Рабочая программа факультатива Хозяева сельской усадьбы по СБО

Раздел Социальному педагогу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа №1



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании методического Зам. директора по УВР: Директор МБОУ БСОШ №1

объединения учителей

протокол № _______ ________ _______________ ___»______2013г

от «___» __________ 2013 г « ___»______2013г

Руководитель ШМО:

______________




Рабочая программа факультатива

"Хозяева сельской усадьбы"

по социально - бытовой ориентировке.

(по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)

5 класс



Учитель: Маркушина Рената Ренатовна



2013 - 2014 учебный год



Рабочая программа факультатива по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 классов

Пояснительная записка

В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в структурные различные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействует личность и общество.

Предмет СБО - социально-бытовая ориентировка - нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. При этом время, отведенное на уроки СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Широкий круг социально-бытовых знаний и умений, которым необходимо обучить учащихся, и ограничение возможностей учителя СБО фактором времени не позволяет ему осуществлять полноценное закрепление многих знаний и умений. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке учащихся.

На занятиях кружка осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на уроках, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

Основная цель внеклассной работы по социально-бытовой ориентировке учащихся коррекционных классов - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

На занятиях кружка по социально-бытовой ориентировке учащихся могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.

При проведении каждого занятия реализуются три основные группы взаимосвязанных задач:

  • Образовательные задачи, для реализации которых учителю необходимо осуществлять руководство познавательной деятельностью умственно отсталых детей; стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями.

  • Корреционно-развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребенка (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности).

  • Воспитательные задачи - целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры.






Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Раздел - Семья

1

Конкурс рисунков «Моя семья»

1


2-3

Практикум составления родового дерева (родственные отношения в семье)

2


Раздел - Жилище

4

Рисование, аппликация «Мой дом»

1


5

Дидактические игры на формирование знаний о помещениях в квартире, мебели

1


Раздел - Средства связи

6-7

Практическая работа «Почтовый адрес школы и дома»

2


8

Письмо Деду Морозу

1


9

Изготовление конверта и заполнение

1


10

Час общения «Сотовые телефоны, их плюсы и минусы»

1


Раздел - Помощники в доме

11

Час общения «Использование бытовой техники»

1


Раздел -Мебель

12

Моделирование ситуаций «Мы - новосёлы»

1


13-14

Загадки, кроссворды по теме «Интерьер»

2


Раздел - Торговля

15

Час общения «Права и обязанности покупателя»

1


16

Практическая работа "Определение срока годности"

1


17

Сюжетно-ролевая игра «Продовольственный магазин»

1


Раздел - Культура поведения

18-19

Правила этикета

2


20

Решение этикетных задач «Так и не так»

1


21

Моделирование ситуаций «Правила поведения за столом»

1


22

Ролевая игра " Запиши меня в библиотеку"

1


23

Ролевая игра "Здравствуй театр"

1


Раздел - Личная гигиена

24

Занятие-игра «Путешествие в страну Грязнулию»

1


25

Праздник «Уроки Мойдодыра»

1


26

О вреде курения и алкоголя

1


Раздел - Одежда, обувь, уход за ними

27

Виды одежды

1


28

Стили одежды

1


29

Дидактическая игра «Выбери одежду по сезону»

1


30

Логические задания «Что может одежда (обувь) рассказать о своих хозяевах»

1


Раздел - Транспорт

31-32

Знаки дорожного движения

2


33

Ситуации при вождении автомобиля

1


34-35

Изготовление дорожных знаков встречающихся по дороге в школу.

2






























Литература:


  • Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.


  • Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. Для учителя/под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.


  • Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.


  • Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.


  • Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.


  • Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.


  • Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 - Сб.1.


  • Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.




© 2010-2022