Роль семьи в профилактике наркомании

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Тема: Роль семьи в профилактики наркомании



Социальный педагог МБОУ СОШ №1

Шафикова Р.Р.











2016 год


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение

  2. Педагогическое сопровождение семьи в профилактике подростковой наркомании

  3. Взаимодействие педагога и семьи в профилактике подростковой наркомании

  4. Заключение

  5. Список используемой литературы





















ВВЕДЕНИЕ

Проблема наркомании сегодня волнует все мировое сообщество. Особенно остро она стоит в среде подростков и молодежи. Так, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз подростков и молодых людей в возрасте 12-22 лет составляет 44,8%; почти 8% потребляют наркотики ежедневно или через день, т.е. являются злоупотребляющими или зависимыми. Еще 14,3% подростков и молодежи составляют группу риска, поскольку употребляют наркотики не чаще одного раза в неделю, но не реже одного раза в две недели.

Употребление наркотиков негативным образом отражается на репродуктивном здоровье подрастающего поколения, что на фоне глубокого демографического кризиса представляет угрозу генофонду нации. Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших, поэтому более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий. Приоритетным для ряда общественных и государственных институтов становится создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья. Первичной профилактикой наркомании подростков сегодня преимущественно занимается система общего образования - средние школы, где подрастающее поколение проводит большую часть времени. Хотя любое образовательное учреждение обладает всеми возможностями для профилактической работы с подростками, никакие превентивные мероприятия, проводимые образовательными учреждениями, не будут эффективны, пока в эту работу не включатся родители подростка. Именно родители, являясь первыми педагогами, закладывают основы здорового образа жизни ребенка; во-вторых, в своем поведении подросток зачастую опирается на родительский пример; в-третьих, родители априори являются самыми заинтересованными субъектами профилактики.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день и отечественные и зарубежные специалисты, занимающиеся профилактикой наркомании, сходятся во мнении, что основная роль в профилактике наркомании должна отводиться семье. Семья - это та первичная социальная среда, где ребенок формируется как личность, и где у него должен вырабатываться с помощью родителей иммунитет к девиантному поведению.1

Цель исследования - рассмотреть роль семьи и школы в организации профилактики наркомании у подростков.

Задачи исследования:

- рассмотреть профилактические возможности семьи в предотвращении наркомании подростков, а также типологизация семей в зависимости от степени выраженности профилактического потенциала и его уровни.

- обосновать необходимость педагогического сопровождения семей в развитии профилактического антинаркотического потенциала.

Объект исследования - семья, как основной элемент при профилактики наркотизации населения.

Предметом исследования данной работы является изучение взаимодействий семьи, школы и подростков.

Теоретической основой настоящей работы являются труды таких авторов, как Зорина Л.М., Закиров И.Г., Зарипова Д.И., Кудряшова Л.А., Москаленко В.Д., Гульдан В. В., Личутина М.Г. и других.

Методы исследования: обобщение, статистическое изучение элементов исторического анализа, сравнительно-правовой метод, метод экспертных оценок, анализ литературных источников и документов, информационно-правовой документации и иные методы научного анализа и исследования.



  1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ


Первичной профилактикой наркомании подростков сегодня преимущественно занимается система общего образования - средние школы, где подрастающее поколение проводит большую часть времени. И хотя любое образовательное учреждение обладает всеми возможностями для профилактической работы с подростками, никакие превентивные мероприятия, проводимые образовательными учреждениями, не будут эффективны, пока в эту работу не включатся родители подростка, поскольку, во-первых, именно родители, являясь первыми педагогами, закладывают основы здорового образа жизни ребенка; во-вторых, в своем поведении подросток зачастую опирается на родительский пример; в-третьих, родители априори являются самыми заинтересованными субъектами профилактики.

В семейной педагогике для типологизации семей часто используют термин «воспитательный потенциал семьи», под которым понимают совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации; комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют педагогические возможности семьи; реальную, фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. К сожалению, в тени остается глобальная для нашей страны проблема - это алкоголизация населения, приводящая к не менее пагубным последствиям, чем наркомания, а также табакокурение. Причем, и в том, и в другом случае наблюдается вовлечение в этот процесс молодых людей все более ранних возрастов.

Проблема алкоголизма, о которой в последнее время практически перестали говорить, не стала менее ужасной. Это сотни тысяч преждевременных смертей и самих алкоголиков, и их близких, которые умирают от болезней, вызванных хроническим стрессом в результате жизни рядом с алкоголиком, а также жертвы драк и других преступлений, совершаемых в пьяном угаре.

Что касается никотиновой зависимости, то известно, что 85 % попробовавших один раз курить становятся в дальнейшем курильщиками, никотинозависимыми людьми, 80 % из которых хотят, но не могут самостоятельно бросить курить.

В настоящее время, по данным Российской ассоциации общественного здоровья, в некоторых возрастных группах курят уже более 70 % мужчин и 50 % женщин, среди подростков - до 60 % [6], но в сознании людей до сих пор курильщики не воспринимаются наркоманами. Нередко взрослые курят в присутствии детей, и даже будущие мамы не жалеют своих детей, продолжая курить во время беременности.

Наркомания, алкоголизм и табакокурение - это еще и больные или ослабленные дети в будущем. Последствия вреда, наносимого наркотиками нашему обществу, в том числе и легальными наркотиками - алкоголем и никотином, - трудно до конца оценить.

О вреде алкоголя и никотина сказано очень много, но с экранов телевизоров идет их фактическая реклама как атрибута мужественности и успешности. Все герои бесчисленных отечественных сериалов про криминальных авторитетов, сверхобеспеченных людей, милицию, «агентов национальной безопасности», обязательно курят, пьют и даже напиваются, но это часто связано с образом бесстрашного и благородного супермена. Все более или менее «состоявшиеся» дамы в этих фильмах также курят. Совершенно очевидно, какие ассоциации возникают у психологически незрелых личностей, еще только ищущих себя в обществе.

К сожалению, общество терпимо относится к этой проблеме и по-прежнему борется только с героиновой и подобной ей наркоманией.

Как показывает опыт зарубежных и отечественных специалистов, нельзя эффективно бороться с наркоманией в широком понимании этого слова без оказания внимания, информационной и правовой помощи семье.

В настоящее время большое число семей являются неблагополучными, явными и неявными. В самом худшем, бесправном и беззащитном положении находятся люди, живущие рядом с алкоголиками. Алкоголик или наркоман редко живет в полной изоляции. Каждый из них оказывает сильное влияние на жизнь в среднем 4-8 человек. Учитывая, что на одного наркомана или алкоголика приходится в среднем 6 человек, страдающих от близкого общения с ними, размах бедствия просто поражает своими размерами. Только от алкоголизма у нас в стране страдает каждая третья семья, учитывая совместное проживание сразу нескольких поколений.2

Трудно передать словами тот ужас и хаос, в котором живут близкие наркопотребителей, в этой атмосфере подрастают дети, обделенные любовью и теплом родителей, все силы уделяющих больному члену семьи. В семье искаженные отношения. И никто не знает, что делать, как исправить положение.

Разговоры о неэффективности принудительного лечения алкоголиков позволяют им безнаказанно совершенно безобразно вести себя, отравляя жизнь близким, коверкая судьбы, прежде всего детей. Известно, что алкоголизм одного из родителей оказывает негативное влияние на здоровье ребенка, его самооценку, на выбор супруга и формирование стереотипа поведения в будущей семье. Не работая с алкогольными семьями сейчас, мы замыкаем порочный круг. Часто именно в семьях алкоголиков, при безнадзорности со стороны родителей, вырастают будущие алкоголики и наркоманы. Такие семьи нуждаются в длительной реабилитации.3 Следовательно, основным направлением профилактики наркотизации должна стать широкая просветительская работа среди всех слоев населения: среди молодых людей - будущих родителей, среди родителей, детей, бабушек и дедушек.

Просветительская работа должна быть лишена формализма, хорошо продумана, содержание и формы работы должны быть унифицированы. К работе необходимо привлечь наркологов, психологов и высокопрофессиональных лекторов, умеющих интересно преподносить информацию, ориентируясь на аудиторию.

Обучение необходимо организовать во всех заведениях, учреждениях и предприятиях, и руководители должны быть ответственны за обучение учащихся, родителей, сотрудников. Если проводить лекции на тему о наркомании и алкоголизме только для желающих, то заметно, что люди стесняются ходить на такие лекции, боясь показать свою причастность к этой проблеме.

Обучение не должно быть одноразовой акцией, для отчета. Для родителей оно должно быть организовано на протяжении всего учебного года в форме родительского университета. Как показывает практика, еженедельные занятия в фиксированный день являются оптимальными, т.к. создается определенное рабочее настроение, полученные знания закрепляются в повседневном общении. При более редком посещении интерес постепенно пропадает и университет распадается.

Обязательность посещения родителями занятий один раз в неделю в течение учебного года может быть оговорена в договоре при оформлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение или школу и закреплена законодательно.

В процессе антинаркотического воспитания подростка родители не должны регулярно обрушивать на него поток устрашающей информации. Все беседы желательно приурочивать к подходящему событию или ситуации, информация должна быть достоверной и убедительной. В ходе разговора у подростка обычно возникает немало вопросов, и задача взрослых - быть готовыми к аргументированным и обоснованным ответам, не оставляющих никаких сомнений. В противном случае, интересующую их информацию подростки могут получить во дворе, в школе от своих сверстников. Искаженные же, недостоверные сведения могут стать провокационными, возбуждающими интерес к наркотикам.

Важнейшим моментом в психолого-педагогическом сопровождении процесса профилактики наркомании у подростков остается пример родителей, в особенности в том, что касается здорового образа жизни. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков, и профилактические действия должны начинаться примерно в 12 лет.

Как показывает статистика, на сегодняшний день средний возраст наркоманов - это 13-летние подростки. Около 70% всех наркоманов являются подростками, либо молодёжью. Средний возраст типичного погибшего наркомана составляет всего лишь 28 лет - ничтожно малый возраст, наркоманы, проживающие в России, очень молоды. Это говорит о том, что до этого возраста у подростков уже должна быть вся информация о наркотиках и их смертельных последствиях, и именно к этому возрасту необходимо выработать у них отрицательное отношение и твёрдую позицию отказа от наркотиков.

Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркомании среди подростков необходимо, прежде всего, понять особенности проблемной семьи, повышающие риск наркотизации. Работа с проблемными семьями направлена на решение нескольких взаимосвязанных задач, которые не меняются и посей день:

  • информирование родителей о роли и месте семьи в развитии наркомании у подростка, причинах наркотизации и о признаках употребления подростком наркотиков;

  • оптимизация системы внутрисемейного воспитания;

  • повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;

  • создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.4

Таким образом, ближайшая задача в организации этой работы формулируется как активизация и обеспечение позитивной динамики семейных отношений; среднесрочная задача - участие и содействие в нормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.

Работа с семьей является важной составляющей системы профилактики подростковой наркомании. Она должна осуществляться во взаимодействии с социальными службами в нескольких формах: индивидуальная работа с членами проблемных семей; работа с семьей в целом; специальные родительские группы; работа с массовой родительской аудиторией.

Указанные формы профилактической работы с семьей существенно различаются организационно, методически и содержательно. Вместе с тем необходимо отметить некоторые общие принципы:

1. Организация процесса накопления нового бытийного опыта членов семьи.

Независимо от реализуемой формы, усилия специалистов, занимающихся семейной проблематикой, должны быть направлены на расширение возможностей семьи в понимании ситуации, взаимоотношений, причин нарушений и их последствий.

2. Взаимодействие всех заинтересованных лиц в условиях неопределенности. Исследования показывают, что даже «полный набор» факторов наркориска не приводит к наркотизации подростка, а иногда достаточно лишь ситуативного проявления одного из них. Создание и поддержание психологом ситуации неопределенности способствует тому, что в процессе взаимодействия с родителями (или семьей в целом) актуализируется наиболее значимый аспект семейной проблемы.

3. Осознание ответственности всех заинтересованных лиц в осуществлении этой работы. Важно, чтобы в процессе работы члены семьи осознали и приняли меру своей ответственности за то, что происходит с ними.

4. Открытость и незавершенность работы. Решая задачу профилактики наркомании, психолог, тем не менее, не может дать гарантии того, что в семье не появится наркоман. В связи с этим одним из важнейших результатов профилактической работы с семьями должна быть принципиальная готовность родителей к получению специальной профессиональной помощи и мотивация на сотрудничество с социальными центрами и партнерами.

5. Понимание реальности результатов. Социальные работники (психологи, педагоги и др.) и члены семей, вовлеченные в профилактическую работу, должны понимать, что каждый из них вносит свой посильный вклад, а перед работниками социальных служб стоит задача в том, чтобы помочь семье преодолеть «зацикленность» и обеспечить минимальную динамику.

6. Плюрализм форм и методов работы с семьей. Факторы наркотизации семейной природы могут иметь различный характер, поэтому существование какого-либо единственного, эффективного метода профилактической работы с семьей не существует.

7. Включенность. В соответствии с этим принципом специалист, реализующий ту или иную форму работы с семьей, должны находиться в непрерывном контакте с людьми, с которыми он работает.

8. Принцип «здесь и теперь». Сущность этого принципа можно передать с помощью афоризма: «не важно, о чем говорят члены семьи, важно то, что реально происходит». Перечисленные принципы могут быть реализованы независимо от того, в какой форме проводится профилактическая работа. Суммируя, можно сказать, что их реализация направлена на повышение возможностей саморазвития семьи и живущих в ней подростков. Индивидуальная работа с членами проблемных семей часто является единственно доступной формой профилактической работы с семьей. Как правило, привлечь к такой работе удается субъективно наиболее заинтересованного члена семьи.5




  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ


Употребление наркотических веществ подростками - это симптом психологических и социально-педагогических проблем, в связи с этим программа профилактики наркомании должна быть нацелена не на уничтожение симптома, а на устранение глубинных проблем переходного возраста. Педагоги и родители должны действовать незамедлительно. Ведь именно в подростковом возрасте особенно заметны дефекты интеллектуального, речевого, физического развития, нарушения поведения и школьной адаптации.

Существует несколько форм воздействия.

1. Профилактическая работа с детьми:

- индивидуальная - беседы, психотерапия,

- групповая - тренинги, дискуссии, круглые столы, ролевые игры.

2. Антинаркотическое просвещение (учащихся, родителей и учителей).

3. Шефство (постоянный контроль за детьми группы риска);

4. Альтернативное воспитание (помощь в организации свободного времени подростков).

- Беседа. Содержанием беседы, является, как правило, разъяснение пагубности немедицинского приёма наркотиков, а также разъяснение существующего законодательства, направленного на борьбу с распространением наркомании. Учителям, занимающимся профилактической работой с потребителями наркотиков, в первую очередь необходимо знание личности воспитуемого, уровня его развития, его личного отношения к проблеме. При проведении беседы могут быть использованы следующие приёмы:

- «Тактика испуга». Прибегая к ней, важно помнить о необходимости реального освещения фактов. В случае же преувеличения последствии наркотизации, можно добиться противоположного результата. Нужно подбирать случаи, которые затрагивают данное лицо. Необходимо оперировать более близкими для восприятия подростка фактами статистики, а не отдельными «страшными» случаями, которые воспринимаются с убеждением, что «со мной такого не произойдёт». Из практики воздействия на наркоманов известно, что из всех отрицательных чувств, которые можно вызвать у него (стыд, вина, ущемление самолюбия) в противовес удовольствию, получаемому от потребления наркотика, наиболее действенным оказывается более глубинное чувство - страх. Формирование его зависит от интенсивности воздействия. Поэтому можно использовать сильные раздражители - показать начинающим аддиктам одурманенного наркомана или даже умершего от передозировки.

- Обращение к эгоистическим чувствам. Здесь подразумеваются нравственные черты (совесть, сострадание, благодарность) в отношении не только к близким людям, но и к обществу в целом. Мы имеем дело с личностью, круг интересов которой по мере злоупотребления ещё не сузился до представлений, связанных только с наркотизацией.

- Убеждение. Оно эффективно для подростков, которые ещё не потеряли способности критически оценивать своё поведение.

- Метод дискредитации. Перед лицами, употребляющими наркотики только эпизодически, возможно развенчание магии наркоманов.

- Способ привлечения к беседе профессионалов. Для убеждения начинающих потребителей, которые ещё не испытывают болезненного привыкания к наркотикам, можно привлечь врачей, психологов, социологов. Это особенно целесообразно для подросткового возраста, когда всё подвергается сомнению и проверке. Привлекая различного рода специалистов к беседе с потребителями наркотиков, нужно помнить, что в зависимости от возраста слушателя, различен уровень доверия и интереса. При работе с молодёжью следует иметь в виду, что подростки обычно больше доверяют информации, полученной от лиц, близких по возрасту. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики. Учитель обязан рассказать ребёнку о существовании наркотиков и о вреде, который они приносят. Беседа с подростком состоит из двух приблизительно равных по длительности частей. В первой части разговора необходимо рассказать о наркотиках что-нибудь интересное. Например, откуда они взялись, какой эффект имеют и зачем люди их употребляют. А во второй части беседы нужно показать всё самое страшное о зависимости, её последствиях и ранней смерти от наркотиков. Общаясь с детьми, надо помнить, что разговор об ужасах, связанных приёмом наркотиков, не способен удовлетворить свойственное ребёнку любопытство и изложенная информация не будет иметь эффекта. 6

Возможно полезным будет привлечение в качестве своеобразных «экспертов» бывших наркоманов. Однако при этом необходим очень осторожный подход. С одной стороны, человек должен быть достаточно умелым пропагандистом пагубности наркомании, с другой стороны - само его появление в здоровом виде доказывает возможность возвращения в нормальную жизнь. Следовательно, у воспитуемых может возникнуть мысль, что и они могут пройти тот же путь. Как жаль, что в жизни начинающие путь по болоту, где, чем дальше идёшь, тем глубже вязнешь, почти никогда не встречаются с теми, кто этот путь завершает. За пеленою «кайфа» не разглядеть финала.7

Антинаркотическое просвещение. Учителя доводят до каждого несовершеннолетнего информацию о пагубном влиянии наркотических веществ на организм, особенно детский, о возможности заражения такими страшными заболеваниями, как СПИД, гепатит, сифилис. Последнее может послужить дополнительным аргументом против начала или продолжения употребления, особенно внутривенного, психоактивных веществ.

Довольно длительное время в нашей стране не было принято говорить о проблеме наркомании, масштабы явления преуменьшались, последствия реального применения скрывались. Необходимо преодолеть элементарную наркотическую «безграмотность» населения.

В настоящий момент просветительная деятельность основана на стихийно организованных тематических лекциях психологов, врачей-наркологов, работников органов внутренних дел и представителей Госнаркоконтроля. В этой работе не учитывается реальная ситуация, нет системы, последовательности и непрерывности. Целесообразней вопросы своевременного и постоянного информирования учащихся школ о вреде наркотиков возложить на учителей-предметников, психологов, социальных педагогов и работников школьной библиотеки, то есть на тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с подрастающим поколением. В системе работы учебного заведения по профилактике наркомании и токсикомании большое значение придаётся максимальному использованию педагогами возможностей своего предмета для обоснования нравственной несостоятельности наркотизации, нетерпимого отношения употреблению дурманящих веществ. Так, например, учителя-историки знакомят учащихся с законами, в соответствии с которыми в нашей стране предусмотрена уголовная и административная ответственность за распространение и употребление наркотических веществ, рассмотреть криминогенный аспект данной проблемы.

Учителям биологии и химии при изучении соответствующих разделов обращают внимание на физиологические и психические изменения, происходящие при интоксикации. При изучении раздела «Человек и его здоровье» школьники получают некоторое представление о влиянии наркотических веществ ни организм человека. Однако ограниченные возможности учебного времени не позволяют учащимся усвоить этот материал глубоко и осознанно. Между тем только осмысленные научные знания о физиологических механизмах действия токсических веществ на организм человека могут стать базой поведения подростков.

Учителя литературы обеспечивают ознакомление учеников с повестями: В. Липатова «Серая мышь», А. Андреева «Стайер», Ю. Сбитиева «Ловцы», а также с рассказами И. Уканова «Вождь бедствий», Г. Немченко «Не совсем научная фантастика» и другими.

В каждом учебном предмете заложены потенциальные возможности, использовать которые необходимо в профилактике детской наркомании.

На данный момент отсутствует чёткая концептуальная основа просветительной работы, возрастная направленность, система оценок степени эффективности просветительского воздействия.

Шефство. Чтобы уберечь детей от возможной наркотизации и направить их деятельность в про-социальное пространство, необходимо оказывать подросткам, склонным к наркомании усиленную социально-педагогическую помощь и наладить тщательный контроль за их образом жизни.

Учитель может содействовать организации полезного время препровождения, помощи учёбе, поддержанию душевного равновесия. На школу и семью ложится ответственная задача - помочь подростку научиться жить без наркотика, оказать реальную помощь в адаптации к про-социальным условиям. С одной стороны, человек физически может жить без наркотика, с другой - состояние наркотической эйфории очень притягательно для подростка, несмотря на известные ему последствия. Со стороны учителей и родителей необходим полный контроль.

Из семьи в многообразной форме на ребёнка воздействуют импульсы, которые находят отражение в его личности, в манере его поведения, в отношении к различным жизненным обстоятельствам. Часто семья не в состоянии оказывать положительное влияние на подростка, поскольку является неблагополучной или отсутствует вообще.

Учителю необходимо знать, какова ситуация семье подростка. Педагог, хорошо знающий свой класс, имеет представление о трудностях проблемных детей, и при обычном общении с родителями ребёнка, он может по-дружески выяснить обстоятельства нарушения семейных отношений.

Большинство учителей способны стать настоящими лидерами, кумирами юных, умеют быть первыми во всём: нелепому яркому балахону противопоставят элегантный, сшитый по последней молодёжной моде красивый костюм, угловатому дёрганью и кривлянью на танцплощадке - умение красиво, профессионально танцевать тот же модный «брейк-данс», вульгарному жар-гону и брани, нецензурщине - умение красиво и расковано общаться.

Далеко не каждому учителю удаётся самому хорошо разобраться в сложном, противоречивом, глубоко скрытом от посторонних глаз внутреннем мире детей. Педагог, общаясь с подростками, разговаривает о них самих и о том, что их волнует, при этом не поучает, а показывает разнообразие мнений и позиций. Учитель замечает малейшие проявления педагогических и социальных проблем у детей. Он ставит перед собой определённые цели: изучение проблемных подростков, организация педагогической помощи и свободного времени «трудных» детей. Каждый педагог составляет для себя индивидуальный план взаимодействия с учащимися, который включает следующие пункты:

- выявить всех проблемных детей, их интересы, потребности, трудности;

- установить характер педагогической запущенности детей путём систематических наблюдений за ними, изучением результатов их деятельности;

- путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним;

- изучить склонности и способности ученика, возможные включения его во внеурочную кружковую, общественно полезную деятельность;

- установить, в какие группы, компании объединения входит подросток, направленность этих групп, характер их влияния на учащегося;

- определить положение ребёнка в семье;

- вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;

- организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;

- установить и поддерживать систематические доброжелательные отношения и контакты с родителями данной категории детей, оказывать им помощь в организации воспитательного процесса;

- вести постоянный учёт особо сложных неблагополучных семей;

- проводить лекции о здоровом образе жизни, о профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, о последствиях потребления психоактивных веществ;

- вести индивидуальные беседы по интерпретации правил гигиены с проблемными детьми;

- проводить беседы в классах по правовому воспитанию, в начальных классах - на уроках чтения проводить работу по нравственному обучению, в 5-11-х классах - антинаркотическое просвещение и воспитание проводить на уроках литературы, истории, обществоведения, на классных часах;

- привлекать подростков к участию в культур-но-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи и достижения в ней;

- организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени.

Альтернативное воспитание. На современном этапе развития основным направлением альтернативного воспитания молодого поколения, как одного из методов антинаркотического воздействия, является организация досуговой деятельности детей (спортивные игры, соревнования, походы, экскурсии, театральные конкурсы, викторины, концерты и ярмарки).8 Всё это проводится в образовательных учреждениях с целью нормализации отношений подростка с обществом. В результате чего развиваются его задатки способности; формируются необходимые навыки культурного поведения, которое предполагает строгое соблюдение суверенитета и равенства в общении, терпимость к чужому мнению, умение отстаивать свои убеждения, сдержанность, способность вовремя остановить бесполезный спор. Правильная, умелая организация свободного времени учащихся развивает инициативу, целеустремлённость и творчество ребят; воспитывает у них такие социально ценные качества, как самоконтроль и взаимопомощь, что в свою очередь является защитным фактором.

Трудность профилактики наркомании заключается в том, что недостаточно констатировать неблагополучие и нащупать болезненную точку, тормозящую личностный рост ребёнка, необходимо компенсировать этот дефицит.

Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество, спорт) с различными формами образовательной и профилактической деятельности (тренинги, круглые столы, дискуссии) позволяет решать проблему занятости детей и сокращать пространство девиантного поведения.

Важнейшим направлением профилактической работы является воспитание антинаркотической убеждённости у школьников силами педагогов в учреждениях системы образования. Убеждённость даёт возможность детям самостоятельно распоряжаться своей жизнью, не идти на поводу у любопытства и сомнительных компаний. Обычно знакомство с различными психоактивными веществами происходит в кругу друзей. Сегодняшняя молодёжь не может не встретиться с наркотиками, точнее с предложением попробовать их. Большинство начинающих наркоманов представляют собой обычную школьную молодёжь, внешне совсем не похожую на хиппи, рок-музыкантов или бомжей-обитателей подвалов и подземных переходов.

Ещё одним направлением педагогической профилактики наркомании среди подростков является оперативное выявление источника негативной информации, его нейтрализация и переориентация детей на социально значимое поведение. Подобный источник чаще всего находится в неформальных подростковых группах, в компаниях, где, как правило, есть лицо, которое является инициатором употребления наркотических веществ. Если такое лицо оказывается среди учащихся, педагогу легче вести с ним воспитательную работу, применяя различные средства и методы с целью его дискредитации в глазах подростков-аддиктов. При этом подчёркивается его несостоятельность как члена классного и школьного коллективов, неуважение к нему ровесников и педагогов. Особое же внимание надо уделить тому, чтобы эти учащиеся поняли, что они попали в полную зависимость от их лидера (моральную и материальную) и что он использует это в своих личных, корыстных интересах.

Значительно сложнее обстоит дело, когда педагог убеждается, что носитель негативного влияния на учащихся находится вне школы. В таких случаях немедленно планируется встреча педагогов и психологов с социальными работниками и врачом, сотрудниками милиции и комиссии по делам несовершеннолетних, и разрабатывается скоординированный план взаимодействий в целях определения данного лица, а также возможности его изоляции и разобщения участников группы.

В связи с этим, очень важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавая им общественно ценную направленность.

Многое предстоит сделать в воспитательном плане, чтобы некоторых подростков уберечь от дальнейших проб, а тех, кто устоял от соблазна, укрепить их в правоте, в том, что не все рискованные эксперименты необходимо ставить на себе что мода сопровождается разумными размышлениями. Объективная, вызывающая доверие информация сочетается с воспитанием навыков самостоятельного и адекватного поведения, с развитием способности к объективной самооценке с обучением технике саморегуляции и правильного поведения в ситуации риска приобщения к психоактивным веществам.

В методологическом плане анализ проблем педагогического сопровождения семьи подростка в профилактике наркомании позволяет говорить о таких важных аспектах в понимании, а, следовательно, в определении педагогического сопровождения семьи, как:

1) педагогическое сопровождение как технология помощи родителям при разрешении проблем профилактики наркомании подростков, что облегчает процесс ее практической реализации в условиях взаимодействия семьи и школы (Л.М. Шипицына);

2) педагогическое сопровождение как умение педагога быть рядом, следовать за учеником и его семьей, взаимодействуя с ними и сопутствуя им в процессе разработки и реализации программ профилактики наркомании: «важно быть рядом, не навязывая свое присутствие, и при этом быть востребованным... Ведь в некоторых случаях педагогическое сопровождение может быть востребовано даже не с позиции «идти рядом», а с позиции «идти за» …»

(Е.А. Александрова).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как выше было сказано педагогическое сопровождение осуществляется на основе принципов индивидуального подхода и активной позиции семьи подростка и требует от педагога гуманистической позиции: понимания, принятия личности ребенка, реализации диалоговых форм общения с семьей, поощрения их инициативы. Осуществляя педагогическое сопровождение, взрослый не руководит семьей, а выступает в роли организатора, коммуникатора, интерпретатора, инициатора действий.

Таким образом, педагогическое сопровождение семьи в профилактике наркомании подростков определяется как организация взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых (педагогических работников, родителей и подростка), позволяющая создать наиболее благоприятные педагогические условия для обеспечения эффективности профилактики наркомании подростков.

В наше время педагогическое сопровождение становится главным инструментом в успешном осуществлении семьями своих профилактических функций и развитии профилактического антинаркотического потенциала. Поэтому концепция педагогического сопровождения должна являться базовой концепцией семейной профилактики наркомании подростков в нашей стране.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школ. технол, 2010. 336 с.

  2. Булычева Е.С. Педагогическое сопровождение семьи в профилактике подростковой наркомании//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013.№ 2. С. 246-251.

  3. Зорина Л.М., Закиров И.Г., Зарипова Д.И., Кудряшова Л.А. Профилактика наркотизации населения через информационную и правовую помощь семье как первичной социальной среде формирования личности//Вестник НЦБЖД. 2011. № 1. С. 60-66.

  4. Личутина М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профилактики наркомании у подростков в семье//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 226.

  5. Москаленко В.Д. Созависимость: семейная болезнь. - М.: ПЭР СЭ, 2002. - 335 с.

  6. Николов А.С. За пеленою «кайфа»: О наркомании. - Краснодар: Кн. Издательство, 1987. - 28 с.

  7. Орлова И.А. Роль семьи и школы в профилактике подростковой наркомании//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 2. С. 434-438.

  8. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с.

1Зорина Л.М., Закиров И.Г., Зарипова Д.И., Кудряшова Л.А. Профилактика наркотизации населения через информационную и правовую помощь семье как первичной социальной среде формирования личности//Вестник НЦБЖД. 2011. № 1. С. 60-66.

2Москаленко В.Д. Созависимость: семейная болезнь. - М.: ПЭР СЭ, 2002. - 335 с.

3Зорина Л.М., Закиров И.Г., Зарипова Д.И., Кудряшова Л.А. Профилактика наркотизации населения через информационную и правовую помощь семье как первичной социальной среде формирования личности//Вестник НЦБЖД. 2011. № 1. С. 60-66.

4Гульдан В. В. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам /

В. В. Гульдан, А. М. Корсун // Вопросы наркологии. - 2000. - № 4. - С. 40-44.

5Личутина М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение процесса профилактики наркомании у подростков в семье //Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 226.

6Орлова И.А. Роль семьи и школы в профилактике подростковой наркомании//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 2. С. 434-438.

7Николов А.С. За пеленою «кайфа»: О наркомании. - Краснодар: Кн. Издательство, 1987. - 28 с.

8Орлова И.А. Роль семьи и школы в профилактике подростковой наркомании//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 2. С. 434-438.

23


© 2010-2022