Разработка мероприятия с участием родителей «Формирование здоровых детско-родительских отношений»

Проблемы семейного воспитания стали особенно актуальны в последние годы. Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей. Взаимоотношения в семье играют важную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние: растет число неполных семей; увеличивается численность криминальных семей, где родители уклоняются от исполнения родительск...
Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка мероприятия с участием родителей

«Формирование здоровых детско-родительских отношений».


Пояснительная записка.


Истинная сущность воспитательной работы

заключается не в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка,

а в организации жизни семьи, личной и общественной жизни родителей и ребенка.

Макаренко


Проблемы семейного воспитания стали особенно актуальны в последние годы. Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей. Взаимоотношения в семье играют важную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние: растет число неполных семей; увеличивается численность криминальных семей, где родители уклоняются от исполнения родительских обязанностей; возрастает количество семей психологически неустойчивых, где отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми, нет доброжелательного внимания и контроля.

Сегодня, как никогда прежде, родители все чаще обращаются за помощью в социально-психологическую службу школы по вопросам воспитания своих детей, хотят знать, каким образом можно повысить самооценку ребенка, как научиться чувствовать и понимать его, открыто и честно строить детско-родительские отношения.

Таким образом, возникает необходимость обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения они получают не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную социально-психологическую помощь и поддержку.

Такая помощь и поддержка должны быть направлены на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи, школы и учреждения дополнительного образования при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения и ориентированы не только на воспитанников, но и на всё их семейное окружение (родителей, других членов семьи, проживающих с ребенком).

Основная часть

Тема: «Формирование здоровых детско-родительских отношений».

Цели: предоставление родителям психологической поддержки, информации о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй.

Задачи:

- повышение педагогической и психологической компетентности родителей;

- повышение уровня ответственности за воспитание детей;

Участники: родители детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Форма проведения: тренинг

Оборудование: заготовка ладошек, губки, краски, колбы с водой, весы, монетки, видеопроектор, заготовка солнышка, листы с рефлексией, брошюры.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о наших детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: семья и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Но сначала давайте с вами познакомимся, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: каждый из вас будет брать ладошку, называть свое имя и говорить о своем ребенке.

…… мой ребёнок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или: мой ребёнок самый замечательный и у меня нет проблем. При этом вы выбираете себе кружок из коробочки.

(Родители высказываются и берут ладошку)

Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идёт о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны будут методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

Эксперимент.

На столе две губки и две колбы с водой (синяя, красная)

Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство? (ответы - Она хорошо впитывает жидкость (родители).

Давайте посмотрим, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее? (Губка станет синего цвета (родители).

- А если мы вольем в губку красную жидкость? ( Губка станет красной (родители).

- А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов? (Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? (Родители высказывают собственные предположения).

Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.- Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? (Родители высказываются).

- Конечно же, это принцип - воспитание собственным примером

Так что же такое воспитание?

Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Вот как записано, что такое воспитание в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».

Упражнение «Моё солнышко».

Возьмите на столе лист бумаги с нарисованным солнышком. Нарисуйте схематично лицо вашего ребёнка, каким обычно вы его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребёнка.

(Родителям предлагается два одинаковой величины листа бумаги, склеенные по углам. На нижнем листе изображено солнышко с лучами, на которых написаны все качества, которые может проявлять ребёнок. На верхнем листе такое же солнце, но круг в середине вырезан, а надписи на лучах отсутствуют. Родители выполняют задание).

Любой ребёнок имеет свою палитру красок. В нём как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слёзы. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш ребёнок. (Родители читают свои и написанные черты ребёнка).

Современный мир устроен так, что сегодня всё благополучно, а завтра всё идёт кувырком и кажется, что выхода нет. Но для выживания в этом мире человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Ребёнок, как и мы, живёт не в идеальном мире. Мне часто приходится слышать вопрос: Как оградить ребёнка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами квартир, ни тонированными стёклами автомобилей, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь, наверное, можно - при условии правильного воспитания. Когда же мы начинаем воспитывать своего ребёнка? (с рождения).

Каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребёнок был похож на него и прошёл тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Вероятно, ребёнок действительно чем-то напоминает нас. И всё-таки он проживает свою жизнь, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый ребёнок сравним только с собой. Ребёнок не стоит на месте, он развивается, он не ординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своём ребёнке, не всплывут позже? Где же ребёнок получает больше всего ударов? (сфера общения: семья, школа, улица).

Наверное, вам хотелось бы узнать, а как ребёнок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого вам нужно заполнить таблицу. На столе лежат карточки, запишите своё мнение в них.

Как я воспитываю своего ребёнка?

Итак, давайте назовём, как мы наказываем и как поощряем своего ребёнка.

(Родители называют, а я кладу монетки на чашу весов).

Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (как правило, чаша с наказаниями, а если наоборот, то очень хорошо, что наказания остались где-то далеко и их так мало, а поощрения делают из наших детей воспитанных ребят).

Семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Послушайте сказку «Фиолетовый котенок». Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.- Ну что мне с ним делать? - Кошка всплескивала лапами. - Ведь хороший, умный котенок, а тут - ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши - ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?- Да что с ним цацкаться? - рычал кабан. Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты - все котята как котята, а этому лунный свет подавай!- Он просто глупый, - каркала ворона.- Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет - его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.

-Милый котенок, - говорила Луна, - а почему ты фиолетовый?

А какие бывают еще? - удивлялся котенок.

Луна подумала и произнесла:

-У меня есть брат, он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

-Конечно, хочу. Он похож на тебя?

- Увидишь. Только не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

-Ух, какой ты теплый! - воскликнул котенок. -А я знаю твою сестру Луну!

-Передай ей привет, - сказало Солнце, - когда встретишь. А то мы редко видимся.

-Конечно, передам.

Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только в лунном свете, но и на солнце, и даже в мыльной ванной.- О чём эта сказка, чему она учит?

Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона - это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна - это символ веры. Она не обвиняет котенка, а расширяет его мир. Старайтесь больше внимания уделять своим детям, умейте их выслушать, понять и принять их такими, какие они есть, побольше говорите с ними, расширяйте их кругозор, объясняйте им непонятное. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком - потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребёнка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.

Мы ругаем ребёнка, срываемся на нём, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в своё время откликнется физическим протестом

Послушайте еще одну притчу «Все оставляет свой след»: «Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю. Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Детство, как правило, это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребёнок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребёнка, необходимо иметь в виду, что чаша поощрений должна перевешивать чашу наказаний в несколько раз. Только тогда ребёнок будет ощущать себя комфортно. Пополните чашу поощрения. Воспитывая ребёнка, необходимо научить его летать, а не ползать.

И нам бы хотелось, чтобы в педагогах вы видели своих союзников. Если возникают проблемы, звоните, приходите в школу, будем решать сообща, обращайтесь за помощью. Вы сегодня пришли на наше мероприятие, значит, вам не безразлична судьба своих детей. Давайте будем сообща готовить детей к самостоятельной жизни. Я желаю вам успехов в воспитании, чтобы ваши дети всегда вас понимали, идиллии в ваших семьях, любви, душевной теплоты. Любите и берегите своих детей.

Рефлексия:

Раздать родителям анкеты:

  1. Понравилось Вам мероприятие? (да, нет)

  2. Была ли информация полезной для Вас? (да, нет)

  3. Будете ли Вы применять данные советы при взаимоотношениях со своим ребенком? (да, нет).



Советы родителям: (в виде брошюр)


  • Когда Вы говорите с детьми, Вы всегда уверены в том, что все наши суждения - истина. Но иногда и Вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в Вашей правоте.


  • Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать противоречат друг другу - для ребенка это занимательное зрелище.


  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.


  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.


  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они не были. Раз они возникли, значит, на это были причины.


  • Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.


  • Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.


  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.


  • Приучение - это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, чаще подбадривайте, а не упрекайте.


  • Умейте помолчать. Иногда молчание - поистине золото.


  • Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Еще хуже «пилить изо дня в день». Все это создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.


  • Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в общении.


  • Считайтесь с мнением детей, советуйтесь с ними. Не бойтесь, когда надо сказать: «Извини!».


  • Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей обладают более развитым чувством внутренней безопасности.

Литература


  1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное, дополненное. -М.:Ось-89, 2001. 224с.

  2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья. -М.:Педагогическое общество России, 2000. 192с.

  3. Григори, Н.Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений.//Школьный психолог. 2000. №28.

  4. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1./Под.ред. Степанова, Е.Н. -М.:ТЦ Сфера, 2001.144с.

  5. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.:ООО Речь, 2001. 190с.

  6. Макарова, Л.С., Подвинцева, Л.А. Ребенок - взрослый: Терапия отношений. Психокоррекционная программа.//Школьный психолог. 2004.№27-28.

  7. Монахова, А.Ю. Психологическая семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль.:Академия развития:Академия Холдинг, 2002. 160с.

  8. Олифирович, Н.Н., Зинкевич-Куземкина, Т.А., Велента, Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.:Речь, 2006. 530с.

  9. Практика сказкотерапии./Под ред. Сакович, Н.А. -СПб.:Речь, 2007. 224с.


__________________________ ____________________________

подпись расшифровка подписи

«_____»_____________________20__г.




© 2010-2022