Классный час Будем толерантными

Раздел Социальному педагогу
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час Будем толерантнымиКлассный час «Будем толерантными!» разработала социальный педагог МБОУ «Чебаклинская СОШ» Шейкина Татьяна Анатольевна

Цель: Сформировать представления учащихся о толерантности, вывести правила толерантного поведения.

Задачи:

Сформировать навыки толерантного поведения, путем обсуждения различных ситуаций;

Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми;

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

Выработать правила толерантного поведения.

Содействовать повышению уровня коммуникативной культуры учащихся.

Формы работы: диалоговые, групповые.

Методы: поисковые, дискуссионные, практикум по решению ситуаций.

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: проблемные, витагенные, модерации, информационно-коммуникативные

План:

Организационный момент - 1 мин.

Целеполагание - 5 мин.

Осмысление нового знания - 10

Работа в группах- 15 мин

Рефлексия - 4 мин.

Ход занятия:

Организационный момент.

Добрый день! Мы сегодня уже с вами виделись. Как мы здороваемся?

Дети отвечают.

Можем сказать привет, можем поздороваться за руку, можем обняться. Не забывайте при этом улыбаться друг другу. Посмотрите на слайд и скажите, во всех ли странах одинаково здороваются.

Дети здороваются друг с другом.

Таким образом, ребята, мы выразили уважение и признательность друг к другу.

Целеполагание.

Ребята, как вы думаете, почему люди друг друга не всегда понимают.?

Дети отвечают.

А в вашем классе бывают конфликты?

Дети отвечают.

Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, что бы не было конфликтов?

Дети отвечают.

Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими

Сегодня будем работать в группах, поэтому разработаем правила работы в группах ( на слайде)

А сейчас ребята, вы поработаете в группах - ваша задача: выбрать из предложенных качеств те, которые помогут человеку избежать возникновения конфликта. (таблички: доброта, честность, уважение человеческого достоинства, принятие другого таким, какой он есть, уважение, милосердие, грубость, агрессивность, сострадание, прощение, сотрудничество, равнодушие, конфликтность)

Дети прикрепляют карточки со словами на доске

- На самом деле, ребята, мы сейчас вместе с вами создали образ толерантного человека.

(Прикрепляю середину схемы надпись «Толерантность»).

А какие качества остались? Прикрепите их отдельно, каким словом их можно объединить? (Интолерантность)

на доске постепенно появляется следующая схема

Прощание Уважение прав других

Терпимость к чужим

мнениям, верованиям,

поведению

Толерантность

Сострадание Сотрудничество

Принятие другого таким,

какой он есть

Милосердие Уважение человеческого достоинства

Ребята, а вы обладаете качествами толерантного человека? Вы всегда терпимо относитесь друг к другу, уважаете мнение другого, стараетесь избежать конфликта?

Дети отвечают

В связи с этим, как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

Дети отвечают.

Верно, тема нашего занятия - «Будем толерантными!» (Слайд 1).

Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего занятия? Что мы должны будем сегодня делать?

У вас на столах в группе лежат толковые словари. Давайте найдем определение, что такое толерантность? А другая группа определение толерантности найдет и интернете.

Далее подготовленные дети рассказывают о толерантности

(Негмотчанова Сания) Толерантность - это уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению в обществе, интересам, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность ( в это время показываем плакат с определением).

Определение этого слова на разных языках на разных языках звучит различно:

Испанский - способность признавать чужие идеи и мнения.

Французский - отношения, при которых другие могут думать и действовать иначе, чем ты.

Английский - готовность быть терпимым и снисходительным.

Арабский - прощение, мягкость, милосердие, терпение.

Русский - быть выдержанным, уметь мириться.

(Шейкина Ирина) Историческая справка

На рубеже 18 - 19вв. во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (революционерах, Наполеоне, короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «толерантность».

(Вставская Полина)История праздника
Международный день, посвящённый терпимости (International Day for Tolerance) - ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).
Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

А теперь послушайте стихотворения о толерантности и скажите, нужно ли прививать себе толерантность и почему (читают дети наизусть)

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

Кл. рук. Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения, которые будут являться нормой общения в нашем коллективе.

(Работа в группах предполагает составление правил толерантного общения. Каждая команда представляет свой выработанный продукт. Обобщаем и оформляем на доске правила толерантного поведения в коллективе.

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

Уважай собеседника

Старайся понять то, о чем говорят другие

Отстаивай свое мнение тактично

Ищи лучшие аргументы

Будь справедливым, готовым признавать правоту другого

Стремись учитывать интересы других

ЗАКРЕПЛЕНИЕ понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».

Обращаем внимание ребят на таблицу

Толерантные люди

Интолерантные люди.

1.Знание самого себя.

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план

(только не я).

5. Способность к эмпатии(способность формировать верные суждения о других людях).

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора.

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Беседа по вопросам.

Есть ли у вас качества из интолирантной колонки?

К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим?

Как вы себя чувствовали в той ситуации?

Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?

Посмотрите ещё раз на эти характеристики.

Толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Интолерантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Сейчас одна группа характеризует толерантного человека, а другая интолерантного человека, затем сравнивают со схемами на слайдах №13,14

Толерантный человек



Интолерантный человек



А сейчас вам предстоит выбрать -Перед вами две дороги, выбирайте…….» (как вы думаете, о каких дорогах идет речь)

Делаем совместно вывод : Сделав добро человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку - это и будет проявление доброты.

А сейчас вы оцените сами себя - насколько вы толерантны. Я вам буду зачитывать высказывание и два варианта ответа, если вы выбираете первый ответ, загибайте палец, если второй - палец загибать не надо.

1.Миша плохо одет…

- Это неважно.

- Ты подсмеиваешься над ним.

2Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

- Ты просишь, чтобы он объяснил это.

- Ты говоришь, что он выглядит смешно.

3 Цвет кожи у Артура отличается от твоего…

- Ты стремишься лучше узнать его.

- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4. Пожилая женщина медленно идет…

- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

5. На твоих глазах на кого - то нападают…

- Ты пытаешься защитить его.

- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6. К тебе подходит ребенок - инвалид…

-Ты естественным образом разговариваешь с ним.

- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать

Если загнул 6 пальцев: Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5: то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Если меньше 3: Ай - ай - ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Таким образом, ребят, каждый из вас сделал лично для себя определенный вывод.

Теперь давайте подведем итог, какие можно выделить правила толерантного поведения?

Ребята отвечают

Рефлексия:

А сейчас, продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

1.Теперь я знаю, что …

2. Теперь я научился …

3. Для себя я отметил, что …

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. Очень хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, никогда бы не было ни ссор, ни ругани.

© 2010-2022