Программа кружка Правовая культура школьников 4-6 класс

Раздел Социальному педагогу
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пермский край

Краснокамский муниципальный район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»



Согласовано:

УТВЕРЖДАЮ:

На Методическом Совете

МАОУ СОШ №5

Директор

_________А.Л. Ракутина

«___» сентября 2013 г.

«__» сентября 2013 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ

на 2013-2014 учебный год

Основной возраст детей: 4-6 класс

Срок реализации программы: 1 год (32 часа)

Программу разработала

Лекомцева В.Н.,

социальный педагог

Краснокамск 2013



«Мир, который мы оставим нашим детям,

в значительной мере зависит от детей,

которых мы оставим миру».

Федерико Майор


Пояснительная записка.

Программа правового воспитания внеурочного курса для индивидуально-групповой работы «Правовая культура школьников» разработана в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка, Федеральным стандартом образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, и на основании авторской программы Белоуско Ю.А., из которых заимствован общий подход к написанию программы. Программа является модифицированной, т.к. разработчик внес в программу тематическое содержание, формы работы. Программа рассчитана на учащихся среднего звена (4-6 класс) общеобразовательной школы. Срок реализации программы: 1 год.

Организация-разработчик: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Краснокамска Пермского края

Разработчик: социальный педагог Лекомцева Валентина Николаевна









Содержание


  1. Актуальность 4

  2. Цели и задачи 5

  3. Предполагаемый результат 5

  4. Учебно - тематический план 6

  5. Условия реализации программы 7

  6. Список литературы 8









  1. Актуальность.

В законе «Об образовании» подчеркивается главная задача школы - развитие человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на его совершенствование. Обозначены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободе человека, трудолюбия, любви к природе, семье.

В связи с социально-экономической и политической нестабильности общества, в России сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защиты семей. В настоящее время сформирована социальная политика государства в области поддержки различных категорий семей. Но в наибольшей степени нуждаются в этой поддержке семьи, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе обучается 730 учащихся.

Изучение в школе вопросов по правовому образованию и воспитанию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника, адаптации и интеграции его в обществе, воспитание в нем качеств гражданина.

Изучение права и осуществление воспитательной работы по формированию правовой культуры в школе необходимо начинать с начальной школы, т.к. основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше. Обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями.

Основное содержание данного периода в правовом воспитании школьников составляет нравственное воспитание, что обусловлено следующими психолого-педагогическими характеристиками учащихся начальной школы:

  1. Основной интерес направлен на узнавание своего «Я»;

  2. Социальная деятельность школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминируют нравственные регуляторы;

  3. Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека, о праве как регуляторе взаимоотношений между людьми.

Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом необходимости устранения из нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка, как нечто реальное, многими еще не воспринимается. Это особенно важно для России, где еще многие не знают ни своих прав, ни прав своего ребенка.

Утверждение идеи прав ребенка, защита его прав зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.

Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека.

Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания, обучения его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса - учителя, воспитателя, преподавателя.


  1. Цели и задачи.

Цель данной программы - ознакомить учащихся с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребёнка», формировать у учащихся представления о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми; способствовать воспитанию правовой культуры школьников, осознанию себя как личности, развитию интереса к изучению правовых вопросов, повышению гражданской активности.

ЗАДАЧИ:

- познакомить детей с основными нормами и правилами поведения человека;

- сформировать у обучающихся сознательное отношение представление об основных понятиях прав человека;

- формировать у обучающихся основы теоретических знаний и практических умений, относящихся к правам ребенка;

- развивать интерес к устройству общественной жизни;

- сформировать личную ответственность за свое поведение на основе соблюдения правил и норм общественной жизни;

В основу программы положены принципы, которые позволяют решить поставленные задачи.

  1. Предполагаемый результат.

На курс воспитания правовой культуры отводится один час в неделю. В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.

Учащийся должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям. Эти правила сочетаются требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами

Воспитательные занятия смоделированы на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить детей перед выбором действия, поступка, они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга и цивилизованно защитить свои.

Программа рассчитана на 32 часа. В это время входят теоретические, практические занятия, экскурсии и встречи с гостями (юристы, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних и др.)

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости. А также желание прийти на занятие снова.

График проведения занятий: среда - 14.15 - 15.00

  1. Учебно-тематический план.

Наименование разделов, тем

Всего часов

Ожидаемый результат

1.

Что такое права человека?

2

Дети знакомятся со Всеобщей декларацией прав человека

2.

Гражданские права человека

4

Школьники знакомятся с правом каждого человека на жизнь, правом детей на особую защиту здоровья.

3.

Политические права человека

4

Учащиеся узнают о своих политических правах и когда они наступают.

4.

Право на образование

2

Из данной беседы ребята узнают, что такое образование, зачем оно нужно. Знакомятся с правом на образование.

5.

Права ребенка

4

В беседе и на практике учащиеся познакомятся с правом ребенка на отдых, с правом на уважительное отношение и др.

6.

Право и семья

4

Дети познакомятся со своими правами в семье, а также усвоят и обязательства связанные с этими правами.

7.

Правоотношения

4

Учащиеся усвоят виды правоотношений. Особое внимание будет уделено имущественным правоотношениям.

8.

Юридическое лицо

2

В конце занятия учащиеся ответят на вопрос: «Кто является юридическим лицом?»

9.

Право собственности

4

Что значит владеть вещью? Что значит взять чужую вещь? Как защитить свою собственность?

10.

Основной закон государства

2

Знакомство с конституцией нашей страны, а также с понятием «гражданин».

Итого: 32 часа


  1. Условия реализации программы.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы внеурочной деятельности требует наличия учебного кабинета, который имеется для проведения занятий.

Технические средства обучения: ПК, мульдимедийный проектор

Информационное обеспечение

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  • Основные источники: Закон РФ «Об образовании»

  • Концепция Модернизации Российского образования

  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»














Список литературы


1.Семёнова Е.Ю., Черняева В.Н. Образовательная программа системы дополнительного образования - методические рекомендации педагогу, работающему над созданием авторской образовательной программы. [Текст]/ Е.Ю. Семёнова, В.Н. Черняева. Самара, 2002.- 340с.

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

3. Никитин, А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. [Текст]/ А.Ф.Никитин. М.: ACT, 2001.-240с.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби. 2005.- 144 с.

5.Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации. М.:Проспект.2004, 344с.

6. Реализация Конвенции о правах ребенка в образовательных учреждениях. - М.: Педагогическое общество России, 2005.- 80 с.

7.Соколова, Я.В. Граждановедение7-9класс. [Текст]/ Я.В.Соколова. М.:КНОРУС, 2002.-280с.

8. Колесов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. [Текст]/ Д.В.Колесов. М.:Педагогика. 2004.-340с.

9.Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов. Издательство Гросс-Медиа 2006.-480с.

10.Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Федеральный закон: Выпуск 29 (104). - М.: Инфра-М, 2003. - 19 с.

11.Педчак, Е.П. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. [Текст]/ Е.П. Педчак . Р/на/Д.: Феникс, 2002. - 288 с.

12.consultant.ru/popular/family/

13.consultant.ru/popular/gkrf4/

14.consultant.ru/popular/tkrf/











8


© 2010-2022