Особенности работы социального педагога на селе

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад.

Тема: Особенности работы социального педагога в сельской местности. Слайд 1.

Слайд 2.В состав Коксунского сельского округа входит 5 населенных пунктов-с.Коксун, с.Южное, с.Зеленые ключи, с.Северное, с.Жартас.

Общая численность населения 1958 человек. 630 дворов.

Молодежь- 531человек

Детей от 0до 6 лет- 217 чел. учащихся общеобразовательной школы-273 чел.

На территории нашего округа проживает 14 подопечных детей. Из них 9 детей обучаются в нашей школе, 5 человек являются студентами колледжей.

На внутришкольном учете состоят 2 учащихся. На учете в ИДН 1 ребенок.

Также у нас проживают 10 многодетных семей в них 44 ребенка, в них 33 ребенка обучаются в школе. Всего по округу малообеспеченных семей 13, в них 39 детей. 29 детей школьного возраста. Неблагополучных семей 2 в них 4 ребенка. Эти семьи находятся на постоянном контроле. Регулярно осуществляется подворный обход с целью обследования социально-бытовых условий.

Слайд 3. Положительный результат достигается при совместной работе с сельским аппаратом акима, инспектором ИДН и советом старейшин села.

Немаловажную роль играет проведение досуга детей.

Слайд 4.В каникулярное время работает летний пришкольный лагерь, который посещают дети из малообеспеченных и многодетных детей. За счет спонсорских средств ТОО «Астра Агро» по итогам учебного года выплачиваются стипендии отличникам учебы. Это хороший стимул для ребят. Слайд 5. Ежегодно активисты и отличники отдыхают в летнем лагере г.Каркаралинска

Слайд 6. В округе охвачены физической культурой и спортом много молодежи. В поселке имеется многофункциональный хоккейный корт, в стенах Коксунской ОШ работают секции по волейболу, баскетболу, казак куресе, настольному теннису, соревнования по шашкам и шахматам, тогыз кумалак. В зимнее время включена в программу обучения лыжная подготовка.

В летний период развивается велоспорт, катание на роликах, плавание, футбол.

Слайд 7-8. В СДК работает 5 кружков и этнокультурное объединение украинцев «Хвилинка». Есть тренажерный зал, где молодежь с удовольствием занимается в свободное время.

В работе социального педагога в сельской местности есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы заключаются в том, что в сельской местности социальный педагога более осведомлен об условиях жизни того или иного ребенка.

Работа осложняется тем, что социальный педагог несет ответственность не только за детей из своей школы, но и за детей всего округа. В городских школах помимо социального педагога существует единица школьного инспектора. В селе функции школьного инспектора приходится выполнять социальному педагогу.

Слайд 9. Проблема социальной защиты человека, проживающего в непростых социально- экономических условиях жизни современного села, актуальна как для стабильно развивающегося, так и для кризисного общества. Сельский сектор нашей страны, где сегодня проживает 44,9% населения всегда отличался ниже уровнем социальной жизни.

Цель социальной работы на селе - вносить социальные изменения в жизнь человека, его семьи, жизнь общины. Все средства социальной работы на селе должны быть использованы во имя благополучия сельского жителя, развития ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, общественных потребностей. Защита социальных прав жителей села становится важнейшей задачей социальной работы.

Анализ особенностей сельской социальной среды и ее воспитательного потенциала как объекта семейного воспитания позволяет выделить и обосновать специфику социально-педагогической работы с семьей с учетом педагогических возможностей сельского социума:

Слайд 10. • Тесный и частый контакт социального педагога с семьей, осуществление постоянного наблюдения за ее жизнедеятельностью в социуме, обусловленные локальностью сельской среды, небольшим количеством, малой плотностью населения и его стабильностью.

Слайд 11 . • Использование особенностей межличностных взаимоотношений (тесные родственные и соседские связи, естественное интенсивное межвозрастное общение, "публичность" жизни, открытость общения, особая близость отношений, большая роль общественного мнения) как социально-педагогического средства получения оперативной иформации о положении ребенка в семье, имеющихся проблемах, связанных с его воспитанием, а, в первую очередь, с целью выявления неблагополучных семей, в которых отсутствуют полноценные условия для воспитания детей, а их жизни и здоровью наносится ущерб (в которых дети находятся в социально опасном положении), а также для воздействия ближайшего социального окружения семьи на педагогические установки родителей и характер внутрисемейных отношений.

• Проведение работы (посредничество, информирование) по оказанию социально-экономической помощи малообеспеченным семьям, воспитывающих детей с целью улучшения качества их жизни. Использование более развитой на селе (по сравнению с городом) системы неформальной семейной поддержки: родственной, соседской, дружеской для организации помощи семьям, испытывающим материальные затруднения, недостаток времени для общения с детьми, осуществления контроля за их учебой и поведением и др.

• Возможность более широкого привлечения ближайших родственников семьи (бабушек/дедушек, старших детей и др.) ввиду большего, чем в городе, числа многопоколенных и многодетных семей к процессу семейного воспитания.

Слайд 12. • Более интенсивная, чем в городе, работа по оздоровлению окружающей среды, семейного социума, повышению культуры здорового образа жизни, бытовой культуры с обязательным использованием педагогических возможностей сельской социальной среды (местных учреждений образования, здравоохранения, Дома культуры, органов правопорядка, производственных предприятий, общественности (в первую очередь, старшего поколения).

• Более активное и широкое использование (в условиях практически отсутствия на селе культурно-досуговых учреждений) педагогического потенциала традиций общинной жизни, народной культуры, сохранение и развитие народных промыслов, ремесел, обычаев, обрядов для вовлечения членов семьи в общественно значимую культурнотворческую деятельность с целью организации семейного досуга, обогащения педагогического опыта сельских родителей, повышения культуры межличностных отношений, оздоровления и одухотворения окружающей среды, формирования у членов семьи социально значимых ценностных ориентаций, повышения ответственннсти за ее благополучие.

Слайд 13. • Проведение просветительской работы, направленной на восстановление, сохранение и развитие народных традиций семейного воспитания: воспитание "всем миром"; забота сельского сообщества о формировании у детей уважительного отношения к Отчизне, труду на земле, старшим, родителям (прежде всего, почитания матери), животным и природе, чувства дома, семейного очага; взаимопомощь, милосердное отношение к неимущим, немощным, детям-сиротам; бережное отношение к обычаям, воспитание у детей с ранних лет трудолюбия, подготовка мальчиков и девочек к будущей семейной жизни (в соответствии с социальными ролями мужа и жены) и др.

• Необходимость уделять больше внимания решению проблемы соблюдения в работе с членами сельской семьи необходимого уровня конфиденциальности (ввиду локальности, открытости, "прозрачности" жизни семьи, в том числе и частной жизни самого социального педагога).

• Превращение школы в силу ее приоритетной роли в сельском социуме как центра духовной жизни села в общинный социально-педагогический семейный центр (с привлечением к его работе специалистов других социально-государственных структур) для оказания своевременной социально-педагогической помощи семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, а также для проведения профилактической работы с ними.

Слайд 14. Только все вместе, только наше неравнодушие к ближнему, любовью к своей семье, своему селу и своей родине может стать эталоном для развития достойного гражданина своей страны. А у нас есть большой потенциал. Который необходимо каждодневным трудом воплощать в жизнь.


© 2010-2022