Конспект занятия Что такое деньги?

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Занятие № 2

Тема: «Что такое деньги?»

Цель: формирование у воспитанников основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.

Задачи:

- познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определять функции денег.

- выявить причины возникновения денег.

- развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;

Наглядный материал, оборудование: монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка.

Форма проведения: практическое занятие

Метод: словесный, практический

Ход занятия:

  1. Вступительная часть:

Сегодня, ребята, чтоб узнать тему нашего занятия нам придется разгадать небольшой кроссворд (все ответы по горизонтали):

1. Великая радость - работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета -

Всё счастье земли - за (Трудом).

2. Он на дорожках во дворе,

Он очень нужен детворе,

Он на стройке и на пляже,

Он в стекле расплавлен даже. (Песок).

3. Топили, сушили,

Колотили, рвали,

Крутили, ткали,

И на стол клали. (Лен).

4. Химическая…..- составная часть экономики. (Промышленность).

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. (Услуги).

6. Он очень прочен и упруг,

Строителям - надежный друг,

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

- Какое слово получилось в выделенном столбце? (Деньги).

Правильно, это деньги. Тема нашего занятия: "Что такое деньги?"

2. Основная часть:

- Как вы понимаете, что такое деньги? (ответы детей).

Деньги - это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. В толковом словаре дается следующее определение - «Деньги-металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений». Что означают слова "товары", "услуги"? (ответы детей: товары - это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности; услуги - это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.)

- А как вы думаете, деньги были всегда? (ответы детей).

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Но если у людей не было денег, как же они покупали? Они просто обменивались друг с другом различными предметами. А вы знаете, как это называется? Это - бартер. Как вы думаете, чем обменивались между собой земледельцы и скотоводы? А кузнецы и сапожники?

- Как вы думаете, всегда ли легко было обменять один товар на другой? Почему? (Пример из группы). Верно, обменивать товары оказалось очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

- Чтобы упростить обмен, люди придумали что? (Деньги).

Одними из первых денег были раковины каури - моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинках просверливали отверстия и нанизывали на веревочку, как бусы. Как вы думаете, сколько раковин нужно было отсчитать за одного быка? За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин. Но кроме раковин были и другие, гораздо более удивительные деньги - металлические деньги-кольца, бронзовый топор, собачьи зубы, и даже свиные хвостики. Не верите? А это правда. А что можно было купить на эти хвостики, вы знаете? На свиные хвостики можно было купить настоящих свиней! Как вы думаете, сколько нужно было хвостиков, чтобы купить молодого поросенка? Ребята, вы даже не представляете, но связки таких хвостиков могли достигать 10-12 метров! Это примерно длина нашего коридора в группе. Чтобы отсчитать нужное количество таких денег требовалось очень много времени и терпения.

Самыми удобными деньгами оказались металлические деньги. Как их назвали? (монеты). Монеты были разной стоимости: из меди - подешевле, из серебра - подороже. - А самые дорогие? (из золота).

- А как вы думаете, легко ли постоянно носить с собой металлические деньги в большом количестве? Почему? Верно, у металлических денег все же оказался недостаток - они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с богатыми странами, было опасно и неудобно возить с собой груз. Кто на них нападал в морях? И люди придумали выход. Какой? Открыли специальные дома, которые назвали банками. Золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Чем же они отличались от монет? Своей легкостью и их можно было хорошо спрятать.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Сегодня этими деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги - все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги - это особый товар, который, который можно обменять на любые другие товары и услуги. В наше время существует два способа обмена товарами, один вы уже знаете, это? (бартер). А второй способ - это купля-продажа. Ещё я хочу вас познакомить с такими понятиями как: "сбережения", "зарплата". А вот что означают эти слова, попробуйте разобраться сами, а я буду вам помогать. Я предлагаю поиграть в игру "Подставь правильно слово".

Перед вами нераскрытые понятия:

Когда меняют товар на товар - это…бартер.

Когда покупают товар или продают - это… купля-продажа.

На работе платят - …зарплату.

Деньги, которые откладывают на будущее - это… сбережения.

  1. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

3. Заключительная часть. Игра верю - не верю.

- А сейчас я вам предлагаю сравнить Российские купюры с денежными банкнотами некоторых стран. Отгадайте, каким странам они принадлежат? (Доллар-США, евро-Европа, юань-Китай).

- Как вы думаете, где на монетах лицевая и оборотная стороны?

Сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство - оборотная, называется "реверс" или "решка". Сторона, на которой изображен герб (может быть портрет или другой рисунок) - лицевая. Она называется "аверс" или "орел". Ребро монеты называется "гурт". Надпись на монете называется легендой.

- Что такое деньги, что они собой представляют, вы уже знаете. А знаете ли вы, как нужно тратить деньги? Нужно ли покупать то, что попало или же нужно подумать, пригодится ли тебе эта вещь? (ответы детей).

Верно, деньги нужно тратить с умом. Давайте вспомним пословицы и поговорки:

Кто копейки не бережёт, сам рубля не стоит.

Копеечка к копеечке - рубль набегает.

Копейка рубль бережёт.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок? (ответы детей).

- Верно, к деньгам нужно относится бережливо.

И в завершении нашего занятия я предлагаю вам заглянуть в копилку интересных фактов, но не просто заглянуть, а через игру "Верю, не верю".

*Верите ли вы, что в старину некоторые монеты можно было разрезать на части - чтобы сдать сдачу или заплатить за товар? Верно, рубль это отрубленный кусочек гривны.

*Верите ли вы, что много лет назад в России выпускались огромные медные рубли, такие огромные, что такой рубль не поместился бы в этой комнате? А вот и нет, самый большой рубль весил 1 кг 638 г.

* Верите ли вы, что оказывается, Монетой была богиня в древнеримской мифологии. Монета - советчица.


© 2010-2022