Самообразовательная компетентность-как основа образовательной деятельности будущего специалиста

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самообразовательная компетентность - как основа образовательной и профессиональной деятельности будущего специалиста




Аннотация: в статье рассматривается значение самообразовательной компетентности в становлении образовательных и профессиональных компетенций будущих специалистов, а также структура и этапы развития данной компетентности в процессе обучения студентов вуза.


Качественные изменения в экономической и научно-технической сфере, вхождение России в мировое экономическое и образовательное пространство определяют объективную потребность в кардинальном реформировании процесса подготовки специалистов в различных областях деятельности.

В настоящее время на рынке труда сложилась ситуация, свидетельствующая о том, что только компетентные, самоорганизованные и инициативные специалисты, способные самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане, являются конкурентоспособными и наиболее востребованными [1].

Выпускник образовательного учреждения не умеющий обновлять оперативную часть своего культурного опыта не может считаться подготовленным к жизни. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельном поиске знаний, в процессе самообразовательной деятельности. Данная проблема особенно остро стоит в решении задачи организации самообразования студентов в условиях вузовского обучения и представления самообразовательной деятельности как неотъемлемой части и естественной составной части его образа жизни [2].

Действительно, основной целью компетентностного подхода в образовании является формирование способности к самообразовательной деятельности (способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности), а организационной основой образовательного процесса в рамках данного подхода является учебная самостоятельная деятельность (создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения различных проблем). Однако, если цель и сам образовательный процесс непосредственно связаны с самостоятельной деятельностью, то и результат данного процесса должен иметь ее специфику. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование ключевых компетентностей.

По-мнению А.В. Хуторского, целью образовательной деятельности в контексте компетентностного подхода является овладение образовательной компетенцией, которая представляет собой «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности». Определив понятие образовательных компетенций, А.В. Хуторской предлагает их трехуровневую иерархию:

  1. ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

  2. общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

  3. предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Формулировки ключевых компетенций и тем более их систем представляют наибольший разброс мнений. При этом в научной сфере используется как европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенции личностного самосовершенствования [4].___Проанализировав содержательное наполнение данных групп компетенций, представленное А.В. Хуторским, можно заметить, что практически в каждой из них присутствует тот или иной элемент, характеризующий собой учебную самостоятельную деятельность. Например, ценностно-смысловые компетенции обеспечивают механизм самоопределения обучающегося; учебно-познавательные компетенции обеспечивают сферу самостоятельной познавательной деятельности, рефлексию и самооценку; информационные компетенции отражают умения самостоятельно оперировать информацией; социально трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения, а компетенции личностного самосовершенствования практически полностью основываются на самостоятельной деятельности, так как направлены на освоение способами самопознания, саморазвития, саморегуляции, самоподдержки и т.п. Таким образом, содержательными элементами ключевых компетенций являются различные конструкты учебной самостоятельной деятельности.

Однако следует разводить понятия «самостоятельная работа», «самообразовательная деятельность» и «самообразование». Принципиальное отличие понятий «самостоятельная работа» и «самообразовательная деятельность» заключается в том, что самостоятельная работа студента, в основном, побуждается и управляется извне, а самообразовательная деятельность - внутренними мотивами, выходящими за рамки учебных.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по данному вопросу, учеными не всегда четко разделяются понятия «самообразование» и «самообразовательная деятельность». Часто они определяются как синонимы, некоторые исследователи разделяют данные понятия на основании процессов, измеряющих их объем и уровень самостоятельности. Если целями самообразования являются процессы самосовершенствования, самовоспитания, саморазвития, то целью самообразовательной деятельности - самообучение, то есть полностью или частично самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков, которые обычно связывают с процессом обучения (Ю.К. Бабанский, А.К. Громцева, Ю.Е. Калугин, Ю.Н. Колюткин, И.Я. Лернер, А.М. Смолкин, Н.Ф. Талызина и др.) [5].

С точки зрения О.А. Зуевой, Л.И. Наумченко, которые разделяют понятия «самообразование» и «самостоятельная работа» студентов, «студенческое самообразование - это интеграция разрозненных элементов самостоятельной познавательно-практической деятельности в единый комплекс интеллектуального труда, сознательно и систематически выполняемого каждым студентом в различных звеньях учебного процесса и внеаудиторной работы». Самостоятельная работа же отличается своей бессистемностью, недостаточными знаниями студентами требований научной организации, гигиены и культуры умственного труда, отсутствием устойчивых и педагогически обоснованных умений планировать бюджет времени и виды деятельности, самоконтроля и самопроверки ее результатов [3].

На основе анализа различных точек зрения по данному вопросу (В.Б. Бондаревского, А.Я. Найна, Г.Н. Серикова, Г.М. Коджаспировой, Б.Г. Матюнина, Т.В. Борисовой, И.А. Редковец) мы установили, что основными характеристиками самообразовательной деятельности (самообразования) выступают: 1) самостоятельность; 2) организованность; 3) целенаправленность; 4) систематичность; 5) многоаспектность, множественность; 6) самообучение, индивидуализация; 7) связь с непрерывным образованием; 8) субъектность [5].

Рассматривая данные признаки, можно отметить, что самостоятельность - это не только качество личности, характеризующее в некоторой степени ее автономность, но и прежде всего необходимое условие и результат учебной самостоятельной деятельности. Организованность характеризует возможность субъекта самому планировать, управлять, контролировать и оценивать свою деятельность, то есть заниматься самоорганизацией, самооценкой и самоконтролем своей жизнедеятельности. Целенаправленность заключается в наличии прогностических умений самостоятельного определения целей и выбора путей их решения. Систематичность, многоаспектность, связь с непрерывным образованием определяют самообразовательную деятельность как некий конструкт, в основе которого лежит система, отражающая потребность, возможность и готовность осуществлять деятельность по самостоятельному приобретению знаний, опыта и т.п. Данная система представляет собой не что иное, как учебную самостоятельную деятельность, направленную на непрерывное самообразование. А субъектность как особенность самообразовательной деятельности характеризует собой личностный уровень рассмотрения учебной самостоятельной деятельности. Таким образом, самообразовательная деятельность - это такой вид учебной деятельности, в котором студент действует как субъект, реализующий полностью учебную самостоятельную деятельность в процессе самообучения. Следовательно, в основе самообразовательной деятельности лежит, прежде всего, учебная самостоятельная деятельность. Более того, самообразование, на наш взгляд, является высшим уровнем сформированности учебной самостоятельной деятельности.

Формирование самообразовательной компетентности рассматривается как процесс и результат развития личности студента под влиянием внешних условий, не имеющий конечных очертаний и продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Однако, в отличие от развития личности, ее формирование осознается самой личностью и окружающими относительно дискретно, так как связано с появлением в структуре личности новых, ранее отсутствующих качеств.

Развитие данной компетентности имеет большое значение в любом виде образовательной (научно-исследовательской, проектной, творческой и т.д.) и профессиональной деятельности. Особенно острой становится эта проблема тогда, когда этот вид деятельности только формируется. Самообразовательная компетентность рассматривается сегодня как важное профессиональное качество. Для того чтобы специалист мог поддерживать высокий уровень своей квалификации, он должен быть участником непрерывного образования. Поэтому перед высшими учебными заведениями стоит задача создания необходимых условий и разработки эффективных средств развития самообразовательной компетентности студентов, необходимо, чтобы потребность в самообразовании перешла в контекст проблем обучаемого, его смысловую сферу, стала основой развития личностного опыта студента [3].

Проанализировав различные подходы к пониманию компетенции и компетентности (А. Агапов, И.В. Гришина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.М. Митяева, А.М. Павловская, А.Ю. Петров, Г. Селевко, Э.Э. Сыманюк, Н. Хомский, А.В. Хуторской, С.И. Шишов и др.), можно отметить, что в общем смысле компетентность представляет собой интегрированное качество личности, предполагающее обладание студентом соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней, к предмету деятельности и минимальный опыт деятельности в заданной сфере (компетенции).

Следовательно, самообразовательная компетентность - интегративное личностное свойство, которое обеспечивается эмоционально-ценностным отношением к саморазвитию и самообразовательной деятельности, системой знаний о планировании и реализации самообразовательной деятельности, о способах самовоспитания; субъектно-личностным опытом продуктивного решения проблем развития, разработки и реализации моделей подготовки студентов к самообразовательной деятельности; готовностью к непрерывному саморазвитию качеств профессионала, самосовершенствованию, самообразованию в области будущей профессии.

Структура самообразовательной компетентности представляет собой целостный интегративный конструкт, включающий в себя мотивационный, рефлексивный, эмоционально-волевой, когнитивный, операционно- деятельностный компоненты. [6] На основании выделенных компонентов и признаков можно определить критерии, которые являются обобщенными показателями формирования самообразовательной компетентности у студентов: ценностно-смысловой, рефлексивный, владение опытом саморегуляции и самоорганизации, прагматический, владение опытом самообучения.

Самообразовательная компетентность формируется на основе приобретения опыта самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности, выработки собственной индивидуальной системы учения, перехода от копирования образцов самообразования к выработке его собственной модели, включения самообразования в образ жизни студента.

Процесс формирования самообразовательной компетентности включает следующие этапы:

  • адаптационный этап;

  • этап накопления личностного опыта в самообразовательной деятельности;

  • собственно этап овладения самообразовательной компетентностью.

Логика процесса предполагает постепенное продвижение студентов от эпизодических проб и достижений в самообразовательной деятельности к выработке их собственной системы и включению самообразования в образ жизни студентов.

Основной целью адаптационного этапа являются актуализация мотивов и поиск смысла в самообразовательной деятельности.

Формирование опыта самообразовательной деятельности начинается с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые затем вырастают в собственную самообразовательную систему специалиста. Средствами актуализации мотивов самообразовательной деятельности являются поле жизненных и профессиональных проблем; субъективные переживания студентами коллизийных ситуаций, реализация возможности свободного выбора заданий, оценки своей готовности к выбору образовательной задачи.

Этап накопления личностного опыта состоит в совершенствовании опыта студентов в самообразовательной деятельности. Данный опыт студента служит важнейшим источником учебного познания. Педагог выполняет не роль «фильтра» пропускающего через себя учебную информацию, а роль помощника в работе студента. В идеале педагог становится организатором самостоятельного учебного познания студентов; их взаимодействие с учебным материалом, друг с другом и учителем строится как один из источников информации. Здесь программа действий и информация усложняются, становятся более разветвленными, дифференцированными, что обеспечивает моделирование реальных самообразовательных ситуаций.

На третьем этапе овладения самообразовательной компетентностью происходит становление устойчивого смысла самообразования. Система самообразовательной деятельности включается в образ жизни будущего специалиста, становится доминирующей потребностью и основным элементом личностного опыта студента, хотя до этого уровня доходит в современных условиях сравнительно небольшая группа студентов.

Таким образом, содержание процесса развития самообразовательной компетентности студента направлено на углубление и систематизацию знаний о самообразовательной деятельности как системе, на совершенствование профессиональных умений (диагностических, аналитических, прогностических, организаторских, рефлексивных, др.) в выполнении вышеназванной деятельности, на осуществление индивидуального и коллективного проектирования и в том числе на накопление личностного опыта в области образования и самообразования, с учетом переноса данного опыта в будущую профессиональную деятельность [6].

Библиографический список

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст]. / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2004.

2. Фомина, Е. Н. Значение формирования самообразовательной компетентности у студентов средних профессиональных учебных заведений на современном этапе / Е. Н. Фомина // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2006. - Ч. IV. - С. 153-157 (0,25 п.л.).

3. Фомина, Е. Н. Формирование самообразовательной компетенции - задача образования / кол. авторов // Воспитательные технологии современной сельской школы: монография. - М., 2004. - С. 148-154 (0,4 п.л.).

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

5. Чеботарева, Е.С. Информационные технологии в развитии самообразовательной компетентности студентов [Текст] / Е.С.Чеботарева // Вестник Московского городского педагогического университета (материалыII Международной науч.-практ. конф. «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье-2008)», 8-11 декабря 2008г. в г. Курске на базе Курского государственного университета). Серия «Информатика и информатизация образования»/ под ред. С.Г.Григорьева [и др.]- Москва- Курск: отпечатано в лаборатории информационно-методического обеспечения КГУ, 2008.- Вып. 6 (16), -С.185-186.

6. Чеботарева, Е.С. Самообразовательная компетентность будущих специалистов как критерий его качества подготовки [Электронный ресурс] / Е.С.Чеботарева// Ученые записки: электронн. науч. журнал Курского гос. ун-та.- Курск: Изд-во КГУ, 2008.- №5.- Режим доступа к журн.: scientific-notes.ru, свободный.


© 2010-2022