Программа Моё здоровье - моё богатство

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБООУ «Филиал Верхнесаянтуйской санаторной школы-интерната»


Согласовано Утверждаю

Председатель ПК Заведующий филиалом

________/Т.Ц.Вампилова/ _________Ю.В.Чойбсонов

«___»____________2015г. Приказ № _____

«____»____________2015г.







Программа

«Моё здоровье - моё богатство»

на 2015-2020гг.













с. Малый Нарын

2015 год



Оглавление

1. Введение.

2. Информационно-аналитическая справка.

3. Цели и задачи.

4. Диагностическая деятельность, основные принципы реализации программы.

5. Этапы выполнения программы.

6. План работы программы.

7. Индикаторы оценки результатов реализации программы.

8. Ожидаемые результаты.

9. Мониторинг эффективности.

10. Приложения к Программе.



























Введение

От здоровья каждого человека и нации в целом зависит процветание нашей страны. Только здоровые люди могут принимать правильные, взвешенные решения и эффективно претворять их в жизнь.

Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло в настоящее время масштабов национальной проблемы.

По данным статистики в России только 10% учащихся выходят из стен общеобразовательных учреждений здоровыми.

Среди заболеваний наиболее распространены патологии органов зрения, верхних дыхательных путей и органов пищеварения. Постоянно растет число детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Цель современной школы - подготовка своих воспитанников к успешной адаптации в стремительно изменяющемся мире. Но следует помнить, что в условиях многократно возросшей в образовательном пространстве нагрузки особое внимание следует уделять здоровью всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и обслуживающего персонала.

Информационно-аналитическая справка

Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интениат» открыт 1 октября 2007 года на основании приказа Министерства образования и науки Республики Бурятия №1415 от 26 сентября 2007 года на базе Малонарынской школы Джидинского района и имеет в наличии необходимые условия для обучения, воспитания и проживания детей. Школа зарегистрирована в порядке установленном законодательством РФ, имеет три класса-комплекта (45 детей) укомплектованы на основании приказа МО и науки РБ №1415 от 26 сентября 2007.

Филиал создан в целях оказания помощи в семье в воспитании и получении образования, проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

В школу - интернат в первую очередь принимаются дети и подростки, имеющие контакт с больными заразной формой туберкулеза, тубинфицированные или живущие в неблагоприятных бытовых условиях, соцально-незащищенных и неблагополучных семьях. Зачастую дети, воспитывающиеся в этих семьях подвержены большему риску быть тубинфицированными. В филиале осуществляется лечение и оздоровление, используя медикаментозные и немедикаментозные средства.

В целом по Джидинскому району сохраняется тревожная обстановка по больным туберкулезом среди взрослого населения и наблюдается рост числа тубинфицированных детей. В филиале ежегодно проходят оздоровление детей в количестве от 60 - до 75 детей, 96% из них - тубинфицированные.

В филиале созданы необходимые условия для оздоровления и укрепления здоровья детей: имеются учебные и спальные корпуса, спортивный зал, банно-прачечный комплекс, столовая, изолятор, библиотека.

В связи с этим одной из важных задач нашего филиала мы считаем формирование здорового образа жизни ребенка во всем его многообразии. Так как к нам поступают дети в возрасте от 7 - 11 лет, у которых физическое, психологическое здоровье сформировано на не достаточном уровне. Требуется особая программа по укреплению, сохранению и развитию их здоровья.

Цели программы:

1. Поддержание и создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и духовно-нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.

2. Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

3. Выработка индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях жизни.

Задачи:

  1. Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

  2. Формирование нравственной личности, стремящейся к правде, добру, красоте.

  3. Обеспечение психологического комфорта и условий для самосовершенствования.

  4. Пополнять и обновлять банк данных по направлениям эффективными здоровьесберегающими и здоровьеразвивающими методами, методиками и технологиями.

  5. Разработать пакет методических материалов (пособий, рекомендаций, буклетов и пр.) для педагогов, воспитателей, учащихся и родителей по вопросам развития ребенка, охраны и укрепление его здоровья.

В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:

- научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;

- прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;

- практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).

Реализация поставленных задач будет осуществляться конкретными средствами, методами, через систему спланированных мероприятий. Созданием определенных условий, в комплексе с концепцией развития учебно- воспитательного процесса филиала:

  • организацию скоординированных действий по уменьшению детского травматизма;

  • усовершенствования сбалансированного разнообразного питания;

  • разработку комплекса мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения;

  • адаптацию и внедрение современных социальных технологий, направленных на уменьшение всех видов насилия в семье, школе и других социальных группах, где находятся дети и подростки.

Основными видами деятельности по программе «Моё здоровье - моё богатство» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

Диагностическая деятельность.

Филиал решает следующие конкретные диагностические задачи:

- диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.

Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:

- диагностика с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;

- разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:

- консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;

- индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;

- повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний;

- на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Реализация программы «Моё здоровье - моё богатство» требует решения ряда организационных проблем:

1. мониторинг состояния здоровья школьников;

2. учет учебной нагрузки;

3. повышение квалификации работников школы в вопросах охраны здоровья, рациональной организации учебного процесса, ликвидации учебных перегрузок;

4. информирование родителей в вопросах охраны здоровья, предупреждения школьных проблем и помощи детям с трудностями школьной адаптации;

Основные принципы реализации программы:

Принцип триединого представления о здоровье: здоровье - это неразрывное единство трех составляющих - физического здоровья, психического здоровья и духовно-нравственного здоровья.

Принцип ненанесения вреда: подразумевает использование апробированных и рекомендуемых методов нейтрализации негативного воздействия школы на здоровье всех участников образовательного процесса.

Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов: предполагает, что все происходящее в филиале - от разработки планов и составления расписания до организации внеурочной деятельности и работы с родителями - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

Принцип непрерывности и преемственности: определяет необходимость проводить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов не от случая к случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии или школьном мероприятии.

Принцип соответствия содержания и применения здоровьесберегающих технологий возрастным особенностям обучающихся: обоснованность применения как традиционных, так и нетрадиционных методик оздоровительной работы и здоровьесберегающих технологий в различных возрастных группах

Принцип комплексного междисциплинарного подхода - основа эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, так как только тесное и согласованное взаимодействие педагогов и школьных специалистов является условием достижения положительных результатов оздоровительной деятельности.

Принцип медико-психологической компетентности учителя определяет высокие требования к уровню психологической и медико - валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания и ценностных ориентаций у педагогов.

Сроки реализации программы 2015 - 2020 годы

Этапы выполнения программы «Моё здоровье - моё богатство»

1.Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

  • Соблюдение теплового режима;

  • Поддержание в кабинетах и спальных корпусах чистоты;

  • Соблюдение нормативов освещенности в классах;

  • Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;

  • Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;

  • Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся

2.Условия для здоровья на уроках:

  • Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:

  • Формирование правильной осанки;

  • Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;

  • Физкультминутки с 2 по 4 классы включительно;

  • Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;

  • Морально - психологические:

  • Деловая, деятельная атмосфера;

  • Уверенность в успехе;

  • Доброжелательность;

  • Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).

3.Формирование социально-психологического климата в школьном коллективе, отвечающего следующим требованиям:

  • Перспективность, оптимистичность;

  • Жизнерадостность;

  • Уверенность в успехе, результативности как в личной, так и в коллективной деятельности;

  • Защищенность обучающихся;

  • Дух сотрудничества;

  • Построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик.

4. Изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:

  • Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;

  • Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;

  • Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;

  • Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,

  • Увеличение доли времени на улучшение осанки.

5. Во внеклассной спортивной работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях. Спортивную работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

  • Проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника с участием всего школьного коллектива и родителей обучающихся как комплекса эстафет, соревнований и туризма;

  • Организация различных внутришкольных соревнований, веселых стартов среди обучающихся, спортивных встреч родителей и обучающихся;

  • Культивировать массовость, активность на вечерах, дискотеках, рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;

  • Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);

  • Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д. Участие в районных, республиканских соревнованиях.

6.Программа здоровья учителя, которая включает в себя:

  • Творческую активность;

  • Поддержание благоприятного морально-психологического климата;

  • Организацию здорового досуга;

  • Занятия физической культуры и спортом;

  • Апробирование приемов и средств оздоровления организма.

7.Пропаганда здорового образа жизни:

  • Формирование физиологии здоровья;

  • Обучение способам оздоровления организма;

  • Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.

8.Установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:

  • Проведение медосмотров врачами ЦРБ;

  • Профилактика инфекционных заболеваний;

  • Организация медицинского ликбеза через классные часы, уроки здоровья, встречи с медицинскими работниками;

  • Обучение всех участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.

9. Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;

  • вооружение родителей основами психолого- педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;

  • включение родителей в воспитательный процесс школы;

  • привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.);

Направление реализации программы «Моё здоровье - моё богатство»

  1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса

  2. Оздоровительные мероприятия

  3. Повышение двигательной активности учащихся

  4. Валеологическое просвещение участников образовательного процесса

  5. Подпрограммы по следующим направлениям:

  • Зеленая аптека

  • Физминутки на уроках

  • Тропа здоровья, целебный источник

  • Озеленение, зона отдыха

  • Пословицы, поговорки, игры, викторины о здоровье

  • Спорт и здоровье

  • Здоровье учителей и работников филиала

План работы программы «Моё здоровье - моё богатство»

Мероприятия


сроки

Руководитель

1.

Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима учебных кабинетов, рекреаций и спальных помещений.

ноябрь

Администрация

2.

Гигиеническая оценка освещенности учебных кабинетов, рекреаций и вспомогательных помещений.

1 раз в четверть

Зам. по АХЧ

3.

Гигиеническая оценка учебных занятий и мероприятий.

Постоянно

Зам. по УВР

4.

Оформление документации «Охрана жизни и здоровья детей» (карты «Индивидуального развития», листки здоровья в классных журналах)

сентябрь

Врач, зам. по УВР воспитатели,

кл.руководители

5.

Осуществление контроля выполнения СанПиНа:

- световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание обучающихся согласно рекомендациям;

- анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий

В течение учебного года

Врач,

Зам.по УВР,

классные руководители,

воспитатели

6.

Организация и проведение утренней гимнастики до учебных занятий для учащихся 2-4 классов.

Ежедневно

Воспитатели

7.

Проведение декады по охране зрения:

- составление списка обучающихся с пониженным зрением;

- профилактические мероприятия

Ноябрь

декабрь

Мед. работник,

Зам. по УВР,

Классные руководители,

воспитатели

8.

Медосмотр обучающихся

август-сентябрь

Врачи

9.

Борьба с гиподинамией. Обязательное использование на учебных занятиях физкультурных минуток и динамических пауз; организация подвижных игр

В течение учебного года

Учитель физкультуры, учителя,

воспитатели, соц. педагог

10

Организация и проведение динамических перемен для учащихся 2 - 4 классов.

В течение года

Учителя, воспитатели

11

Использование учителями - предметниками методики здоровьесберегающего урока.

Постоянно

Учителя-предметники

12

Осуществление контроля обучения технологии, уроков здоровья, информатике

В теч. года

Администрация

7.

Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек обучающихся.

В течение учебного года

соц. педагог,

кл. руководители

8.

Витаминизация блюд школьной столовой. Использование элементов фито - и арома-терапии на учебных занятиях и во время проведения различных мероприятий.

Постоянно

Мед. работник

9.

Использование элементов фито - и арома-терапии во время проведения большой перемены.

Постоянно

Врач

10.

Родительские собрания по ЗОЖ, занятия физкультурой и спортом.

В течение уч.года

Администрация,

соц. педагог,

учитель физкультуры

11.

Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов, просмотр видеофильмов, беседы.

В течение года

Мед.работник, классные руководители

12.

Школа здоровья: Дни здоровья, спортивные секции, спортивные мероприятия.

В течение года

Администрация, соц. педагог, учитель физкультуры

13.

Использование элементов закаливания на уроках физической культуры и занятиях в спортивных секциях.

В течение года

Учитель физкультуры

14.

Различные формы работы с родителями обучающихся. Родительский всеобуч «Наша семья - за здоровый образ жизни».

По плану

Родительский комитет, классные руководители, соц. педагог

15.

Организация и проведение спортивных праздников, соревнований для школьников и родителей

ежегодно

Родительский комитет, соц. педагог, классные руководители, учитель физкультуры

16.

Реализация проекта «Целебный источник, тропа здоровья».

Ежегодно

Цыденова Г.Б., соц. педагог

17.

Комплексная воспитательная подпрограмма «Я - за здоровый образ жизни»:

• модуль 1: «Система профилактико-
просветительских классных часов для 2-4
классов»;

• модуль 2: «Спорт и здоровье»;

• модуль 3: «Профилактика асоциального поведения»;

В течение года

Цыденова Г.Б. - зам. директора по УВР

Классные руководители, Гырылов А.В.

Учитель физкультуры

Цыденова Г.Б., соц. педагог

18.

Постоянно действующий семинар для педагогов школы «Психо-физиологические особенности школьников»:

• модуль 1: «Валеологическая компетентность педагога»;

• модуль 2: «Социально-педагогическая
компетентность педагога».

В течение года

Соц. педагог Цыденова Г.Б.

19.

Использование ИКТ для совершенствования и повышения эффективности оздоровительной деятельности школы

Постоянно

Цыденова Г.Б., зам. по УВР

Индикаторы оценки результатов реализации программы:

  • Стабильные показатели качества знаний учащихся при переходе на следующую ступень обучения.

  • Положительная динамика численности детей, занимающихся в спортивных секциях.

  • Отсутствие отрицательной динамики состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся школы.

  • Положительное отношение родителей и обучающихся филиала к процессам, происходящим в образовательном учреждении.

  • Минимализация отклонений от санитарно-гигиенических норм и требований обеспечивающая безопасность и комфортность филиала.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Отсутствие отрицательной динамики состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.

  2. Сформированность у обучающихся отношения к своему здоровью как общечеловеческой ценности и привитие навыков здорового образа жизни.

  3. Проявление у педагогов, учащихся и их родителей активности, инициативы и творчества в организации и проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, обучающихся в филиале.

  4. Устранение количества детей, употребляющих табак.

  5. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Мониторинг эффективности реализации программы

ЦИКЛОГРАММА МОНИТОРИНГА

Наименование мероприятий мониторинга

Сроки

Ответственные

1

Организация смотра-конкурса на самый экологически комфортный учебный кабинет и спальной комнаты.

1 раз в полугодие

Цыденова Г.Б., зам. по УВР

2

Оценка экологической комфортности и безопасности образовательного учреждения.

1 раз в полугодие

Цыденова Г.Б., зам. по УВР

3

Анализ состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся

2 раза в год

Цыденова Г.Д.-медицинский работник

4

Оценка сформированности у учащихся школы основ здорового образа жизни.

3 раза в год

Классные руководители

5

Оценка здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения.

1 раз в год

Чойбсонов Ю.В., зав. филиалом

6

Педагогический Совет «Анализ зависимости уровня обученности и состояния здоровья обучающихся».

Май

Чойбсонов Ю.В., зав. филиалом

Мониторинг эффективности реализации программы

ЦИКЛОГРАММА МОНИТОРИНГА

Наименование мероприятий мониторинга

Сроки

Ответственные

Примечания

1

Организация смотра-конкурса на самый экологически комфортный учебный кабинет, спального корпуса.

1 раз в полугодие

Зам. директора

по УВР,

председатель

профкома

Положение о смотре - конкурсе

2

Оценка экологической комфортности и безопасности филиала.

1 раз в полугодие

Зам. по УВР


3

Анализ состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся

2 раза в год

Медицинский работник

учитываются данные врачебной комиссии.

4

Оценка сформированное у учащихся филиала основ здорового образа жизни.

2 раза в год

Классные руководители


5

Оценка здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения.

1 раз в год

Чойбсонов Ю.В., заведующий филиалом


6

Педагогический Совет «Анализ зависимости уровня обученности и состояния здоровья обучающихся».

1 раз в год

Чойбсонов Ю.В., заведующий филиалом

Сроки проведения

июнь









© 2010-2022