- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Презентация на тему: Тренинговое занятие Путешествие в Здраволюбию
Презентация на тему: Тренинговое занятие Путешествие в Здраволюбию
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева Е.Н. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»
Программа
«Правовое воспитание несовершеннолетних»
Социальный педагог
Николаева Елена Николаевна
Цивильск 2010
Содержание:
Объяснительная записка
Обоснование программы.
Особенности структуры и содержания программы.
Часть 1.Работа с учащимися начальных классов
Часть 2.Работа с учащимися средних классов
Часть 3. Работа с учащимися «группы риска»
Часть 4. Работа с родителями учащихся
Объяснительная записка.
Обоснование проблемы.
Необходимость разработки Программы «Правовое воспитание несовершеннолетних» обусловлена ростом числа детей, состоящих на внутришкольном учете и учете в ИДН, увеличением количества неблагополучных семей и семей, устраняющихся от воспитания детей. Несмотря на то, что в школе реализуется «Воспитательная система», в рамках которой ведутся родительские лектории, родительские собрания, классные часы, тематические индивидуальные беседы по правовым вопросам, осуществляется сотрудничество с РОВД, прокуратурой, центра занятости, комиссией по делам несовершеннолетних, в тоже время отсутствует целенаправленная, системная работа по правовым вопросам, касающихся всех участников образовательного процесса .
Программа направлена на сохранение и развитие всех тех благ, которые ребенку дают право и образование, когда они не входят в противоречие не с их физическом здоровьем, ни с психологическим, ни с нарушением прав личности ребенка.
Программа направлена на развитие у ребенка способности к самореализации и самореабилитации тех механизмов, которые позволяли бы ему становиться человеком не только знающим, но и управляющим жизненной ситуацией, в том числе и образовательной, на развитие правосознания учащегося и формирование гражданской позиции.
Программа представляет собой процесс совместной деятельности администрации школы, педагогического коллектива, родительской общественности, общественных организаций, работающих с детьми и семьёй, организаций, непосредственно занимающихся вопросами гражданского и законодательного права граждан.
Программа выполняет просветительские, образовательные и воспитательные функции.
При составлении программы я руководствовалась тремя главными направлениями деятельности: просветительская деятельность по правовым вопросам, изучение законодательных актов, практическое применение правовых знаний, прямое их соблюдение при организации учебно - воспитательного, трудового процесса в школе.
Правовое воспитание несовершеннолетних - одно из направлений многогранной деятельности социального педагога.
Школьники - будущее взрослые граждане России, именно у них и необходимо воспитывать уважительное отношение к закону, повышать правосознание и правовую грамотность.
Задачи правового воспитания:
-
Систематизировать знания учащихся о законодательстве по правам ребенка.
-
Научить ориентироваться в вопросах, связанных с нарушением законодательства несовершеннолетними.
-
Координация деятельности педагогических работников по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.
Целевые группы.
Программа предназначена для учащихся 1 - 9 классов, их родителей
-
Особенности структуры и содержания программы.
Программа предусматривает обсуждение трех основных проблем: просветительская деятельность по правовым вопросам, изучение законодательных актов, практическое применение правовых знаний и соблюдение их при организации учебно-воспитательного, трудового процесса в школе.
Изучение тем с учащимися и родителями должно происходить последовательно, как это предложено в программе.
Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторные (в учебном классе), так и внеаудиторные (экскурсии, викторины, конкурсы, проекты, встречи и т.д.).
Программа рассчитана на учащихся младшей (начальная школа - 1-4 классы), средней (основная школа - 5-9 классы) и их родителей.
Прогноз ожидаемых результатов реализации программы:
повышение правовой культуры;
снижение количества противоправных поступков.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Задачи:
- знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;
- понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);
- приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;
- знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;
- получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).
1 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Правила вокруг нас
Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает.
2
Мой класс и мои друзья
Права учащихся в нашей школе и нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.
3
Азбука пешехода
Участники дорожного движения. Виды пешеходных переходов. Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки. Виды транспорта. Мы пассажиры. Безопасные места для детей. Встреча с работником ГИБДД.
Конкурсы:
-
Конкурс рисунков - «Мой класс»
-
Конкурс рисунков - «Я на улице»
Викторины:
1. «Светофор»
2 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Наша школа
Право на образование. Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы - основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.
2
Дом, в котором я живу
Право детей на жизнь в семье. Права и обязанности членов семьи. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации...» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи.
3
Мой друг Светофорик.
Движение пешехода и их обязанности. Правила перехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.
Конкурсы:
-
Конкурс рисунков - «Мой двор»
-
Конкурс рисунков - «Я на улице»
Викторины:
1. «Светофор»
3 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1.
Идем в гости
Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Разговор по телефону. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.
2.
На экскурсии
Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего района. Памятка: Правила поведения в общественных местах.
3.
Мои помощники - дорожные знаки
Безопасность пешеходов. Правостороннее, двухстороннее и одностороннее движение транспортных средств. Дорожные знаки. Опасные ситуации на дорогах. Правила безопасного поведения.. Встреча с работником ГИБДД.
Конкурсы:
-
Конкурс проектов, рисунков - «Мой микрорайон»
-
Конкурс рисунков - «Я на улице»
Викторины:
1. Светофор
4 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1.
Защита прав ребенка
Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН).
2.
Российская Федерация.
Власть в нашей стране
Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены…»
3.
Берегись автомобиля
У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Тормозной путь транспортных средств. Железнодорожные переезды. Встреча с работником ГИББД.
Конкурсы:
-
Конкурс рисунков - «Я рисую свои права»
-
Конкурс рисунков - «Я на улице» (по правилам дорожного движения)
Викторины:
1. Светофор
Работа с учащимися средних классов
Задачи:
- формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
- знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);
- приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;
- формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
- умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере - правил для учащихся);
- получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;
5 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1.
Школьное самоуправление
Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждением. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положение о школьном Ученическом Совете. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно быть?». Встреча с представителями школьного органа самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе.
2.
Что такое закон и для чего он нужен
Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)
3.
Уговор дороже денег
Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписаные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего класса)
Конкурсы:
-
Конкурс рисунков - «Я рисую свои права»
-
Конкурс сказок - «Сказка о правах человека»
Викторины:
1. «Имею право»
6 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Право и свобода
Что такое свобода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на свободное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.
2
Право и здоровье
Конвенция о правах ребенка о праве на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни (члены антинаркотических организаций, врачи, наркологи)
3
Нарушения закона
Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «Как не стать соучастником преступления?».
Конкурсы:
-
Конкурс рисунков - «Я рисую свои права»
-
Конкурс сказок - «Сказка о правах человека»
Викторины:
1. «Имею право»
7 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Имею право и могу им воспользоваться
Конвенция о правах ребенка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам человека). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться ...» и «Несу ответственность по закону...».
2.
Мое право на образование
Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Виды образовательных учреждений. Возможности получения дополнительного образования. Встреча с администрацией школы, работниками учреждений дополнительного и профессионального образования.
3.
Обязанности и ответственность
Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Встречи с представителями правоохранительных органов.
Конкурсы:
-
Конкурс рисунков - «Я рисую свои права»
3. Конкурс плакатов - «Мое право на образование»
Викторины:
1. «Имею право»
8 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Мои первые документы
Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?
2
Как не стать жертвой преступления
Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты (на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов. Составление общих правил безопасности.
3
Моя семья
Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Риски гражданского брака. Права и обязанности в семье. Памятка «Что нужно знать о семье до регистрации брака».
Конкурсы:
-
Конкурс рисунков - «Я рисую свои права»
-
Конкурс плакатов - «Мое право на образование»
Викторины:
1. «Имею право»
9 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Защита права собственности
Что такое право собственности? Формы собственности. Авторское право и интеллектуальная собственность. Как стать собственником? Порядок защиты права собственности и гражданско-правовая ответственность. Встреча с юристами. Памятка «Самозащита права собственности».
2
Отрасли права
Право. Отрасли права. Уголовное законодательство. Гражданское право. Административное право. Семейное право. Трудовое право.
3
Право на труд
Конвенция о правах ребенка о праве на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения работ, представляющих опасность для ребенка. Права несовершеннолетних по Трудовому Кодексу РФ. Трудовой договор: обязательные составляющие документа. Случаи прекращения трудового договора. Составление образцового договора. Памятка «Куда обращаться в случае нарушения прав работника?». Встречи со специалистами центра занятости.
Конкурсы:
-
Конкурс сочинений - «Мое будущее …»
-
Конкурс работ - «Мое право на труд»
Викторины:
-
«Имею право»
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
1. формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
-
способствующих восприятию здорового образа жизни и адекватного поведения.
-
выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
-
приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
-
Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
-
Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Профилактика правонарушений и наркомании.
-
Профессиональная ориентация и самоопределение.
-
Культурно-творческая деятельность.
-
Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока дополнительного образования.
-
Просветительская деятельность.
-
Работа с родителями.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Профилактика правонарушений и наркомании:
-
составление социальных паспортов классов и школы;
-
работа Совета по профилактике правонарушений и беспризорности школы;
-
создание банка данных на учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
-
сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекцией по делам несовершеннолетних
-
организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;
-
работа психологов по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений;
-
правовое просвещение учащихся.
-
-
Профессиональная ориентация и самоопределение:
-
проф. диагностика (анкетирование);
-
проф. просвещение (беседы, встречи, экскурсии,
-
проф. консультирование (работа с психологом, педагогами);
-
-
Культурно-творческая деятельность:
-
участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;
-
музейно-экскурсионная работа;
-
каникулярный отдых;
-
-
Просветительская деятельность:
-
формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;
-
социально-педагогическая диагностика различных категорий детей;
-
проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением специалистов.
-
-
Работа с родителями:
-
сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищённых семей, детях-инвалидах;
-
консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных, юридических, социально-психологических вопросов;
-
родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».
-
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
- знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
- - приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);
- умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Правовые нормы
Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав школы
2
Права и обязанности детей и родителей.
Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.
3
Преступление и наказание.
Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.
На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, юристы.
Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям рекомендуется обратиться в юридические фирмы.
Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.
Информационные ресурсы:
-
Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 64-66.
-
Административный кодекс РФ.
-
Бабина Р. П. «Азбука пешехода» 1 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006.
-
Бабина Р. П. «Берегись автомобиля» 4 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006.
-
Бабина Р. «Волшебный перекресток» 3 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006
-
Бабина Р. П. «Занимательная дорожная азбука». М.: Просвещение, 1995
-
Бабина Р. П. «Мой друг светофорик» 2 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006 П.
-
Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Азбука пешехода». -М.: Мнемозина. 2004.
-
Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Мой друг светофорик». -М.: Мнемозина, 2005.
-
Всеобщая декларация прав человека (любое издание).
-
Гражданский кодекс РФ.
-
Гражданское право России. Курс лекций /под ред. О. Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996
-
Жилищный кодекс РФ.
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
-
Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
-
Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. ~М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.
-
Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно-методические материалы по курсу «Права человека». - М.: Изд.дом «Камерон», 2004.
-
Кашанина Т.В., Катании А.В. Основы российского права: учебник для вузов. -М.: НОРМА, 2003.
-
Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 9 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2003
-
Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 8 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2001
-
Ковалева О.В. Методические материалы «Уроки Фемиды, или 9 шагов по правовому лабиринту» // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. ~ М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 175-177.
-
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. М.: Третий Рим, 2002.
-
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-3 кл. М.: Третий Рим, 2002.
-
Конвенция о правах ребенка (любое издание).
-
Кононович В.Г. Я - гражданин России. Модель ученического самоуправления. - Воронеж:, 2005.
-
Конституция РФ.
-
Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г, Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7 классы. - Брянск: «Курсив», 2006.
-
Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. - М.: «Просвещение», 2003.
-
Основы местного самоуправления. Учебное пособие. - М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000.
-
Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х кн. - М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003.
-
Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД«Русское слово», 2006.
-
Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2006.
-
Права человека в социальной сфере. - М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2002.
-
Права человека и выборы. -М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2002.
-
Права человека и образование. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2002.
-
Права человека и учебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004.
-
Права человека: книга для чтения. 9-11 классы. -Пермь: «Пушка», 2005.
-
Права человека: методика преподавания в школе. 9-11 классы. - Пермь: «Здравствуй», 2004.
-
Правила дорожного движения.
-
Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т. - М.: Издательство «Реал-А», 2000. Т.2.
-
Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
-
Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения: Сборник методических материалов. - Пермь, 2006.
-
Трудовой кодекс РФ.
-
Уголовный кодекс РФ.
-
Черняк В.З. Введение в предпринимательство. - М.: Бита-пресс. 2003.
-
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
-
Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.
-
forum.ozpp.ru - Главный форум потребителей России
-
spros.ru - Сайт представительства
-
school-sector.relarn.ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете»
-
ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Москва)
-
hro.org - Сайт правозащитных организаций
-
ombudsman.gov.ru - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России
-
tvoyopravo.narod.ru - Сайт «Твое право»
-
ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Москва)
-
ug.ru - Сайт «Учительской газеты»
-
dom-i-zakon.ru - Юридический портал «Первый столичный юридический центр»
-
kid.ru- ребенок