- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Программа Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савватеева Н.Л. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
КГКОУ «Детский дом № 17» на 2014-2017 г.г
1. Паспорт программы
Наименование программы
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Разработчики программы
Администрация КГКОУ «Детский дом № 17» п. Новый Ургал Верхнебуреинского района Хабаровского края
Сроки реализации программы
2014 - 2017 годы
Цель программы:
-
обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
-
создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Задачи программы:
-
повышение уровня воспитательно - профилактической работы с несовершеннолетними в условиях детского дома;
-
защита прав и законных интересов воспитанников детского дома;
-
раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
-
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников;
-
осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
-
развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;
-
осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни;
-
обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.
Исполнители программы
Педагогический коллектив КГКОУ «Детский дом № 17»: педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, воспитатели.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
-
преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Понятия, употребляемые в работе по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
3. Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
нарушения прав детей в области получения образования, на охрану здоровья, жильё и имущество и др.;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в КГКОУ «Детский дом № 17».
4. Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
5. Цель программы:
-
обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
-
создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
6. Задачи программы:
-
повышение уровня воспитательно - профилактической работы с несовершеннолетними в условиях детского дома;
-
защита прав и законных интересов воспитанников детского дома;
-
раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
-
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников;
-
осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
-
развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;
-
осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни;
-
обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.
7. Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
• директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели;
• представители правоохранительных органов;
• представители общественных организаций.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
-
преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.
9. Программа мероприятий
№ п/п
Мероприятия
Ответственные
Сроки выполне-ния
1. Подготовительные мероприятия
1
Анализ состояния воспитательно-профилактической работы
Зам. директора по УВР
Май 2014 г.
2
Подготовка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы
Зам. директора по УВР
В течение года
3.
Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей
Педагог-психолог
Ежегодно
4.
Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Зам. директора по УВР,
воспитатели
Ежегодно
5.
Разработка воспитательных часов «Легче предупредить, чем исправить»
Воспитатели
В течение года
2. Информационно-методическое обеспечение профилактики
(работа с педагогическим коллективом)
1.
Составление социального паспорта группы, детского дома
Воспитатели, социальный педагог
Ежегодно
2.
Уточнение банка данных воспитанников «группы риска»
Воспитатели, социальный педагог
Ежегодно
3.
Проведение семинаров на темы:
а) «Индивидуальные особенности подростков с отклонениями в поведении»;
б) «Возрастные особенности школьников»;
в) «Конфликты и пути их разрешения»
Педагог - психолог
По плану
4.
Педагогическое консультирование
Педагог - психолог
По запросу
5.
Обучение воспитателей методике проведения детских мероприятий в форме тренингов
Педагог - психолог
1 раз в четверть
6.
Проведение заседаний круглых столов с повестками:
1. «Пути решения проблем трудных подростков»;
2. «Организация профилактической работы со школьниками, имеющими вредные привычки
3. «Использование возможностей детского дома и учреждений дополнительного образования детей в формировании установок на ведение здорового образа жизни»
Зам. директора по УВР
1 раз в полугодие
7.
Правовая учеба воспитателей, воспитанников
Специалисты правоохранитель-ных органов
1 раз
в четверть
8.
Закрепление наставников за воспитанниками «группы риска», состоящими на внутридомовом учете и на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОПДН)
Зам. директора по УВР
По мере необходи-мости
9.
Разработка системы работы по выявлению учащихся, склонных к употреблению ПАВ.
Социальный педагог
В течение года
10.
Учеба воспитателей по проблеме «Система работы с «трудными» воспитанниками»
Педагог - психолог, социальный педагог
Постоянно
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних
1
Информирование воспитанников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния
Специалисты правоохранитель-ных органов
Ежегодно
2.
Вовлечение воспитанников в творческие объединения дополнительного образования (кружки, секции)
Педагоги дополнительного образования, воспитатели
Постоянно
3.
Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения:
• недель профилактики;
• правовых месячников;
• индивидуальной работы
Специалисты правоохранитель-ных органов, социальный педагог
В течение года
4.
Участие воспитанников в акциях:
• «Забота»;
• «Здоровье»;
• «Подросток»
Зам. директора
по УВР
Ежегодно
5.
Апробирование и внедрение планов индивидуально-профилактической работы с воспитанниками, состоящими на учете в ОДН, в детском доме
Зам. директора по УВР,
Социальный педагог
В течение года
6.
Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни»
Воспитатели
Ежегодно
7.
Организация отдыха воспитанников в каникулярное время
Администрация детского дома
Ежегодно
8.
Расширение представлений учащихся о нормах культурного поведения в обществе
Воспитатели, социальный педагог
Постоянно
9.
Проведение тематических недель профилактики:
а) «Выполняем Устав детского дома (права, обязанности, ответственность воспитанников)»;
б) «От пьянства до преступления - один шаг»;
в) «Проступок, правонарушение, преступление»;
г) «Опасные игры»;
д)«Профилактика употребления ПАВ»;
е)«Механизм действия Федерального закона "О запрете курения».
Зам. директора по УВР,
специалисты правоохранительных органов,
социальный педагог, педагог-психолог
По плану
10.
Изучение индивидуальных особенностей воспитанников:
а) наблюдение, тестирование;
б) интервью;
в) беседы;
г) анкетирование;
д) диагностика личности подростка и его социальных связей (методики «недописанный тезис», «фантастический выбор», «незаконченное письмо»)
Воспитатели, педагог-психолог
В течение года
11.
Подготовка социального паспорта группы и детского дома; подготовка характеристик на воспитанников
Воспитатели, социальный педагог
Один раз в полугодие
12.
Наблюдение за воспитанниками в различных ситуациях:
а) школа (учеба, труд);
б) участие во внеклассных мероприятиях;
в) досуговые предпочтения;
г) наличие профессиональных направленностей
Педагогический состав детского дома
Постоянно
5. Совместная работа субъектов профилактики
1
Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами
Администрация,
Специалисты ОПДН, правоохранительных органов
Ежегодно
2.
Совместная работа педагогов детского дома и органов правопорядка по:
• выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
• формированию навыков законопослушного поведения
Администрация,
Специалисты ОПДН, правоохранительных органов
Ежегодно
3.
Неделя профилактики
Заместитель директора по УВР
По плану
4.
Организация круглых столов, бесед, лекций с воспитанниками по профилактике правонарушений
Администрация,
Специалисты ОПДН, правоохранительных органов
Ежегодно
5.
Проведение операций: «Подросток», «Всеобуч»
Администрация,
Специалисты правоохранительных органов
Ежегодно
6. Вовлечение общественности в работу по профилактике
правонарушений несовершеннолетних
1.
Совместные мероприятия педагогов детского дома и представителей ОПДН, правоохранительных органов, общественных организаций
Администрация,
Специалисты ОПДН, общественных организаций
Ежегодно
2.
Социально-педагогическое взаимодействие всех специалистов детского дома, правоохранительных органов, общественных организаций
Администрация детского дома
В течение года
7. Контроль
1.
Создание системы мониторинга реализации программы
Зам. директора по УВР
В течение года
2.
Сравнительный анализ правонарушений и преступлений воспитанников (по полугодиям)
Социальный педагог
2 раза в год
3.
Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения воспитанников «группы риска»
Воспитатели
Ежегодно
8. Информационная работа
1
Выпуск буклетов: «Профилактика», «О вреде алкоголя и курения», «Проблемный ребенок - кто он?», «Легче предупредить, чем...»
Воспитатели
Сентябрь
2.
Размещение материалов на сайте детского дома
Зам. директора по УВР
Постоянно
3.
Разработка методических рекомендаций по здоровьесбережению, профилактике вредных привычек
Педагог-психолог, социальный педагог
Постоянно
4.
Конкурсы плакатов, рисунков по актуальным проблемам
Воспитатели
В течение года
7