Программа Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
КГКОУ «Детский дом № 17» на 2014-2017 г.г


1. Паспорт программы

Наименование программы

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Разработчики программы

Администрация КГКОУ «Детский дом № 17» п. Новый Ургал Верхнебуреинского района Хабаровского края

Сроки реализации программы

2014 - 2017 годы

Цель программы:

  • обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  • создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Задачи программы:

  • повышение уровня воспитательно - профилактической работы с несовершеннолетними в условиях детского дома;

  • защита прав и законных интересов воспитанников детского дома;

  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников;

  • осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;

  • осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни;

  • обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.

Исполнители программы

Педагогический коллектив КГКОУ «Детский дом № 17»: педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, воспитатели.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы


  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.

2. Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

3. Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

нарушения прав детей в области получения образования, на охрану здоровья, жильё и имущество и др.;

рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

омоложение преступности;

увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в КГКОУ «Детский дом № 17».

4. Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Указы Президента РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

5. Цель программы:

  • обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  • создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

6. Задачи программы:


  • повышение уровня воспитательно - профилактической работы с несовершеннолетними в условиях детского дома;

  • защита прав и законных интересов воспитанников детского дома;

  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних воспитанников;

  • осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей «группы риска», привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;

  • осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни;

  • обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.

7. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

• директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели;

• представители правоохранительных органов;

• представители общественных организаций.

8. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.

9. Программа мероприятий


№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполне-ния

1. Подготовительные мероприятия

1

Анализ состояния воспитательно-профилактической работы

Зам. директора по УВР

Май 2014 г.

2

Подготовка нормативно-правовой базы по организации профилактической работы

Зам. директора по УВР

В течение года

3.

Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей

Педагог-психолог

Ежегодно

4.

Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Зам. директора по УВР,

воспитатели

Ежегодно

5.

Разработка воспитательных часов «Легче предупредить, чем исправить»

Воспитатели

В течение года

2. Информационно-методическое обеспечение профилактики

(работа с педагогическим коллективом)

1.

Составление социального паспорта группы, детского дома

Воспитатели, социальный педагог

Ежегодно

2.

Уточнение банка данных воспитанников «группы риска»

Воспитатели, социальный педагог

Ежегодно

3.

Проведение семинаров на темы:

а) «Индивидуальные особенности подростков с отклонениями в поведении»;

б) «Возрастные особенности школьников»;

в) «Конфликты и пути их разрешения»

Педагог - психолог

По плану

4.

Педагогическое консультирование

Педагог - психолог

По запросу

5.

Обучение воспитателей методике проведения детских мероприятий в форме тренингов

Педагог - психолог

1 раз в четверть

6.

Проведение заседаний круглых столов с повестками:

1. «Пути решения проблем трудных подростков»;

2. «Организация профилактической работы со школьниками, имеющими вредные привычки

3. «Использование возможностей детского дома и учреждений дополнительного образования детей в формировании установок на ведение здорового образа жизни»

Зам. директора по УВР

1 раз в полугодие

7.

Правовая учеба воспитателей, воспитанников

Специалисты правоохранитель-ных органов

1 раз

в четверть

8.

Закрепление наставников за воспитанниками «группы риска», состоящими на внутридомовом учете и на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОПДН)

Зам. директора по УВР

По мере необходи-мости

9.

Разработка системы работы по выявлению учащихся, склонных к употреблению ПАВ.

Социальный педагог

В течение года

10.

Учеба воспитателей по проблеме «Система работы с «трудными» воспитанниками»

Педагог - психолог, социальный педагог

Постоянно

3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних

1

Информирование воспитанников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния

Специалисты правоохранитель-ных органов

Ежегодно

2.

Вовлечение воспитанников в творческие объединения дополнительного образования (кружки, секции)

Педагоги дополнительного образования, воспитатели

Постоянно

3.

Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения:

• недель профилактики;

• правовых месячников;

• индивидуальной работы

Специалисты правоохранитель-ных органов, социальный педагог

В течение года

4.

Участие воспитанников в акциях:

• «Забота»;

• «Здоровье»;

• «Подросток»

Зам. директора

по УВР

Ежегодно

5.

Апробирование и внедрение планов индивидуально-профилактической работы с воспитанниками, состоящими на учете в ОДН, в детском доме

Зам. директора по УВР,

Социальный педагог

В течение года

6.

Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни»

Воспитатели

Ежегодно

7.

Организация отдыха воспитанников в каникулярное время

Администрация детского дома

Ежегодно

8.

Расширение представлений учащихся о нормах культурного поведения в обществе

Воспитатели, социальный педагог

Постоянно

9.

Проведение тематических недель профилактики:

а) «Выполняем Устав детского дома (права, обязанности, ответственность воспитанников)»;

б) «От пьянства до преступления - один шаг»;

в) «Проступок, правонарушение, преступление»;

г) «Опасные игры»;

д)«Профилактика употребления ПАВ»;

е)«Механизм действия Федерального закона "О запрете курения».

Зам. директора по УВР,

специалисты правоохранительных органов,

социальный педагог, педагог-психолог

По плану

10.

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников:

а) наблюдение, тестирование;

б) интервью;

в) беседы;

г) анкетирование;

д) диагностика личности подростка и его социальных связей (методики «недописанный тезис», «фантастический выбор», «незаконченное письмо»)

Воспитатели, педагог-психолог

В течение года

11.

Подготовка социального паспорта группы и детского дома; подготовка характеристик на воспитанников

Воспитатели, социальный педагог

Один раз в полугодие

12.

Наблюдение за воспитанниками в различных ситуациях:

а) школа (учеба, труд);

б) участие во внеклассных мероприятиях;

в) досуговые предпочтения;

г) наличие профессиональных направленностей

Педагогический состав детского дома

Постоянно

5. Совместная работа субъектов профилактики

1

Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами

Администрация,

Специалисты ОПДН, правоохранительных органов

Ежегодно

2.

Совместная работа педагогов детского дома и органов правопорядка по:

• выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними;

• формированию навыков законопослушного поведения

Администрация,

Специалисты ОПДН, правоохранительных органов

Ежегодно

3.

Неделя профилактики

Заместитель директора по УВР

По плану

4.

Организация круглых столов, бесед, лекций с воспитанниками по профилактике правонарушений

Администрация,

Специалисты ОПДН, правоохранительных органов

Ежегодно

5.

Проведение операций: «Подросток», «Всеобуч»

Администрация,

Специалисты правоохранительных органов

Ежегодно

6. Вовлечение общественности в работу по профилактике

правонарушений несовершеннолетних

1.

Совместные мероприятия педагогов детского дома и представителей ОПДН, правоохранительных органов, общественных организаций

Администрация,

Специалисты ОПДН, общественных организаций

Ежегодно

2.

Социально-педагогическое взаимодействие всех специалистов детского дома, правоохранительных органов, общественных организаций

Администрация детского дома

В течение года

7. Контроль

1.

Создание системы мониторинга реализации программы

Зам. директора по УВР

В течение года

2.

Сравнительный анализ правонарушений и преступлений воспитанников (по полугодиям)

Социальный педагог

2 раза в год

3.

Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения воспитанников «группы риска»

Воспитатели

Ежегодно

8. Информационная работа

1

Выпуск буклетов: «Профилактика», «О вреде алкоголя и курения», «Проблемный ребенок - кто он?», «Легче предупредить, чем...»

Воспитатели

Сентябрь

2.

Размещение материалов на сайте детского дома

Зам. директора по УВР

Постоянно

3.

Разработка методических рекомендаций по здоровьесбережению, профилактике вредных привычек

Педагог-психолог, социальный педагог

Постоянно

4.

Конкурсы плакатов, рисунков по актуальным проблемам

Воспитатели

В течение года

7


© 2010-2022