• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • «Система психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей как одно из условий реализации Указа президента № 761 от 01. 06. 2012 г. »

«Система психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей как одно из условий реализации Указа президента № 761 от 01. 06. 2012 г. »

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Натальинская средняя общеобразовательная школа






«Система

психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей как одно из условий реализации Указа президента № 761 от 01.06.2012 г.»






Подготовила

социальный педагог

Маркова М.Н.



с.Натальино

2015 г.

Слайд 1,2

В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, в числе мер, направленных на обеспечение доступности и качества образования, актуальными являются меры по обеспечению:

  • правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами,

  • предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях,

  • создания системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей,

  • психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.

В системе образования Навашинского района, а значит и нашей школы психолого-педагогическое и социально - педагогическое сопровождение образования является одним из важных направлений деятельности.

Согласно ст.44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение воспитание детей перед другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации должны оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Слайд 3

О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания".

Слайд 4

В нашей школе 164 родителя, 93 семьи, в которых воспитывается 114 обучающихся нашей школы. Если заглянуть в социальный паспорт нашей школы и составить обобщённый портрет родителей обучающегося нашей школы, то получается, что их возраст от 35 до 40 лет, образование среднее, рабочие - и воспитывают двух детей.

Судя по составленному социальному портрету, данная семья нуждается в нашей социально - психологической, педагогической помощи, т.к. в век развития нанотехнологий «среднего образования», явно, недостаточно, а в возрасте 35-40 лет начинать учиться трудно. И это только портрет, а на самом деле…?

Оказание помощи, особенно, если тебя об этом не просят, работа достаточно сложная кропотливая, и её мы стараемся ненавязчиво проводить по 5 направлениям. Это:

Слайд 5

1. Изучение семьи и условий и семейного воспитания 2. Психолого - педагогическое просвещение родителей 3. Взаимодействие с родительским комитетом и участие в работе родительского патруля. 4. Совместная деятельность родителей обучающихся 5. Информирование родителей о содержании образовательной деятельности, результатах воспитания и обучения

Слайд 6

1. Изучение семьи и условий и семейного воспитания.

Нам, живущим в сельской местности, намного проще провести такую диагностику. Ребёнок ещё не родился, а мы уже знаем в каких условиях он будет воспитываться, потому что его родители, в основном наши выпускники. Но, тем не менее, каждый классный руководитель проводит анкетирование родителей и обучающихся, и выясняет чем живёт та или иная семья. Также мы работаем в тесном сотрудничестве с Натальинским Фельдшерско - акушерским пунктом и специалистами Комплексного Центра социальной защиты и обслуживания населения Навашинского района.

Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонений в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи. "Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут"( В.В. Путин).

Для эффективной помощи в воспитании ребенка педагог должен владеть всей информацией о формирующей роли отдельной семьи и зависимости данной роли от ценностных приоритетов членов семьи. Тогда педагог без труда может определить, как отношения в семье влияют на характер ребенка, его поведенческие реакции и личностное развитие. В анкетах есть и такой вопрос, чем школа может помочь семье. Жаль, что в основном родители отвечают на этот вопрос прочерком. Но молчание - знак согласия и поэтому школа выстраивает эту работу сама по своему усмотрению.

В течение всего первого месяца учёбы идёт сбор информации и формирование банка данных семей обучающихся.

Слайд 7

2. Психолого - педагогическое просвещение родителей

идет через:

  • организацию консультаций специалистов (медицинских работников, педагогов, если необходимо, можно пригласить педагога - психолога) для родителей (например в декабре 2014 г. прошло родительское собрание на тему «Культура здоровья: образовательное пространство и окружение» с участием работников Фельдшерско - акушерского пункта.)

  • организацию тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов;

  • проведение общешкольных и классных родительских собраний, в том числе, по проблемам асоциального поведения обучающихся на темы «Общение с детьми и его влияние на развитие нравственных качеств ребёнка», «Актуальные вопросы ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних», «Воспитание и обучение в условиях ФГОС»).

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе, с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностями родителей в отношении воспитания ребенка ( такая помощь осуществляется на всех родительских собраниях) К собранию готовятся памятки, буклеты для родителей по вопросам воспитания или просвещения.


  • работу родительских лекториев, которые проводятся 1 раз в четверть по отдельному плану. Основная задача помощи в семейном воспитании и развитии детей в семье состоит в расширении знаний родителей о психологии воспитания, психологических законах развития подростка. Вместе с тем на занятиях лектория не только повышается информированность, но и начинает происходить главное - изменение отношений родителей к самому процессу воспитания.

  • обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию, которые готовятся к общешкольным родительским собраниям в библиотеке.

  • оформление информационных стендов для родителей в коридоре

Слайд 8

3. Взаимодействие с родительским комитетом и участие родителей в работе родительского патруля.

Привлечение родителей к выполнению поручений, к помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей. Прежде чем привлекать родителей к работе родительского патруля или родительского комитета, проводятся индивидуальные беседы с каждым из них.

Во время рейдов проводятся беседы с родителями и детьми. Беседы родителей (членов родительского патруля) более эффективны, чем наставления педагога.

Слайд 9

4. Совместная деятельность родителей обучающихся

Совместная работа по организации праздников для детей, участие в походах, участие в организации экскурсий (в этом учебном году были организованы походы на устье реки Тёша, экскурсии на предприятия Навашинского района, а также в Болдино, Пешелань, Н.Новгород) всё это, как показывает практика, установление доверительных, партнерских отношений между педагогом и семьей. Совместная работа помогает развивать личную заинтересованность родителей во взаимодействии, желании лучше познать себя, что поможет лучше понять своих детей.

Слайд 10

5. Информирование родителей о содержании образовательной деятельности, результатах воспитания и обучения

На первом родительском собрании в сентябре на тему «Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется самостоятельное движение в школу» всем родителям дан адрес школьного сайта и сайтов, где можно получить квалифицированную консультацию по вопросам воспитания детей.

На первом родители найдут нужную информацию о школе: учебном процессе, дополнительном образовании, на втором - задать вопрос о проблемах в воспитании ребёнка. Нельзя оставить без внимания и электронные дневники, через которые нужно поддерживать связь с учителем.

Информирование родителей в вопросах воспитания и обучения своего ребёнка может происходить в индивидуальных беседах с классным руководителем, социальным педагогом, учителем - предметником. В последнее время стало заметно, что на родительские собрания как классные, так и общешкольные стало приходить, раз от раза, больше родителей. Из бесед с родителями я выяснила, что учебу и поведение детей не обсуждают при всех, а разговаривают на эту тему только индивидуально.

Поэтому можно сделать вывод, что родители приходят не только узнать, как учиться ребёнок, но и получить новые знания в вопросах воспитания и обучения детей.

Слайд 11

Особо надо сказать о неблагополучных семьях.

Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др.

Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями.

Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, всегда создают реальные сложности в формировании школьников. Семейное неблагополучие - одна из основных причин, определяющая состояние и динамику их воспитания и обучения. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь подростка. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе. Но самое главное - выявить такую семью, чтобы на ранних этапах оказать ей помощь.

Слайд 12

Воспитание ребенка - трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях. Только при совместных усилиях родителей и педагогов воспитание детей может дать положительный результат.

Невозможно воспитать всесторонне развитую и целеустремленную личность, если педагоги и родители не смогут объединиться в тандем. Только в процессе слаженной совместной деятельности такого тандема у детей будет формироваться сознание, а также накапливаться опыт правильного поведения в разных жизненных ситуациях. «Система психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей как одно из условий реализации Указа президента № 761 от 01.06.2012 г.»


© 2010-2022