих принципах:

Принцип доступности и территориальности - работа со всеми категориями детей и подростков в возрасте от 7до 17 лет на территории по месту их проживания, включая работу с их ближайшим окружением: друзьями, семьей, формальными и неформальными объединениями

Принцип социальной эффективности - позитивная направленность мер повышения социального благополучия подростков, поддерживании их социального статуса на высоком уровне, укрепление социальных связей и удовлетворение социально-культурных запросов

Принцип социального участия - стимулирование деятельности подростков на повышение собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве

Принцип гуманизации, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви и доброжелательности

Принцип демократизации - создает предпосылки для развития активности и инициативы детей и подростков . Работа осуществляется органами детского соуправления под руководством педагога-организатора

Принцип индивидуализации и дифференциации - развитие каждого ребенка относительно его возрастных, индивидуальных характеристик, имеющегося социального и жизненного опыта, мотивов деятельности, с учетом интересов группы, коллектива

III Основные понятия Программы

Основные понятия, которыми мы руководствуемся в Программе «Гармония» - это социальная адаптация, здоровый образ жизни, конструктивное общение, талант и творчество

3.1 Социальная адаптация

Социальную адаптацию мы понимаем как готовность детей и подростков к самостоятельной жизни; овладение навыками конструктивного общения и собственного поведения, сформированность мотивации на здоровый стиль жизни.

3.2 Здоровый образ жизни.

В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения здоровье необходимо рассматривать не только как состояние благополучия, но и как процесс постоянного поддержания этого благополучия. Поэтому, чтобы быть здоровым, необходимо выработать особый образ жизни, который позволял бы постоянно поддерживать здоровье, иными словами, необходимо выработать, сформировать здоровый образ жизни.

«Здоровый образ жизни - это жить в гармонии с природой, с собой и обществом» (Константин Кушнер)

Для формирования здорового образа жизни у подростков должны быть сформированы такие идеалы, ценности и жизненные цели, которые способствовали бы позитивному и гармоничному развитию личности. Образ жизни подростка может считаться здоровым, если он не только позволяет ему сохранять и поддерживать здоровье, но и обеспечивает адаптацию к факторам внешней среды.

3.3 Конструктивное общение, способности и творчество

Конструктивное общение - способность эффективно разрешать конфликтные ситуации, улучшать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, приобретение навыков адаптивных форм поведения.

Способности, талант - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность и проявляющиеся в различных видах деятельности, в том числе и творческой.

Для формирования конструктивного общения, выявления и развития индивидуальных способностей и приобретения навыков адаптивных форм поведения в Программе большое место отведено организации и проведении подростками и для подростков культмассовых мероприятий разнообразных форм и тематик.

IV Нормативно-правовая база Программы

Основными нормативно-правовыми документами, на которых базируется Программа, являются:

- Конституция Российской Федерации

  • Конвенция ООН о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1998г.)

  • ФЗ № 61 от 20.08.2004г. «Об образовании» (новая редакция)

  • ФЗ № 170 от 21.12.2004г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (новая редакция)

  • ФЗ «Об общественных объединениях и организациях»

  • Федеральный закон «О приоритетности мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности мер направленных на антинаркотическую пропаганду»

  • Муниципальная долгосрочная целевая Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконным оборотом на территории МО г. Новомосковск»

  • Комплексная программа «Я выбираю жизнь»

  • Устав, правила внутреннего распорядка МУ «Центр досуга детей и подростков»

  • Указы, инструкции и положения администрации муниципального образования «Новомосковск и Новомосковский район»

  • Другие локальные акты



V Цели и задачи Программы, предполагаемые результаты

5.1 Цель программы:

- Повысить уровень социальной адаптации детей и подростков в обществе посредством культурно массовой и спортивной работы, волонтёрской деятельности;

- Выявление, развитие и продвижение талантливых детей, подростков и молодых людей

5.2 Задачи:

- Формировать коммуникативные и организаторские умения;

- Формировать навыки здорового образа жизни, как устойчивую форму поведения;

- Развивать творческие и спортивные умения, навыки и способности;

- Развивать мотивации детей и подростков к участию в социально-значимой деятельности и пропаганде здорового образа жизни;

- Привлекать детей и подростков к волонтёрской деятельности;

- Разнообразить досуговую деятельность детей, подростков, молодёжи

5.3 Предполагаемые результаты:

- Повышение уровня социальной адаптированности детей и подростков;

- Сформированность коммуникативных навыков;

- Повышение результативности участия талантливых детей и молодежи в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях;

- Умение планировать свое время с учетом собственных способностей, возможностей, желаний;

- Сформированность установок на здоровый стиль жизни;

- Сформированность потребности быть нужным;

- Расширение круга общения

VI Содержание Программы

Содержание деятельности выражается в Перспективном плане работы подросткового клуба «Тимуровец» (Приложение 1), с учетом городских мероприятий, проводимых Комитетом по молодёжной политике и МКУ «Центр досуга детей и подростков»

Работа ведётся по следующим направлениям:

6.1 Изучение, освоение и возрождение традиций культуры русского народа. Формирование этической культуры

Невозможно любить даже свою Родину, не зная её языка, традиций и культуры. Невозможно представить себе гармонически развитую личность, не знающую азов культуры поведения. Чтобы каждый подросток мог чувствовать себя уверенным в обществе, в рамках Программы «Гармония» уделяется много времени и места мероприятиям, способствующим приобретению знаний о родном языке, культуре, и традициях своей страны, а так же формирующим навыкам правильного поведения в различных ситуациях.

6.2 Патриотическое воспитание. Увековечение памяти российских воинов и исторических событий Отечества

Невозможно быть истинным патриотом страны, не зная истории её1побед и поражений, подвига сынов Отечества. Через конкурсы, беседы, выставки, встречи с участниками военных событий, познавательные программы и участие в военно-спортивных мероприятиях, в рамках Программы «Гармония», каждому члену клуба предоставляется возможность прочувствовать гордость за Родину и за свою причастность к ней.

6.3 Формирование правовой культуры подростков

«Незнание закона, не освобождает от ответственности» - как часто мы слышим эту фразу, и как редко прислушиваемся к ней. Незнание своих прав и обязанностей ведёт к тому, что человек молчит, даже тогда, когда он прав, потому что в правоте своей не совсем уверен. Невозможно чувствовать себя в гармонии с обществом, не зная его законов. Именно поэтому, правовой культуре детей и подростков отводится место в Программе «Гармония».

6.4 Профилактика ассоциативных явлений в подростковой среде. Формирование здорового образа жизни

Здоровье - это самое дорогое, что есть у человека. Здоровье даётся нам при рождении, и задача каждого человека сохранять его каждый день, а не откладывать это на завтра. В рамках Программы «Гармония», одно из главных мест отводится мероприятиям, направленным на мотивацию и пропаганду здорового образа жизни, на изменение ценностного отношения детей и подростков к наркогенным веществам, формирование личной ответственности за своё поведение, тем самым можно добиться снижение уровня ассоциативных явлений в подростковой среде.


  1. Социально-культурная и спортивная организация досуга

Каждый ребёнок талантлив по своему, задача взрослых людей вовремя эти способности и таланты разглядеть и направить их развитие в правильном направлении. Каждый талант, должен найти свой выход и получить одобрение. Всё это возможно реализовать в рамках Программы «Гармония», так как формы проведения мероприятий и их тематика разнообразна и базируются исключительно на интересах членов клуба. У каждого подростка есть возможность раскрыться не только в ходе проводимых культурно-массовых и спортивных мероприятий, но и при их организации.

VII Организация жизнедеятельности клуба в рамках Программы

Основной целью педагога, работающего по Программе, является привлечение детей и молодёжи к совместной деятельности и установлению устойчивого интереса к жизнедеятельности клуба.

7.1 Преимущества реализации программы на базе подросткового клуба по месту жительства

  • организация работы в вечернее время и выходные дни;

  • усиление взаимодействия педагога с родителями, родителей с детьми на нейтральной территории;

  • привлечение к совместной работе специалистов социальных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественность микрорайона;

  • клуб располагает соответствующим помещением и техническими средствами для ведения кружковой и досуговой деятельности

7.2 Система жизнедеятельности клуба «Тимуровец»

Жизнедеятельность клуба начинается с формирования состава клуба, выбора его Совета, который выполняет основную координирующую функцию, а также вырабатываются правила работы в группе, выбор атрибутики и символики клуба.

Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельностиУ Программы «Гармония» есть своя эмблема: яркий воздушный Змей, парящий высоко в солнечном небе. Воздушный Змей - это символ детской мечты, надежд на счастливое, свободное и яркое будущее.

На самой верхней ленточке Змея написано название клуба «Тимуровец», на следующей ленточке, расположенной чуть ниже, его девиз: «Верить, искать, творить, побеждать, стремиться во всём первыми стать », на ленточках по бокам, написаны те виды деятельности, через которые подросток может себя реализовать в рамках Програмы: спорт, творчество, общение с друзьями, новые знания.

На самой нижней ленточке Змея - слоган: «Клуб «Тимуровец» и я - настоящие друзья».

Завершается эмблема ещё одним слоганом-обращением к каждому пришедшему в клуб: «С нами ты одержишь главную победу - победу над собой»



  1. Структура соуправления в подростковом клубе «Тимуровец»

Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности

Комитет по молодёжной политике

Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности

Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности



Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности



Педагог-организатор подросткового клуба «Тимуровец»

Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности


Совет клуба «Тимуровец»



Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности

Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельностиПрограмма социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельностиПрограмма социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности

Пресс- и фотоцентр клуба

Центр культмассового досуга клуба

Спортивный центр клубаПрограмма социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельностиПрограмма социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности



Члены клуба «Тимуровец»Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельностиПрограмма социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности



Программа социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельностиПрограмма социальной адаптации детей и подростков ГАРМОНИЯпосредством культмассовой, спортивной работы и волонтерской деятельности

7.4 Совет клуба

В состав Совета клуба входят:

Председатель Совета

Это один из самых активных и инициативных молодых людей, который избирается при участии всех членов клуба. Одна из основных функций - поддержание и учет мнений каждого, при вынесении решений и организации работы.

Руководитель пресс- и фотоцентра

Организует и систематизирует сбор и распространение информации о жизнедеятельности клуба, занимается сбором материалов для оформления информационных стендов: «Наша жизнь», «Календарь праздничных и памятных дат», «Мы за здоровый образ жизни» и тематических газет, публикацией материалов для оформления летописи клуба, информационных листов и др. Освещает условия конкурсов, организует и проводит журналистские, сочинительские, словарные конкурсы, соцопросы и прочее, привлекает к своей деятельности желающих.

Вместе с членами центра занимается сбором фотографического материала для оформления летописи и печатной продукции клуба, отвечают за выпуск фото, видео, экспресс-газет.

Руководитель центра культмассового досуга

Члены Центра во главе с руководителем планируют и реализуют культурно- массовые, досуговые мероприятия, привлекают детей, подростков и родителей к участию в них. При организации мероприятий важно учитывать интересы участников и стадию становления коллектива. Для привлечения детей и подростков к организации мероприятий на начальном этапе становления коллектива Центр досуга формируется из числа наиболее инициативных, творческих ребят. Их задача своевременно оповещать о грядущих знаменательных событиях значимых для подростков и молодежи (день рождения, календарно-тематические праздники, даты связанные с деятельностью клуба). Участники Центра досуга, самостоятельно или при помощи педагога, готовят сценарии, поздравления.

Руководитель центра спортивного досуга

Руководитель с членами центра участвует в планировании и организации спортивных соревнований, собирает команды для участия в городских спортивных соревнованиях.

Состав Центров может меняться в зависимости от инициативы участников клуба или назначаться педагогом-организатором.

Члены клуба.

Дети и подростки, посещающие клуб. Права и обязанности ребят, работающих в Центрах, регламентируются Советом клуба в рамках Устава клуба (Приложение2).

7.5 Рейтинг активности

Оценка деятельности каждого члена клуба производится в соответствии с Положением о «Рейтинге активности» (Приложение 3).

VIII Условия и механизм реализации Программы. Её перспективы развития

  1. Кадровое обеспечение

Процесс реализации Программы обеспечивается участием педагога-организатора, на которого возлагаются следующие функциональные обязанности:

  • Осуществление контроля реализации программы;

  • Комплектование и сохранность контингента учащихся;

  • Реализация программы по основным направлениям;

  • Организация взаимодействия с социумом микрорайона (социальными педагогами школ, родителями, участковым милиционером и др.)

  • Организация деятельности Совета клуба;

  • Организация взаимодействия с привлекаемыми специалистами;

  • Участие в мероприятиях профилактической направленности;

- Оказание помощи в проведении культурно-массовых и спортивных городских мероприятиях для детей и подростков города.

При необходимости возможно привлечение других специалистов (педагогов дополнительного образования; специалистов учреждений культуры и спорта, психологов и др.)


  1. Мотивационные условия

  • добровольность участия молодых людей в деятельности клуба, обеспечение свободы выбора в направлении деятельности;

  • возможность решения личных проблем и трудностей, связанных с взаимодействием со сверстниками и родителями, повышение содержательной ценности общения;

  • возможность занять активную позицию по отношению к собственной жизни и поделиться полученным опытом со сверстниками;

  • почувствовать принадлежность к группе объединенной общими целями;

  • система поощрения и стимулирования деятельности: дипломы, грамоты для подростков и молодежи, благодарственные письма родителям по итогам «Рейтинга активности», волонтёрские книжки;

  • освещение достижений и успехов через пресс-центр клуба

8.3 Методическое и информационное обеспечение Программы «Гармония»:

- разработка Программы деятельности, тематических планов, положений;

- разработка сценариев профилактических и культурно-массовых мероприятий;

- подбор, разработка диагностического инструментария, планирование организации исследования;

- подбор специальной литературы для детей и подростков;

- подготовка отчетной документации;


8.4 Материально-техническое обеспечение

Клуб располагает соответствующим помещением для ведения кружковой и досуговой деятельности. Общая площадь клуба составляет 57,5м2 : 1 игровой зал - 18,3м2 ; 2 игровой зал - 10,4м2 , кабинет педагога - организатора -

6,6 м2, подсобное помещение - 3,6м2, туалетная комната - 2,1м2 и коридор - 16,5м2). Клуб располагает техническими средствами для репетиций и проведения конкурсных и игровых программ: телевизор и DVD, а также настольными играми ( лото, шашки, шахматы и др.), литературой для разного возраста, и принадлежностями для художественного творчества. Также в клубе имеется теннисный стол и спортивный инвентарь.

Финансирование Программы производится за счёт средств МКУ «ЦДДиП» согласно смете расходов.


  1. Механизм реализации программы

Этапы

Направления деятельности

Срок

Аналитический

этап

-анализ деятельности клуба за предыдущий период реализации;

-определение проблемы;

-анализ ресурсов

Июнь

Прогностический этап

-корректировка Программы;

-утверждение Программы в МУ «ЦДДиП»

-внешнее рецензирование программы

Август

Подготовительный этап

-материально-техническое оснащение;

-организация рекламной компании по мотивированию подростков к участию в жизнедеятельности клуба;

-набор и комплектование членов клуба

Сентябрь

Диагностический этап

-анкетирование подростков и беседы с ними, с целью выявления уровня сформированности понятий по проблемным направлениям;

-выборы и утверждение членов Совета клуба, по результатам бесед и анкетирования

Сентябрь

Октябрь

Практический этап

-реализация Программы;

-оформление текущей и системной документации

Сентябрь

Май

Заключительный этап

-анкетирование подростков, беседа с ними, с целью анализа освоения Программы;

-анализ реализации Программы;

-подготовка отчетной документации;

-обобщение опыта работы

Май


8.6 Перспективы развития Программы

- подростки, посещающие клуб, в рамках Программы «Гармония», смогут сознательно спланировать свой жизненный путь, обретут уверенность в жизненных ситуациях, обладая способностью контролировать свое поведение и навыками противодействия асоциальной среде, смогут гармонично чувствовать себя в любом коллективе;

- подростки приобретут навыки и знания, с помощью которых смогут реализовать себя в волонтёрской деятельности, организуя и проводя социально-значимые мероприятия, в ходе которых смогут передавать полученные знания и умения своим сверстникам;

- подростки и молодёжь смогут раскрыть свои способности, таланты и научиться реализовывать их

- расширение области применения Программы на других подростковых клубах по месту жительства, что обеспечит усиление профилактической работы в подростково-молодежной среде города;

- расширение сотрудничества с другими организациями, и учреждениями, занимающимися проблемами подростково-молодёжной среды.

IX Анализ и оценка степени эффективности Программы с указанием результатов мониторинга

На данный момент работа по Программе находится на заключительном этапе.

За время её реализации был пройден большой путь и проделана огромная работа. Программа охватила и объединила вокруг своей идеи 56 человек (дети, подростки и молодёжь) в возрасте от 7 до 17 лет, а так же их родителей.

Каждый второй «тимуровец» имел возможность поработать в Совете клуба.

12 человек, закончив школу, поступив в различные ВУЗы и Колледжи, и сегодня, в свободное от учёбы время, приходят в клуб, чтобы своим примером и приобретённым опытом, помогать детям и подростком в подготовке и проведении мероприятий.

Дети и подростки, с которыми я начинала работу над Программой, и которые буквально 2-3 года назад считались среди сверстников «гадкими утятами» сегодня оперились. От небольших своих побед и успехов на конкурсах и соревнованиях, которые мы готовили и проводили с ними внутри клуба, они пришли к победам более весомым.

Только за последний год ребята моего клуба стали, победителями в муниципальном конкурсе «Мисс Новомосковочка-2012», в муниципальном конкурсе чтецов, в городском конкурсе агитбригад, в конкурсных программах «Браво, мальчишки» и «Девчонки-девчоночки», которые проводились между клубами Центра досуга детей и подростков, ребята клуба стали активными участниками городских художественных конкурсов и выставок прикладного творчества. Спортсмены клуба тоже не отстают: в копилке достижений победа в футбольном турнире и призовое место в городской военно-спортивной игре.

Самое ценное во всех этих достижениях, то, что ребята меняя отношения сами к себе - поменяли отношения к себе и окружающих. Дети и подростки клуба востребованы не только в своих школах, училищах и колледжах, где без них не проходит ни одно мероприятие, но и в городе. Очень часто ребят приглашают на ведущие роли городских праздников и мероприятий.

Это стало возможно благодаря тому, что мы наладили связи с Учреждениями культуры. Видя потенциал, способности и желание детей, на начальном этапе я приглашала в клуб специалистов из Учреждений культуры, а сейчас большинство ребят уже являются, не просто участниками, а солистами вокальных и хореографических коллективов города.

Главные цели Программы «Гармония»: повышение уровня социальной адаптации детей в обществе и выявление, развитие и продвижение талантливых детей, подростков и молодых людей выполняются, о чем свидетельствуют и результаты Мониторинга.

За 4 года работы ход реализации Программы менялся в зависимости от развития индивидуальных возможностей и способностей которые происходили с подрастающим поколением и появляющихся интересов и основывались на результатах анкетирования, опросов и бесед.

Мониторинг состоит из нескольких методик: « жизненные ценности подростков»; «отношение подростков к миру»; «мои личностные качества», «социально-значимые качества» (Приложение4)

Последний мониторинг я проводила в октябре 2012 года. Опрос проводила в двух группах: первая - это ребята, которые посещают клуб на протяжении 2-х лет («старички»), вторая группа - это подростки, которые включились в Программу в конце мая - начале сентября 2012 года («новички»).

В мониторинге приняло участие - 33 человека: «старички» - 24 человека в возрасте 14-16 лет; «новички» - 9 человек, в возрасте 12-14 лет. Опрос проходил индивидуально, в отдельной комнате каждому респонденту давался бланк с заданиями методик, которые он и выполнял.

Цель первой методики «Жизненные ценности подростка» - выявить те ценности и жизненные цели, которые близки и понятны подросткам.

Шкала ценностей «старичков» Шкала ценностей «новичков»

Хорошее образование Уважение и восхищение окружающих

Хорошая работа и карьера Власть и положение

Хорошее здоровье Уверенность в себе и самоуважение

Дружба Деньги и богатство

Счастье близких людей Дружба

Уверенность в себе и самоуважение Счастье близких людей

Достижение в искусстве, музыке спорте Слава

Деньги, богатство Хорошая пища

Хорошая пища Хорошая квартира, дом

Хорошая квартира, дом Хорошее образование

Уважение и восхищение окружающих Красивая одежда и ювелирные украшения

Слава Хорошее здоровье

Красивая одежда, ювелирные украшения Хорошая работа, карьера

Сохранение жизни и природы на Земле Достижение в искусстве, музыке и спорте

Власть и положение Сохранение жизни и природы на Земле

Благополучие государства Благополучие государства

Цель второй методики «Отношение подростка к миру» - выяснить насколько позитивно или позитивно отношение подростков к современному окружающему миру.

«Старички» так закончили предложения (ниже я привожу самые распространенные варианты):

Хорошая жизнь - это когда у человека есть всё, что ему нужно для жизни; это когда у тебя есть верные друзья, это когда всё хорошо; это когда у тебя есть образование, а дальше всё будет; это когда счастье в семье; это уверенность в себе и счастье близких людей; это счастье…

Быть человеком - значит быть добродушным к окружающим, значит, уважать всех; это значит думать об окружающих и уметь им помочь; вести себя так, как ведут себя настоящие люди; значит быть самим собой; значит иметь совесть и сожаление к другим…

Самое главное в жизни - это хорошее образование; это сама жизнь; добиваться того, чего ты хочешь, а я этому научился; любовь в семье; это мама и здоровье; благополучие близких, чтобы у тебя было всё в достатке и была хорошая семья…

Чтобы иметь друзей, надо самому быть хорошим другом; надо с ними познакомиться, надо быть человеком «слова и дела»; надо с людьми себя вести так, как хотел бы, чтобы вели с тобой; надо быть хорошей, весёлой, справедливой; надо быть вежливым человеком; надо понимать людей; надо учиться быть общительным, у меня получается…

Когда есть свободное время (прим. даже от клуба ) самый распространённый ответ - У МЕНЯ ЕГО НЕТ; я отдыхаю; я занимаюсь в вокальной студии; я танцую; я гуляю на улице; провожу время с друзьями; провожу время с близкими; помогаю по дому; я занимаюсь своими делами; я люблю читать и смотреть телевизор…

Музыка нужна так, как она выдает мысли человека; она помогает расслабиться и отвлечься от чего-либо; поднимает настроение; без неё было бы скучно; её можно слушать и это веселит и радует; развивает чувство слуха и ритма; это хорошее развлечение; человек без неё не сможет жить…

Я не согласен с тем, что говорят, будто я хулиган; будто я никто; будто я не человек; плохо обо мне уже никто не говорит, а с остальным я согласен… 11 человек не дописали это предложение

«Новички» так закончили предложения (ниже я привожу самые распространенные варианты) Из них 5 человек не смогли выразить свои мысли по предложенным ответам:

Хорошая жизнь - это счастье; это жизнь без войны и счастье в семье; это после 15 часов; это когда у меня есть всё, что я захочу; это когда я могу модно одеваться; это иметь друзей; это когда все близкие рады; это когда ты имеешь какие-то достижения; это жизнерадостность; это любовь и деньги…

Быть человеком - значит быть личностью; значит быть радостным, общительным и вообще хорошим человеком; значит жить; помогать в трудную минуту друзьям; быть ответственным; быть честным и справедливым к друзьям и к себе… 4 человека не смогли дописать предложение

Самое главное в жизни - это быть любимым; семья, быть человеком; иметь много хороших вещей; это карьера; здоровье; любовь; достижение в спорте… 2 человека не смогли дописать предложение

Чтобы иметь друзей, надо больше находиться в обществе; надо общаться с людьми; надо не бросать их в беде; больше гулять; надо. Чтобы было доверие между людьми… 2 человека не дописали это предложение

Когда есть свободное время (прим. даже от клуба) - самый распространённый ответ: ЛЕЖУ НА ДИВАНЕ, СМОТРЮ ТЕЛЕВИЗОР; я играю в футбол и компьютер; я хочу научиться петь; я общаюсь с мамой; я веселюсь; я тренируюсь; лежу на диване, смотрю телевизор…

Музыка нужна так, как - музыка нужна, но не мне; не нужна; это развивает человека; она повышает образованность и культуру; чтобы слушать… 6 человек не смогли дописать предложение

Я не согласен с тем, что говорят, будто я рождена для спорта; будто я злая; будто я дурак (просто мне с ними не интересно); будто я не ответственный; будто я нецензурно выражаюсь…

Цель третьей методики «Мои личностные качества» - изучение адекватности самооценки подростков, осознание ими целей самовоспитания.

КАЧЕСТВА
ХАРАКТЕРА

«СТАРЕЧКИ»

«НОВЕЧКИ»

Качества, которыми обладаешь

Качества, которые хочешь воспитать

Качества, которыми обладаешь

Качества, которые хочешь воспитать

1. Вдумчивость

5

17

4

5

2. Жизнерадостность

15

7

3

6

3. Искренность

7

3

3

4

4. Мужество

6

4

2

5

5. Настойчивость

11

12

2

7

6. Ответственность

13

7

6

3

7. Смелость

6

7

2

7

8. Скромность

6

4

7

0

Из таблицы видно, какие качества подросткам (по их собственному мнению) присущи, а какие они хотели бы в себе воспитать. Для некоторых респондентов, участвующих в опросе задание вызвало затруднение.

Целью заключительной, четвёртой методики «Социально-значимые качества» являлось изучение уровня развития социально-нравственных качеств учащихся и изучение уровня культуры поведения.

ВОПРОСЫ

«СТАРЕЧКИ»

«НОВЕЧКИ»

«+» ответ

«-» ответ

«+» ответ

«-» ответ

1. Всегда ли ты уступаешь в общественном транспорте место более старшим пассажирам?

20

4

6

3

2. Всегда ли ты стоишь в очереди?

0

24

6

3

3. Говоришь ли маме «спасибо», когда встаёшь из-за стола или надеваешь выглаженную одежду?

17

7

4

5

4. Всегда ли ты тактично ведёшь себя с друзьями, одноклассниками, проявляешь внимание и чуткость к ним?

13

11

3

6

5. Называешь ли ты по имени и отчеству людей, когда здороваешься с ними?

9

15

2

7

Анализ опроса проводился анонимно. Подробный анализ ответов, а также выводы из индивидуальных бесед, позволяют окунуться в атмосферу подросткового мировосприятия, увидеть значимые противоречия, которые тормозят или не дают в полной мере раскрыться личностным и творческим качествам молодых людей.

Первое противоречие - между исключительной концентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью общения со сверстниками и зависимостью от их мнения о себе.

Чаще всего радость в жизни подростку подставляет общение с друзьями, которые помогают ему, но в тоже время подрастающему поколению необходимо общение со взрослыми людьми - профессионалами своего дела. Преградой для подростков здесь служит - отсутствие навыков общения со взрослыми людьми и боязнью незаинтересованности со стороны взрослых.

Если провести сравнительный анализ между группами, то мы ясно можем увидеть, что «старички» более открыты и независимы, они не бояться выражать свои мысли (80% анкет были подписаны ребятами) , не бояться быть непонятыми, не бояться ошибиться, в отличие от группы «новичков», старались показать себя с лучшей с лучшей стороны, при этом «неудобные» вопросы пропускали, как потом выяснялось из бесед, боялись, что «об их ответах узнают все и будут над ними смеяться»

К слову, надо отметить, что у большинства «старичков» два года назад были такие же проблемы, с которыми на сегодня они начали успешно справляться. Уровень самооценки и уровень адаптации в обществе у них значительно возрос, они адекватно относятся к себе и окружающим.

По итогам мониторинга в Программу «Гармония» были внесены изменения, которые должны помочь подросткам найти пути в решении своих личностных проблем и раскрытию своих способностей.

Так в 2010 году мы включили в Программу новую для нас интерактивную форму работы с подростками и молодёжью «Социальный театр» старт которому был дан на региональном конкурсе «Доброволец года»

Основная идея проекта - показать подрастающему молодому поколению, необходимость участия каждого человека, в построении своего будущего, объяснить, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в обществе зависит и от них самих; внедрить в молодежную среду средство стимулирования их к активной деятельности по защите своих прав, улучшению отношения к себе через изменение своего поведения.

Этот проект очень органично влился в рамки Программы «Гармония». Театральная деятельность пришлась по вкусу всем: от мало до велика, включая родителей.

Подготовка к спектаклю, основному мероприятию проекта, начинается с выявления социально значимых тем, которые волнуют подростков на данный момент. Эта работа осуществляется в процессе анкетирования, бесед, дискуссий, психологических тренингов и анализа, полученных результатов.

Следующим шагом является, поиск созвучного драматического материала или разработка сценария, на основе реальных жизненных событий, а затем их обыгрывания, проживания и совместного поиска решения, что и является самоцелью театральной постановки.

Здесь хочется особо отметить, что сценарии пишутся при активном участии подростков и молодёжи, которые изъявили желание участвовать в спектакле. Чаще всего ребята играют сами себя, и на сцене проживают ситуации, которые для них оказались проблемными в жизни. При этом подросток понимает, что никто им не манипулируют, а оставляют выбор - он может сам принимать решения и изменить сценарный ход в любой момент работы над спектаклем. Разучивая текст и входя в роль, репетируя и играя сам спектакль, проживая и сопереживая, все участники оказываются на выходе реально измененными.

В рамках реализации проекта «Социальный театр» на базе Центра досуга детей и подростков сформировалась театральная студия «Вдохновение», т.е к нам стали присоединяться ребята из других подростковых клубов города, тем самым. Область применения Программы начала расширяться.

За время существования театра-студии на обсуждение не раз выносились такие темы, как равнодушие, отсутствие взаимопонимания с родителями и ровесниками, потеря близких людей, насилие в семье, наркомания.

У технологии «Социальный театр» есть свои преимущества.

Во-первых, он - самодеятельный, в нём могут играть дети, подростки, молодёжь. Никаких кастингов здесь нет, главное - желание человека, что-то изменить в себе, попытаться решить проблему или сложную жизненную ситуацию.

Во-вторых, теарт -это возможность раскрыть и показать все свои таланты и способности: оформительские, модельерские, музыкальные, танцевальные, актёрские, спортивные, организаторские, талант сценаристов и многие другие.

В-третьих, сюжет постановки - это реальные ситуации, актуальные проблемы, которые волнуют подростков в данный момент, а значит, играя на сцене, можно оставаться самим собой.

За три года, в течение которых проект «Социальный театр» влился в рамки программы «Гармония», эта форма очень полюбилась воспитанникам всех возрастов и без постановок у нас не обходится ни одно мероприятие, которое проводит Центр досуга детей и подростков. Ребятами театральной студии создавались агитбригады на тему космоса «А мы вот такие», дня молодого избирателя «Мы выбираем». Не обходят вниманием подростки и военно-патриотическую тематику: музыкальная миниатюра «Журавли»; агитбригада «Аты-баты, шли в солдаты»; спектакли «Весна. Май. Победа», «Полевая почта» не оставляли равнодушными ни подростков, ни ветеранов. А новогодние представления «Приключения у ёлки», «Новый год в Бремене», а так же праздничные театрально-игровые программы «Приключения Трубадура», «Суматошина в стране сказок» пользовались огромной популярностью, не только среди воспитанников клубов, но и в школах города.

Использование интерактивных форм вовлечения подростков и молодёжи в активный диалог друг с другом, стимулирование поиска практических методов решения проблем, существующих в подростковой и молодёжной среде посредством проекта «Социальный театр» помогает активизировать подрастающее поколение к участию в общественной жизни, объединяет их в творческие и социальные объединения, повышает самооценку каждого, а также, помогает создавать атмосферу доверия и творческой свободы, учит объективно оценивать чувства и эмоции участников относительно себя и друг друга, развивает и открывает новые качества своей личности, помогает реализовать творческий потенциал подростка.

X Список литературы, рекомендованной к использованию


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998

  2. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. Для учителя/ М.: Просвещение,2005

  3. Гадасина А.В. Плоды запретов. М.: Просвещение, 1991

  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Спбю, 2001

  5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2004

  6. Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2000

  7. Руководство практического психолога// Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997

  8. Самопонимание. Саморазвитие. Самовоспитание…/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995

  9. Современный психологический словарь/ под. Редакцией Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко.- СПб.:ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006

  10. Соковня И. Социальное взросление и здоровье школьников: метод. Пособие для учителя/ М.: Просвещение, 2005



Приложение 1

Перспективный план работы подросткового клуба «ТИМУРОВЕЦ» на 2013 год

I раздел. Организационно-управленческая деятельность


п/п

Содержание работы и формы реализации

Сроки проведения

Примечания

1

Разработка перспективного плана на год


январь


2

Разработка месячных планов


ежемесячно


3

Оформление информационных стендов: «Наша жизнь», «Здоровье на «5», «Календарь праздничных и памятных дат» и др.


регулярно


4

Работа, в рамках реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконным оборотом на территории МО г.Новомосковск»


в течении года

МКУ «ЦДДиП»

5

Работа, в рамках реализации клубной Программы

социальной адаптации детей и подростков

посредством культмассовой, спортивной работы и волонтёрской деятельности «ГАРМОНИЯ»


регулярно


6

Социальная работа с подростками

ежемесячно

согласно разработанному плану


7

Организация лагерей дневного пребывания на базе клуба

в период осенних, весенних и летних каникул




I I раздел. Изучение, освоение и возрождение традиций культуры русского народа. Формирование этической культуры общения


п/п

Содержание работы и формы реализации

Сроки проведения

Примечания

1

Конкурс и выставка рисунков «В гостях у сказки», посвящённые 385-летию со дня рождения писателя сказочника Шарля Перро

14.01 - 19.01


2

Вечер гаданий «Святочные тайны», из цикла «Шкатулка народной мудрости»


17.01


3

Литературная гостиная «Чудное мгновенье», посвящённая Дню памяти А.С.Пушкина


07.02


4

Игровая программа «Слова, слова», посвящённая международному Дню родного языка


26.02


5

Семейные посиделки «Ах, блины, мои, блины!», посвящённые Масленице Широкой, из цикла «Шкатулка народной мудрости»


16.03


6

Литературная викторина «Книжкины именины», посвящённая неделе детской и юношеской книги


25.03


7

Литературная гостиная «Дядя Стёпа Михалков», посвящённая 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова и Всемирному дню поэзии


26.03


8

Познавательно-развлекаельная программа «Кто в доме хозяин», из цикла «Шкатулка народной мудрости», посвящённая именинам Домового


02.04


9

Семейный вечер отдыха «Семейная копилка», посвящённая Международному дню семьи


18.05


10

Конкурс рисунков на асфальте «Лукоморье», посвящённый Пушкинскому дню России


05.06

сквер «ХХХлетия комсомола»

11

Литературная игра-путешествие «Там, на неведомых дорожках», посвящённая Пушкинскому дню России


06.06

Пушкинский сквер

12

Семейный выход на природу, посвящённый Дню любви, семьи и верности


06.07

лес, 19 кв.

13

Конкурс икебаны «Осенние мотивы», посвящённый Всемирному дню красоты


07.09


14

Беседа, с элементами викторины «Живём мы памятью лицея», посвящённая Дню Царскосельского лицея


19.10



I I I раздел. Патриотическое воспитание. Увековечение памяти российских воинов и исторических событий Отечества


п/п

Содержание работы и формы реализации

Сроки проведения

Примечания

1

Городская конкурсная программа «Рыцарский турнир», посвящённый Дню защитника Отечества


16.02

п/к «Виктория»

2

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда» - «На космической орбите», посвящённая Дню космонавтики


11.04


3

Торжественный вечер, посвящённый Дню Победы


май

п/к «Виктория»

4

Участие в городском Митинге памяти, погибших во время Великой Отечественной войны и возложении цветов

9 мая

мемориальный комплекс Залесный м-он

5

Военно-спортивная игра «Комбат-2010»


май

проф.училище №13

6

Интеллектуальная игра-викторина « Просторы Родины», посвящённая Дню России

11.06


7

Познавательная игра-викторина «Российский флаг»


22.08


8

Конкурс рисунков «Мы против терроризма», посвящённый Дню солидарности в борьбе с терроризмом


01.09 - 03-09


9

Вечер памяти «Дети Беслана», посвящённый Дню солидарности в борьбе с терроризмом


03.09

Исток Дона

10

Конкурс и выставка рисунков «На поле Куликовом»


16.09 - 23.09


11

Историческая викторина «Дорога славы Дмитрия Донского»


23.09


12

Историческая викторина «Москва златоглавая», посвящённая Дню освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов


05.11


13

Участие в городской военно-патриотической игре

«Флаг на высоту», посвящённой освобождению Новомосковска от фашистских захватчиков


декабрь

сквер ХХХ-летия комсомола


I V раздел. Формирование правовой культуры подростков


п/п

Содержание работы и формы реализации

Сроки проведения

Примечания

1

Участие в мероприятиях, приуроченных ко Дню молодого избирателя в МО Новомосковск, в рамках реализации Программы по повышению правовой культуры избирателей


февраль

МКУК «ГДК»





2

Ситуативная викторина «Твои гражданские права», посвящённая Всемирному Дню ребёнка


20.11



V раздел. Профилактика ассоциативных явлений в подростковой среде - «Не отнимай у себя завтра». Формирование здорового образа жизни


п/п

Содержание работы и формы реализации

Сроки проведения

Примечания


1

Профилактическая беседа «Что ты пьёшь?» из цикла «Здоровье на «5», посвящённая Всемирному дню воды


21.03



2

Ситуативная игра-викторина «Если хочешь быть здоров», из цикла «Здоровье на «5», посвящённая Всемирному дню здоровья


09.04



3

Танцевальный конкурс «Стартинейджер», посвящённый Международному дню танца, из цикла «Здоровье на «5»


29.04



4

Профилактическая беседа «В нашей власти избежать напасти», посвящённая Дню памяти умерших от СПИДа


21.05



5

Конкурс и выставка рисунков «Жизнь без сигареты!», посвящённые Всемирному дню без табака


27.05 - 30.05



6

Беседа диспут «Каникулы без ЧП», из цикла «Здоровье на «5»

04.06




6

Профилактическая программа «Будь в лесу ты осторожен», из цикла «Здоровье на «5»


17.06



7

Акция «Мы против наркомании», посвящённая Международному дню борьбы с наркоманией и их незаконным оборотом


июнь

п/к «Виктория»


8

КВН «Здоровым жить - здорово!», из цикла «Здоровье на «5», посвящённая Международному дню КВН

08.11



9

Профилактическая беседа «Вся правда о курении», посвящённая Дню отказа от курения

23.11



10

15еатрализовано-профилактическая программа «Их искры жизнь сжигающее плямя», посвящённое Всемирному дню борьбы со СПИДом

07.12




VI раздел. Привлечение подростков к волонтёрской деятельности


п/п

Содержание работы и формы реализации

Сроки проведения

Примечания

1

Церемония награждения «А мы вот такие», по результатам «Рейтинга активности» за добрые, полезные дела и активную жизненную позицию


09.01

01.07


2

Трудовой десант «Сделаем наш город чище»:

- уборка территории, прилегающей к клубу, помещения клуба;

- участие в городском субботнике


апрель


3

Участие в городских мероприятиях, посвящённых Дню детских организаций


19 мая

городская площадь

4

Участие в концертных программах для людей с ограниченными возможностями


по плану

клуб инвалидов по зрению


VI раздел. Социально-культурная и спортивная организация досуга


п/п

Содержание работы и формы реализации

Сроки проведения

Примечания

1

Праздничная программа «Девчонки нашего двора», посвящённая Международному женскому дню


02.03

п/к «Виктория»

2

Конкурсно-развлекательная программа «Кукольный домик», посвящённая Дню рождения куклы Барби


12.03


3

Вечер импровизаций «Театральные подмостки», посвящённый Международному дню театра


27.03


4

Конкурс инсценированного анекдота «Штирлиц, Чапаев, Вовочка и другие», посвящённый Дню смеха


29.03


5

Конкурсная программа «А я мультики люблю», посвящённая Дню мультфильмов


06.04


6

Развлекательная программа «Мы - маленькие дети, нам хочется гулять», посвящённая открытию лагеря на базе клуба


03.06


7

Танцевальная программа «На вечеринке лучших друзей», посвящённая Международному дню друзей


08.06


8

Игровая программа «Пойми меня»


14.06


9

Игровая программа «Выходи играть во двор»


18.06

сквер ХХХ-летия комсомола

10

Спортивная программа «Весёлые старты», посвящённые Международному Олимпийскому дню


19.06

Олимп-1

11

Конкурсная программа «Мисс и Мистер «Твистер»

21.06



12

Выход на природу «На пикник всей семьёй»


29.08

лес, 19 кв.

13

Музыкальный конкурс «Угадай мелодию», посвящённый Международному дню музыки


01.10


14

Конкурсно-познавательная программа «Яблочный марафон», из цикла «Здоровье на «5»,посвящённый Дню яблок


24.10


15

Конкурсная программа «Кто хочет стать Дедом Морозом», посвящённая Дню рождения Деда Мороза


16.11


16

Конкурсная программа «Я и мама», посвящённая Дню матери России


ноябрь

п/к «Виктория»

17

Новогодний семейный огонёк «Новый год к нам мчится»


21.12



VI раздел. Аналитическая и методическая работа


п/п

Содержание работы и формы реализации

Сроки проведения

Примечания

1

Разработка сценариев, подбор материалов к текущим мероприятиям


в течение года


2

Семинары для педагогов с участием специалистов ОДН УВД, КДНиЗП, центра соц. Помощи семьи и детям, наркологического диспансера и др.


первый понедельник месяца

клубы по месту жительства

3

Анализ работы по реализации Программы «Гармония»


июнь





Педагог-организатор п/к «Тимуровец» О.А. Медведева




Приложение 2

У С Т А В

подросткового клуба по месту жительства

«ТИМУРОВЕЦ»


I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Подростковый клуб по месту жительства «Тимуровец» (далее - Клуб) является структурным подразделением Муниципального Учреждения «Центр досуга детей и подростков» (МУ «ЦДДиП») - создан для реализации программ молодёжной политики по месту жительства

  2. Клуб не является юридическим лицом

  3. Адрес Клуба: Новомосковск ул.Коммунистическая, д. 8; кв.1

  4. Адрес МУ «ЦДДиП»: Новомосковск ул.Чапаева д.12 кв.21

  5. Телефон МУ «ЦДДиП» 6-94-32

  6. Клуб в осуществлении своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом ВФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями, законами и нормативными актами Тульской областной Думы, администрации Муниципального образования Новомосковск, Уставом МУ «ЦДДиП», нормативными документами МУ «ЦДДиП», настоящим Уставом

II ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Основной целью деятельности Клуба является организация досуга детей и подростков по месту жительства, профилактика ассоциальных явлений в подростковой среде

  2. Основными задачами Клуба являются:

-реализация Программы социальной адаптации подростков «ГАРМОНИЯ»,

- обеспечение благоприятных условий для повседневного пребывания в Клубе детей и подростков, в том числе нуждающихся в социально-психологической защите;

- формирование общей культуры и здорового образа жизни детей и подростков;

- информационное обеспечение заинтересованных лиц в организации в сфере организации досуга;

- организация комплекса мероприятий по нравственному, правовому, эстетическому, военно-патриотическому, гражданскому и физическому воспитанию детей и подростов

- создание социально-культурной среды для развития творческого потенциала детей и подростков, расширение разнообразных форм досуговой и развлекательной деятельности;

- осуществление индивидуальной и массовой работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и негативных явлений в подростковой среде совместно с правоохранительными органами и другими государственными учреждениями;

- организация летней оздоровительно компании (лагерей дневного пребывания, трудовых отрядов и походов)

  1. Для реализации основных целей и задач Клуб в своей деятельности может использовать следующие формы работы:

- тематические вечера, вечера отдыха, дискотеки, праздники, конкурсные, познавательные, игровые и развлекательные программы, конкурсы рисунков, беседы, диспуты, спортивные соревнования и т.д.

- любительские объединения по интересам, кружки, секции, студии;

- создание игротек, мест свободного отдыха и общения детей, подростков, родителей

  1. Любительские объединения по интересам, кружки или секции, вызывающие особый интерес детей и подростков в тот или иной период времени и носящие непостоянный характер, могут существовать ограниченное время

  2. Деятельность Клуба строится на принципах демократии, гуманизма, общественности, приоритета человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности

  3. Клуб организует работу с подростками в течение всего календарного года. В каникулярное время на базе Клуба может работать лагерь дневного пребывания

  4. Режим работы клуба определяется с 14-00 до 20-00, выходной - воскресенье

  5. Деятельность Клуба планируется и осуществляется на основе:

- интересов, запросов и потребностей детей и подростков;

- социальных заказов

  1. Клуб осуществляет свою деятельность совместно с учреждениями, общественными и другими организациями, занимающимися работой с подростками

  2. Методическое руководство деятельностью Клуба осуществляется МУ «ЦДДиП»

III ПОРЯДОК ПРИЁМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КЛУБ

  1. Клуб могут посещать дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет

  2. Приём в Клуб осуществляется круглый год, на основании устного заявления и регистрации педагогом-организатором

  3. Формирование списочного состава проводится на основе соблюдения равных прав посещающих Клуб. Конкурсный отбор в Клуб запрещается.

  4. Основанием для отчисления подростков из Клуба является длительное непосещение, систематическое нарушение внутреннего распорядка жизнедеятельности Клуба, порча имущества, аморальное поведение

IV ПРАВА КЛУБА

  1. Клуб имеет право самостоятельно планировать свою деятельность с учётом требований МУ «ЦДДиП»


V ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

  1. Подростки имеют право:

- на защиту достоинства и неприкосновенность личности;

- свободно выражать своё мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи;

- на защиту социальных интересов;

- на получении объективной информации о режиме работы, Программах работы Клуба

  1. Подростки обязаны:

- соблюдать Правила внутреннего распорядка и требования Устава Учреждения;

- подчиняться обоснованным требованиям педагога;

- поддерживать чистоту в Клубе;

- строить свои отношения с педагогом и сверстниками на принципах взаимного уважения, доверия, ответственности и сотрудничества;

- заботиться о здоровье и безопасности своей жизни и жизни окружающих;

- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда

  1. Подросткам запрещается:

- приносить, передавать или использовать в Клубе спиртные напитки, наркотики, токсичные вещества, табачные изделия;

- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивание, вымогательство, воровство;

VI ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ИМУЩЕСТВО КЛУБА

6.1 Клуб использует помещения и другие площади, а также имущество, предоставленные ему учредителем

  1. Финансирование и бухгалтерский учёт расходов Клуба, необходимых для его деятельности, осуществляются МУ «ЦДДиП» в соответствии с утверждённой сметой расходов

6.3 Привлечение Клубом дополнительных средств не влечёт за собой снижения нормативов его финансирования из бюджета


VII СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ

7.1 Руководство клубом осуществляет руководитель - педагог-организатор, назначаемый директором МУ «ЦДДиП»

  1. Руководитель организует работу и несёт ответственность за результаты деятельности Клуба

  2. Предоставляет администрации МУ «ЦДДиП» необходимые документы, представляет интересы Клуба перед администрацией Учреждения, Учредителем и третьими лицами

  3. Организует и участвует в воспитательной, кружковой и досуговой работе с детьми и подростками в клубе

  4. Для организации подросткового самоуправления может создаваться Совет Клуба из числа детей и подростков, регулярно поселяющих клуб

  5. Директор и методист МУ «ЦДДиП» направляют и контролируют деятельность клуба, по следующим направлениям:

- утверждение перечня программ, ежегодно реализуемых в клубе;

- утверждение режима работы клуба;

- анализ и утверждение плана работы Клуба, а также результатов его деятельности в соответствии с утверждёнными программами


VII УЧЁТ И ОТЧЁТНОСТЬ КЛУБА

8.1 Работа Клуба проводится в соответствии с перспективными, текущими планами, согласованными с МУ «ЦДДиП»

  1. Клуб ведёт иную документацию в соответствии с требованиями МУ «ЦДДиП»


Приложение 3

П О Л О Ж Е Н И Е

о «РЕЙТИНГЕ АКТИВНОСТИ»

подросткового клуба «Тимуровец»


I Пояснительная записка

Жизненные ценности меняются, а с ними меняются и наши взгляды на жизнь. Современных детей и подростков родители, и экраны телевизоров учат тому, что каждый труд должен обязательно поощряться.

Именно поэтому мы в клубе и разработали систему «Рейтинг активности», смысл которой состоит в том, что за каждую проявленную инициативу, за участие в мероприятиях, за помощь в организации и проведении мероприятий, как клубных, так и городских, членам клуба начисляются баллы, суммирование которых в определённые сроки, оговоренные Положением, помогают выявить самых активных членов клуба, достойных хорошего вознаграждения.


II Цели и задачи

2.1 Цель:

- создание предпосылок для проявления инициативы и активности детей и подростков в жизни клуба, МУ «ЦДДиП» и города;

2.2 Задачи:

- раскрыть и развить творческий, интеллектуальный и спортивный потенциал детей и подростков;

- воспитать чувство здорового соперничества;

- разнообразить досуг детей и подростков

III Участники «Рейтинга активности»

Участником «Рейтинга активности» автоматически становится каждый подросток, являющийся членом клуба «ВИКТОРИЯ».

IV Сроки подведения итогов «Рейтинга активности»

Итоги «Рейтинга активности» подводятся два раза в год:

- по окончании календарного года - в конце декабря, за период с 01 сентября по 25 декабря;

- по окончании учебного года - в конце мая, за период с 01 января по 25 мая

V Победители «Рейтинга активности» и формы их поощрения

5.1 Победители

Победителем «Рейтинга активности» признается член клуба, набравший большее количество баллов, за отведённый Положением период.

Победители выявляются в двух возрастных группах:

- 1 группа - дети, в возрасте от 7 до 12 лет (3 человека);

- 2 группа - подростки, в возрасте от 13 до 16 лет (3 человека)

5.2 Форма поощрения

Победители «Рейтинга активности» награждаются ценными подарками, сувенирами и грамотами от МУ «Центр досуга детей и подростков»

VI Правила начисления баллов «Рейтинга активности» и его зеркальность

6.1 Правила начисления баллов за участие в клубных и городских мероприятиях

Клубные мероприятия

Городские мероприятия

За зрительское участие

1 балл

5 баллов

За личное участие

- Победитель получает максимальное количество баллов, равное количеству участников, за второе место на один балл меньше и т.д. (Например, в конкурсе участвует 10 человек. Победитель получает - 10 баллов, за второе место участник получает - 9, за третье - 8… за 10 место - 1 балл)

- Активный участник мероприятия получает - 6 баллов

- За участие в городском мероприятии, акции или спортивном соревновании участник получает 20 баллов.

- Бонусные баллы за призовые места к 20 баллам прибавляются следующим образом:

за первое место - 15 баллов;

за второе - 10 баллов;

за третье - 5 баллов

За организацию, оформление и помощь в проведении мероприятия

8- 20 баллов (в зависимости от личного вклада) Вопрос решается на Совете клуба, в присутствии педагога-организатора

20 баллов

(возможны бонусные баллы от организаторов мероприятия)

6.2 Бонусные баллы от педагога-организатора

Педагог-организатор оставляет за собой право начислять дополнительные баллы в копилку «Рейтинга активности» членов клуба (максимально - 10 баллов) на свое усмотрение, за волонтёрскую деятельность.

6.3 Система штрафов в рамках «Рейтинга активности»

Вычитание баллов производится за некорректное поведение, нецензурную речь, нарушение правил общественного порядка. В зависимости от поступка «Рейтинг активности» может уменьшиться в пределах от 5-25 баллов.

Вопрос о вычитании того или иного количества баллов решается на общем собрании всех ленов клуба.

Также на собрании членов клуба решаются все спорные вопросы по начислению баллов в «Рейтинге активности».

  1. Зеркальность «Рейтинга активности» для всех членов клуба

Таблица результатов «Рейтинга активности» вывешивается на видном месте клуба, обновляется постоянно.




Приложение 4

Мониторинг

«Социально-нравственные позиции подростков»


Методика 1. «Жизненные ценности подростка»

Цель: выявить те ценности и жизненные цели, которые близки и понятны подросткам.

Инструкция: Расставить номера в списке ценностей таким образом, чтобы на первом месте стояло самое важное понятие, а на 16-ом - наименее важное.

1. Хорошее образование

2. Хорошая работа и карьера

3. Дружба

4.Счастье близких людей

5.Уверенность в себе и самоуважение

6.Достижение в искусстве, музыке спорте

7.Деньги, богатство

8.Хорошая пища

9.Уважение и восхищение окружающих

10.Слава

11.Красивая одежда, ювелирные украшения

12.Сохранение жизни и природы на Земле

13.Власть и положение

14.Благополучие государства

15.Хорошее здоровье

16.Хорошая квартира, дом

Методика 2. «Отношение школьника к миру»

Цель: выяснить насколько позитивно или негативно отношение подростков к современному окружающему миру.

Инструкция: допишите предложения:

- Хорошая жизнь - это…

- Быть человеком, значит…

- Самое главное в жизни - это…

- Чтобы иметь друзей, надо…

- Когда есть свободное время, я…

- Музыка нужна, так как…

- Я не согласен (-сна) с тем, что говорят, будто я…

Методика 3. «Мои личностные качества»

Цель: изучение адекватности самооценки подростков, осознание ими целей самовоспитания

Инструкция: выбери, и отметь галочками из 8 перечисленных качеств только те 6, которыми тебе больше всего хотелось бы обладать. Качества, которыми ты обладаешь, отметь «+», а качества, которые ты хотел бы у себя воспитать - «-».

Качества характера


1. Вдумчивость


2. Жизнерадостность


3. Искренность


4. Мужество


5. Настойчивость


6. Ответственность


7. Смелость


8. Скромность


Методика 4. «Социально-значимые качества»

Цель: изучение уровня развития социально-нравственных качеств учащихся; уровень культуры поведения.

Инструкция: напротив вопросов поставить знак «+» - если ответ положительный или знак «-» - если ответ отрицательный.

ВОПРОСЫ


1. Всегда ли ты уступаешь в общественном транспорте место более старшим пассажирам?


2. Всегда ли ты стоишь в очереди?


3. Говоришь ли маме «спасибо», когда встаёшь из-за стола или надеваешь выглаженную одежду?


4. Всегда ли ты тактично ведёшь себя с друзьями, одноклассниками, проявляешь внимание и чуткость к ним?


5. Называешь ли ты по имени и отчеству людей, когда здороваешься с ними?



© 2010-2022