Выступление Духовно-нравственное воспитание школьников

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции школьников в современном мире (из опыта работы 291 школы).

Калинина Ирина Равильевна, заместитель директора по воспитательной работе, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Тихонова Наталья Юрьевна, социальный педагог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Яковлева Ирина Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 291 Красносельского района Санкт-Петербурга.

В описаниях и характеристиках современного общества очень часто встречается термин «бездуховность». Действительно, воспитательное воздействие информационной среды снижается, через средства информации в массовое сознание внедряется культ потребления, жестокости, насаждаются ценности, принятые в западном мире. На всех социальных уровнях в той или иной степени ощущаются регрессивные тенденции в области морали и нравственности. Эта проблема осознается и институтом власти, поэтому в Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, ст. 87, п. 1;

концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации в сфере общего образования, разработанная в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 п. 6 «Образовательные программы») определена значимость и актуальность патриотического воспитания. Подчеркивается, что человеку и гражданину России необходимо знать историю своей страны, духовные истоки и традиции, чтобы научиться понимать и оценивать происходящие сегодня события. Системе образования отводится ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, усвоение подрастающим поколением понятий Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции укладываются в понятие «нравственное развитие», которое, в свою очередь, вытекает из теории развития личности и может быть понято только в ее контексте. Нравственность как внутренняя категория, отражает процессы, зарождается и претерпевает сложное развитие внутри индивидуума, поэтому формирование гражданско-патриотической позиции можно рассматривать как психопедагогический процесс, на который можно влиять через эмоционально-волевую сферу личности, используя основной социально-педагогический арсенал.

Понятно, что воспитание всех лучших качеств, таких как: милосердие, гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, патриотизм начинается в семье. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка, они призваны научить его ценить окружающий мир во всех его проявлениях. Именно родители закладывают основы нравственного развития ребенка. [1] Однако, не каждая семья строит воспитательный процесс в таком ключе, всерьез поразмыслить о перспективах своей родительской стратегии способны, увы, немногие. Поэтому, объектом особого внимания педагогов должна стать работа с семьей. Чёткая задача сотрудничества с родителями в воспитании детей и формировании нравственного идеала, и получении детьми опыта социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам, на практике сталкивается с множеством проблем. Родительское сообщество - это поликультурная, разностатусная среда. Разнообразие мотиваций родительского поведения добавляет сложности в выстраивании социально-педагогического взаимодействия, но, не отменяет его. Процесс работы с семьей в рамках каждого учреждения должен пройти стадию серьезного анализа и осмысления, для того, чтобы совместная социально-педагогическая деятельность семьи и школы была продуктивной и являлась компонентом общей стратегии воспитательного воздействия.

Целостность всей деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в школе придается ее включением в систему духовно-нравственного воспитания, реализуемую образовательным учреждением. В контексте системы у учащихся формируется общая культура, патриотические чувства к России, к своей малой Родине, ответственное понимание своего гражданского долга и конституционных обязанностей. Эти аспекты реализуются через программу гражданско-патриотического воспитания, выбранную школой.

Программа должна способствовать:

  • созданию условий для развития нравственной, социально-активной личности, понимающей свою гражданскую ответственность перед Отечеством;

  • реализации системы программных мероприятий патриотической направленности и оценки их эффективности;

  • снижению уровня правонарушений и вредных привычек школьников посредством реализации мероприятий программы;

  • преемственности педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию;

  • воспитанию и развитию гражданско-патриотической позиции ребёнка.

Результативность деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в современных образовательных учреждениях проявляется в динамике таких показателей, как:

- гражданское образование в школах приобретает системность, жизнь многих школ строится на демократических принципах;

- появляются и развиваются общественно-активные школы;

- возрождается трудовое движение школьников;

- создается и развивается сеть детских и молодежных общественных организаций.

Полнота реализации программ и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию в каждой конкретной школе является одной из приоритетных задач заместителя директора по ВР, социального педагога, классных руководителей, других участников образовательного процесса.

В школе № 291 Красносельского района уделяется большое внимание обеспечению воспитательного процесса, сплочению детского коллектива. Это обстоятельство обусловлено особенностями контингента школьников: более 60% учащихся относятся к категориям, нуждающимся в социально-педагогической поддержке. Школе всего пять лет, однако, система воспитательной работы выстроена и особое место в ней отводится гражданско-патриотическому воспитанию. В учреждении реализуется программа «Я - гражданин России».

В школе готовятся тематические проекты, проводятся интересные мероприятия. Так, в 2014-2015 учебном году, в юбилейном году Победы, среди учащихся 5-11 классов реализован проект «Книга памяти», который вырос из внутриклассных проектов «Книги судеб». На конкурс видеопроектов представлен фильм «Правнуки Победы», в котором учащиеся школы рассказывают о своих воевавших родственниках. Этот видеопродукт неоднократно транслировался по школьной сети и собрал много положительных отзывов от родителей и ветеранов войны. Традиционным стало участие представителей ученических коллективов в акции «Бессмертный полк». Дети с удовольствием включились в акцию «Герои улиц», организованную для жителей нашего микрорайона и носящую информационно-просветительный характер. В школе прошли торжественные мероприятия по вручению памятных медалей заслуженным жителям Красносельского района в честь юбилея Победы. Около тысячи ветеранов войны и труда получили поздравления и посмотрели концертную программу, подготовленную силами учащихся школы. В нашем учреждении состоялась тематическая встреча «Герои Отечества», на которую были приглашены десять орденоносцев: Героев Советского Союза и Героев Отечества. Это социальный опыт, который помогает поддерживать связь поколений, через живые, неформальные контакты происходит преемственность гражданской позиции, которая укрепляет, в конечном итоге, основы государственности.

Важным компонентом в воспитательной системе является социальное партнерство. В русле гражданско-патриотического воспитания в школе налажено сотрудничество с университетом МВД: офицеры приглашаются на традиционный смотр строя и песни, происходит сотрудничество и обмен экспонатами и различными материалами между музеем университета, и музеем нашей школы, который является единственным в городе интерактивным школьным музей, занятия в нем проводят сами школьники.

Представители поискового отряда Красносельского района приглашаются для чтения курса лекций по истории района и Великой Отечественной войны в целом. Совместно с молодёжными организациями района проводятся мероприятия правовой, оздоровительной, профориентационной, патриотической, трудовой направленностей. Создаются условия для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию на базе школы. Создан отряд из старшеклассников «Юнармеец», который традиционно успешно представляет школу на городском одноименном конкурсе. Налажено взаимодействие с районными средствами массовой информации (встречи с интересными людьми, возможность печатать свои произведения, доклады, статьи в районной газете, в Интернете).

В решении воспитательных задач, встающих в процессе внедрения программы гражданско-патриотического воспитания, коллектив старается использовать весь современный арсенал средств, методов и педагогических технологий. Особое внимание уделяется использованию коммуникативных технологий. Активно применяется технология диалогового взаимодействия, при использовании которой, педагог может ненавязчиво корректировать продвижение каждого ученика, создавая ситуацию успеха, формируя качества толерантности, патриотизма. [3] Проводятся круглые столы, диспуты, познавательные игры.

Школа позиционирует себя как информационное учреждение XXI века, поэтому использование мультимедийных технологий - повседневное средство образовательного и воспитательного воздействия. Любые проекты, продукты детского видеотворчества, информационные материалы доступны вниманию всех участников образовательного процесса через школьную трансляционную сеть (плазменные панели размещены в каждой школьной рекреации). Поддерживается и оказывается содействие расширению патриотической тематики в теле-радиорепортажах (в школе своя теле-радиостудия), стенгазетах, творческих работах. Обеспечен доступ к информационным ресурсам архивов, музея, библиотеки для подготовки материалов по патриотической тематике.

Особым рычагом воздействия на формирование гражданской позиции, самостоятельности и ответственности является система самоуправления школьников. В школе действует Совет учащихся. Ученики старших классов имеют возможность реализовать свой лидерский потенциал, повысить самооценку, участвуя в днях самоуправления, организуя различные мероприятия для младших школьников, классные часы, Уроки Мужества. Система самоуправления - важный инструмент педагогического воздействия на формирование социально-ориентированных качеств личности школьников.

Участие школьников в этой системе способно пробудить гражданскую ответственность за ближние окружение, а в дальнейшем за страну в целом; способствует самореализации через раскрытие и актуализацию личностного потенциала; развивает правовое сознание и законопослушание.

Понятно, что устойчивые духовно-нравственные личностные характеристики школьников возможно сформировать, используя весь педагогический арсенал. Важно при этом оценивать и анализировать процесс реализации воспитательных инициатив (от замысла до воплощения). Опыт нашей воспитательной службы говорит о том, что при системной организации работы по выбранному направлению возможно добиться ощутимого роста реализованных инициатив и результативности в течение трех лет.

Все же сроки не имеют значения, потому что главное - итог социально-педагогической деятельности школы. Самое важное приобретение, которое должны получить школьники в период детства и ученичества - это вера в себя, осознание собственной бесконфликтной национальной идентичности и принадлежности, своих корней, которое можно выразить кратко: «Я - с семьей. Я - со страной. Страна - со мной».


Используемая литература

  1. «Конвенция о правах ребёнка» (принята резолюцией №44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 22.11.1989. Вступила в силу для России 15.09.1990) // ст.18. - М.: ООО «Издательство «КНОРУС», 2015. - 32 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации в сфере общего образования, разработанная в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 п. 6 «Образовательные программы»). - nou-gelios.ru/assets/files/dokumentyi/FGOS/koncepciya-duhovnaya.pdf

  3. Жукова, Н.А. Вариативность организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении/Н.А. Жукова, Т.Б. Казачкова.- СПб.: НОУ «Экспресс», 2012.- 100 с.


© 2010-2022