Статья на тему: Недостатки характера детей и подростков

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Недостатки характера детей и подростков.

Ходзинская И.П.

Социальный педагог

КГУ «Степная средняя школа»

«Воспитание духовной готовности к мудрой родительской любви - это сейчас, на мой взгляд, одна из самых важных и тонких задач в сфере становления нравственных основ нашего общества.

Глубоко ошибочным является взгляд…, согласно которому общественная деятельность гражданина нашей страны - это нечто совершенно не связанное с воспитанием детей, с выполнением родительских обязанностей.

Воспитание человека, воспитание собственных сына и дочери - важнейшая, первая общественная деятельность гражданина, его гражданский долг»

В. Сухомлинский

Наиболее важно для плодотворной работы по перевоспитанию трудных школьников определить отклонение в их поведении, связанные, прежде всего с деформацией стержневых психологических качеств личности, в первую очередь с основными чертами характера. Я имею в виду, две категории трудных детей: учащихся с известными науке, привычными и кажущимися воспитателям «естественными», «нормальными», «небольшими» отклонениями в нравственном развитии (ленивых, пассивных, не дисциплинированных, лживых и т.д.) и детей с акцентуацией характера и темперамента (педантичных, демонстративных, возбудимых личностей). Исследования последних десятилетий позволили наметить возможные пути индивидуального подхода к детям с подобного рода трудностями в характере целью устранения возможных конфликтов с ними и дальнейшего полного перевоспитания. Хочу указать главные из этих путей, основываясь прежде всего на работах В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, А.Е. Личко.

Сначала начнем с анализа поведения школьников с «привычными» недостатками характера. Каковы основные причины их возникновения? Н.Д.Левитов так отвечает на этот вопрос: «Это фактическая безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров; отсутствие в семье единой твердой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность у детей, неуверенность, двоедушие, безответственность; избалованность ребенка в семье, недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие четкого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность».

На возникновении недостатков характера влияет также не учет воспитателями возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребенку часто приводит к появлению и закреплению упрямства, капризности, негативизма, грубости, а то и более серьезных деформаций черт характера, может вызвать крупные и продолжительные конфликты с воспитателями.

Сказывается на закреплении отрицательных черт характера отношение к ним воспитателей и самих учащихся. Например, родители не всегда своевременно реагируют на появление недостатков характера у детей. А между тем, чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности школьника, «врастают» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психологические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.

Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера воспитателем. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность своих детей их нервностью, т.е. известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких школьников этих недостатков и появлению чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют учителям и своим одноклассникам: «Не троньте меня: я - нервный!»

Плохо и когда родители не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. В этих случаях надо немедленно обращаться к врачу.

Нередко бывает, что сами учащиеся неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость - за правдолюбие и мужество, невежливость - за прямоту, высокомерие - за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые школьники, даже осознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, считают, что лень помогает сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность своевременная расчетливость - добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помочь ребенку правильно оценить недостатки своего характера и самому их изжить.

Недостатки характера - это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому воспитатели, прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, должны убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной преходящими обстоятельствами. Для этого надо пронаблюдать поведение воспитанника в другой остановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присущая ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней внимание школьника.

Лучше, например, говорить учащемуся о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у школьника веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

Костанайская область

Житикаринский район







© 2010-2022