- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Рабочая программа факультатива Хозяева сельской усадьбы по СБО
Рабочая программа факультатива Хозяева сельской усадьбы по СБО
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маркушина Р.Р. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании методического Зам. директора по УВР: Директор МБОУ БСОШ №1
объединения учителей
протокол № _______ ________ _______________ ___»______2013г
от «___» __________ 2013 г « ___»______2013г
Руководитель ШМО:
______________
Рабочая программа факультатива
"Хозяева сельской усадьбы"
по социально - бытовой ориентировке.
(по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)
5 класс
Учитель: Маркушина Рената Ренатовна
2013 - 2014 учебный год
Рабочая программа факультатива по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 классов
Пояснительная записка
В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в структурные различные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействует личность и общество.
Предмет СБО - социально-бытовая ориентировка - нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. При этом время, отведенное на уроки СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Широкий круг социально-бытовых знаний и умений, которым необходимо обучить учащихся, и ограничение возможностей учителя СБО фактором времени не позволяет ему осуществлять полноценное закрепление многих знаний и умений. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке учащихся.
На занятиях кружка осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на уроках, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
Основная цель внеклассной работы по социально-бытовой ориентировке учащихся коррекционных классов - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
На занятиях кружка по социально-бытовой ориентировке учащихся могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.
При проведении каждого занятия реализуются три основные группы взаимосвязанных задач:
-
Образовательные задачи, для реализации которых учителю необходимо осуществлять руководство познавательной деятельностью умственно отсталых детей; стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями.
-
Корреционно-развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребенка (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности).
-
Воспитательные задачи - целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата проведения
Раздел - Семья
1
Конкурс рисунков «Моя семья»
1
2-3
Практикум составления родового дерева (родственные отношения в семье)
2
Раздел - Жилище
4
Рисование, аппликация «Мой дом»
1
5
Дидактические игры на формирование знаний о помещениях в квартире, мебели
1
Раздел - Средства связи
6-7
Практическая работа «Почтовый адрес школы и дома»
2
8
Письмо Деду Морозу
1
9
Изготовление конверта и заполнение
1
10
Час общения «Сотовые телефоны, их плюсы и минусы»
1
Раздел - Помощники в доме
11
Час общения «Использование бытовой техники»
1
Раздел -Мебель
12
Моделирование ситуаций «Мы - новосёлы»
1
13-14
Загадки, кроссворды по теме «Интерьер»
2
Раздел - Торговля
15
Час общения «Права и обязанности покупателя»
1
16
Практическая работа "Определение срока годности"
1
17
Сюжетно-ролевая игра «Продовольственный магазин»
1
Раздел - Культура поведения
18-19
Правила этикета
2
20
Решение этикетных задач «Так и не так»
1
21
Моделирование ситуаций «Правила поведения за столом»
1
22
Ролевая игра " Запиши меня в библиотеку"
1
23
Ролевая игра "Здравствуй театр"
1
Раздел - Личная гигиена
24
Занятие-игра «Путешествие в страну Грязнулию»
1
25
Праздник «Уроки Мойдодыра»
1
26
О вреде курения и алкоголя
1
Раздел - Одежда, обувь, уход за ними
27
Виды одежды
1
28
Стили одежды
1
29
Дидактическая игра «Выбери одежду по сезону»
1
30
Логические задания «Что может одежда (обувь) рассказать о своих хозяевах»
1
Раздел - Транспорт
31-32
Знаки дорожного движения
2
33
Ситуации при вождении автомобиля
1
34-35
Изготовление дорожных знаков встречающихся по дороге в школу.
2
Литература:
-
Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
-
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. Для учителя/под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.
-
Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
-
Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
-
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
-
Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
-
Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 - Сб.1.
-
Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.