Статья «Психологическая помощь детям группы риска»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Скобцова Анна Валентиновна, заместитель директора,

педагог-психолог

«Психологическая помощь детям группы риска».

статья к разделу психология

Кризисные явления в стране, снижение уровня жизни людей естественным образом сказались на психологическом и соматическом статусе. Среди детей наблюдается ухудшение показателей здоровья, рост детской преступности, увеличение количества дезадаптированных детей с различными проблемами (отклонения в развитии и поведении, учебные трудности, дефекты мотивационной, эмоционально - волевой сферы и т. д.). Актуальность данного исследования заключается в изучении возможности оказания квалифицированной психологической помощи детям «группы риска».

Объектом исследования являются подростки "группы риска".

Предметом - особенности психологической помощи подросткам "группы риска".

Цель данной работы: изучить психологические особенности детей "группы риска», раскрыть специфику психологической помощи подросткам, попавшим в "группу риска".

Исходя из цели, были прописаны задачи, которые решались в поцессе работы.

Гипотеза исследования заключается в следующем, специально разработанная программа психологической помощи детям, попавшим в «группу риска», может способствовать снижению уровня тревожности, агрессии, стабилизировать эмоциональное состояние, сформировать у подростка адекватную самооценку. В первую очередь для решения вопросов оказания психологической помощи необходимо четко представлять себе контингент детей и их психологическую характеристику.

В ходе исследования по проблеме были использованы следующие методы:

- теоретическое изучение научной литературы;

- психодиагностические методы (Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности»- опросник Спилбергера; тест «Самооценка психических состояний» Айзенка; методика САН Экспресс оценка самочувствия, активности и настроения.);

- методы коррекции: групповой тренинг, индивидуальное консультирование.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Минеральные воды. В выборку вошли 45 человек. Исследованы 3 группы испытуемых, подростки 13-15 лет.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, сделаем вывод, основными причинами попадания детей в группу риска являются обстоятельства жизни этих детей. Льв Владимирович Мардахаев к группе риска относит группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. То есть группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей - инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению доктора психологических наук, Татьяны Ивановны Шульга, доктора педагогических наук, Людмилы Яковлевны Олиференко, доктора социологических наук Изабеллы Федоровны Дементьевой, группа риска - это категория детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что служит причиной их дезадаптации.

Изучив теоретические исследования Елены Ивановны Казаковой, Светланы Владимировны Титовой, Журдан-Ионеску, выделим следующие факторы риска. Индивидуальные - личностные факторы риска: проблемы со здоровьем; видимые физические недостатки ребенка; наличие психопатологических нарушений; мужской пол; повышенный или пониженный уровень активности; трудный характер/темперамент; внешний контроль; низкий уровень самоуважения; плохое обращение с ребенком; умственные способности ниже нормы. Семейные факторы риска, нестабильность структуры семьи; большое количество детей в семье; бедность, низкий материальный уровень родителей; гигиенические проблемы; отсутствие школьного образования у родителей; проблемы с правосудием; потеря работы/безработица; ограниченные познавательные способности матери; родительский стресс; неадекватная воспитательная система; недоброжелательный/холодный семейный климат; отсутствие позитивного взаимодействия с ребенком; отсутствие надежд на ребенка или завышенные требования. Факторы риска окружающей среды, отсутствие безопасности; недостаточное личное пространство; частая смена места жительства; очень ограниченные социальные связи родителей; очень ограниченные социальные связи ребенка; неблагоприятный район проживания. Следовательно, говоря о факторах риска можно условно объединить детей «группы риска» в группы. Данные представлены в таблице. Таблица 1

Работа с детьми «группы риска»- одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности психолога и др. участников образовательного процесса. Психологическая помощь - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Проведя психодиагностическое исследование с помощью теста «Шкала реактивной и личностной тревожности»- опросник Спилбергера; теста «Самооценка психических состояний» Айзенка; методики САН Экспресс оценка самочувствия, активности и настроения, среди обучающихся 7-9-х классов, в возрасте 13-15 лет, с целью выявления детей попавших в зону риска было выявлено следующее, что у детей данной категории присутствуют такие состояния, как: тревожность, фрустрированность, агрессивность и ригидность. Самый высокий показатель тревожности, агрессивности наблюдается у детей-подростков 14-ти лет, что они более подвержены негативному влиянию, и могут быть отнесены к группе риска. Следовательно, возникает необходимость провести психокоррекционную работу. Для этого была разработана программа психологической помощи детям, «группы риска». Цель программы: раскрыть особенности психологической помощи подросткам, попавшим в "группу риска". Задачи. Формы организации работы с подростками. Основные направления работы.

Говоря о результативности работы приведу пример 2-х подростков.

Дмитрий, состоит на учете ОППН и КДН, (14 лет).

В процессе участия в нашей программе из циничного, агрессивного парня

превратился в рассудительного, спокойного юношу с большим потенциалом конструктивного лидера.

Антон опекаемый (14 лет).

Проходя испытания в группе, был очень импульсивен, эмоционально расторможен. Любая неудача приводила его в бешенство (Причиной такого реагирования на неуспех была, скорее, не слабо развитая произвольность, а привычка, стереотип поведения). Обсуждения в кругу дали ему обратную связь, и в дальнейшей работе он стал обращать внимание на свое поведение. Хотя до конца тренинга особых изменений в поведении не произошло, они стали проявляться в ходе дальнейшей работы с мальчиком. Во время индивидуальных бесед Антон по собственной инициативе сам говорил, сколько раз за день он не сдержался. Тогда мы стали заключаться пари во время коллективных игр на количество эмоциональных срывов.

Особенно яркие изменения произошли на втором тренинге.

Где на протяжении всего занятия у него не произошло эмоциональной вспышки, причем сам он от этого получил большое удовлетворение.

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что ожидаемые результаты, выставленные в программе, подтвердились в ходе исследования. Из результатов повторной диагностики видно, что, у подростков, наметился рост познавательной деятельности, снижение агрессивности, тревожности. А это значит, подтвердилась и гипотеза, что специально разработанная программа психологической помощи детям, попавшим в «группу риска», может способствовать снижению уровня тревожности, агрессии и стабилизировать эмоциональное состояние, а также у подростка сформируется адекватная самооценка. Появились реальные изменения в оценивании своего Я, в развитии эмпатии, сочувствия. Благодарю за внимание.



© 2010-2022