Открытое образовательное пространство социального партнерства

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое образовательное пространство

социального партнерства

Тимофеева Л.А., к.п.н.

методист МАОУ Центра ДО

Жизнь в новом тысячелетии предъявляет все более высокие требования к человеку, его творческим, интеллектуальным, коммуникативным способностям, профессиональным и волевым качествам. И ответить на эти требования может тот, кто получил полноценное образование. Он способен в нужный момент найти необходимую информацию и оптимально ею воспользоваться, эффективно строить взаимоотношения с окружающими, интегрироваться в поликультурный и полиэтнический социум, устанавливать и сохранять деловые партнерские отношения.

Уровень обученности учащихся, определяемый по результатам ЕГЭ, не может быть единственным показателем, характеризующим качество образования. При анализе результатов деятельности школы рассматриваются уровень воспитанности обучающихся, состояние их здоровья, включая все компоненты (соматический, психический, социальный и нравственный), и уровень развития социального интеллекта (Дж. Хедланд, Р. Дж. Стенберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. А. Хорвард, С.А.Снук, Е.Л.Григоренко). Социальный интеллект характеризуется как показатель социальной состоятельности личности, определяющий направления ее социального функционирования, уровень притязаний и степень эффективности деятельности. Социальный интеллект и его развитие является базовым для благоприятного жизнепроживания личности в условиях социального партнерства.

Сегодня понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода тематического ядра, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формулируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в- третьих, компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (Зеер Э.Ф., 2002).

Мы не можем игнорировать тот факт, что Россия вступила в особую историческую полосу кризиса детства, связанного с социальной незащищенностью большинства населения России, распадом идеологии, падением нравственности, гражданского самосознания, девальвации общечеловеческих ценностей, разрушением системы воспитательной работы, отчужденностью между поколениями, ранним биологическим взрослением в сочетании с социально - психологическим инфантилизмом, развитием «антикультурного синдрома», «клипоформируемого сознания молодежи» как питательной среды для антисоциальных подростковых субкультур, тотальным снижением качества всех компонентов здоровья подрастающего поколения (физического, психического, социального и морального).

В связи с этими изменениями школа вынуждена преобразовываться в полифункциональное образовательное учреждение и взять на себя несвойственные для нее функции: здоровьесберегающую, здоровьеформирующую, правозащитную, культуросберегающую и культуросозидательную, персонологическую, - а также функции: социальной защиты, реабилитационную, комплексного сопровождения, компенсирующую, адаптационную и т. п., - поскольку другие социальные институты, и, прежде всего семья, игнорируют и не всегда защищают, обеспечивают интересы ребенка.

По мнению В.И.Слободчикова, в современной социокультурной ситуации российского образования начинает складываться его новый облик - новый образ образования, который можно характеризовать так:

  • вполне самостоятельную форму общественной практики (система разных видов деятельности, структур организации и механизмов управления), особую социальную инфраструктуру, пронизывающую все другие социальные сферы и тем самым обеспечивающую целостность общественного организма;

  • универсальный способ трансляции исторического опыта одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания нацело некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей жизни во времени;

  • всеобщую культурно - историческую форму становления и развития сущностных сил человека, его фундаментальных способностей, обретения образа человеческого во времени истории и пространстве культуры; человека, способного к самообразованию, а тем самым - и к саморазвитию.

Воспитанник, включаясь в сложное субкультурное пространство, в условиях гармоничной образовательной среды интериоризирует нравственные ценности, приобретает партнерские навыки, развивает способности адаптации к новым условиям, «отрабатывает» поведенческий репертуар, учится строить свое поведение в соответствии с общечеловеческими ценностями, обучается моделировать ситуации, конструктивно управлять конфликтами и т. п.

От того, какая в образовательном учреждении сформирована школьная среда, насколько психологически комфортно ученик себя в ней ощущает, зависит его отношение к школе, окружающим, самому себе, а впоследствии и его будущее. Образовать человека - значит помочь ему стать подлинным субъектом культуры и своей собственной жизни, научить жизнетворчеству, жизнеутверждению, самосозиданию.

Но эта среда в большей степени игнорируется, «выталкивает» ребят с проблемами, усугубляя их дефекты, эмоциональные состояния, подталкивает в сторону криминализации, самореализации в социально небезопасных для самой личности и общества формах.

Почему современные подростки - одна из наиболее незащищенных и виктимизированных категорий населения России? Почему подростки предпочитают уходить из семьи, дистанцироваться от школы и группироваться в «стаи» с себе подобными, демонстрировать антисоциальные формы поведения? Почему дети отказываются от организованной творческой деятельности в стенах образовательного учреждения, включая дополнительное? Какова реальная социально - психологическая картина в школе?

Изучение мнений 57 учащихся в возрасте от 14 до 16 лет и 30 родителей в 2010 году о социально - педагогической ситуации в школе позволило выделить ряд острых проблем, которые требуют незамедлительного решения. Среди них - отсутствие интереса учащихся к овладению академическими знаниями - 53,0 %; наличие агрессивной среды обитания школьников - 43,0 %; незащищенность их от этой среды - 35,0 %; отсутствие возможностей самореализации учащихся в условиях образовательного учреждения - 52,0%; довольно большой процент имеющих опыт употребления наркотических и токсических средств - 4,0%; ранних сексуальных связей - 24,0%; и т.д. группа родителей также демонстрирует далеко не лучшее отношение к образовательному учреждению. Так, 58,0%; опрошенных не доверяют школе; 45,0% убеждены, что возникновение проблем у ребенка - следствие непрофессионального воздействия со стороны педагогов; 60,0 % респондентов из числа родителей отметили отсутствие заинтересованности специалистов образовательного учреждения во взаимодействии с семьей и т. д.

Сегодня образование оказывается, фактически, единственным социальным институтом, через который только и возможны трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития. В то же время школа может справиться с задачей позитивной социализации только расширяя образовательное пространство школы, раздвигая рамки школьной среды.

Встала задача формирования образовательной среды, отвечающей запросам всех заказчиков, потребителей образовательных услуг нашего образовательного учреждения.

Ученые все чаще рассматривают ученика как сложную открытую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему, находящуюся во взаимодействии со средой. В качестве единиц социальной среды выделяются физическое окружение, человеческие факторы, программы обучения. По мнению Н.Б.Крыловой среда - это окружающее человека социальное пространство (в целом - как макросреда, в конкретном смысле - как непосредственное социальное окружение , как микросреда), зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

Для школы концептуально важно погрузить школьников в такую образовательную среду, в условиях которой будут развертываться разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности сообразно индивидуальным особенностям через: гармонизацию их личности с окружающим миром; сбалансированность физического и духовного; приобретение социального опыта партнерства, включая опыт конструктивного управления конфликтами; определения приоритетности в направлениях деятельности; выявление внутренних и внешних ресурсов, способных оказать реальную действенную помощь.

© 2010-2022