Выступление по теме Координация усилий школы и семьи по созданию комфортных условий для детей «особой заботы»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кудря Марина Юрьевна

Координация усилий школы и семьи по созданию комфортных условий для детей «особой заботы».

За последние годы резко снизился уровень родительской культуры, год от года становится меньше семей, где ребенок чувствует себя любимым, где родители по - настоящему озабочены здоровьем и развитием своего ребенка. Поэтому, чтобы наши дети полноценно развивались, росли не только хорошими сыновьями и дочками, но и становились впоследствии хорошими гражданами нашей страны, родители должны постоянно учиться и развиваться как социально - значимые личности.

Любой педагогический коллектив старается помочь родителям вырастить, научиться понимать и воспитывать своих детей. Для этих целей в учреждение образования делается многое: проводятся Дни открытых дверей, приглашаются родители на праздники и спортивные мероприятия, проводятся консультации, организуются встречи со специалистами, проводятся родительские собрания и конференции в нетрадиционной форме. Но это не всегда дает положительный результат: образовательный уровень у родителей разный, да и разовые мероприятия не могут изменить ситуацию. В связи с этим, нужна четко продуманная модель организации социально - педагогического и психологического просвещения родителей.

В Шербакульском лицее наблюдается рост количества детей, находящихся в социально - опасном положении. Согласно статистическим данным 2009 года: из 400 учащихся лицея 55 детей из малообеспеченных семей, 66 детей из многодетных семей, 12 детей из неблагополучных семей, 12 - опекаемые дети, 37 учащихся относится к группе риска по причине пропусков занятий, постоянным нарушением дисциплины. Эта та категория детей, которым не хватает тепла, внимания, заботы.

Основные причины кроются и в недостаточной подготовленности педагогов к работе с трудными подростками, и в рассогласованности действий различных ведомств и учреждений. Немаловажную роль в данной проблеме играют слабые знания педагогов основ и в области правоведения, и в области коррекционной педагогики. Не всегда оптимальными представляются и подходы к решению проблемы. Специалисты утверждают, что традиционные психолого - педагогические формы, средства, методы перестают давать эффективные результаты, необходим новый подход к решению данной проблемы. Тогда мы нашли выход - организация деятельности клуба «Тёплый дом». Ориентиром были выбраны направления, необходимые для осуществления нового проект а - защита прав и законных интересов несовершеннолетних; оказание социально - психологической и педагогической помощи детям и родителям. Только, объединив усилия, мы поможем детям, находящимся в социально - опасном положении успешно освоится в обществе.

Тогда был разработан проект «Тёплый дом», с этим проектом мы выступили в 2010 году на Форуме активных школ, получив поддержку от аграрной партии в размере 15 т.р.

Цель проекта: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с детьми и семьями, находящимися в социально - опасном положении через организацию клуба.

Задачи:

  1. Привлечь к совместной работе специалистов служб, занимающихся вопросами семьи.

  2. Социально - педагогическая поддержка и помощь в социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

  3. Разработка методических рекомендаций для родителей, педагогов, работающих с детьми.

  4. Определить формы и содержание социально - педагогического и психологического просвещения родителей с целью повышения культуры.

  5. Выстроить структуру педагогического образования родителей для оптимизации семейного воспитания в двух направлениях: информативного и обучающего характера.

Реализация проекта состояла из 5 этапов:

  1. Подготовительный: сбор инфо , составление портрета ребенка, семьи.

  2. Организационный: создание клуба, вовлечение детей и семей в деятельность клуба; привлечение к сотрудничеству специалистов других служб.

  3. Основной: совместная работа специалистов, проведение семинаров, консультаций; проведение тренингов; организация разностороннего досуга. Встреча с родителями, используются формы: индивидуальное собеседование, анкетирование. Вся инфо собирается в портфолио семьи. Результат: получение родителями основ педагогических знаний по семейному воспитанию, семейного уклада. Портфолио выступает как механизм саморазвития родителей, помогает корректировать жизненные позиции, выстраивать уклад современной семьи.



  1. Диагностический этап и коррекция: проверка уровня личностного развития ребёнка и культуры родителей, корректировка результатов. Результат - повышение уровня родительской культуры. Определяется он самими родителями на основе пакета диагностик, все фиксируется в портфолио.

  2. Анализ и обобщение: анализ результативности деятельности проекта и обобщение полученного опыта. Для подведения итогов просвещения родителей мы использовали «копилку» родительских знаний и такие формы, как презентация семей, конкурсы на лучшего знатока человеческой души и другие.

Результаты проекта:

  1. Дети: личностное развитие каждого ребенка, социальная реабилитация детей (психологический комфорт, определение жизненных планов, нравственные установки)

  2. Восстановление положительных контактов семей и детей, находящихся в социально опасном положении, с окружением, обществом. Педагоги - овладели навыками работы с детьми.

  3. По окончанию занятий лучшим родителям выдается диплом «Отличник воспитания».

  4. Будет разработана программа социально - педагогического и психологического просвещения родителей. Будет сформирован пакет диагностик уровня родительской культуры. Данные условия дадут возможность вести системные занятия по социально - педагогическому и психологическому просвещению родителей.

  5. Создание Совета школы, цель которого - создание комфортных условий для работы школы, задачи: сформировать лекторский состав из числа педагогов и специалистов; подготовить и обучить новым технологиям; определение и формирование помещения для занятий с родителями.

Устойчивость проекта:

Проблема социальной адаптации детей не может решиться за короткий срок. После окончания реализации проекта деятельность по работе с детьми была продолжена по настоящее время. Заметны успехи. Сократилось количество детей группы риска, некоторые ребята сняты с ВШУ.



© 2010-2022