- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Социальный педагог в дошкольном учреждении
Социальный педагог в дошкольном учреждении
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Мизина М.В. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Социальный педагог в дошкольном учреждении
Социальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка.
Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
- роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
- роль защитника интересов и законных прав ребенка;
- роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
- роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также - между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог:
- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
- изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
- выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
- способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
- взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
· Работа по защите прав ребенка.
· Работа по социальному развитию личности ребенка.
· Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
· Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
· Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
· Работа с родителями социально опасных семей.
· Работа с социально незащищенными семьями.
· Работа с ближайшим окружением.
· Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ
С педагогами:
· консультации;
· анкетирование;
· индивидуальные беседы;
· семинары;
· «круглые столы» с родителями.
С родителями:
· анкетирование;
· индивидуальные беседы;
· посещения на дому;
· «круглые столы»;
· родительские собрания;
· родительская гостиная.
С детьми:
· интервьюирование;
· занятия по правам ребенка;
· театрализованные постановки по защите прав ребенка;
· организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
· комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
· отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
· отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
· детская поликлиника;
· детская библиотека;
· школа;
· дома детского творчества;
· психологические центры.
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
- Планирование работы на выполнение Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организация работы по реализации окружных программ «Социум», «Семья», «Образование и здоровье».
- Сбор и накопление информации о детях, нуждающихся в социальной защите.
- Изучение психолого-педагогических особенностей, отклонений в поведении детей, оказание своевременной помощи и поддержки.
- Сбор информации о семьях и выявление социально опасных семей.
- Работа с социально опасными семьями.
- Изучение опыта работы, связанного с охраной прав детей и воспитанием.
- Работа с воспитателями по социальной адаптации детей.
- Обсуждение на педагогических советах вопросов, связанных с социальной адаптацией детей.
- Проведение консультаций с родителями по вопросам социальной адаптации детей.
- Взаимодействие со всеми муниципальными и окружными структурами, занимающимися социальной работой с детьми.
С чего начинается работа социального педагога
Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
Социальный паспорт включает следующие разделы:
· характеристика семей по количеству детей в семье;
· характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
· выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;
· выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
· выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
· выделение группы детей из семей безработных;
· выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
· выделение группы детей из семей военнослужащих;
· выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
· выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.