- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Положение о службе психолого-педагогического сопровождениия
Положение о службе психолого-педагогического сопровождениия
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нудьга Н.П. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ
села
______________/
«_____»______________20___г.
Положение
о службе психолого - педагогического и медико - социального (ППМС) сопровождения развития учащихся
в учебно -воспитательном процессе
1. Общие положения.
1.1. ППМС служба сопровождения предназначена для оказания помощи учащимся, имеющим трудности в обучении, личностном и социальном развитии; а также для проектирования и обеспечения условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья ребенка, для определения причин нарушения его личностного и социального развития.
1.2. ППМС службы сопровождения осуществляет свою деятельность на основании:
- приказа МО РФ № 636 от 22.10.99 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации",
- приказа МО РФ № 1418 от 15.05. 2000 "Об утверждении Примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения". Данные нормативно-правовых актов определяют организационно-методическую основу деятельности центра.
1.3. В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями управления образованием Октябрьского района, уставом МОУСОШ села Николо - Александровка, настоящим положением.
1.4. Деятельность службы базируется на общечеловеческих этических нормах, принципах гуманизации и дифференциации образовательного процесса.
1.5. Концептуальной основой деятельности службы является Педагогика Успеха.
2. Цели и задачи службы психолого - педагогического и медико - социального (ППМС) сопровождения развития учащихся в учебно -воспитательном процессе .
2.1. Целями ППМС службы сопровождения являются:
-
содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса; в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребенка;
-
оказание помощи учащимся школы в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;
-
оказание помощи учащимся школы в выборе образовательного маршрута, профессиональном и досуговом самоопределении;
-
содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни, профессионального и досугового самоопределения, самореализации личности.
2.2. Задачами ППМС службы сопровождения являются:
-
психологический анализ социальной ситуации развития в школе, выявление основных проблем у учащихся и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
-
раннее выявление учащихся с проблемами в обучении и личностном развитии;
-
выявление и сопровождение детей "группы риска";
-
разработка и реализация индивидуально и системно ориентированных программ профилактики и коррекции нарушений развития ребенка;
-
проектирование условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья обучающихся;
-
организация информационной поддержки учащихся, родителей, педагогов по основным направлениям деятельности ППМС службы;
-
формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса ППМС службы сопровождения (ИМДК).
3. Основные направления деятельности ППМС службы сопровождения:
3.1. Основные направления деятельности ППМС службы сопровождения :
-
выявление причин и механизмов нарушений в обучении, социальной адаптации;
-
определение "группы риска";
-
мониторинг состояния здоровья, успешности обучения и воспитания учащихся школы с целью динамического наблюдения за их развитием;
б) профилактическая и коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление следующих проблем:
-
трудностей в обучении;
-
проблем в эмоционально-волевой сфере;
-
проблем выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения;
-
формирования здорового образа жизни.
Коррекционная и профилактическая работа обеспечивает:
-
обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития возможностей организма;
-
формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;
-
содействие процессу развития личности учащегося, сохранению его индивидуальности на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социального педагога и учителя дефектолога (коррекционного педагога);
-
психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение
(ППМС-сопровождение) детей "группы риска"; -
ППМС-сопровождение учащихся с нарушениями в здоровье.
Консультативная деятельность предполагает оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении; в межличностных отношениях, проблемам выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения; формирования здорового образа жизни.
3.2. Основные направления деятельности ППМС службы сопровождения реализуются:
-
в процессе работы по соответствующим системно и индивидуально ориентированным программам сопровождения;
-
через систему индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
-
в работе семинаров, научно-практических конференций, психолого-педагогических консилиумов;
-
посредством ведения аналитической и прогностической деятельности.
4. Организация деятельности ППМС службы сопровождения.
4.1. ППМС службы сопровождения оказывает помощь учащимся:
-
самостоятельно обратившимся за помощью;
-
учащимся с проблемами в обучении, поведении, общении, выявленным в результате образовательного роцесса;
-
в результате обращения родителей (их законных представителей), учителей, классных руководителей, других участников образовательного процесса.
4.2. Основные направления деятельности ППМС службы сопровождения осуществляются:
• педагогами;
• инспектором по охране прав детей;
• советом профилактики.
4.3. Специалисты ППМС службы сопровождения осуществляют комплексное непрерывное сопровождение учащихся.
4.4. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов и других специалистов ППМС службы сопровождения оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании.
-
Алгоритм индивидуального сопровождения детей «группы риска».
Работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.
Положив в основу данный закон, мы разработали алгоритм организации индивидуального сопровождения детей «группы риска».
Схема 1 «Алгоритм организации индивидуального сопровождения
детей «группы риска»»
-
Диагностическая работа
Выявление детей с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики или в результате получения сигнала о проблеме от самого ребенка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения
Диагностическая работа осуществляется в следующих направлениях
-
беседа учителями и с классным руководителем;
-
беседа с родителями;
-
изучение особенностей развития;
-
изучение данных об успеваемости ребенка, анализ учебных проблем;
-
изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
-
сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
-
анализ социального портрета класса;
-
анализ социального портрета класса;
-
анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»)
Методы исследования:
-
Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики
-
Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
-
Метод наблюдения
-
Анкетирование
-
Интервью
-
Тестирование
-
Анализ документов
-
Индивидуальная профилактическая работа.
На основе анализа полученной информации инспектор по охране прав детей, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».
Основные задачи:
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство
Индивидуальное сопровождения ребенка группы социального риска включает в себя:
-
взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
-
организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
-
помощь в преодолении учебных затруднений;
-
помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
-
сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
-
организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
-
обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
-
защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения [4].
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
-
Метод воспитания - способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
-
Метод убеждения - применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
-
Метод побуждения - применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
-
Метод поощрения - выражение положительной оценки деятельности индивида
-
Метод порицания - реакция на нежелательные деятельность и поведение
Методы социально-психологической помощи:
-
Консультирование
-
Тренинг
-
Социальный патронаж
-
Групповые и индивидуальные занятия
Помощь ребенку в решении социально-эмоциональных проблем оказывается на разных уровнях, первый из которых - его ближайшее окружение: родители, классный руководитель, одноклассники и учителя. Следующим уровнем помощи будет специально организованное в образовательном учреждении сопровождение (психолого-медико-педагогический консилиум, служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем). Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить ребенку специализированную помощь вне школы. Педагог, осуществляющий сопровождение, поддерживающий постоянный контакт с различными учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям, является в таких случаях посредником. Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи учащимся он взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.
Схема1 «Организация взаимодействия индивидуального
сопровождения детей «группы риска»»
Администрация общеобразовательного учреждения
Классный руководитель
Ребенок
«группы риска»
Инспектор по охране прав детей
Учителя - предметники
Совет профилактики
Специалисты необходимые для индивидуального сопровождения конкретного ребенка (логопед, мед. работник и т.д.).
Примерный координационный план работы с детьми "группы риска":
Классный руководитель:
1. Организационная работа:
-
Составление социально-педагогического паспорта класса.
-
Составляет характеристики на детей "группы риска".
-
Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года.
-
Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Работа с родителями:
-
Осуществляет связь с родителями.
-
Посещает семьи детей "группы риска".
-
Проводит консультации для родителей (совместно с инспектором по охране прав детей).
-
Организует работу с родительским активом.
3. Работа с учащимися:
-
Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся.
-
Осуществляет контроль за текущей успеваемостью.
-
Способствует вовлечению трудных детей в кружки и секции.
-
Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
-
Занимается трудоустройством учащихся.
Инспектор по охране прав детей:
1. Организационная работа:
-
Проводит анкетирование учащихся.
-
Организует встречи с родителями.
-
Участвует в подборе классного руководителя (совместно с администрацией школы).
-
Составляет картотеки и сводные таблицы на детей «группы риска».
2. Работа с педагогическим коллективом:
-
Доводит до сведения учителей результаты тестирования.
-
Проводит консультации для учителей-предметников.
-
Разрабатывает рекомендации по работе с детьми "группы риска" и доводит их до сведения педагогов.
-
Выступает с сообщениями на педагогических советах и совещаниях.
-
Помогает классным руководителям в выборе тематики для классных часов.
-
Участвует в сохранении контингента и предупреждении "отсева" учащихся.
-
Проводит деловые игры для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми "группы риска".
3. Работа с родителями:
-
Посещает семьи детей "группы риска" (совместно с классным руководителем) с последующим составлением акта посещения учащегося на дому.
-
Приглашает детей "группы риска" и их родителей на малые педсоветы.
-
Проводит консультации для родителей.
-
Готовит сообщения на родительских собраниях.
-
Организует работу с родительским активом.
-
Участвует в работе малого педагогического совета (2-3 раза в полугодие).
4. Работа с учащимися:
-
Посещает уроки с целью наблюдения за учащимися.
-
Курирует успеваемость детей "группы риска" совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
-
Проводит профилактические беседы с детьми "группы риска".
-
Направляет детей "группы риска" (при необходимости) на консультацию к психологу.
-
Занимается трудоустройством учащихся.
Заместитель директора по воспитательной работе:
-
Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.
-
Организует летний пришкольный лагерь.
-
Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.
Малый педагогический совет:
-
Приглашает для беседы родителей.
-
Разбирает конфликтные ситуации детей "группы риска".
-
Предлагает учащимся и их родителям формы дальнейшего обучения ребенка.
-
Выходит (в случае необходимости) с административным письмом в отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних.
-
Направляет документацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, другие образовательные учреждения (специальные образовательные учреждения для детей с девиантным поведением).
-
Осуществляет систему контроля за обучением учащихся в школе (классный руководитель, социальный педагог).
Координатором действий комплексной группы специалистов по организации профилактической и коррекционной работы девиантного поведения несовершеннолетнего, совершившего общественно-опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, является Совет по профилактике правонарушений образовательного учреждения.
Алгоритм действий Совета по профилактике правонарушений по факту совершения ребенком правонарушения:
1. Поступление информации от субъектов профилактики о совершении ребенком
правонарушении.
-
Информирование всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (педагогический коллектив, родителей).
-
Внесение полной информации о несовершеннолетнем, совершившем общественно-опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, в карту учета.
-
Постановка несовершеннолетнего на внутришкольный учет.
-
Составление индивидуальной карты социального сопровождения несовершеннолетнего с привлечением всех специалистов системы профилактики.
6.При необходимости подготовка и направление материала в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав, личное участие в заседании - представление интересов ребенка.
-
Закрепление над несовершеннолетним общественного воспитателя.
-
Ведение банка данных несовершеннолетних данной категории.
Алгоритм действий классного руководителя:
-
Сбор информации, характеризующей ребенка, его окружение, семью.
-
Подготовка необходимых документов для постановки ребенка на внутришкольный учет.
-
Разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.
-
Разработка (корректировка) плана работы с родителями обучающихся детей.
5. Ходатайство перед администрацией школы, Советом по профилактике
правонарушений о закреплении над несовершеннолетним общественного
воспитателя.
6. Внесение вопроса о снятии с внутришкольного учета.
Алгоритм действий инспектора по охране прав детей образовательного учреждения:
1. Сбор информации о социальном неблагополучии детей, обучающихся в образовательном учреждении, или детях, совершивших правонарушения.
-
Изучение социально-педагогических особенностей личности ребенка, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с ребенком и родителями).
-
Составление индивидуальной карты сопровождения ребенка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки (постановка на бесплатное или льготное питание в школе, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, организация занятости детей во внеурочное время, индивидуальное трудоустройство и др.).
4. Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при
необходимости привлечение соответствующих служб для работы с ребенком.
-
При необходимости подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании КДН - представление интересов детей, вынесение вопроса о снятии с внутришкольного учета.
-
По необходимости внесение предложения и подготовка документов по устройству ребенка в социальной приют, на лишение родителей родительских прав, устройство в приемную семью.
-
Анализ социальной адаптации обучающегося и отчет по результатам профилактической работы на Совете по профилактике правонарушений, педагогическом Совете.
15