Профессиональные затруднения социальных педагогов

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Профессиональные затруднения социальных педагогов»

Прокопенко А.В.


Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня педагога, создает основу для выявления затруднений в его профессиональной деятельности, способствует глубокому осознанию знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приемов профессиональной деятельности.

Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога. Следует уточнить, что, как показывает практика, профессиональные затруднения встречаются у многих педагогов вне зависимости от их стажа,

уровня квалификации, в любой из периодов их

профессиональной деятельности.

Так, например, можно выделить затруднения педагогов на различных этапах профессионального развития, руководствуясь общепринятыми в педагогике подходами к этому процессу профессионализации:

1. Этап самоопределения, идентификации и адаптации.

2. Этап самовыражения, накопления опыта и создания индивидуального стиля деятельности.

3. Этап самоактуализации в совместной деятельности с учащимися.

Профессиональное развитие зависит от готовности и способности педагога к активному выбору адекватных средств преобразования профессиональной деятельности либо самого себя как субъекта этой деятельности в процессе саморазвития.

Анализ профессиональных затруднений на различных этапах личностно-профессионального развития педагогов позволяет классифицировать их по некоторым направлениям профессиональной деятельности. Так, представляется возможным определить затруднения в области:

- правил и норм педагогической деятельности, в том числе и требований, предъявляемых к ней в конкретном образовательном учреждении;

- определения профессионально-значимых качеств, позволяющих быть эффективным педагогом у себя в образовательном учреждении;

- целеполагания (определения целей обучения, воспитания, развития учащихся);

- содержания преподаваемого предмета;

- содержания дополнительного образования детей;

- знания психолого-педагогических особенностей учащихся;

- методики инновационной, исследовательской деятельности;

- непрерывного профессионального педагогического образования, включая способы самообразования.

Все обозначенные профессиональные затруднения педагогов логично будет отнести к группам: общепедагогические, психолого-педагогические, научно-теоретические, методические и коммуникативные. Собственно эти группы профессиональных затруднений и будут являться, с нашей точки зрения, критериями диагностики профессиональных затруднений педагогов.

Проблемы мотивации - проблемы, связанные с ответом на вопрос: «Ради чего работает педагог. Важно осознавать, что эти проблемы имеют психологический аспект мотивации труда педагога (А. Г. Здравомыслов и В. С. Ядов, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Под профессиональными мотивами и потребностями педагогов мы понимаем такие мотивы, которые подвигают субъекта к совершенствованию собственной деятельности - ее способов, средств, форм, методов и т. п., то есть мотивы и потребности педагога, дающие ему профессиональный рост.

Выделение профессиональных затруднений по принадлежности к одной из пяти составляющих профессиональной компетентности педагога позволяет с достаточной степенью точности определить трудности в содержании профессиональных знаний, необходимых педагогу для формирования той или иной профессиональной компетенций, а также составить полимотивационный профиль профессиональных потребностей специалиста.

Цель Карты - упорядочить и оптимизировать оценивание затруднений в профессиональной деятельности педагога, придать оценке максимально комплексный и всесторонний характер и объективизировать с помощью суммарного балла, который основывается на многих параметрах и может быть выражен количественно. Карта позволяет, помимо количественного, произвести качественный анализ затруднений и потребностей педагога в той или иной области его профессиональной деятельности.

Работа с Картой осуществляется через последовательное оценивание профессиональных затруднений и потребностей педагогов с позиции «три» к позиции «один» и производится в три этапа.

На первом этапе осуществляется анализ и оценка каждого показателя в отдельности. Вторым этапом заполнения карты служит подсчет суммы баллов по всем показателям отдельно взятого содержательного аспекта профессиональных затруднений педагога и нахождение среднего арифметического балла по этому содержательному аспекту. На третьем этапе делается вывод в целом о наличии некоторых проблем в отдельно выделенной изучаемой области профессиональных затруднений потребностей педагога. Завершающий этап работы с картой состоит в анализе комплекса профессиональных затруднений и потребностей педагога, разрабатываются рекомендации по их преодолению (нивелированию).

Примечание:

0 баллов выставляется в том случае, когда показатель не проявляется или слабо выражен.

1 балл выставляется в том случае, когда показатель проявляется редко или недостаточно выражен.

2 балла выставляется в том случае, когда показатель проявляется часто и достаточно выражен.

3 балла выставляется в том случае, когда показатель проявляется всегда и ярко выражен.


Уровни профессиональных затруднений педагогов

Уровень профессиональных затруднений

Области профессиональных затруднений педагогов / баллы

Общепедагогическая

Научно-теоретическая

Методическая

Психолого-педагогическая

Коммуникативная

Высокий уровень: ярко выраженные затруднения

0-3

0-1

0-1

0-2

0-2

Критический уровень: затруднения проявляют-ся часто, достаточно вы-ражены

4-8

2-4

2-4

3-6

3-6

Допустимый уровень: затруднения проявляют-ся редко, недостаточно выражены

9-13

5-7

5-7

7-10

7-10

Оптимальный уровень: затруднения не проявля-ются, слабо выражены

14-15

8-9

8-9

11-12

11-12


© 2010-2022