Программа по профилактике жестокого обращения с детьми и подростками

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»




Программа по профилактике жестокого обращения с детьми и подростками





Составила уполномоченный

по правам участников

образовательного процесса

Строева К.Н.







Смоленск






СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

1. Цели и задачи

  1. Особенности программы

  2. Направления работы

4. Участники программы

  1. Ожидаемые результаты реализации

II. Cодержание программы на текущий учебный год

  1. Работа с педагогами

  2. Работа с детьми

  3. Работа с родителями

3.1.Тематика классных родительских собраний

Приложение 1. Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье

Приложение 2. Как выявить жестокое обращение с ребёнком

Приложение 3. Анкета для учителей «Насилие в семье»

Приложение 4. Перечень организаций, подключаемых к единому общероссийскому телефонному номеру детского телефона доверия на территории Смоленской области











Пояснительная записка

Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Намного острее данная проблема стоит в семьях, где есть дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Часто абсолютная зависимость жизни этих детей от взрослых порождает чувство вседозволенности и бесконтрольной власти над ребенком.

Иногда причиной, вызывающей жестокое обращение с ребенком-инвалидом со стороны родителей, является неприятие болезни ребенка. Такое отношение ведет к отвержению ребенка, пренебрежению его потребностями и нуждами. Родители не выполняют предписания индивидуальной программы реабилитации, тем самым нарушая права ребенка-инвалида, гарантируемые государством.

Другой причиной проявления насилия над ребенком является чувство безысходности и депрессии, когда одинокая мать с ребенком-инвалидом на руках, живя в тяжелых жилищных и материальных условиях, находясь в состоянии постоянно действующего стресса, срывает свое раздражение, обиду, злость на своем сыне или дочери

Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его и так нездоровую психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Насильственные действия по отношению к детям могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др.

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся:

- алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

- незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

- низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.

Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение инновационных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений. Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия. Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.

Цели программы:

Создание условий для:

  1. Эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

  2. Формирования у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.

Программа мероприятий предусматривает решение основных задач:

  1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми и подростками.

  2. Защитить обучающихся от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.

  3. Осуществлять профилактику всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.

  4. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

  5. Сотрудничать с органами опеки и попечительства, правоохранения, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.

Особенности программы:

Программа рассчитана на все категории участников воспитательного процесса:

  • Детей,

  • Родителей,

  • Педагогов.

Программа работает на протяжении всего периода обучения с момента поступления, по 11-й классы. Программа будет пополняться и расширяться в процессе работы.

Основная мысль программы состоит в том, что всем участникам процесса сначала оговариваются их обязанности, а потом даются представления об их правах.

Так же в процессе освоения теории параллельно идет практическое закрепление. Таким образом, мы предлагаем не только факт существования данной проблемы, но и способы, варианты выхода из ситуации, наряду со способами практического применения.

Направления в работе школы по профилактике жестокого обращения с детьми и подростками школы-интерната:

  1. Насилие в семье.

  2. Насилие среди сверстников.

  3. Насилие на улице.

  4. Психологическое насилие.

  5. Физическое насилие

  6. Сексуальное насилие.

  7. Эмоциональное насилие.

  8. Защита прав детей и подростков.

Участники программы:

- педагоги школы-интерната,

- ученики школы-интерната,

- родители обучающихся.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- формирование ответственной, социально-адаптированной к жизни в обществе личности, способной устоять перед курением, наркотиками и другими асоциальными проявлениями;

- отсутствие всяческого насилия в отношении каждого обучающегося.

Содержание программы на текущий учебный год:

I. Мероприятия с педагогогами школы-интерната.

1. Педагогические советы:

1.1 «Предотвращение насилия и агрессии в школе и в семье».

1.2. «Новые подходы к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков с ОВЗ».

2. Семинары классных руководителей в рамках МО по темам:

2.1. Формирование милосердия как актуальная педагогическая задача.

Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах привития устойчивых представлений ребёнка о милосердии.

2.2. Микроклимат в семье и школе: его влияние на воспитанников школы-интерната.

Цель: формирование у классных руководителей установки на применение технологий педагогики, создающих атмосферу благоприятного психологического климата для обучения и воспитания детей.



  1. 3. Этика общения педагогов с обучающимися и друг другом.

Цель: совершенствование профессионального мастерства классных руководителей в вопросах взаимоотношений с коллегами и учениками, способствовать гуманизации этих отношений.

II. План работы с обучающимися школы-интерната по профилактике жестокого обращения с детьми и подростками:

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

Классные часы и беседы:

«Дружить - весело жить !», «Мои взаимоотношения с родителями», «Правила поведения и безопасности вне школы», «Добро и доброта», «Учись управлять своими эмоциями», «Забота о братьях наших меньших», «Как я помогаю дома».

В течение месяца

Классные руководители,

воспитатели

2.

Мониторинг адаптации вновь прибывших учащихся в школе

Первый квартал

Психолог,

Социальный педагог

3.

Проведение психологической диагностики

Постоянно

Педагог-психолог

4.

Изучение «Конвенции о правах ребёнка», «Декларации прав ребенка»

В течение учебного года

Классные руководители,

Омбудсмен

5.

Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

II-III квартал

Социально-психологическая служба, омбудсмен

6.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед с обучающимися

В течение года

Социальный педагог, омбудсмен

7.

Организация встречи с участковыми инспекторами службы по делам несовершеннолетних.

По мере необходимости

Заместитель директора по ВР

п/п

Мероприятия

Сроки и место проведения

Ответственные

8.

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.

Постоянно

Социально-психологическая служба, классные руководители

10.

Сотрудничество с медицинскими работниками школы по защите детей от жестокого обращения.

Постоянно

Заместитель директора по ВР, классные руководители

11.

Мероприятие «Международный день детского телефона доверия»

17 мая

Классные руководители

9.

Сотрудничество с КДНиЗП, ПДН ОВД, службами опеки в работе с несовершеннолетними, молодежью по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности детей, правонарушений.

Постоянно

Социальный педагог

III. Мероприятия с родителями обучающихся.

- индивидуальные консультации классных руководителей, социального педагога, психолога, омбудсмена;

- заседания классного родительского комитета;

- классные родительские собрания.

Тематика классных родительских собраний:

Начальная школа:

  1. Эмоциональное неблагополучие детей.

  2. Профилактика детского воровства.

  3. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.

  4. Роль семьи в профилактике правонарушений.

  5. Детская ложь и пути её искоренения.

Среднее звено:

  1. Психологические особенности детей подросткового возраста.

  2. «Культура» речи современного подростка в школе и на улице.

  3. Конфликты и их особенности.

  4. Досуг подростков вне школы.

  5. Как научить ребёнка говорить «Нет» (профилактика вредных привычек).

Старшая школа:

  1. Психологические и физические особенности раннего юношеского возраста.

  2. Отношения подростков с родителями.

  3. Коррупция в нашей жизни.

  4. Профилактика агрессивного поведения школьников.

  5. О вреде алкоголя, курения, наркотиков.















Приложение к программе 1

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье

Международно-правовой запрет на применение в отношении ребенка насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения закреплен в ряде международно-правовых документов ООН и Совета Европы.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) - документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.

Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).

Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) - основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения, где дано определение понятия «жестокое обращение» и определены меры защиты:

Статья 6 предусматривает обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка. В статье 16 говорится о том, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 19 дает определение понятия «жестокого обращения» и определяет меры защиты: государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Статья 27 - о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В статье 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Статья 34 - о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и о необходимости принятия государством мер для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

В соответствии со статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Статья 39 обязывает государства принимать все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.
Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях»
установила, что в случаях, когда родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение (ст.4).

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)
требуют принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их как орудие в преступной деятельности (принцип 53) и провозглашают, что «никакой ребенок … не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, школе, или в других учреждениях» (п.54).
Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) к «наихудшим формам детского труда» относит все формы рабства и практику, сходную с рабством (продажа и торговля детей, долговая кабала, принудительный труд и т.д.); использование, вербовка или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений; использование, вербовка или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков; работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей (ст.3).

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.
Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).
Статья 17,ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года).
Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года)
В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статьей 36 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Приложение к программе 2

Как выявить жестокое обращение с ребёнком

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;

  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

  • участки облысения, кровоподтеки на голове;

  • повреждения внутренних органов;

  • «синдром сотрясения» у грудных детей.



Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

  • боязнь родителей или взрослых;

  • редкие проявления радости, плаксивость;

  • реакция испуга на плач других детей;

  • плохо развитые навыки общения;

  • крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

  • пассивная реакция на боль;

  • негативизм, агрессивность;

  • жестокость по отношению к животным;

  • лживость, воровство;

  • отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;

  • боязнь идти домой после школы;

  • одиночество, отсутствие друзей;

  • плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

  • агрессивность.

Подростковый возраст

  • побеги из дома;

  • употребление алкоголя, наркотиков;

  • попытки самоубийства;

  • криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

  • обвинение в травмах самого ребенка;

  • позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

  • больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

  1. Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

  2. Поговорите с родителями.

  3. Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

  4. Обратитесь в органы опеки и попечительства.

  5. Обратитесь в милицию или прокуратуру.

  6. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

Факторами риска для семьи являются:
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.

Факторами риска для семьи могут явиться обстоятельства:
- нежеланный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- "трудный" ребенок.



Любой вид жестокого обращения с детьми
нарушает физическое и психическое здоровье ребенка,
мешает его полноценному развитию, отражается на его будущем!



Приложение к программе 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

На тему "Насилие в семье"

Порядок работы с анкетой
Прочтите вопрос, подчеркните нужный ответ или напишите свой собственный:

  1. Сведения о себе
    а) возраст __________ лет
    б) стаж работы (педагогической деятельности) _____________________
    в) образование ________________________________________________
    г) статус:
    - учитель начальных классов
    - педагог-предметник
    - классный руководитель среднего звена
    - классный руководитель старшего звена
    - воспитатель ГПД
    - администрация школы
    - психолог
    - логопед

  2. Как Вы понимаете, что такое насилие в семье?
    Насилие - это когда _____________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Знаете ли Вы семейную обстановку своих учеников? Да Нет

  2. Обращались ли к Вам ученики по поводу проблем, связанных с насилием в семье?
    Да Нет
    Если да, то для чего:
    - с желанием поделиться
    - за советом
    - за реальной помощью

  3. Пытались ли Вы оказать помощь? Да Нет
    Если да, то какого рода:
    - разговор с родителями
    - обращение к социальному педагогу
    - обращение к администрации школы
    - обращение к правоохранительным органам
    Если нет, то почему:
    - нет надежды на помощь
    - из боязни обострить обстановку в семье
    - насилие было незначительным
    - считаю, что в семье без мелких ссор и конфликтов не обойтись

  4. Как Вы считаете, какие формы насилия учитель (эмоциональное, физическое, сексуальное) может распознать без жалобы ребенка?

  5. Каковы, на Ваш взгляд, основные причины насилия в семье?
    - пьянство
    - бытовая неустроенность
    - личная неприязнь
    - низкий образовательный и культурный уровень - другое

__________________________________________________________________

  1. Какую реальную помощь, на Ваш взгляд, может оказать учитель ребенку, подвергающемуся насилию в семье?































Приложение к программе 4

Перечень организаций,
подключаемых к единому общероссийскому телефонному номеру детского
телефона доверия на территории Смоленской области



п/п

Полное название организации

Юридический адрес организации

Номер телефона организации (включая междугородний код), который будет подключен к единому общероссийскому номеру для функционирования в системе Телефона доверия

Режим работы Телефона доверия

Дата подключения телефонного номера к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия

1.

Смоленское областное государственное учреждение "Смоленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Феникс"

214031, г. Смоленск,
ул. Рыленкова, д. 8, директор
Сулимова Наталья Васильевна
т/факс: (4812) 61-08-75,
[email protected]



(4812) 55-30-74



понедельник-пятница
с 9.00 до 17.00



01.10.2010

2.

Смоленское областное государственное образовательное учреждение "Центр психолого-медико-социального сопровождения" для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

214004, г. Смоленск,
ул. Неверовского, д. 26, директор
Кузьменкова Светлана Николаевна
т/факс: (4812) 38-31042
[email protected]



(4812) 32-11-86



понедельник-пятница
с 9.00 до 18.00



01.10.2010

3.

Областное государственное учреждение здравоохранения "Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер" Центр охраны репродуктивного здоровья подростков "Млада"

214004, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29б, директор
Ревенко Светлана Николаевна
т/факс: 38-72-94
[email protected]



(4812) 64-40-00



понедельник-пятница
с 9.00 до 19.00



01.10.2010

Единый общероссийский номер на помощь детям

"ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ"

8-800-2000-122

звонок осуществляется бесплатно с любых телефонов!



© 2010-2022