Доклад О взаимодействии семьи и школы

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие семьи и школы в гражданско - патриотическое воспитании обучающихся

Социальный педагог ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Ушакова Лариса Николаевна


Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

Формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга - это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. А самое главное, патриотическое воспитание должно поводиться совместно с семьей и через семью. Наша школа - это большая семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Понятие «гражданско-патриотическое воспитание» детей включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений о Родине, необходимости защищать её от врагов, о подвиге, о героизме. Пробуждает интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к друзьям и коллективу.

Наиболее благоприятным периодом для гражданско-патриотического воспитания можно считать младший школьный возраст.

В это время у ребёнка формируется основа произвольного поведения, а ведущей и новой формой его деятельности, сменяющей игровую, становится учебная. Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и др. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу.

Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребёнка от непосредственного его окружающего: прогулки в город и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т.п.); рассказы об истории мета, где живёт семья (улица, отдельные здания, район, город и т.п.), рассказы о предках, участвовавших, например, в трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи.

Эффектными формами воспитания младшего школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народах и героях, разучивать патриотические песни. Детей следует знакомить с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, оружием, элементами военной формы - сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежавшие кому-либо из членов семьи.

В гражданско-патриотическое воспитание включается активная подготовка детей и проведение праздников, памятных дат в семье, школе.

Воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников как составной части гражданско-патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремлённо, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевая свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних заданий, общественных поручений, которые даются учителем, поощряя их активное участие в общешкольных и классных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях.

Родители должны создавать ситуации, требующие от ребёнка напряжения воли и сознания, активной работы чувств, воображения, памяти и внимания. Например, через постоянное выполнение определённых обязанностей в быту по дому, по самообслуживанию, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, навыки не только вырабатываются, но и закрепляются, становятся потребностью.

Физическая культура - один из компонентов гражданско-патриотического воспитания младших школьников - состоит, прежде всего, в выработке навыков здорового образа жизни, в развитии у детей чувства обязательности занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и хорошей учёбы. Важно сформировать у ребёнка представление об общественной полезности занятий физкультурой и спортом, выработать умение выполнять простейшие физические упражнения и пробудить интерес к этой деятельности, развивающей силу, ловкость, быстроту, выносливость и другие качества, важные для последующей подготовки к труду и защите Родины. Следует добиваться у детей твёрдой привычки выполнения правил личной гигиены.

В этом возрасте авторитетные для ребёнка взрослые воспринимаются как эталон поведения. Поэтому родители должны быть примером для своих детей. Необходимо следить за соблюдением режима труда и отдыха, учитывать физиолого-гигиенические требования к использованию теле - и видеоаппаратуры, компьютера детьми младшего школьного возраста. Если позволяет площадь квартиры и финансовые возможности семьи, полезно иметь в доме спортивный детский уголок, где дети могли бы развиваться физически в свободное время. Кроме того, родители должны поддерживать и стимулировать стремление ребёнка к участию в мероприятиях школы по физкультуре и спорту.

Беседы и рассказы о героях, конструкторах оружия воспитывают у мальчиков гордость за отечественное оружие. Совместные просмотры детьми и их родителями художественных кино- и видеофильмов, картин и открыток, экскурсии в музеи дополняют и закрепляют первое впечатление. Хорошо, если у ребенка есть возможность посещать кружок технического творчества, участвовать в выставках и конкурсах детских работ.

Подростковый возраст - 10-14 лет - характеризуется интенсивным развитием физиолого-психологических, физических и духовных сил, заметным изменением интересов и поведения, активными процессами социализации, становлением гражданского самоопределения и мировоззрения. Подросткам свойственно ощущать себя неповторимыми. Они накопили уже значительные знания, социальный опыт в различных жизненных ситуациях и в процессе учебной деятельности. В семье они уже могут пользоваться определёнными правами, характерными для взрослых.

Познавательные интересы старших подростков значительно расширяются: интерес к выбору профессии, стремление к самовоспитанию, нравственному, физическому совершенству, к общению с разными людьми, интерес к науке, технике, искусству и так далее. Всё это требует значительных волевых усилий, внутренней собранности и целеустремлённости, самоутверждения как личности через социально значимую деятельность.

Нравственное и гражданское воспитание подростков заключается в формировании у них мироощущения и мировоззрения, развития сознательной общественной активности, дисциплины, побуждения руководствоваться ими в повседневной жизни. В основном у подростков развиваются те качества, которые были заложены в младшем школьном возрасте. От общих понятий «Гражданин», «Родина», «Отечество», «Воин-защитник» подросток старшего возраста вырастает до собственных нравственно-этических ценностей.

Формы гражданско-патриотического воспитания в основном остаются прежними, но они совершенствуются и усложняются. По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учёбой, но интересами, и участием детей в общественной жизни.

По-прежнему эффективна такая форма гражданско-патриотического воспитания, как знакомство детей с трудовой и боевой биографией отцов и дедов, членов семьи и родственников, земляков и их товарищей по работе. Это способствует формированию гордости за семейные традиции и стремление продолжать и развивать их, чувства гражданина своей страны, будущего защитника своей Родины. В этом возрасте ведется активная работа по ориентации ребят на выбор профессии, в том числе военной.

В семье целесообразно продолжать беседы с подростками на военно-патриотическую тематику. Подростки читают художественную, биографическую и военно-мемуарную литературу, просматривают теле- и кинофильмы. При этом надо быть готовым к ответу на любой интересующий ребёнка вопрос.

Первые консультанты родителей в выборе книг и фильмов, профессионально правильной трактовке их содержания - учитель, классный руководитель, социальный педагог, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности, библиотекарь, администрация школы, так как подростковый возраст сложен и для самих подростков, и для родителей, а родители часто не обладают достаточными психолого - педагогическими знаниями. Образовательное учреждение может оказать им значительную помощь в воспитании детей.

Продолжают совершенствоваться нравственно-волевые качества подростков. Особое внимание теперь следует обращать на выработку чёткого понимания сущности и характера волевого усилия, настойчивости в достижении цели, формирование способности владеть своими чувствами, умение всегда соблюдать «единство слова и дела», самокритичность в поступках. При воспитании этих качеств в семье важно вызвать у детей убеждённость в справедливости совместных с родителями решений и стремление честно признавать свои ошибки. В этом случае могут быть рекомендованы доверительные беседы, «семейные советы» с обсуждением нравственных и этических последствий поступков и необходимых практических действий со стороны подростка. Рекомендуется морально поощрять детей, добивающихся поставленных целей, преодолевающих возникающие при этом трудности. При правильном воспитании в семье у подростков всех возрастов формируется осознанное стремление ответственно выполнять свою часть коллективной работы. При этом подросткам прививаются навыки правильного выполнения трудовых приёмов, соблюдения аккуратности, точности и чистоты, оказание взаимной помощи. Одновременно формируется понимание важности массовых профессий, деловых, физических, морально-нравственных качеств личности. Формы воспитательной работы в семье с этой возрастной категорией остаются прежними, но с более глубоким содержанием и с участием самих подростков.

С другой стороны, закладывается и развивается интерес к выбору профессии. В настоящее время выбор профессии - одно из наиболее сложных и важных направлений в воспитательной работе. Для подростка очень важно своевременно определить свои возможности и направление будущей деятельности. В этом значительную помощь могут оказать, прежде всего, родители, а также учителя, педагоги дополнительного образования и другие педагогические работники. Родители могут содействовать беседой, поощряя участие подростков в группах, интересующихся определёнными профессиями, в кружках.

Эффективность гражданско-патриотического воспитания в семье прямо зависит от социально активной позиции ребёнка и от психолого-педагогической подготовленности родителей.

Воспитание подростка в семье продолжается в образовательных учреждениях.

Родители должны иметь представление о целях, задачах и конечном результате воспитательного процесса, осуществляемого школой. Это поможет им в воспитании собственного ребёнка

В 2014-2015 учебном году воспитательная работа школы строится в соответствии с целью: содействовать воспитанию гармонично развитой личности учащегося с активной жизненной позицией, выраженными лидерскими и нравственными качествами, которые помогут ему стать достойным гражданином России.

Воспитание гражданской, нравственной, эстетической и трудовой культуры.

Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом в учебном году заключается в следующем: воспитание гражданской, нравственной, эстетической и трудовой культуры.

Главные задачи воспитательной системы нашей школы по направлению «Гражданско-патриотическое воспитание»:

  • формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

  • формировать у учащихся правовую культуру;

  • формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способности к нравственному саморазвитию;

  • воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям и обычаям своей страны;

  • проявлять свою гражданскую позицию в разных ситуациях, бороться с безнравственными противоправными поступками людей.

Содержание воспитательной работы:

- изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

- развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

- посещение мест, связанных с памятью поколений;

- привлечение учащихся к работе в общественных организациях.

Организовано образовательное пространство в школе через детские объединения учреждения дополнительного образования, где обучающиеся развивают свои способности и задатки. В это направление входит и общественно-полезный труд, профориентационная работа, задачами которых являются - привитие трудовых навыков каждому ребенку, содействие профессиональному самоопределению через участие в акциях милосердия, декаде пожилого человека, операции «Школьный двор», проведения классных часов, экскурсий по профориентацинной направленности.

Формированию у молодежи активной жизненной позиции, воспитанию гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны способствует участие в конкурсах различного уровня гражданской и правовой направленности.

Под руководством учителя технологии и Евдошенко Л.Л. работает музейная экспозиция «Бессмертный полк». Экскурсоводами школы руководит учитель географии Биловус С.П. в основном это дети 5-6 классов. В этом учебном году экскурсоводами было проведено 15 экскурсий. Школьная экспозиция постоянно пополняется Героям Ораниембаумского плацдарма, лекционный материал, посвященный Победы в Великой Отечественной войне, об истории школы и др. К 70 летию - Великой Победы планируется открыться наш музей.

Доклад О взаимодействии семьи и школы

Обучающиеся школы постоянные участники оздоровительно - спортивных мероприятий. Осуществляется постоянно профилактика асоциального поведения в подростковой среде, актуализация знаний и расширение кругозора участников акции по вопросам здорового образа жизни.

В целях воспитания любви к природе родного края, многообразию ее обитателей и развития детского творчества ученики принимали активное участие в городских конкурсах: «Подарки осени», «Сохраним елочку», «Зеркало природы»

На протяжении нескольких лет в школе работает пресс-центр «Островок», которым руководит учитель технологии Евдошенко Л.Л. . Освещение школьной жизни через школьную компьютерную газету «Островок», воспитание информационной культуры - вот только несколько задач, которые решались на протяжении года руководителем и членами пресс- центра.

Доклад О взаимодействии семьи и школыДоклад О взаимодействии семьи и школыДоклад О взаимодействии семьи и школы

Значимыми событиями стали:

02.02.2015 "Имена героев бессмертны" - мероприятие для 5-6 классов, посвященное 71-ой годовщине со дня снятия Блокады Ленинграда.

Доклад О взаимодействии семьи и школы Доклад О взаимодействии семьи и школы

22.12.2014 Всю вторую четверть в школе проходила акция «Подарок солдату». 22 декабря к нам приехали в гости солдаты из в/ч 74429. Ученики 4А, 5Б и 6А класса прочитали гостям стихи, поздравили с наступающим Новым годом, задавали много вопросов о службе в армии и вручили подарки

Доклад О взаимодействии семьи и школы Доклад О взаимодействии семьи и школы

09.12.2014 В День героев Отечества старшеклассники возложили цветы к обелиску мемориала "Петергофский десант".

24.10.2014 В октябре учащиеся 10-11 классов побывали на экскурсии в Санкт-Петербургском кадетском корпусе Министерства обороны РФ. Ребята посетили музей кадетского корпуса, побывали в библиотечном корпусе, познакомились с условиями обучения и проживания кадет. В спортивном корпусе состоялся дружеский футбольный матч сборной ШСК «СОЮЗ» и учащихся кадетского корпуса.

Доклад О взаимодействии семьи и школы

19.09.2014 19 сентября в актовом зале школы состоялся концерт, посвященный Дню начала блокады Ленинграда и памяти жертв. В концерте приняли участие ученики школы из ансамбля «Сиреневый город» под руководством Е.А.Платонычевой, а также ансамбль военной песни «Ораниенбаумский плацдарм

Доклад О взаимодействии семьи и школы Доклад О взаимодействии семьи и школы

8.09.2014 Митинг, посвященный Дню начала блокады Ленинграда и памяти жертв, был проведен в Кронколонии. На митинге присутствовали ученики 7В класса: Зеленкова Любовь, Красиков Владислав, Передельский Андрей, Пивинская Александра, Савельева Диана, Шавоян Борис

Доклад О взаимодействии семьи и школыДоклад О взаимодействии семьи и школы

Важнейшая задача школы - развивать личность школьника, способствовать проявлению их собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.











© 2010-2022