ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»




Программа

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними»







г. Нефтеюганск,2013

Актуальность

Основные направления социально-педагогической работы в образовательной организации определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.

Качественный и количественный анализ воспитательной средыобразовательной организации за последние три года показывает устойчивые негативные тенденции по увеличению количества детей, поставленных на учет ОДН ОМВД, КДН и ЗП и ВШК. Такая динамика обуславливается: приёмом в ОО детей с отклоняющимся поведением из других образовательных организаций, увеличением количества воспитанников детского дома, увеличением количества детей из семей с нарушенной воспитательной функцией, отсутствием моральных норм общества в молодёжной среде. Эти факторы оказывают негативное влияние на воспитательный и образовательный процессы в школе. Вместе с тем, приходится констатировать неготовность некоторых педагогов работать с данным контингентом учащихся, учитывать психологические особенности подросткового возраста.

В подростковом возрасте трудности в поведении стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают отклонения в поведении: грубость, несдержанность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими, агрессия.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Подростковая лень - особый объект внимания взрослых, она обесценивает многие положительные качества личности и ярче проявляет непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием, норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию. В этот период пропадает мотивация к обучению, преобладает безответственность, праздный образ жизни.

В основном это дети из семей, где родители либо заняты своими проблемами, либо не имеют авторитета и власти над своими детьми, либо из неблагополучных семей.

Эта программа создана для профилактики правонарушений среди учащихся образовательной организации и сокращения количества детей, имеющих трудности в поведении.

Цель программы: Создание условий для формирования у учащихся норм законопослушания и профилактики противоправного поведения в обществе.

Задачи:

1. Создать условия для освоения подростками норм общества.

2. Формировать правовое, позитивное поведение учащихся.

3.Создать доверительный психологический микроклимат между педагогами, учениками и родителями для профилактики правонарушений.

4.Совершенствовать педагогические формы и методы работы участников образовательного процесса в вопросах ранней профилактики.

Ожидаемый результат:

1.Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.

2.Вовлечение детей, имеющих трудности в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).

3.Отсутствие пропусков занятий учащимися без уважительной причины.

4.Благополучная социализация учащихся после школы.

5.Сформированность гражданских качеств.

Основные направления реализации проекта:

  • Изучение методов и приемов профилактической работы с учащимися данной возрастной группы.

  • Выявление факторов, влияющих на асоциальный тип поведения детей.

  • Диагностика учащихся.

  • Проведение системы мероприятий, направленных на совершенствование форм и методов воспитательной работы (обучающие семинары, круглые столы, родительские собрания и всеобучи, психологические тренинги).

  • Отработка механизма взаимодействия участников программы по профилактике отклоняющегося поведения подростков.

  • Индивидуальное психологическое и педагогическое консультирование родителей по вопросам ранней профилактики.

  • Разработка конкретных рекомендаций по работе с детьми, имеющими трудности в поведении данной возрастной категории:

формы и приёмы в работе для учителей-предметников;

формы и приёмы в работе для классных руководителей;

механизм взаимодействия участников образовательного процесса.

  • Создание банка методических разработок (тематических классных часов и уроков профилактики) для классных руководителей.

  • Создание памяток для родителей по вопросам ранней профилактики.

  • Анализ и соотнесение полученных результатов с поставленными целями.

Модель работы МБОУ «СОШ № 5» с учащимися,

имеющими отклонения в поведении

Работа с учащимися, имеющими отклонения в поведении простраивается по следующей модели:

1 этап - выявление и постановка на учёт

учащихся данной категории

Ответственный за выполнение этого сложного и продолжительного по времени этапа классный руководитель. Он собирает информацию о личности учащегося, его семье, (законных представителях) досуговой деятельности, увлечениях, круге общения и т.д. Выявляет отклонения в поведении и ставит в известность социального педагога и заместителя директора по ВР. Задача социального педагога и классного руководителя - решить вопрос о форме учёта (внутриклассный, внутришкольный). Сбор и уточнение дополнительной информации об учащемся и его семье (законных представителях) продолжается и на последующих этапах.

2 этап - коррекционная работа

На данном этапе важно обеспечить взаимодействие специалистов образовательной организации для организации комплексной поддержки учащегося, состоящего на учёте и его семьи (законных представителей).

Для выполнения этой задачи составляется карта индивидуального сопровождения подростка, в которой отражена траектория воспитательного воздействия на учащегося всех сотрудников образовательной организации.

3 этап - рассмотрение сложившейся ситуации

с подростком на Совете профилактики

безнадзорности, правонарушений и

защиты прав несовершеннолетних

На заседании Совета профилактики классный руководитель представляет необходимую информацию на учащегося и его семью (законных представителей): характеристики, сведения об обучении, дисциплине, посещении занятий, результаты посещения семьи (законных представителей), в каких кружках (секциях) занимается, какие общественные поручения выполняет и т.д.

Специалисты образовательной организации представляют сведения о проделанной работе с учащимся и его семьёй (законными представителями), о результатах этой работы и т.д.,

Подводятся итоги работы с учащимся и его семьёй, обобщение всей собранной информации. Выносятся решения, назначаются ответственные за их выполнение. Диапазон решений Совета профилактики колеблется от вынесения предупреждения до направления материалов в ОДН, КДН, комитет опеки и попечительства, с целью привлечения специалистов служб города для работы с обучающимся и его родителями (законными представителями).

4 этап - рассмотрение сложившейся ситуации

с подростком на заседании комиссии по

делам несовершеннолетних и защите их прав

На основании собранной и полученной информации с образовательной организации инспектор ОДН ОМВД составляет протокол о нарушении Кодекса об административных правонарушениях РФ и направляет материалы в КДН и ЗП. На заседании комиссии рассматривается сложившаяся ситуация с учащимся, степень исполнения родителями своих обязанностей по обучению ребёнка. Диапазон решений КДН и ЗП колеблется от вынесения предупреждения до вынесения постановления о направлении материалов в судебные органы с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей за правонарушения, предусмотренные Законами РФ.

5 этап - рассмотрение материалов в судебных инстанциях

На заседаниях суда по рассмотрению представленных материалов от образовательной организации, как правило, присутствует социальный педагог или классный руководитель, который может отклонить или поддержать ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа. Суд с учётом мнения инспектора ОДН ОМВД, комитета опеки и попечительства, КДН и ЗП, законных представителей несовершеннолетнего, социального педагога, общественного адвоката выносит решение о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение закрытого типа.



Система работы образовательной организации по профилактике правонарушений

Изучение правил поведения в ОО, социуме

Изучение и диагностикаПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Учебная деятельность

Индивидуальная работа

учащиесяПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Занятость в свободное время

Создание условий для учебы в классном коллективеПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Участие во внеурочных мероприятиях

Контроль успеваемости и посещаемости

Контроль за учёбой подростка



ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Посещение родительских собраний, лекториев

родителиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Консультации специалистов

Родительский всеобуч

Родительский патрульПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Участие в организации школьных внеурочных мероприятийПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Совет профилактики

Собеседование с администрацией

Формирование банка данных о детях и их семьях

Консультации со специалистами

классные руководителиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Организация и контроль образовательной деятельности обучающихсяПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Совещания, семинары, методическая работа

Координация работы учителей-предметников, соц. педагога, психолога с учащимися

Индивидуальная работа с родителями, руководителями кружков

службы городаПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Участие в работе совета профилактики

Индивидуальна работа с обучающимися и их родителямиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

Тренинги и семинары для педагогов

Родительские собрания

Содержание системы мероприятий в рамках реализации программы

Ключевые компоненты

Формы работы

Сроки

Ответственные

1.Диагностика учащихся

1

Целенаправленная работа по диагностике выпускников МБОУ «СОШ № 5»

Изучение личных дел, характеристик 4-х классов, выявление степени подготовленности детей к средней школе

апрель-май

Психолог, заместитель директора по УВР, учителя-предметники.

2

Изучение пятиклассников и вновь прибывших учащихся

Диагностика учащихся, выявление первоочередных задач обучения и воспитания

сентябрь-ноябрь

Классные руководители, педагог -психолог, учителя-предметники

3

Изучение коллективов 5-х, 10-х классов

Индивидуальные беседы с учениками, их родителями, составление социального паспорта класса, занятости учащихся во внеурочное время

сентябрь

Классные руководители

4

Выявление причин отклоняющегося поведения учащихся:

  • слабоуспевающие,

  • неуспевающие,

  • с ослабленным здоровьем,

  • не сформированы поведенческие навыки в классном коллективе,

  • имеющие вредные привычки,

  • опасное социальное окружение,

  • неблагополучие в семье.

Наблюдение в процессе организации и проведении КТД класса, образовательной организации,

дежурства по школе, классных часов, тренингов общения, посещения семей, родительских собраний, тестирования и анкетирования.


в течение года

Классные руководители, педагог -психолог, социальный педагог

5

Постановка на учёт учащихся, имеющих отклонения в поведении

в течение года

классные руководители, социальный педагог

2.Профилактическая работа с учащимися

6

Культура общения и поведения

Цикл классных часов и общешкольные мероприятия

в течение года

классный руководитель, педагог-организатор

7

Законы общества, права и обязанности граждан

Учебные предметы

в течение года

учителя-предметники

8

Ответственность подростков. Правонарушения и преступления

Встречи с инспектором ОДН ОМВД, КДН и ЗП

в течение года

социальный педагог

9

Профилактика вредных привычек

Встречи со специалистами служб города

в течение года

Ответственный за оздоровительную работу с учащимися.

3. Коррекционная работа с учащимися, имеющими отклонения в поведении

7

Коррекционная работа с учащимися, имеющими отклонения в поведении:

на уровне класса





на уровне ОО





на уровне города






  • включение во внеурочную жизнь класса,

  • организация занятости в дополнительном образовании,

  • контроль за посещаемостью, успеваемостью, поведением в ОО,

  • своевременное информирование родителей о ситуации в школе,

  • посещение семьи,

  • информирование зам. дир. по УВР.

Составление карты индивидуального сопровождения учащегося,

  • индивидуальная работа психолога,

  • индивидуальная работа социального педагога,

  • включение в подготовку общешкольных мероприятий,

  • рассмотрение на заседании Совета профилактики,

  • постановка на учёт,

  • дисциплинарное взыскание,


  • Индивидуальная работа в ОДН ОМВД,



  • заслушивание на КДН и ЗП

в течение года


классный руководитель, педагог -психолог





зам. дир. по УВР

социальный педагог, педагог -

психолог,

классный руководитель

педагог-организатор,

классный руководитель

зам. дир. по УВР

социальный педагог

зам. дир. по УВР

инспектор ОДН ОМВД

административная комиссия

Анализ достигнутого результата

8

Подведение итогов профилактики, поиск путей решения проблемы

Круглый стол, малый педсовет,

в течение года

зам. дир. по УВР

9

Принятие решения

Управляющий Совет,

педсовет

в течение года

администрация

Педагогическое просвещение классных руководителей,

учителей-предметников, родителей

5

Классные руководители, учителя-предметники: изучение форм и методов работы с учащимися, имеющими отклонения в поведении

Семинары, методические рекомендации, педсоветы, совещания

в течение года

Администрация школы

6

Педагогическое просвещение родителей

Лектории, собрания, встречи.

в течение года

Классные руководители,

педагог -психолог, администрация





С

зам. дир. по УВР

СМИ, ОДН ОМВДхема взаимодействия по профилактике правонарушений

классный руководительПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

учителя-предметники

родителиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними





Схема взаимодействия по коррекции поведения

инспектор ОДН

КДН и ЗП

специалисты ОМВДПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

администрация

специалисты центра «Веста»

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними

классный руководитель

психолог

социальный педагог

ПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнимиПрограммаПрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними


Алгоритм действий сотрудников ОО

Классный руководитель по предупреждению правонарушений:

1.Изучает учеников класса и его бытовые условия.

2.Составляет социальный паспорт класса.

3.Выявляет случаи раннего неблагополучия учащихся.

4.Готовит необходимые документы для постановки подростка на ВШУ.

5.Информирует всех заинтересованных в профилактической работе лиц по данному факту (зам.директора по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов).

6.Участвует в разработке индивидуальной карты социального и психолого-педагогического сопровождения учащегося.

7.Вовлекает подростка в досуговую, общественно-полезную деятельность.

8.Осуществляет контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью учащегося; по итогам ежедневного оперативного контроля осуществляет индивидуальную работу с подростком, информирует родителей.

9.Организует индивидуальную работу с родителями, организует деятельность родительского комитета класса.

10.Анализирует социальную адаптацию учащегося, информирует администрацию ОО, родителей о результатах профилактической работы с подростком.

11.При необходимости готовит материалы на заседание Совета профилактики образовательного учреждения или инициирует вопрос о снятии подростка с ВШУ.

Классный руководитель по факту совершения подростком правонарушения:

1.Получает информацию от субъектов профилактики о совершении подростком правонарушении.

2.Информирует всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (зам. дир. по УВР,соц. педагога и родителей).

З.Собирает информацию, характеризующую подростка, его окружение, семью.

4.Готовит необходимые документы для постановки подростка на ВШУ.

5.Участвует в разработке индивидуальной карты социального и психолого-педагогического сопровождения учащегося.

6.Разрабатывает (корректирует) план работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.

7.Разрабатывает (корректирует) план работы с родителями учащихся детей.

8. Проводит индивидуальную профилактическую работу с подростком.

9.Анализирует социальную адаптацию обучающегося, информирует Совет профилактики, администрацию ОО по результатам профилактической работы.

10.При необходимости готовит и направляет материал в КДН и ЗП, лично участвует в заседании, представляет интересы подростка, или инициирует вопрос о снятии с ВШУ.

Классный руководитель по факту пропусков уроков:

1.Выявляет причину отсутствия ученика.

2.Ставит в известность родителей учащегося.

3.Посещает семью, составляет акт обследования семьи.

4.Посещает семью вместе с родительским комитетом класса, составляет акт обследования семьи.

5.Информирует заместителя директора по УВР об отсутствии ученика и принятых мерах.

Социальный педагог:

1.Собирает информацию о социальном неблагополучии подростков или подростках, совершивших правонарушения - учащихся в школе.

2.Изучает социально-педагогические особенности личности подростка с отклонениями в поведении, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с подростком и родителями).

3.Составляет индивидуальную карту сопровождения подростка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки (координация совместной воспитательной работы специалистов ОО с подростком, еженедельный контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, организация занятости подростка во внеурочное время, индивидуальное трудоустройство, оказание социальной помощи и др.).

4.Проводит индивидуальную работу с учащимся, при необходимости готовит документы на заседания Совета профилактики.

5.Осуществляет взаимодействие со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлекает соответствующие службы для работы с подростком (ОДН ОМВД, ЦСПС И Д «ВЕСТА», КДН и ЗП).

6.Ставит учащихся на внутришкольный учет, при необходимости готовит и направляет материал в ОДН ОМВД, КДН и ЗП, представляет интересы подростков, инициирует вопрос о снятии с ВШУ.

7.Организует деятельность Совета профилактики, оформляет его документацию, информирует коллектив о принятых решениях. При необходимости вносит предложения, готовит документы по устройству подростка в соц. приют, на лишение родительских прав, устройство в приёмную семью.

8.Организует профилактическую работу с учащимися, склонными к правонарушениям.

9.Анализирует социальную ситуацию в школе и осуществляет отчёт по результатам профилактической и коррекционной работы, по итогам каждой четверти.

Педагог-психолог:

1.Изучает психолого-педагогические особенности личности подростка, его микросреды (индивидуальные беседы с подростком и родителями), выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающегося (анкетирование, индивидуальные беседы с подростком, классным руководителем).

2.Составляет индивидуальную карту сопровождения подростка по оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки (проведение тренингов, индивидуальных бесед, корректирующих занятий).

3.Составляет индивидуальную психолого-педагогическую карту семьи подростка (коррекция взаимоотношений в семье, общение между родителями и ребёнком, проведение индивидуальных консультаций, тестирования).

4.Осуществляет взаимодействие со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлекает соответствующие службы для работы с подростком.

5.Информирует педагогический коллектив ОО, Совет профилактики о результатах психолого-педагогической коррекции подростка.

6.Учавствует в заседаниях Совета профилактики ОО и при необходимости вносит предложения о снятии с учёта.

7.Анализирует микроклимат в ОО, результат профилактической и коррекционной работы с учащимися, отчёт, по итогам каждой четверти.

Заместитель директора по ВР:

1.Обеспечивает нормативно-правовую базу по профилактике правонарушений.

2.Планирует работу по профилактике правонарушений на учебный год:

-организует деятельность педагогов (организация и проведение педсоветов, производственных совещаний, семинаров, тренингов, консультаций, изучение опыта работы отдельных педагогов и др.);

-организует деятельность социального педагога и педагога психолога по раннему выявлению детского неблагополучия, оказанию практической помощи подросткам и их родителям, педагогическим работникам школы в организации работы по профилактике правонарушений:

-организует профилактическую работу с родительской общественностью (организация работы родительских комитетов, проведение общешкольных родительских собраний, родительского всеобуча, совета профилактики, малых педсоветов, круглых столов; проведение индивидуальных консультаций, тренингов);

- проводит оперативный контроль организации занятости детей и подростков в дополнительном образовании;

- создаёт условия для проведения профилактических месячников, акций, декад и т.д.;

3.Обеспечивает деятельность Совета профилактики.

4. Осуществляет общий контроль за состоянием профилактической работы.

5.Отражает итоги профилактической работы при анализе воспитательной работы за учебный год.


Инспектор ОДН ОМВД:

1.Участвует в работе Совета профилактики.

2.Проводит индивидуальную работу с учащимися, имеющими отклонения в поведении и их родителями (законными представителями).

3.Осуществляет постановку учащихся на учёт ОДН УВД.

4.Проводит предварительное дознание в случае преступления или правонарушения совершённого на территории ОО.

5.Составляет протокол о нарушении кодекса об административных правонарушениях РФ.

6.Проводит индивидуальные консультации, где родителям (законным представителям) и учащимся разъясняется нормативно-правовая сторона проблемы, их ответственность.

7. Принимает участие в проведении родительских собраний.

Медицинский работник:

1.Организует углубленный медицинский осмотр ребёнка, при необходимости консультации узких специалистов.

Этапы реализации программы:

I этап 2013-2014 учебный год - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.

II этап 2014-2015 учебные годы - основной практический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной деятельности.

III этап 2015-2016 учебный год - обобщающе-аналитический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной деятельности, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.

Индикаторы эффективности работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:

1.Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.

2.Уменьшение количества правонарушений.

3.Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием.

4.Увеличение количества детей, имеющих отклонения в поведении, вовлеченных во внеурочную деятельность.

5.Увеличение процента учащихся, поступивших в ВУЗы по выбранной специальности.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Карта

изучения и индивидуального сопровождения

учащегося, имеющего отклонения в поведении

Дата заполнения карты ______________ Класс_________

Фамилия______________________________

Имя__________________________________

Отчество______________________________

Дата рождения_________________________

Адрес_________________________________

Телефон_______________________________

1.Семья: общие сведения (по данным классного руководителя)

Мать:

ФИО_______________________________________________________________

Место работы________________________________________________________

____________________________________________________________________

Отец:

ФИО_______________________________________________________________

Место работы________________________________________________________

____________________________________________________________________

Состав семьи (братья, сёстры):

ФИО, дата рождения:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Материальные условия семьи:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Жилищно-бытовые условия:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Взаимоотношения в семье:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Школа: учёба, интересы, поведение (по данным классного руководителя)

1.Перемена школы, дублирование класса, условный перевод в следующий класс_______________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Отношение к учёбе, выполнению учебных заданий______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.По каким предметам существенные затруднения, характер затруднений_____

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4.Выполнение школьного режима и правил поведения______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Реакция на критические замечания, оценивание знаний и поведения________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Реакция на собственные неудачи______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Межличностные отношения в коллективе, стиль отношений______________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

8.Отношение к взрослым, родителям__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Отношение к труду (умственному, физическому)_________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Увлечения, творческие способности, профессиональные на­клонности ________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Участие в общественной жизни класса, школы__________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Социальная ситуация (заполняется социальным педагогом)

1.Характерные конфликты, время их возникновения_______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Оценка семейной ситуации___________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.Оценка школьной ситуации___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Самооценка ребёнка_________________________________________________

4. Психологические данные (заполняется психологом)

1.Интеллектуальные особенности_______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Личностные характеристики__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Мотивация_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Интересы, представления о будущем___________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.Особенности психологической защиты_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заключения и рекомендации:

Заключения

Рекомендации

1. Социального педагога

Учителям:


Родителям:


2. Классного руководителя

Учителям:


Родителям:


3. Медицинского работника

Учителям:

Родителям:

4. Психолога

Учителям:

Родителям:


5. Администрация школы

Учителям:

Родителям:


6. Контроль: за прошедший период (...) произошли следующие изменения

Период

Проведена работа

Ответственный

Результат

1 четверть



2 четверть



3 четверть



4 четверть



Год





ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Методические рекомендации педагогам в работе с учащимися, имеющими трудности в поведении

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребёнку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира: Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др. В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к детям с отклонениями в поведении:

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.

- Любить и уважать таких ребят сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями.

- Говорить с ними, как со взрослыми, не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.

- Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда.

- Взять в основу работы оптимистическую гипотезу, «верить в исправление ребёнка», «лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить».

2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к

нему.

- Предоставлять ребёнку возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон.

- Организовать переубеждение на его собственном опыте.

3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков

ребёнка.

- Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

- Предъявляя требования к ученику, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить.

- Быть искренним, не лицемерить с ним, не морализировать, не унижать его.

4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно" либо проявить себя во внеурочных мероприятиях, помогать обретать уверенность в их силах и способностях.

- Вызывать, искать все положительное в ребёнке, опираться, делать ставку на его проявление.

- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков ученика.

5. Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих.

- Развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социуму в целом.

- Всячески поддерживать усилия ученика по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации.

- Вовлекать и включать ребёнка в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому, как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

- Влиять на ученика, прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям.

- Беречь ребячьи тайны, не предавать их.

- Требовать от себя больше, чем от окружающих.









ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Методические рекомендации для классных руководителей по работе с обучающимися, имеющими трудности в поведении

Организация педагогической помощи

1.Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка.

2.Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

3.Забота об укреплении положения детей в классном коллективе,

организация помощи ребятам в выполнении общественных поручений.

4.Формирование положительной «Я - концепции». Создание

обстановки «успеха», одобрения, поддержки, доброжелательности.

5.Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его дстижений.

6.Поощрение положительных изменений.

7 От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

8.Оказание педагогической помощи родителям школьника.

(учить их понимать ребёнка, опираться на его положительные качества,

контролировать его поведение и занятия в свободное время).

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребёнку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия, выбранных

средств воспитания.

Организация свободного времени школьников

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя

и окружающих проводить свой досуг - острая проблема таких детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у ребёнка вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблю-

дается неумение рационально использовать своё свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, социально-значимую деятельность.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность её посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей.





ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Методические рекомендации для учителей-предметников по работе с обучающимися, имеющими трудности в поведении

Стимулирование волевых усилий трудного подростка


Приемы индивидуального воздействия

1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:

- раскрыть его возможности, умения;

- убедить в необходимости предстоящей работы;

- раскрыть перспективы его усилий;

- определить содержание конкретных видов труда.

2. Активизация волевой установки:

- глубокая мотивировка целей;

- разработка правил повседневного эффективного труда.

3. Одобрение первых успехов в деятельности:

- некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка;

- ситуация успеха.

4. Уважение самолюбия:

- подготовка специальных заданий;

- отдельное опрашивание;

- сообщение классу только положительных результатов его работы.

5. Подчёркивание неизбежности выполнения задания:

- точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;

- сочетание требовательности и доверия.

6. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:

- помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их

("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь").

7. Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:

- перестройка мотива;

- побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала - побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчёркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале обучающегося.


Условия действенности приёмов по Верцинской

Приемы:

Условие, обеспечивающее действенность приёма.

Волевое качество, которое развивается в результате соответствия приема педагогическому условию.

1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания.

Сплоченность коллектива и высокий уровень организации его деятельности.

Самодисциплина.

2. Активизация волевой установки.

Единство перспективных линий развития коллектива и личности.

Целеустремлённость.

3.Стимулирование усилий на немедленное выполнение заданий. Сознательная дисциплина в коллективе, четкая последовательность учебных заданий и общественных поручений.

Самодисциплина.

4. Одобрение первых успехов деятельности.

Обеспечение успеха в деятельности на основе применения положительных качеств, сил и способностей подростка.

Уверенность в себе.

5. Уважение самолюбия.

Атмосфера эмоционального комфорта в коллективе.

Требовательность к себе.

6. Подчёркивание неизбежности выполнения задания.

Строгая система контроля в отчётности.

Добросовестность.

7. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля.

Педагогический образец, положительный пример правильного выполнения задания, поручения.

Самоконтроль.

Дифференцированно - групповой подход в процессе обучения.

В процессе контроля за подготовкой обучающихся рекомендуется:

- создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;

- снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записки;

- дать обучающемуся примерный план ответа, наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;

- дать наглядные пособия, схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т.д.;

- стимулировать оценкой, подбадриванием, записью в дневнике.

При изложении нового материала рекомендуется:

- возбудить интерес к усвоению темы (приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);

- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение сильных обучающихся для разъяснения в случае затруднений;

- привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий (плакатов, схем, демонстрация), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно -образного мышления к понятийно - абстрактному;

- привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.

В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:

- дать на начальной стадии ряд заданий, более простых, менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;

- разбивка задания на разные этапы, выделение в сложных заданиях более простых и т.д.;

- указание на аналогичное задание, выполненное ранее;

- указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;

- указание приема или способа выполнения задания;

- ссылка на правило, свойство и пример, которое необходимо для решения задачи, выполнения упражнений;

- инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, о требованиях к выполнению работы;

- стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи деятельности;

- более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.

При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:

- выбор более рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

- более подробное объяснение порядка выполнения задания;

- предположение о возможных затруднениях;

- дать карточки - консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;

- дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы;

- в необходимых случаях составление индивидуального плана на ликвидации пробелов в знаниях и умениях: (задание, срок выполнения, контрольный вопрос).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Карточка учета обучающегося

Фамилия, имя, отчество ребёнка

Дата рождения, класс

Место жительства

Сведения о семье:

Состав:

Мать (Ф. И. О., место работы, должность)

Отец (Ф. И. О., место работы, должность)

Материально-бытовые условия

Краткая характеристика "трудного" ребенка.

1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:

а) контактность с классным коллективом: всегда; в главном; в от-

дельных видах деятельности; редко; чаще конфликтует, чем контактирует;

постоянно конфликтует;

6) отношения с большинством педагогов: доброжелательные; нейт-

ральные; отчужденные; враждебные;

в) реакция на педагогические требования: доброжелательная; изби-

рательная; нейтральная; враждебная;

г) податливость педагогическим воздействиям: обычная; противоре-

чивая; высокая сопротивляемость.

2. Уровень социально - ценного жизненного опыта:

а) опыт общения с людьми: широкий; ограниченный; узкий;

б) характер общения с людьми: контакты на полезной разносторонней

основе; на ограниченной личной сфере; устойчивое проявление отрица-

тельных поступков;

в) опыт участия в различных видах деятельности: всесторонний;

специализированный; ограниченный; слабый; иждивенческий;

г) требовательность к себе при неудачах: растерянность при неуда-

чах; низкий тонус; угрюмость; отчаяние; паника.

3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект):

а) положительная: нравлюсь; способен; защищен;

б) отрицательная: не нравлюсь; не способен; не защищен;

в) аномальная: эгоистическая; агрессивная; ожесточенная.

4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным)

свойствам:

а) требовательность: требовательность к себе всегда; требователен

в главном, снисходителен в мелочах; требователен под влиянием требова-

ний коллектива и учителей; не требователен; к себе отсутствует, к дру-

гим требователен.

б) самокритичность: объективно оценивает достоинства и недостат-

ки; объективная в главном, завышенная или заниженная самооценка; видит

преимущественно свои достоинства, недостатки только под нажимом взрос-

лых и сверстников; поверхностная, случайная; не признает своих недос-

татков, придирчив и нетерпим к недостаткам других.

5. Уровень самоуправления поведением:

а) может долго и качественно трудиться в области, которая его ин-

тересует: да; нет; не совсем;

б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная, для не-

го, но важная для коллектива деятельность: да; нет; не совсем;

в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества ра-

боты: при личной заинтересованности; чувстве ответственности; контроле

старших.

Принятие мер воспитательного, общественного воздействия, оказание

всех видов материальной помощи

28


© 2010-2022