Дискуссия Компьютер - враг или друг?

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дискуссия: « Компьютер - враг или друг?»

Цель. Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.

Задачи:

Информировать детей о вреде и пользе компьютера.

Сформировать навыки и установки, необходимые для противостояния компьютерной зависимости.

Развивать осознанное отношение к вредным привычкам, мотивировать к здоровому образу жизни.

Подготовительный этап:

Провести анкетирование среди обучающихся «Компьютерная зависимость».

Две группы готовят выступления, раскрывающие актуальность и значение рассматриваемого вопроса. I группа компьютер - друг:, II группа: компьютер - враг.

Подготовить презентацию.

Собрать материал и подготовить памятки пользователю ПК.

На доске записать:

Компьютер - полезное и функциональное изобретение, которое благодаря новейшим технологиям может заменить телевизор, видео и музыкальный центр, оказывается, не только лучший помощник на работе и партнер для досуга, но и опаснейший агрегат.

Ход классного часа

Звучит песня «До чего дошел прогресс!»

Учитель: Да, ребята, действительно прогресс не стоит на месте. Развивается наша жизнь, наука, техника. И сегодня мы с вами будем говорить об очень интересной полезной теме.

Ученик: Посмотрим на себя со стороны?

На себя и на других таких же как и мы

Нам компьютер друг,

И никто не может тут

Без него и дня прожить и даже двух минут.

Мы с компьютером сдружились.

Многому мы научились.

Ты - помощник наш на все года.

Ведь компьютер - это сила,

Ум, наука, перспектива,

Помогает думать нам всегда.

Дискуссия Компьютер - враг или друг?

Учитель: Речь сегодня пойдет о компьютере. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Мы все живем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для вас, детей, - вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако в последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние компьютера на здоровье человека, а ребенка в особенности. Вот именно поэтому, ваши родители, приобретая компьютер - вещь, вне сомнения, очень полезную - должны понимать, что на них ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт вам компьютер. Вот это мы сегодня и будем с вами выяснять: какая же от компьютера польза и какой вред здоровью он может принести. Основополагающий вопрос нашей встречи: Как компьютер изменил нашу жизнь?

Действительно, ребята, компьютер - вещь очень полезная. И я сегодня предлагаю вам ответить на проблемные вопросы:

  • В чем его польза?

  • Какое влияние оказывает компьютер на здоровье человека?

  • Какой вред наносит компьютер окружающей среде?

Учитель. В ходе подготовки к мероприятию две группы ребят готовили сообщения. А мы с вами слушаем, задаём вопросы, высказываем своё мнение. Прежде чем приступить к обсуждению нам необходимо выбрать экспертную группу, которая будет фиксировать данные после каждого этапа обсуждения вопроса: «+» - если мнение большинства совпало с мнением группы, «-» - если большинство присутствующих не поддержало выступающую группу.

I группа. Мы, безусловно, считаем, что компьютер играет огромную роль в жизни

человечества. Не меньшую роль он играет и в жизни школьников.

I группа.

Учёба с помощью компьютера это:

1.Написание текстов и упражнений

2. Составление таблиц и диаграмм

3. Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков.

4. Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора.

5. Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий.

6. Возможность эстетического оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов.

7.Возможность поиска информации по определенной учебной теме.

8. Возможность участия в олимпиадах различного уровня.

Учитель. Ребята, если вы согласны с данным утверждением I группы, поднимите зелёные карточки, не согласны - красные. А эксперты подсчитают результаты и зафиксируют в сводной таблице.

II группа. А мы считаем, что использование компьютера приводит к бездумному копированию домашних работ, сочинений и других заданий. А результатом этого является снижение успеваемости.

Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.

I группа. Мы утверждаем, что компьютер дает школьнику возможность:

  • - можно общаться без границ в реальном масштабе времени;

  • - находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах, поселках;

  • - бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетворения собственных знаний и интересов;

  • - посылать и получать электронные письма, развивать в себе умения писать письма.

Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.

II группа. А у нас есть своё мнение по этому поводу. Общение с компьютером приводит к:

  • подмене реального общения виртуальным;

  • вторжению в личную жизнь другого;

  • порождает неграмотность.

Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.

Учитель: Компьютер дает нам много информации помогает нам узнать о новейших технологиях в различных областях нашей жизни: в науке, культуре, образовании и т.д. Занятия на компьютере развивают память, мышление. Но и самое распространённое использование этой умной машины: ИГРА! А какая может быть польза от игры на компьютере?

I группа. А представьте, что даже игра, но только если она умеренная, тоже приносит пользу. В компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. В процессе игры развивается моторная координации ребенка и мелкая мускулатура руки: ведь в любых играх вам необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью. А значит, совершенствуется совместная деятельность нескольких анализаторов: я подумал - соотнес с видимым на экране - нажал на кнопку или пошевелил мышкой - получил результат, видимый на мониторе. Компьютер может стать помощником, учебным пособием для ребенка. Он развивает его творческие способности, открывает перед ним огромный, интересный мир. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. К тому же, есть хорошие развивающие компьютерные игры для детей - а это отличный способ чему-то научиться, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения, и, кроме того, вы научитесь искать и отбирать нужную вам информацию.

Дискуссия Компьютер - враг или друг?

Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.

Учитель. Мне хотелось бы добавить: может быть и такое, что кто-то увлечется техникой, овладеет компьютером в совершенстве, сможет починить компьютер, если он сломается и в дальнейшем станет специалистом в ремонте компьютеров! А может быть, кто-то так увлечётся компьютерными программами или чатами, форумами, что захочет освоить программирование и написать сам программу! И выучится! И напишет! И станет высокооплачиваемым программистом!

II группа. Возможно компьютер - вещь очень полезная и интересная. Но это одна сторона, которую мы знаем. Но есть еще и другая. Мы предлагаем вам посмотреть сценку.

Сценка

Ученик сидит за компьютером, имитирует работу на нем.

Автор: Как окаменевший сидит Витя опять перед компьютером. Во время своего любимого занятия он едва замечает, как пролетает время - час за часом, час за часом. И тут случилось кое-что. Вдруг он слышит слабые голоса, которые становятся все сильнее.

Сердце: Откуда должно я брать силу, если ты висишь на мне грузом?

Легкие: Нам нужен свежий воздух!

Мозг: Я устал от твоей информации.

Витя: Этого не может быть! Что вы хотите?

Сердце: Движения!

Позвоночник: Занимайся спортом!

Витя: О, нет! Только не спорт! Бег, пот, всегда эта отвратительная боль в мышцах. Только не со мной! Ни за что!

Позвоночник: Долгое сидение на одном месте искривляет спину. Крепкие хорошо тренированные мускулы поддерживают меня.

Мозг: На уроках физкультуры или в уличном движении у менее подвижных детей чаще бывают несчастные случаи.

Сердце: Движение делает меня сильным. Я накачиваю кровь через твои артерии. Питательные вещества и кислород с кровью проникают во все части твоего тела.

Мозг: Я тоже нуждаюсь в свежем кислороде, чтобы я мог работать.

Витя: Что это со мной происходит? Кажется, мне пора отдохнуть. Пойду, погуляю.

II группа. Посмотрев сценку, ответьте: может ли нанести вред компьютер детскому организму?

Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.

Учитель. Я предлагаю экспертам подвести итоги нашего спора. А пока экспертная группа подсчитывает все «+» и «-», я предлагаю продолжить наш разговор.

Учитель. Итак, ребята, как мы видим - компьютер приносит не только пользу, но и может навредить здоровью. Я предлагаю сейчас более подробно поговорить о том, какой же вред может нанести компьютер и как сохранить свое здоровье.

II группа. Неприятностей для здоровья со стороны компьютера можно ожидать (а значит, и предупредить) с четырех сторон:


  • Электромагнитное излучение.

  • Нагрузка на мышцы и суставы.

  • Нагрузка на зрение.

  • Психологическая нагрузка.

II группа. Чтобы компьютер приносил только пользу, необходимо правильно обустроить свое рабочее место. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым вы сидите, должен подходить вам по росту. Ваши ноги не должны «болтаться», лучше подставить под ноги подставку. Монитор должен располагаться на расстоянии 45 см., это расстояние вытянутой руки. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение. (Приложение 1.)

II группа. Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечнососудистой системы. Чтобы защитить себя от электромагнитного излучения необходимо:

  • монитор поставить в угол, так, чтобы излучение поглощалось стенами.

  • ставить системный блок подальше: в угол, под стол, за защитный экран;

  • приобрести современную модель монитора с минимальным излучением, соответствующую госстандартам безопасности ТСО-95 и ТСО-99;

  • не оставлять компьютер включенным, когда он не нужен (например, на ночь), использовать «спящий» режим монитора (чтобы он временно гас, если к компьютеру не прикасаются несколько минут);

  • использовать ионизатор воздуха («люстру Чижевского»), насыщающий воздух полезными отрицательно заряженными частицами.

II группа. При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, и со временем это может привести к снижению зрения и даже вызвать некоторые заболевания. И чтобы этого не случилось, необходимо также знать некоторые правила. Как мы уже сказали, монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см. от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора). Рабочее место должно быть достаточно освещенным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, что бы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг. Естественно как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждые полчаса делать 10-15 минутный перерыв), причем, если с монитора переключиться на телевизор толку будет мало. Поверхность экрана нужно раз в неделю очищать специальными салфетками, пропитанными особым средством для мониторов: малейшие пылинки или пятнышки увеличивают нагрузку на зрение.

Кроме того, вы можете сделать простые упражнения. (Приложение 2)

Упражнения для глаз. (делают все вместе)

Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд

Быстро моргайте в течении ~5-10 сек.

Сделайте несколько круговых движений глазами.

II группа. Если вы долго находитесь за компьютером, есть возможность развития искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки. Помните, как еще в первом классе нас учили правильно сидеть за партой? Все это справедливо и для позы, в которой сидите за компьютером. Таким образом, если вы и в школе за партой и дома за компьютером не сидите прямо, вполне можете приобрести искривление позвоночника. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки - все это может привести взрослого пользователя к остеохондрозу, а ребенка - к сколиозу. Надо отметить то что, искривление позвоночника может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов, что в последствии скажется на его здоровье.

II группа. Для профилактики искривлений позвоночника следует:

Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место.

Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.

По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д.

II группа. Важно, чтобы домашнее рабочее место отвечало всем требованиям:


  • Спинка должна быть такой, чтоб на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) - это разгружает позвоночник.


  • Подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться).


  • Бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым углом.


  • Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.


  • Монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея.

II группа. Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связано с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества.

II группа. Для профилактики заболеваний органов дыхания необходимо:

  • как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.

  • для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например, аквариум с рыбками.

  • после покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.

II группа. Длительная работа за компьютером связанна с постоянным раздражением из-за разных ситуаций. Наверное, нет такого человека у которого ни когда не зависал компьютер с потерей не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами, с первого дозвона не можете войти в Интернет и т.д., Таким образом, вы получаете психическую неуравновешенность.

II группа. Для профилактики нервных расстройств необходимо придерживаться определённых правил.

Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того что бы её было легко найти, почаще чистите мышку что бы не бесил непослушный курсор, настройте компьютер так, чтобы каждые 5 минут он сохранял информацию и т.д.

II группа. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название синдрома запястного канала. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Причиной же защемления нерва является постоянная нагрузка на одни и те же мышцы.

II группа. Для профилактики синдрома запястного канала следует позаботиться о хорошем обустройстве своего рабочего места, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой комплекс упражнений для рук.

Упражнения для рук.

Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.

Встряхните руки.

Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз)

Вращайте кулаки вокруг своей оси. <

Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.

II группа. Правильное положение рук.

При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)

При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.

Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, например)

Учитель. Давайте предоставим слово экспертам.

Выступление экспертной группы.

Учитель: Итак, ребята, как мы видим, компьютер - очень полезная, интересная и умная машина. Кем будет компьютер в вашей жизни, добрым помощником или монстром, который разрушает вашу жизнь и здоровье, зависит от вас и ваших родителей.

Учитель: Исходя из результатов, мы видим, что в основном вы играете на компьютере, вас привлекают игры, многие ученики нашего класса проводят неограниченное время за компьютером, т.к. со стороны родителей нет контроля, вы раздражаетесь, что компьютер «зависает» и многое другое. Надеюсь, после сегодняшнего нашего разговора вы будете более внимательны к своему здоровью, ограничите себя во времени работы за компьютером, постараетесь проводить профилактику различных заболеваний. А чтобы вы не забыли, о чем мы сегодня говорили, я раздам вам памятки по профилактике заболеваний при работе за компьютером.







Приложения.

Анкета

"Компьютер - враг или друг?"

Класс______________ Дата__________

Ф.И. (по желанию)_______________________________________________________________

1. Чем ты увлекаешься в свободное время?

2. Как ты думаешь, испытываешь ли ты повышенный интерес к компьютеру?

  • да

  • нет

  • затрудняюсь ответить

  • другое (укажи, что именно)_____________________________________________________

3. Сколько времени ты обычно проводишь за компьютером?__________________________

___________________________________________________________________________________

4. Легко ли тебе прерывать занятия за компьютером, если нужно заняться другим делом (сходить в магазин, поесть, сделать уроки, погулять с друзьями)?

  • да, легко

  • обычно мне сложно оторваться от компьютера, чтобы сделать что-либо

  • другое (укажи, что именно)_____________________________________________________

5. Чувствовать ли ты раздражение из-за необходимости прерывать игру на компьютере?

  • да

  • нет

  • затрудняюсь ответить

6. Возникали ли у тебя когда-нибудь трудности и проблемы из-за увлечения компьютером?

да (укажите, какие именно)

  • в учёбе

  • с родителями

  • с друзьями

  • со здоровьем

нет

7. Ты используешь компьютер потому, что…..

  • это модно

  • можно получить выигрыш

  • можно забыть о проблемах

  • в этом случае я не одинок

  • с ним интереснее, чем со сверстниками

  • другое (укажи, что именно)____________________________________________________

СПАСИБО!



Дискуссия Компьютер - враг или друг?Дискуссия Компьютер - враг или друг?




  • Клавиатура обязательно должна располагаться ниже локтя.

  • Угол, образуемый плечом и предплечьем, должен составлять не менее 121 градуса.

  • Руки не должны быть на весу - следует опираться на подлокотники кресла.

  • Голова должна быть слегка наклонена вперёд.

  • Идеальный вариант освещения - приглушенный рассеянный свет.

  • Экран монитора должен быть абсолютно чистым.

  • Мойте руки после работы с мышкой и клавиатурой.

  • Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.

  • Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками, декоративные водопады.

1.Упражнения для глаз.

Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд

Быстро моргайте в течении ~5-10 сек.

Сделайте несколько круговых движений глазами.

2. Гимнастика для глаз

Упражнение 1

Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.

Упражнение 2

Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.

Упражнение 3

Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.

Упражнение 4

"Выписывание" глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 5

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. 5 раз подряд.

Для профилактики заболеваний органов дыхания необходимо:


  • как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.

  • для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например, аквариум с рыбками.

  • после покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.

Упражнения для рук.

  • Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.

  • Встряхните руки.

  • Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз)

  • Вращайте кулаки вокруг своей оси. <

  • Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу. Дискуссия Компьютер - враг или друг?

Прилуцкая


© 2010-2022