Программа элективного курса Социальная психология

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол №___

«28» августа 2015г.

Руководитель методического совета:

___________/Светлакова Л. И. /


Принято

Педагогическим Советом

Протокол № 15

«28» августа 2015г.

Утверждаю

Директор ОУ:

__________/Туктарева А. А. /

«28» августа 2015г.



Программа элективного курса

социальная психология 11 класс










Составитель: Кильдибекова Валентина Михайловна





Курегово

2015 год

Пояснительная записка.

Общение играет важную роль в любых аспектах нашей жизни. Во-первых, коммуникация выполняет ряд важных функций. Люди общаются ради потребности в коммуникации, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Во-вторых, коммуникация протекает в ситуациях межличностного, группового взаимодействия, публичного выступления и при помощи электронных средств. Кроме непосредственного общения лицом к лицу мы общаемся теперь и через электронную почту, сетевые конференции, чат-румы и, находясь практически в любом месте, можем общаться посредством мобильного телефона.

Через такие формы самовыражения, как одежда, манера прикасаться к другому человеку и манера распоряжаться временем, проявляется наше отношение к другим людям. В общении часто недооценивается физическая среда. Наше жилье и офис, расстановка мебели, температура в помещении, а также освещение и цвет оказывают существенное влияние на общение.

Межличностная коммуникация - это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Беседуем ли мы с соседями, болтаем ли по телефону с товарищем о предстоящем тесте, спорим ли о достоинствах фильма с друзьями, успокаиваем ли ближайшего друга, которого обманули, проходим ли собеседование при устройстве на работу или планируем будущее с любимым- все это формы межличностной коммуникации. Совершенствование навыков межличностной коммуникации может открыть перед нами новые возможности. Люди, которые ясно выражают свои мысли, убеждения и мнения, обладают влиянием и контролируют происходящее.

Программа курса составлена на основе:

  • Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов.- М.:Академия, 1997.

  • Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка. (ж. «Классный руководитель», № 4, 2006).

  • Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях. - М., 1996.

  • Вербербер Р., Вердербер К. Психология общения. - М., 2003.

  • Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг).- М., 2007.

  • Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений.- М, 1993.

  • Рогов Е.И. Психология общения. - М: Владос, 2002.

Основным аспектом данного курса является компетенция - мы все хотим научиться эффективно общаться. Компетентность - это умение общаться так, что другие воспринимают ваше коммуникативное поведение как одновременно соответствующее ситуации и эффективное.

В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:

  • коммуникабельность;

  • способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • обладать словарным запасом и умело им пользоваться;

  • умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.

Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.

Элективный курс «Ключевые компетенции «Общение» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

Цель курса: показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.

Задачи курса:

  1. Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения.

  2. Формирование у уч-ся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.

  3. Повышение самооценки и уверенности в себе.

Методы:

- информирование

- диагностика

- ролевое проигрывание

- беседа

- психотехнические приемы

- дискуссии

- анализ ситуаций.

Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.
Ожидаемые результаты.

По окончании курса учащиеся должны:

знать:

- правила эффективного общения;

- проблемы межличностного взаимодействия;

- коммуникативные барьеры.

уметь:

- рефлексировать свое поведение;

- самовыражаться;

- анализировать ситуации общения.




Тематическое планирование курса.

№ п/п

Тема

Количество часов

Теоретических

практических

Всего

Психология общения. Виды и зоны общения.

1


1

Психология общения. Виды и зоны общения.

1


1

Психология общения. Виды и зоны общения.


1

1

Личность и позиция личности в контакте.

1


1

Личность и позиция личности в контакте.


1

1

Вербальная и невербальная коммуникации.

1


1

Вербальная и невербальная коммуникации.


1

1

Развитие коммуникационной компетенции.

1


1

Развитие коммуникационной компетенции.


1

1

Восприятие себя и других.

1


1

Восприятие себя и других.


1

1

Эффективные беседы.

1


1

Эффективные беседы.


1

1

Самораскрытие и обратная связь.

1


1

Самораскрытие и обратная связь.


1

1

Теория взаимоотношений.

1


1

Теория взаимоотношений.


1

1

Интервьюирование.

1


1

Интервьюирование.


1

1

Психология общения в группе.

1


1

Психология общения в группе.

1


1

Психология общения в группе.


1

1

Роли и лидерство в группах.

1


1

Роли и лидерство в группах.


1

1

Публичное выступление

1


1

Публичное выступление


1

1

Проведение исследования.

1


1

Проведение исследования.


1

1

Проведение исследования.


1

1

Вербальная и невербальная адаптация.

1


1

Вербальная и невербальная адаптация.


1

1

Практикуемся в произнесении речей.

1


1

    Практикуемся в произнесении речей.


    1

    1

      Зачет. Убедительное выступление.


      1

      1

        Всего

        17

        17

        34

        Описание разделов программы.

        Раздел 1. Введение. Психология общения.

        Тема 1. Психология общения. Виды и зоны общения.

        Лекция. Что изучает психология общения. Виды общения: в зависимости от мотивов и целей, от содержания, от средств, по степени задействованности личностных структур, по стилевым характеристикам, по направленности, по контингенту участников. Зоны общения: интимная, личная, социальная, публичная.

        Тема 2. Личность и позиция личности в контакте.

        Лекция. Личность. Позиции ребенка, взрослого и родителя. Структурный анализ общения. Тест «Родитель-Взрослый-Ребенок». Решение ситуационных задач.

        Раздел 2. Психология межличностных отношений.

        Тема 1. Вербальная и невербальная коммуникации.

        Лекция. Вербальная система коммуникации. Культура речевого общения. Невербальная система общения. Кинесика, такесика, проксемика, просодика, экстралингвистика. Ошибки социальной перцепции: эффект первичности, гало-эффект, эффект ореола, эффект новизны, проекция, ошибки контраста. Территориальная защита. Выбор сидячих мест: диалог, соперничество, сотрудничество.

        Тема 2. Развитие коммуникационной компетенции.

        Лекция. Коммуникация в нашей жизни: функции, условия, принципы, относительность, культурные границы. Процесс коммуникации: участники, контекст, каналы, шум, обратная связь. Коммуникационная компетенция, навыки, цель. Анализ коммуникационной ситуации.

        Тема 3. Восприятие себя и других.

        Лекция. Процесс восприятия. Восприятие себя: я-концепция и самооценка. Восприятие других. Стереотипы, эмоциональные состояния. Совершенствование социального восприятия.

        Тема 4. Эффективные беседы.

        Лекция. Характеристики беседы. Типы, структуры и правила беседы. Навыки эффективного разговора один на один. Умение слушать: сосредоточение, понимание, запоминание, критический анализ, использование эмпатии для утешения.

        Тема 5. Самораскрытие и обратная связь.

        Лекция. Самораскрытие: руководящие принципы. Раскрытие чувств: сдерживание, проявление, описание. Персонализация чувств и мнений, ассертивность. Различия между пассивной, агрессивной и ассертивной реакциями.

        Тема 6. Теория взаимоотношений.

        Лекция. Типы отношений. Общение на разных стадиях взаимоотношений. Роль электронной коммуникации в построении взаимооношений. Теория межличностных потребностей, теория обмена. Конфликт, как справиться с конфликтной ситуацией: уход от конфликта, приспособление, принуждение, компромисс, сотрудничество.

        Тема 7. Интервьюирование.

        Лекция. Собеседование, навыки межличностного общения при проведении собеседования. Самоанализ.

        Раздел 3. Групповая коммуникация.

        Тема 1. Психология общения в группе.

        Лекция. Характеристики эффективной рабочей группы: оптимальный состав, сплоченность, нормы. Решение проблем в группах: определение критериев правильного решения, поиск возможных решений, оценка и принятие решения. Силы, препятствующие эффективному принятию решения.

        Тема 2. Роли и лидерство в группах.

        Лекция. Групповые роли. Оптимальное распределение ролей. Поддерживающие, процедурные, эгоцентрические роли. Лидерство. Функции лидерства, типы лидеров. Ведение собраний. Самоанализ. Групповая коммуникация.

        Раздел 4. Публичное выступление.

        Тема 1. Публичное выступление.

        Лекция. Выбор темы, оценка аудитории: возраст, образование, пол, род занятий, культурные особенности, место жительства, социальная принадлежность. Обстановка . определение цели речи.

        Тема 2. Проведение исследования.

        Лекция. Где искать: традиционные и электронные источники информации. Какую информацию искать. Запись информации и цитирование традиционных и электронных источников. Планирование основной части речи. Отбор и подача иллюстративного материала. Планирование переходов в докладе. Разработка вступления. Планирование заключения. Составление плана.

        Тема 3. Вербальная и невербальная адаптация.

        Лекция. Достижение взаимопонимания. Привлечение и поддержание интереса аудитории. Адаптация к уровню понимания аудитории. Формирование позитивного отношения к вам как к оратору. Адаптация к установкам аудитории. Адаптация к аудитории визуальными средствами. План адаптации речи.

        Тема 4. Практикуемся в произнесении речей.

        Лекция. Компоненты репетиции речи. Овладение разговорным стилем. Репетиция. Преодоление нервозности. Критерии оценки речи. Речь и анализ. Принципы информирования: доверие, интеллектуальная стимуляция, креативность, актуальность, расстановка акцентов. Методы информирования.

        Тема 5. Зачет. Убедительное выступление.

        Лекция. Принципы убеждающей речи. Презентация. Самоанализ. Выступление на публике.












        Литература

        Список литературы для преподавателя:

        1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

        2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

        3. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. Часть2. М., 2003.

        4. Микляева А.В. Я - подросток. СПб, 2006.

        5. Альманах психологических тестов. М., 1995.

        6. Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб, 1993.

        7. Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991.

        8. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб, 2004.

        9. Грановская Р.М. Введение в общую психологию. Л., 1994.

        10. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб, 2008.

        11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: Коррекционные приемы и упражнения. М., 1999.

        12. Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы. СПб, 2005.


        Литература для учащихся:

        1. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., 2000.

        2. Рогов Е.И. Психология человека. М.,1995.

        3. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995.


        Программа элективного курса Социальная психология

        © 2010-2022