Программа Употребление психоактивных веществ

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Удмуртской Республики

«Глазовский аграрно - промышленный техникум»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР Директор АОУ «Глазовский аграрно-

____________И.А. Третьякова аграрно-промышленный техникум»

«__________»_________2012г. ____________________С.Г. Одинцов

«_________»_______________2012г.






ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ

« ПОДАРИ СЕБЕ ЖИЗНЬ…»









Составитель:

соц.педагог Баженова Т.А.


г.Глазов, 2012 год.

Пояснительная записка.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально - психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества обучающихся, подвергающихся вредным привычкам: табакокурению, алкоголизму, наркомании.

Данная программа направлена на то, чтобы уберечь уобучающихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 15 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что подросток, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе

следующие цели:

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;

  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;

  • воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

  • выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни.

Задачи, решаемые данной программой:

1. Ощуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

2. Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки обучающихся в образовательном учреждении.

3. Формировать у обучающихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

4. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы ОУ.

5. Формировать морально-волевые качества обучающихся.

6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в среде обучающихся для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал ОУ.

7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

8. Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

11. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу ОУ.

12. Обеспечить законные интересы и защиту прав обучающихся.

Этапы реализации программы.

I этап. Подготовительный

2012-2013год:

- совершенствование нормативно - правовой базы;

  • определение стратегии и тактики деятельности;

  • укрепление межведомственного сотрудничества;

  • обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику употребления ПАВ;

  • разработки методик и проведение социологического исследования обучающихся, преподавателей, родителей, направленной на профилактику употребления ПАВ;

- поиск форм и методов вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность;

  • создание системы внеурочной деятельности.

II этап. Внедрение

2013 - 2014 год:

  • оказание социальной и психолого-педагогической поддержки обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

  • использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных
    приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у
    подростка активного жизненного стиля поведения;

- вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.

III этап. Отслеживание и анализ результатов

2014 - 2015 год:

  • обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами

  • определение перспектив развития ОУ в этом направлении.

Принципы реализации программы

- программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;

- включения в решение задач программы всех обучающихся техникума, их родителей, всех педагогов.

Механизм реализации программы

Деятельность по реализации программы предполагает:

- раннее выявление курения, употребления алкогольных напитков,

токсических средств и причин, побудивших к этому;

- создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в техникуме;

- проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди обучающихся, в т.ч. развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

- усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

- пополнение фонда библиотеки, создание в ней зон и центров для получения современной информации по вопросам нравственного и духовного воспитания с использованием новых технологий;


Основные направления деятельности и формы работы

Диагностика всех участников проекта, процесса и условий их развития: выявление обучающихся, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной, наркотической зависимости.

Основные формы реализации программы

В основу реализации программы «Профилактика употребления ПАВ» заложены разнообразные формы и методы, такие как:

  • классные часы

  • беседы

  • круглый стол

  • акции

  • конкурсы

  • тренинги

Организация взаимодействия

между техникумом и подразделением по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями, общественными организациями, городским центрами медицинской профилактики, библиотеками, сетью учреждений дополнительного образования.






Сроки реализации программы « Подари себе жизнь…»:

2012- 2015 гг.







Мероприятия по осуществлению программы

«Подари себе жизнь …»



Мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

Методическая работа

1. Выступления на педагогических совещаниях по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.

2. Выступление на совещаниях при директоре.

3. Контроль работы руководителей группы по профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

4. Создание «банка» методического материала по данной теме

5. Рассмотрение вопросов по профилактике вредных привычек на совещаниях руководителей группы.

6. Проведение открытых мероприятий по данной теме.

Диагностика

1. Анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам.

2. Определения уровня воспитанности учащихся

3. Социометрия

Курс классных часов

(примерная тематика)

1. Общечеловеческие ценности

2. Личная гигиена - основа профилактики инфекционных заболеваний

3. Определение здорового образа жизни.

4. Определение химической зависимости.

5. Традиции и табакокурение.

6. «Вредные привычки» (общешкольное мероприятие).

7. Курение. Влияние на организм.

8. Правда об алкаголизме.

9. «Сказка о вредных привычках» (общешкольное мероприятие)

10. Что такое ВИЧ?

11. Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор защиты от вовлечения в наркотизацию.

12.Алкоголь и алкогольная зависимость.

13.Пресс-конференция «Курение - «За» и «Против»

14. «По ком звонят колокола?»

15. Есть повод подумать

16. ПАВ и последствия их употребления

Внеклассные мероприятия

1. Организация и проведение «Всемирного дня здоровья»

2. Организация и проведение «Международного дня борьбы с наркотиками», Подготовка памяток, листовок, обращений по профилактике вредных привычек.

3. Мероприятие по профилактике ПАВ «Скажи «НЕТ».

4. Проведения цикла бесед «Наше здоровье в наших руках»

5. Проведение первенства по лёгкой атлетике ««Спорт против курения»

6. Проведение конкурса стенных газет «Наркомания-знак беды»

7. Организация пропаганды правовых знаний среди учащихся «Подросток и закон»

Семейное здоровье

1. Рассмотрение вопросов профилактики вредных привычек на заседаниях родительских собраний

2. Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей

3. Создания лектория для родителей «Сохранения физического и психического здоровья учащихся».

4. Организация пропаганды правовых знаний среди родителей на тему «Подросток и закон»

В течение учебного года


В течение учебного года

В течение учебного года

Постоянно

В течение года


В течение года



Сентябрь-ноябрь





Сентябрь-ноябрь



Сентябрь-ноябрь




по планам руководителей группы

(в течение года)























Сентябрь





Октябрь




Сентябрь

Ноябрь

Апрель


Март



По плану




По плану

Педагоги доп. образования, социальные педагоги

Социальные педагоги

Зам. директора по ВР, руководители группы

Библиотекари

Зам.директора по ВР

Зам. директора по ВР, социальный педагог, руководители группы

Социальный педагог, руководители группы

Руководители группы

Социальный педагог

Руководители группы







Преподаватели физической культуры, руководители группы.

Соц.педагоги


Соц. педагоги

Руководители группы

Руководители спортивных кружков.

Руководители группы

Преподаватель обществознания, руководители группы


Администрация,

Социальные педагоги, руководители группы.

Кл. руководители.

Администрация

Социальные педагоги








Тематика родительского лектория по проблеме

«Сохранения физического и психического здоровья учащихся»

Заседание №1 (сентябрь)


1. Режим труда и отдыха учащихся.

2. Организация горячего питания.

Заседание №2 (ноябрь - декабрь)


1. Профилактика вирусных заболеваний.

2. Питание учащихся, как один из аспектов здорового образа жизни.

3. Профилактика стрессового состояния у подростков.

Заседание №3 (январь - апрель)


1. Взаимодействие семьи и школы по профилактике вредных привычек.

2. Профилактика инфекционно - кишечных заболеваний в семье.

3. Половое воспитание учащихся.

4. Психическая подготовка учащихся к экзаменам.

Предполагаемый результат:

1 год

Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ.

Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками.

Организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.

Формирование развитой Я -концепции у обучающихся.

Знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах заботы о себе.

Специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.

Коррекция отдельных психологических особенностей обучающихся, являющихся факторами риска употребления ПАВ.

1.психологическая поддержка обучающихся, 2.формирование адекватной самооценки, 3.формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать "нет", отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для обучающихся.

Помощь в социальной адаптации обучающихся, овладение навыками общения и т.д.

Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ.

Психологическое наблюдение.

2 год

Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ.

Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками.

Организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.

Сформировать понятие о причинах зависимого поведения.

Учить подростков справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами; способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов.

Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков. Педагогическое наблюдение.

Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.







Обучающиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.

Обучающиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.

Обучающиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

Специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.

3 год

Активная профилактическая деятельность в ОУ.

Формирование позитивного самосовершенствования к достижению достаточно высокого уровня культуры.

Тренинг активной психологической защиты для обучающихся.

Сравнительное обобщение полученного опыта.

Мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер.

Диагностика, тестирование, анкетирование, презентации. Построение диаграмм.

Создание различных циклов бесед, адаптированных к различным видам ПАВ.

Разработка новейших методов и приемов профилактики.

Работа творческих групп.


Механизм оценки результатов:

На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений, проведение анализа, корректировка программы с учётом анализа.

Дальнейшее развитие программы:

  1. Создание методического материала по первичной профилактике употребления ПАВ.

  2. Создание в учебном заведении банка презентаций о профилактике вредных привычек.


Используемая литература:

1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4.

2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.

3. Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.

4. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.

5. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.

6. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.

7. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.

8. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.

9. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №3.

10. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.

12

© 2010-2022