Положение о службе психолого-педагогического сопровождениия

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Положение о службе психолого-педагогического сопровождениияПоложение о службе психолого-педагогического сопровождениияПоложение о службе психолого-педагогического сопровождениияПоложение о службе психолого-педагогического сопровождениияПоложение о службе психолого-педагогического сопровождениияПоложение о службе психолого-педагогического сопровождениия«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ

села

______________/

«_____»______________20___г.

Положение

о службе психолого - педагогического и медико - социального (ППМС) сопровождения развития учащихся

в учебно -воспитательном процессе

1. Общие положения.

1.1. ППМС служба сопровождения предназначена для оказания помощи учащимся, имеющим трудности в обучении, личностном и социальном развитии; а также для проектирования и обеспечения условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья ребенка, для определения причин нарушения его личностного и социального развития.

1.2. ППМС службы сопровождения осуществляет свою деятельность на основании:

- приказа МО РФ № 636 от 22.10.99 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации",

- приказа МО РФ № 1418 от 15.05. 2000 "Об утверждении Примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения". Данные нормативно-правовых актов определяют организационно-методическую основу деятельности центра.

1.3. В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями управления образованием Октябрьского района, уставом МОУСОШ села Николо - Александровка, настоящим положением.

1.4. Деятельность службы базируется на общечеловеческих этических нормах, принципах гуманизации и дифференциации образовательного процесса.

1.5. Концептуальной основой деятельности службы является Педагогика Успеха.

2. Цели и задачи службы психолого - педагогического и медико - социального (ППМС) сопровождения развития учащихся в учебно -воспитательном процессе .

2.1. Целями ППМС службы сопровождения являются:

  • содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса; в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребенка;

  • оказание помощи учащимся школы в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;

  • оказание помощи учащимся школы в выборе образовательного маршрута, профессиональном и досуговом самоопределении;

  • содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни, профессионального и досугового самоопределения, самореализации личности.

2.2. Задачами ППМС службы сопровождения являются:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в школе, выявление основных проблем у учащихся и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

  • раннее выявление учащихся с проблемами в обучении и личностном развитии;

  • выявление и сопровождение детей "группы риска";

  • разработка и реализация индивидуально и системно ориентированных программ профилактики и коррекции нарушений развития ребенка;

  • проектирование условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья обучающихся;

  • организация информационной поддержки учащихся, родителей, педагогов по основным направлениям деятельности ППМС службы;

  • формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса ППМС службы сопровождения (ИМДК).

3. Основные направления деятельности ППМС службы сопровождения:

3.1. Основные направления деятельности ППМС службы сопровождения :

  • выявление причин и механизмов нарушений в обучении, социальной адаптации;

  • определение "группы риска";

  • мониторинг состояния здоровья, успешности обучения и воспитания учащихся школы с целью динамического наблюдения за их развитием;

б) профилактическая и коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление следующих проблем:

  • трудностей в обучении;

  • проблем в эмоционально-волевой сфере;

  • проблем выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения;

  • формирования здорового образа жизни.

Коррекционная и профилактическая работа обеспечивает:

  • обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития возможностей организма;

  • формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;

  • содействие процессу развития личности учащегося, сохранению его индивидуальности на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социального педагога и учителя дефектолога (коррекционного педагога);

  • психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение
    (ППМС-сопровождение) детей "группы риска";

  • ППМС-сопровождение учащихся с нарушениями в здоровье.

Консультативная деятельность предполагает оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении; в межличностных отношениях, проблемам выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения; формирования здорового образа жизни.

3.2. Основные направления деятельности ППМС службы сопровождения реализуются:

  • в процессе работы по соответствующим системно и индивидуально ориентированным программам сопровождения;

  • через систему индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

  • в работе семинаров, научно-практических конференций, психолого-педагогических консилиумов;

  • посредством ведения аналитической и прогностической деятельности.

4. Организация деятельности ППМС службы сопровождения.

4.1. ППМС службы сопровождения оказывает помощь учащимся:

  • самостоятельно обратившимся за помощью;

  • учащимся с проблемами в обучении, поведении, общении, выявленным в результате образовательного роцесса;

  • в результате обращения родителей (их законных представителей), учителей, классных руководителей, других участников образовательного процесса.

4.2. Основные направления деятельности ППМС службы сопровождения осуществляются:

• педагогами;

• инспектором по охране прав детей;

• советом профилактики.

4.3. Специалисты ППМС службы сопровождения осуществляют комплексное непрерывное сопровождение учащихся.

4.4. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов и других специалистов ППМС службы сопровождения оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании.


  1. Алгоритм индивидуального сопровождения детей «группы риска».

Работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.

Положив в основу данный закон, мы разработали алгоритм организации индивидуального сопровождения детей «группы риска».

Схема 1 «Алгоритм организации индивидуального сопровождения

детей «группы риска»»

  1. Диагностическая работа

Выявление детей с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого ребенка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения

Диагностическая работа осуществляется в следующих направлениях

  • беседа учителями и с классным руководителем;

  • беседа с родителями;

  • изучение особенностей развития;

  • изучение данных об успеваемости ребенка, анализ учебных проблем;

  • изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);

  • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;

  • анализ социального портрета класса;

  • анализ социального портрета класса;

  • анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»)

Методы исследования:

  • Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики

  • Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация

  • Метод наблюдения

  • Анкетирование

  • Интервью

  • Тестирование

  • Анализ документов

  1. Индивидуальная профилактическая работа.

На основе анализа полученной информации инспектор по охране прав детей, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».

Основные задачи:
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство

Индивидуальное сопровождения ребенка группы социального риска включает в себя:

  • взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;

  • организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);

  • помощь в преодолении учебных затруднений;

  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;

  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);

  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе;

  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;

  • защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения [4].

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

  1. Метод воспитания - способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание

  2. Метод убеждения - применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств

  3. Метод побуждения - применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями

  4. Метод поощрения - выражение положительной оценки деятельности индивида

  5. Метод порицания - реакция на нежелательные деятельность и поведение

Методы социально-психологической помощи:

  1. Консультирование

  2. Тренинг

  3. Социальный патронаж

  4. Групповые и индивидуальные занятия

Помощь ребенку в решении социально-эмоциональных проблем оказывается на разных уровнях, первый из которых - его ближайшее окружение: родители, классный руководитель, одноклассники и учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное в образовательном учреждении сопровождение (психолого-медико-педагогический консилиум, служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем). Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить ребенку специализированную помощь вне школы. Педагог, осуществляющий сопровождение, поддерживающий постоянный контакт с различными учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям, является в таких случаях посредником. Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи учащимся он взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.











Схема1 «Организация взаимодействия индивидуального

сопровождения детей «группы риска»»

Администрация общеобразовательного учреждения

Классный руководитель

Ребенок

«группы риска»

Инспектор по охране прав детей

Учителя - предметники

Совет профилактики

Специалисты необходимые для индивидуального сопровождения конкретного ребенка (логопед, мед. работник и т.д.).



Примерный координационный план работы с детьми "группы риска":

Классный руководитель:

1. Организационная работа:

  • Составление социально-педагогического паспорта класса.

  • Составляет характеристики на детей "группы риска".

  • Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.

  • Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Работа с родителями:

  • Осуществляет связь с родителями.

  • Посещает семьи детей "группы риска".

  • Проводит консультации для родителей (совместно с инспектором по охране прав детей).

  • Организует работу с родительским активом.

3. Работа с учащимися:

  • Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.

  • Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.

  • Способствует вовлечению трудных детей в кружки и секции.

  • Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".

  • Занимается трудоустройством учащихся.

Инспектор по охране прав детей:

1. Организационная работа:

  • Проводит анкетирование учащихся.

  • Организует встречи с родителями.

  • Участвует в подборе классного руководителя (совместно с администрацией школы).

  • Составляет картотеки и сводные таблицы на детей «группы риска».

2. Работа с педагогическим коллективом:

  • Доводит до сведения учителей результаты тестирования.

  • Проводит консультации для учителей-предметников.

  • Разрабатывает рекомендации по работе с детьми "группы риска" и доводит их до сведения педагогов.

  • Выступает с сообщениями на педагогических советах и совещаниях.

  • Помогает классным руководителям в выборе тематики для классных часов.

  • Участвует в сохранении контингента и предупреждении "отсева" учащихся.

  • Проводит деловые игры для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми "группы риска".

3. Работа с родителями:

  • Посещает семьи детей "группы риска" (совместно с классным руководителем) с последующим составлением акта посещения учащегося на дому.

  • Приглашает детей "группы риска" и их родителей на малые педсоветы.

  • Проводит консультации для родителей.

  • Готовит сообщения на родительских собраниях.

  • Организует работу с родительским активом.

  • Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в полугодие).

4. Работа с учащимися:

  • Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися.

  • Курирует успеваемость детей "группы риска" совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

  • Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".

  • Направляет детей "группы риска" (при необходимости) на консультацию к психологу.

  • Занимается трудоустройством учащихся.

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.

  • Организует летний пришкольный лагерь.

  • Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.

Малый педагогический совет:

  • Приглашает для беседы родителей.

  • Разбирает конфликтные ситуации детей "группы риска".

  • Предлагает учащимся и их родителям формы дальнейшего обучения ребенка.

  • Выходит (в случае необходимости) с административным письмом в отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних.

  • Направляет документацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, другие образовательные учреждения (специальные образовательные учреждения для детей с девиантным поведением).

  • Осуществляет систему контроля за обучением учащихся в школе (классный руководитель, социальный педагог).

Координатором действий комплексной группы специалистов по организации профилактической и коррекционной работы девиантного поведения несовершеннолетнего, совершившего общественно-опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, является Совет по профилактике правонарушений образовательного учреждения.

Алгоритм действий Совета по профилактике правонарушений по факту совершения ребенком правонарушения:

1. Поступление информации от субъектов профилактики о совершении ребенком
правонарушении.

  1. Информирование всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (педагогический коллектив, родителей).

  2. Внесение полной информации о несовершеннолетнем, совершившем общественно-опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, в карту учета.

  3. Постановка несовершеннолетнего на внутришкольный учет.

  4. Составление индивидуальной карты социального сопровождения несовершеннолетнего с привлечением всех специалистов системы профилактики.

6.При необходимости подготовка и направление материала в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав, личное участие в заседании - представление интересов ребенка.

  1. Закрепление над несовершеннолетним общественного воспитателя.

  2. Ведение банка данных несовершеннолетних данной категории.

Алгоритм действий классного руководителя:

  1. Сбор информации, характеризующей ребенка, его окружение, семью.

  2. Подготовка необходимых документов для постановки ребенка на внутришкольный учет.

  3. Разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.

  4. Разработка (корректировка) плана работы с родителями обучающихся детей.

5. Ходатайство перед администрацией школы, Советом по профилактике
правонарушений о закреплении над несовершеннолетним общественного
воспитателя.

6. Внесение вопроса о снятии с внутришкольного учета.

Алгоритм действий инспектора по охране прав детей образовательного учреждения:

1. Сбор информации о социальном неблагополучии детей, обучающихся в образовательном учреждении, или детях, совершивших правонарушения.

  1. Изучение социально-педагогических особенностей личности ребенка, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с ребенком и родителями).

  2. Составление индивидуальной карты сопровождения ребенка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки (постановка на бесплатное или льготное питание в школе, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, организация занятости детей во внеурочное время, индивидуальное трудоустройство и др.).

4. Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при
необходимости привлечение соответствующих служб для работы с ребенком.

  1. При необходимости подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании КДН - представление интересов детей, вынесение вопроса о снятии с внутришкольного учета.

  2. По необходимости внесение предложения и подготовка документов по устройству ребенка в социальной приют, на лишение родителей родительских прав, устройство в приемную семью.

  3. Анализ социальной адаптации обучающегося и отчет по результатам профилактической работы на Совете по профилактике правонарушений, педагогическом Совете.

15


© 2010-2022