- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Анализ работы социального педагога
Анализ работы социального педагога
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сычук А.А. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Анализ работы социального педагога за год
-
Гнедкова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования
Разделы: Социальная педагогика
«Социальный педагог - соратник ребенка,
и его педагогическое искусство состоит в том,
чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь
его в деятельность.
Социальный педагог помогает
воспитаннику понять окружающий мир…»
Ю.В. Василькова.
ХХI век… Каким ему быть - во многом зависит от нас, учителей. Он может войти в историю как век катаклизмов и катастроф или открыть путь в ноосферу - сферу духовно-нравственного и творческого саморазвития человека и всего человечества.
Современную отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики, характеризуют как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. Он заключается в том, что культура общественных отношений, базирующаяся на приоритете коллективных прав, постепенно сменяется культурой, свойственной демократическому обществу, основанной на признании личных (гражданских) прав и свобод. Общество в целом, различные социокультурные группы, и школа в частности, почти не имеют опыта взаимодействия на основе этих ценностей. Школа вынуждена решать непривычные для нее задачи: старшие и младшие (учителя, дети и родители) должны почти одновременно и совместно знакомиться с ценностями демократического правового государства и общества, осознавать эти ценности и накапливать опыт взаимодействия на их основе.
Российскому обществу предстоит обрести и накопить новый опыт взаимодействия в конфигурации «личность - общество - власть». Иными словами - обрести новую систему общественных ценностей. Оптимальным местом, где можно осваивать опыт взаимодействия, становится школа, если открывает возможности совместной деятельности детей и взрослых.
Образование является неотъемлемой частью культуры. Современная российская культурно-историческая ситуация характеризуется прежде всего прерванной социальной функцией образования, которая заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. С этой точки зрения, школа - один из активных и масштабных образовательных институтов. Джона Дьюи утверждает: «…Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период».
Необходимо отметить, что не общество с помощью образования транслирует молодому поколению новые традиции, а школа может предложить опыт социального взаимодействия. По мнению Л.С. Выготского, «образование ведет за собой развитие общества». Процесс укоренения в школе ценностей права и демократии начался с принятия закона «Об образовании», провозгласившего демократические ценности, предложившего подходы к правовому образованию в школе. Кроме этого, стратегические цели реформ в системе образования четко обозначены в правительственном документе «Модернизация образования. Стратегия российской реформы». «Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, - говорится в документе, - чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разрешения политических и социальных конфликтов…Для решения этой задачи приоритетными ориентирами в образовании личности становятся: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; правовая культура».
В школе осуществляется постепенный переход силовой педагогики к педагогике, основанной на диалоге; от культуры, построенной на приоритете коллективных прав, к культуре, в основе которой лежат права и свободы личности:
-
Пересмотр педагогической позиции учителями и администраторами образования;
-
Преобразование организационной культуры школы на основе уточненных целей и приоритетов педагогики;
-
Исследование социальных ожиданий от школы детей и родителей и развертывание на основе полученных данных социокультурных проектов, содействующих становлению правовой культуры в школе;
-
Создание условий, помогающих осознанию и принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров;
-
Взаимодействие школы с внешним социумом на основе социальных проектов, разработанных и осуществляемых совместно властью, обществом и школой.
Решение социальных проблем вышло на государственный уровень. Назревшие проблемы общества требуют создание социально-педагогической службы по работе с детьми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты.
Социальный педагог - это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.
Главное требование к социальному педагогу - это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.
Работа социального педагога МОУ «Куртуковская общеобразовательная средняя школа» ведется по плану работы школы на 2005-2006 учебный год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:
-
Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
-
Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;
-
Предупреждает отсев учащихся из школы;
-
Поддерживает тесные связи с родителями;
-
Изучает социальные проблемы учеников;
-
Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
-
Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.
-
Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся;
-
Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
-
Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях;
-
Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.
Контингент обучающихся Куртуковской школы составляет 126 детей из сел Куртуково, Сосновка, п.Кульчаны, п.Заречный («Юный Запсибовец») и г.г. Новокузнецк и Осинники.
Социальная работа с многодетными и социально-незащищенными семьями.
В начале учебного года была собрана информация о детях из многодетных семей. Таких семей в Куртуковской школе 3 :
-
Семья Поповых - Людмила (10 кл.), Светлана (8 кл.), Александр (3 кл.);
-
Семья Эхсоновых - Александр (7 кл.), Роман (3 кл.);
-
Семья Умаровых - Рустам (5 кл.), Мирзакулов Атабек (9 кл.)
К социально - незащищенным семьям относятся семьи из группы риска. По Куртуковской школе таких семей - 49. Из них в том числе:
-
Опекаемые - 3 семьи, в них 4 ученика школы. Старченко - Сергей (3 кл.) и Валентина (4 кл.), Кайшев Денис (8 кл.), Батракова Евгения (11 кл.).
-
Малоимущие - 40 семей, в них воспитывается 54 ученика, все семьи зарегистрированы в Комитете по социальной защите Новокузнецкого района;
-
Семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид: Куртуков Александр (5 кл.);
-
Неблагополучные - 8 семей, семьи Зименс В. и А., Земцовых В. и М., Капитоновых Г. и М., Ведерниковой Г. и Э., Помогаевой Н., Кормина А., Зайцевой А., Акбашева Г..
-
Асоциальные семьи - 6 семей, семьи Титов А., Сергеева А., Колеватова М., Куцеваловой А., Блиновского С., Сурковой Е.
-
Семьи, потерявшие кормильца - 16 семей. Семья Байдалиной О., Рыбкиной А., Нечунаевой Ю., Гераськина К., Хружковой С., Швалевой Д., Ожигановой М., Чиркова К., Блиновского С., Сурковой Е., Земцовых М. и В., Сергеева А., Кайшева Д. (умерла мать, воспитывает бабушка), Камбалиной Н., Рудь Г., Титова А.(умерла мать, воспитывает отец).
-
Семьи военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий - 2 семьи. Семья Шабалиных (отец участник войны в Афганистане) - Виктория (3 кл.) и Артур (7 кл.), семья Гуровых (отец участник войны в Афганистане) - Юлия (2 кл.).
-
Неполные семьи - 29 семей.
В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям. Выявились семьи, в которых необходимо было решать вопросы с установлением опеки над несовершеннолетними. Это семьи, в которых воспитывался Блиновский Сергей (3 кл.), отец умер, мать находится в местах лишения свободы, опека оформляется на родную тетю; и семья Соловьева Евгения (6 кл.), отец и мать находятся в «бегах», опека оформляется также на родную тетю. В настоящее время документы находятся в органах опеки и попечительства для передачи их в суд для назначения опекунами родных людей.
Для всех детей из семей группы риска было организовано одноразовое бесплатное питание на 54 человека и на 12 человек, посещающих группу продленного дня. Для обеспечения бесплатного питания социальным педагогом формировались индивидуальные пакеты документов на учеников школы, в случае отсутствия какого-либо документа были сделаны запросы в адресный стол г. Новокузнецка, проведены обследования жилищно-бытовых условий проживания учеников и составлены ходатайства в адрес Комитета по социальной защите населения Новокузнецкого района. Работа проводилась с каждой семьей индивидуально в тесном сотрудничестве с администрацией Куртуковской территории и специалистами по социальной работе.
Из различных фондов благотворительности и администрации Новокузнецкого района оказывалась материальная помощь ученикам из социально-незащищенных семей в виде кондитерских продуктов, игрушек, канцтоваров и подарков к Новому году. Во время зимних каникул была организована коллективная поездка на цирковое представление в г. Новокузнецк (30 чел.).
В течение учебного 2005-2006 года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выезжали по месту жительства обучающихся. С родителями проводится большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних, передача данных по посещаемости в администрацию Куртуковской территории и в Управление образования Новокузнецкого района. За год было оформлено два дела на родителей Швалевой Дарьи (8 кл.) и Колеватова Максима (9 кл.). Документы были переданы на комиссию в администрацию Куртуковской территории и в Управление образования Новокузнецкого района.
С семьей Колеватова Максима была проведена огромная работа. Мальчика устраивали в ПУ -20, проходили с ним медобследование. Но все оказалось безрезультатно. Максим на занятия не вышел, от учебы в училище уклонился, работал у частника, также нерегулярно. В семье поддержки нет, мать «в бегах», в неизвестном направлении, отец - инвалид, злоупотребляет алкоголем. Семья живет у престарелой бабушки, т.к. собственный дом сгорел. В результате решением педсовета школы Максим оставлен на повторное обучение в 9 классе.
Семья Швалевой Дарьи состоит из двух человек. Отец умер, мать работает в Сосновском сельсовете. Трудности с посещением уроков у Дарьи были, но с января 2006 года Даша перестала ходить на занятия. С матерью контакта у девочки нет. Школа, по месту работы матери, предоставила ходатайство с целью освобождения матери от работы для осуществления контроля за посещением занятий. Положительного результата не дождались. В итоге Дарья оставлена на повторное обучение в 8 классе.
Организация досуга учащихся.
В начале учебного года все ученики Куртуковской школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки информационного направления, гуманитарные кружки, декоративно-прикладного творчества, спортивные секции, эколого-биологические и математические кружки.
Для осуществления работы школы полного дня, большое внимание уделялось работе групп продленного дня. Воспитатели работали с детьми по плану. Особую заботу проявляли профилактике утомляемости школьников и формированию у школьников адекватного представления о здоровом образе жизни.
Профориентационная работа с учащимися.
В кабинете социального педагога накоплен объемный материал по профессиональным учреждениям г. Новокузнецка, г. Осинники и городов региона. С учениками 9 и 11 класса были проведены беседы по профориентации, об основных принципах выбора профессии, проводилось тестирование выпускников. Большинство учащихся определились в выбранной профессии, смогли посетить Дни открытых дверей в учебных заведениях.
В рамках профориентационной работы были проведены индивидуальные консультации с выпускниками и их родителями.
В начале учебного года была проведена большая работа с родителями Агаева Анвара по его трудоустройству в ПУ №20, по специальности «слесарь». Анвар не получил основного образования и выбыл в ПУ-20 из седьмого класса в возрасте 16-ти лет. Обучается с желанием, посещает занятия регулярно.
В середине учебного года выбыла из 9 класса Ожиганова Мария в вечернюю школу Новокузнецкого района по семейным обстоятельствам.
Профилактика правонарушений с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс - взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.
В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, наркологом ЦРБ Новокузнецкого района, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних РОВД Новокузнецкого района.
Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполняет следующие функции:
-
Диагностическая и аналитическая - формирует банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
-
Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников;
-
Коррекционная - индивидуальная работа с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
-
Социально-профилактическая - установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
-
Профориентационная работа среди несовершеннолетних.
В результате профилактической и координационной работы социального педагога и всего педагогического коллектива школы в течение 2005-2006 учебного года ни один ученик нашей школы не совершил противоправных действий и не был поставлен на учет в Комиссии по делам несовершеннолетних РОВД Новокузнецкого района.
На внутришкольный контроль поставлены ученики:
-
имеющие замечания по нарушениям дисциплины, - Блиновский С., Чирцов Е.
-
систематически опаздывающие на занятия или пропускающие их, - Швалева Д., Колеватов М., Деринг А., Кушаков И., Серова К., Камбалина Н., Куцевалова А.
-
имеющие неудовлетворительные отметки по успеваемости, - Швалева Д.
С этими детьми проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Тесно сотрудничаем с родителями, административными органами и органами социально-педагогической поддержки.
Проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
Анализируя работу социального педагога за 2005-2006 год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:
-
Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
-
Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка;
-
Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
-
Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением детей и подростков;
-
Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;
-
Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и \ или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
-
Разрешение проблем психологического состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями и учениками.
Ведущими критериями оценки работы социального педагога являются готовность специалиста к созданию условий:
-
для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педагогической целесообразной среды;
-
для разрешения проблем социальной жизни ребенка, т.е. посредничество между ребенком и его социальным окружением;
-
для соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме, т.е. к представлению его интересов в государственных и общественных структурах.
Цель деятельности социального педагога - социальная адаптация личности ребенка в обществе.
Задачи работы социального педагога на 2006-2007 учебный год:
-
Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.
-
Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
-
Социальная защита детей, находящихся под опекой.
-
Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.
-
Профилактика правонарушений среди подростков.
-
Организация целевого досуга учащихся.
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК.
Для реализации поставленных задач на 2006-2007 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:
Профилактическая функция
-
Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
-
Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;
-
Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.
Защитно-охранная функция
-
Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
-
Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
-
Оформление и трудоустройство детей и подростков в ПТУ и вечернюю школу, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования.
-
Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта
Организационная функция
-
Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН.
-
Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.
-
Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
-
Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, льготные проездные билеты для учащихся п\л «Солнечный»)
-
Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.
-
Связь со спонсорами, организация гуманитарной и материальной помощи.