Программа по СБО 9 класс

Раздел Социальному педагогу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая учебная программа

по

социально-бытовой ориентировке


9 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура документа: программа включает четыре разделов:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели и задачи изучения.

2. Основное содержание с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.

3. Учебно-тематический план

4. Требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе отдельно и требования к знаниям выпускников.


Цель программы: обучение детей с ОВЗ практическим умениям ориентироваться в окружающем мире (в быту, во взаимоотношениях людей) и самостоятельно организовывать свой быт.

Задачи:

1.Формирование у учащихся бытовых трудовых умений: умений в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода;

2. Формирование экономико-бытовых умений: умений бережного обращения с окружающими предметами, пищей, водой, электричеством, умений выбирать товары и совершать покупки, умений планировать бюджет семьи;

3. Ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений

(торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), формирований практических умений пользоваться ими;

4. Формирование умений пользоваться услугами общественного транспорта;

5. Ориентировка учащихся в нормах культуры поведения, взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, сверстниками), формирование умений общения и культурного поведения;

  1. Формирование необходимых представлений о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;

  2. Ориентировка учащихся в организационных аспектах трудоустройства;

  3. Обучение практическому применению знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин;

  4. Воспитание положительного отношения к домашнему труду;

  5. Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.


Тематика курса:

  1. Личная гигиена (5-11кл).

  2. Одежда и обувь (5-11кл).

  3. Питание (5-11кл).

  4. Семья (5-11кл).

  5. Жилище (5-11кл).

  6. Транспорт (5-11кл).

  7. Торговля (5-11кл).

  8. Средства связи (6-11кл).

  9. Медицинская помощь (6-11кл).

  10. Экономика домашнего хозяйства (8кл).

  11. 11. Трудоустройство (9-11кл).

  12. Учреждения, организации и предприятия (7-11кл).

  13. Культура поведения (5-11кл.)

Межпредметные связи

Занятия по СБО тесно связаны с уроками русского языка, математики, географии, труда, естествознания. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций, бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов телеграмм, заявлений. Без математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений, при уходе за комнатными растениями, обучении навыкам личной гигиены. Изучение тем «Трудоустройство», «Семья», «Организации и учреждения» связано с уроками обществознания.

Основные направления коррекционной работы:

  • Корригировать регулятивную функцию речи (умение воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с ней).

  • Коррекция психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения.

  • Развивать навык ориентировки в задании (анализировать объект, условия работы).

  • Развивать навык самоконтроля (определять правильность действий и результатов).

  • Корригировать умения переносить полученные знания и практические навыки в реальную жизнь.

  • Развивать эмоционально - волевую сферу.

Структура курса

9 класс

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Таблица содержания основных тем по четвертям

Тема раздела

четверть

Итого:

1

2

3

4


1

Вводный урок

1




1

2

Личная гигиена

2




2

3

Одежда и обувь

7




7

4

Питание

6

5



11

5

Семья


8



8

6

Жилище


2



2

7

Транспорт



2


2

8

Средства связи



6


6

9

Учреждения и организации



2

5

7

10

Культура поведения


3



3

11

Медицинская помощь



5


5

12

Торговля



4


4

13

Трудоустройство




10

10


Итого:

16

18

19

15

68


Уровни социально-бытовой подготовленности

Базовый уровень

Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.

Минимальный уровень

Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по базовому уровню для учащихся

Раздел

9 класс

10 класс

11 класс

Личная гигиена.

Учащиеся должны знать:

- правила и приемы ухода за кожей;

- способы сбережения здоровья.


Учащиеся должны уметь:

- правильно ухаживать за кожей;

- пользоваться косметическими средствами.

- способы ухода за ногтями и выполнение бритья;

- правила пользования маникюрными принадлежностями.


- ухаживать за ногтями;

- бриться.


- косметические средства для макияжа;





- определять срок годности косметических средств;

- выполнять несложный макияж и удалять его.

Одежда и обувь.

Учащиеся должны знать:

- размеры своей одежды и обуви;

- правила возврата;

- правила выведения пятен;

- правила стирки изделия из тюля, трикотажа.


Учащиеся должны уметь:

- подбирать одежду и обувь;

- пользоваться журналами мод;

- выводить пятна на одежде;

- стирать изделия из тюля трикотажа.

- способы ухода за меховой и кожаной одеждой;

- правила чистки замшевой обуви;

- правила подбора одежды и обуви.




- ухаживать за меховой и кожаной одеждой;

- чистить замшевую обувь;

- выбирать одежду и обувь при покупке.

- правила подбора одежды, обуви и аксессуаров;

- правила выполнения утюжки одежды в зависимости от свойств ткани.



- правильно подбирать одежду, обувь и аксессуары;

- правильно выполнять утюжку одежды в зависимости от свойств ткани.

Питание.















Учащиеся должны знать:

- значение диетического питания;

- особенности питания детей ясельного возраста;

- названия и рецепты 1 - 2 национальных блюд.



Учащиеся должны уметь:

- составить меню диетического питания на день;

- составить меню на день для ребенка ясельного возраста.

- рецепты и способы приготовления вторых блюд;

- рецепты и способы выпекания булочек, кекса, печенья и вафель;

- правила консервирования фруктов.


- готовить вторые блюда;

- выпекать булочки, кексы, печенье, вафли.

- консервировать фрукты.


-особенности составления меню на неделю;

- меню праздничного стола;

- виды праздничного стола;

- способы и рецепты выпекания пирогов.



- составлять меню на неделю;

- выпекать пироги;

- составлять меню праздничного стола.

Семья.

Учащиеся должны знать:

- семейные традиции;

- обязанности, связанные с заботой о детях;

- основные виды семейных отношений.



Учащиеся должны уметь:

- анализировать различные семейные ситуации;

- выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.

- состав семьи;

- обязанности детей по отношению к родителям;

- источники семейного бюджета;

- необходимые ежемесячные платежи.



- планировать расходы на месяц;

- вести тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета.

- основы семейных взаимоотношений;

- режим дня грудного ребенка;

- правила ухода за грудным ребенком.






- выполнять уход за грудным ребенком;

- составлять режим дня для грудного ребенка с помощью.

Культура поведения.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в обществе.


Учащиеся должны уметь:

- встречать гостей;

- анализировать поступки людей.

- правила приема гостей и поведения в гостях.



- выполнять правила приема гостей и поведения в гостях.

- правила общения девушек и юношей.




- соблюдать правила общения девушки и юноши.

Жилище.

Учащиеся должны знать:

- правила расстановки мебели в квартире;

- правила сохранения жилищного фонда.











Учащиеся должны

уметь:

- расставлять мебель в

квартире;

- подбирать детали интерьера.

- санитарно - гигиенические требования к состоянию кухни;

- правила техники безопасности при работе с электроприборами.











- пользоваться бытовыми электроприборами;

- производить уборку квартиры.

- санитарно - гигиенические требования к содержанию детской комнаты;

-последовательность уборки квартиры в полном объеме;

- правила пользования бытовыми электроприборами;

- моющие средства, которые используют при уборке квартиры.



- проводить уборку квартиры в полном объеме;

- пользоваться бытовыми электроприборами при уборке квартиры.

Транспорт.

Учащиеся должны знать:

- службы аэровокзала;

- порядок приобретения и возврата билетов;

- правила поведения в аэропорту.






Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в расписании;

- определять маршрут и выбирать транспортные средства;

- выполнять правила безопасности во время полета.



- порядок приобретения билета на автовокзале.










- производить покупку билета на междугородний автобус;

- ориентироваться в расписании отправления рейсовых автобусов.



- виды водного транспорта, назначение речного вокзала;

- правила поведения на водном транспорте;

- назначение аэропорта, его службы, приобретение билетов;


- правила поведения в салоне самолета;

- виды такси, стоимость проезда.


- приобрести билет;

- пользоваться расписанием.

Торговля.

Учащиеся должны знать:

- виды ярмарок;

- отличие ярмарки от рынка, магазина;

- цены ярмарочных товаров.

Учащиеся должны уметь:

- переносить умения при покупке товара в магазине в условия ярмарки.

- отделы рынка;

- отличие рыночной торговли от магазинной;

- выбор продуктов.





- выбирать продукты;

- следить за правильностью отпуска товара и подсчета его стоимости.

- правила получения ссуды под залог и хранения вещей в ломбарде.






- подбирать вещи в магазинах на распродаже.

Средства связи.

Учащиеся должны знать:

- виды денежных переводов;

- виды связи;

- стоимость услуг по каждому виду связи.



Учащиеся должны уметь:

- заполнить почтовый и телеграфный перевод;

- оформить квитанции по оплате телефонных услуг.

- порядок оформления заказа на покупку товара по почте;

- порядок получения заказа наложенным платежом;

- порядок оформления подписки на газеты и журналы.



- заполнять необходимые бланки.



- порядок оформления отправления или получения телеграфного денежного перевода.






- оформить отправление или получение телеграфного денежного перевода.

Медицинская помощь.

Учащиеся должны знать:

- способы распространения инфекционных заболеваний;

- меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

- правила и приемы ухода за больным.


Учащиеся должны уметь:

- строго соблюдать личную гигиену;

- строго выполнять правила ухода за больным.

- причины возникновения инфекционных заболеваний;

- профилактические меры;

- значение прививок;

- методы санобработки.






- ухаживать за больным в домашних условиях;

- производить санобработку помещения.

- назначение страхового медицинского полиса, порядок его получения;

- порядок получения листка нетрудоспособности и предъявления по месту работы или учебы.




- получить страховой медицинский полис;

- получить листок нетрудоспособности

Учреждения, организации и предприятия.

Учащиеся должны знать:

- местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;

- правила пользования услугами;

- стоимость обслуживания;

- профессии работников этого предприятия.


Учащиеся должны уметь:

- обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

- порядок сдачи и получения вещей в ателье и в химчистке;

- стоимость услуг.












- сдавать вещи в химчистку и в ателье по ремонту одежды.

- назначение и виды услуг «Проката»;

- порядок обращения и получения вещи на прокат.










- оформить заказ на получение вещи на прокат.



Трудоустройство.

Учащиеся должны знать:

- учреждения и отделы по трудоустройству;

- виды документов, необходимых для поступления на работу;

- правила перехода с одной работы на другую;

- перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.





Учащиеся должны уметь:

- обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

- написать заявление о приеме на работу;

- заполнить анкету;

- написать расписку, докладную.

- права и обязанности работника в соответствии с трудовым кодексом РФ;

- порядок ведения трудовой книжки;

- ориентироваться в Законе о занятости населения в РФ;

- о наличии контракта как официального документа;

- порядок поступления в ПУ.



- готовить документы для поступления в ПУ;

- подбирать документы для трудоустройства;

- заключать простейший договор;

- использовать и отстаивать свои права;

- пользоваться ТК РФ;

- находить подходящие варианты работы.

- профессии (специальности), по которым могут быть вакантные места;

- правила заполнения анкет;

- правила написания автобиографий;

- пути получения информации о ярмарках вакансий;

- как вести телефонные разговоры при поиске работы;

- правила и порядок составления контракта.


- самостоятельно устраиваться на работу;

- составлять простейший контракт;

- заполнять анкеты;

- получать всю информацию о работе самостоятельно.




Основные требования к знаниям и умениям учащихся по минимальному уровню для учащихся

Раздел

9 класс

10 класс

11 класс

Личная гигиена.

Учащиеся должны знать:

- правила и приемы ухода за кожей;

- способы сбережения здоровья.


Учащиеся должны уметь:

- правильно ухаживать за кожей;

- пользоваться косметическими средствами.

- способы ухода за ногтями и выполнение бритья;

- правила пользования маникюрными принадлежностями.



- ухаживать за ногтями;

- бриться.


- косметические средства для макияжа;






- определять срок годности косметических средств;

- выполнять несложный макияж и удалять его.

Одежда и обувь.

Учащиеся должны знать:

- размеры своей одежды и обуви;

- правила возврата;

- правила выведения пятен;

- правила стирки изделия из тюля, трикотажа.


Учащиеся должны уметь:

- подбирать одежду и обувь;

- пользоваться журналами мод;

- выводить пятна на одежде;

- стирать изделия из тюля трикотажа.

- способы ухода за меховой и кожаной одеждой;

- правила чистки замшевой обуви;

- правила подбора одежды и обуви.






- ухаживать за меховой и кожаной одеждой;

- чистить замшевую обувь;

- выбирать одежду и обувь при покупке.

- правила подбора одежды, обуви и аксессуаров;

- правила выполнения утюжки одежды в зависимости от свойств ткани.





- правильно подбирать одежду, обувь и аксессуары;

- правильно выполнять утюжку одежды в зависимости от свойств ткани.

Питание.















Учащиеся должны знать:

- значение диетического питания;

- особенности питания детей ясельного возраста;

- названия и рецепты 1 - 2 национальных блюд.


Учащиеся должны уметь:

- составить меню диетического питания на день;

- составить меню на день для ребенка ясельного возраста.

- рецепты и способы приготовления вторых блюд;

- рецепты и способы выпекания булочек, кекса, печенья и вафель;

- правила консервирования фруктов.



- готовить вторые блюда;

- выпекать булочки, кексы, печенье, вафли.

- консервировать фрукты.

-особенности составления меню на неделю;

- меню праздничного стола;

- виды праздничного стола;

- способы и рецепты выпекания пирогов.




- составлять меню на неделю;

- выпекать пироги;

- составлять меню праздничного стола.

Семья.

Учащиеся должны знать:

- семейные традиции;

- обязанности, связанные с заботой о детях;

- основные виды семейных отношений.



Учащиеся должны уметь:

- анализировать различные семейные ситуации;

- выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.

- состав семьи;

- обязанности детей по отношению к родителям;

- источники семейного бюджета;

- необходимые ежемесячные платежи.



- планировать расходы на месяц;

- вести тетрадь прихода и расходования средств семейного бюджета.

- основы семейных взаимоотношений;

- режим дня грудного ребенка;

- правила ухода за грудным ребенком.






- выполнять уход за грудным ребенком;

- составлять режим дня для грудного ребенка с помощью.

Культура поведения.

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в обществе.


Учащиеся должны уметь:

- встречать гостей;

- анализировать поступки людей.

- правила приема гостей и поведения в гостях.





- выполнять правила приема гостей и поведения в гостях.

- правила общения девушек и юношей.






- соблюдать правила общения девушки и юноши.

Жилище.

Учащиеся должны знать:

- правила расстановки мебели в квартире;

- правила сохранения жилищного фонда.














Учащиеся должны

уметь:

- расставлять мебель в

квартире;

- подбирать детали интерьера.

- санитарно - гигиенические требования к состоянию кухни;

- правила техники безопасности при работе с электроприборами.












- пользоваться бытовыми электроприборами;

- производить уборку квартиры.

- санитарно - гигиенические требования к содержанию детской комнаты;

-последовательность уборки квартиры в полном объеме;

- правила пользования бытовыми электроприборами;

- моющие средства, которые используют при уборке квартиры.




- проводить уборку квартиры в полном объеме;

- пользоваться бытовыми электроприборами при уборке квартиры.

Транспорт.

Учащиеся должны знать:

- службы аэровокзала;

- порядок приобретения и возврата билетов;

- правила поведения в аэропорту.






Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в расписании;

- определять маршрут и выбирать транспортные средства;

- выполнять правила безопасности во время полета.

- порядок приобретения билета на автовокзале.











- производить покупку билета на междугородний автобус;

- ориентироваться в расписании отправления рейсовых автобусов.

- виды водного транспорта, назначение речного вокзала;

- правила поведения на водном транспорте;

- назначение аэропорта, его службы, приобретение билетов;


- правила поведения в салоне самолета;

- виды такси, стоимость проезда.

- приобрести билет;

- пользоваться расписанием.

Торговля.

Учащиеся должны знать:

- виды ярмарок;

- отличие ярмарки от рынка, магазина;

- цены ярмарочных товаров.


Учащиеся должны уметь:

- переносить умения при покупке товара в магазине в условия ярмарки.

- отделы рынка;

- отличие рыночной торговли от магазинной;

- выбор продуктов.






- выбирать продукты;

- следить за правильностью отпуска товара и подсчета его стоимости.

- правила получения ссуды под залог и хранения вещей в ломбарде.







- подбирать вещи в магазинах на распродаже.

Средства связи.

Учащиеся должны знать:

- виды денежных переводов;

- виды связи;

- стоимость услуг по каждому виду связи.




Учащиеся должны уметь:

- заполнить почтовый и телеграфный перевод;

- оформить квитанции по оплате телефонных услуг.

- порядок оформления заказа на покупку товара по почте;

- порядок получения заказа наложенным платежом;

- порядок оформления подписки на газеты и журналы.



- заполнять необходимые бланки.



- порядок оформления отправления или получения телеграфного денежного перевода.






- оформить отправление или получение телеграфного денежного перевода.

Медицинская помощь.

Учащиеся должны знать:

- способы распространения инфекционных заболеваний;

- меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

- правила и приемы ухода за больным.


Учащиеся должны уметь:

- строго соблюдать личную гигиену;

- строго выполнять правила ухода за больным.

- причины возникновения инфекционных заболеваний;

- профилактические меры;

- значение прививок;

- методы санобработки.







- ухаживать за больным в домашних условиях;

- производить санобработку помещения.

- назначение страхового медицинского полиса, порядок его получения;

- порядок получения листка нетрудоспособности и предъявления по месту работы или учебы.





- получить страховой медицинский полис;

- получить листок нетрудоспособности

Учреждения, организации и предприятия.

Учащиеся должны знать:

- местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;

- правила пользования услугами;

- стоимость обслуживания;

- профессии работников этого предприятия.


Учащиеся должны уметь:

- обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.


- порядок сдачи и получения вещей в ателье и в химчистке;

- стоимость услуг.












- сдавать вещи в химчистку и в ателье по ремонту одежды.

- назначение и виды услуг «Проката»;

- порядок обращения и получения вещи на прокат.










- оформить заказ на получение вещи на прокат.


Трудоустройство.

Учащиеся должны знать:

- учреждения и отделы по трудоустройству;

- виды документов, необходимых для поступления на работу;

- правила перехода с одной работы на другую;

- перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.







Учащиеся должны уметь:

- обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

- написать заявление о приеме на работу;

- заполнить анкету;

- написать расписку, докладную.

- права и обязанности работника в соответствии с трудовым кодексом РФ;

- порядок ведения трудовой книжки;

- ориентироваться в Законе о занятости населения в РФ;

- о наличии контракта как официального документа;

- порядок поступления в ПУ.





- готовить документы для поступления в ПУ;

- подбирать документы для трудоустройства;

- заключать простейший договор;

- использовать и отстаивать свои права;

- пользоваться ТК РФ;

- находить подходящие варианты работы.

- профессии (специальности), по которым могут быть вакантные места;

- правила заполнения анкет;

- правила написания автобиографий;

- пути получения информации о ярмарках вакансий;

- как вести телефонные разговоры при поиске работы;

- правила и порядок составления контракта.


- самостоятельно устраиваться на работу;

- составлять простейший контракт;

- заполнять анкеты;

- получать всю информацию о работе самостоятельно.




Список использованных источников и литературы

  1. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу Технология. В.А. Зырянова, И.А. Халилова, под редакцией Е.Ю.Головинской. - Самара: Современные образовательные технологии, 2011.

  2. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 8 класса Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителей/Под.ред.А.М.Щербаковой. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

  3. Швейное дело: учебник для 5 кл,специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая, 3-е изд.- М.: Просвещение, 2006.

  4. Швейное дело: учебник для 6 кл.специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида /Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая, 3-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

  5. Швейное дело: учебник для 7 кл. специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая, 3-е изд.- М.: Просвещение, 2006.

  6. Швейное дело: учебник для 8 кл. специальных (коррекционных) учреждений VIII вида/Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая, 3-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7.Социально- бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5 класс. Для специальной ( коррекционной ) школы VIII вида-М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 78с.: ил.- ( Коррекционная педагогика). Субчева В.П.

8. Социально- бытовая ориентировка. Учебное пособие. 6 класс. Для специальной ( коррекционной ) школы VIII вида-М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 78с.: ил.- ( Коррекционная педагогика). Субчева В.П.

9. Социально- бытовая ориентировка. Учебное пособие. 7 класс. Для специальной ( коррекционной ) школы VIII вида-М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 78с.: ил.- ( Коррекционная педагогика). Субчева В.П.

10.Социально- бытовая ориентировка. Учебное пособие. 8 класс. Для специальной ( коррекционной ) школы VIII вида-М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 78с.: ил.- ( Коррекционная педагогика). Субчева В.П.

11Социально- бытовая ориентировка. Учебное пособие. 9 класс. Для специальной ( коррекционной ) школы VIII вида-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 78с.: ил.- ( Коррекционная педагогика). Субчева В.П.



13


© 2010-2022