- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Профессиональные затруднения социальных педагогов
Профессиональные затруднения социальных педагогов
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Прокопенко А.В. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
«Профессиональные затруднения социальных педагогов»
Прокопенко А.В.
Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня педагога, создает основу для выявления затруднений в его профессиональной деятельности, способствует глубокому осознанию знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приемов профессиональной деятельности.
Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.
Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога. Следует уточнить, что, как показывает практика, профессиональные затруднения встречаются у многих педагогов вне зависимости от их стажа,
уровня квалификации, в любой из периодов их
профессиональной деятельности.
Так, например, можно выделить затруднения педагогов на различных этапах профессионального развития, руководствуясь общепринятыми в педагогике подходами к этому процессу профессионализации:
1. Этап самоопределения, идентификации и адаптации.
2. Этап самовыражения, накопления опыта и создания индивидуального стиля деятельности.
3. Этап самоактуализации в совместной деятельности с учащимися.
Профессиональное развитие зависит от готовности и способности педагога к активному выбору адекватных средств преобразования профессиональной деятельности либо самого себя как субъекта этой деятельности в процессе саморазвития.
Анализ профессиональных затруднений на различных этапах личностно-профессионального развития педагогов позволяет классифицировать их по некоторым направлениям профессиональной деятельности. Так, представляется возможным определить затруднения в области:
- правил и норм педагогической деятельности, в том числе и требований, предъявляемых к ней в конкретном образовательном учреждении;
- определения профессионально-значимых качеств, позволяющих быть эффективным педагогом у себя в образовательном учреждении;
- целеполагания (определения целей обучения, воспитания, развития учащихся);
- содержания преподаваемого предмета;
- содержания дополнительного образования детей;
- знания психолого-педагогических особенностей учащихся;
- методики инновационной, исследовательской деятельности;
- непрерывного профессионального педагогического образования, включая способы самообразования.
Все обозначенные профессиональные затруднения педагогов логично будет отнести к группам: общепедагогические, психолого-педагогические, научно-теоретические, методические и коммуникативные. Собственно эти группы профессиональных затруднений и будут являться, с нашей точки зрения, критериями диагностики профессиональных затруднений педагогов.
Проблемы мотивации - проблемы, связанные с ответом на вопрос: «Ради чего работает педагог. Важно осознавать, что эти проблемы имеют психологический аспект мотивации труда педагога (А. Г. Здравомыслов и В. С. Ядов, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Под профессиональными мотивами и потребностями педагогов мы понимаем такие мотивы, которые подвигают субъекта к совершенствованию собственной деятельности - ее способов, средств, форм, методов и т. п., то есть мотивы и потребности педагога, дающие ему профессиональный рост.
Выделение профессиональных затруднений по принадлежности к одной из пяти составляющих профессиональной компетентности педагога позволяет с достаточной степенью точности определить трудности в содержании профессиональных знаний, необходимых педагогу для формирования той или иной профессиональной компетенций, а также составить полимотивационный профиль профессиональных потребностей специалиста.
Цель Карты - упорядочить и оптимизировать оценивание затруднений в профессиональной деятельности педагога, придать оценке максимально комплексный и всесторонний характер и объективизировать с помощью суммарного балла, который основывается на многих параметрах и может быть выражен количественно. Карта позволяет, помимо количественного, произвести качественный анализ затруднений и потребностей педагога в той или иной области его профессиональной деятельности.
Работа с Картой осуществляется через последовательное оценивание профессиональных затруднений и потребностей педагогов с позиции «три» к позиции «один» и производится в три этапа.
На первом этапе осуществляется анализ и оценка каждого показателя в отдельности. Вторым этапом заполнения карты служит подсчет суммы баллов по всем показателям отдельно взятого содержательного аспекта профессиональных затруднений педагога и нахождение среднего арифметического балла по этому содержательному аспекту. На третьем этапе делается вывод в целом о наличии некоторых проблем в отдельно выделенной изучаемой области профессиональных затруднений потребностей педагога. Завершающий этап работы с картой состоит в анализе комплекса профессиональных затруднений и потребностей педагога, разрабатываются рекомендации по их преодолению (нивелированию).
Примечание:
0 баллов выставляется в том случае, когда показатель не проявляется или слабо выражен.
1 балл выставляется в том случае, когда показатель проявляется редко или недостаточно выражен.
2 балла выставляется в том случае, когда показатель проявляется часто и достаточно выражен.
3 балла выставляется в том случае, когда показатель проявляется всегда и ярко выражен.
Уровни профессиональных затруднений педагогов
Уровень профессиональных затруднений
Области профессиональных затруднений педагогов / баллы
Общепедагогическая
Научно-теоретическая
Методическая
Психолого-педагогическая
Коммуникативная
Высокий уровень: ярко выраженные затруднения
0-3
0-1
0-1
0-2
0-2
Критический уровень: затруднения проявляют-ся часто, достаточно вы-ражены
4-8
2-4
2-4
3-6
3-6
Допустимый уровень: затруднения проявляют-ся редко, недостаточно выражены
9-13
5-7
5-7
7-10
7-10
Оптимальный уровень: затруднения не проявля-ются, слабо выражены
14-15
8-9
8-9
11-12
11-12