- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Тренинг для учеников 10 классов Кризис вырывания корней
Тренинг для учеников 10 классов Кризис вырывания корней
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова О.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тренинг для учеников 10-х классов.
«Управление кризисом «Вырывания корней».
Цель: 1) развитие коммуникативных способностей;
2) определение основных этапов развития кризиса;
3) определение путей выхода из кризиса «Вырывания корней».
Межпредметные связи: данный тренинг рекомендуется проводить после изучения на уроках литературы произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Оборудование:
-
презентация «Кризис «Вырывания корней» (Приложение №1);
-
3 ватмана, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы, старые журналы, газеты.
Ход тренинга (продолжительность 1 час 30 минут):
-
Презентация «Что такое кризис «Вырывания корней»
(Показ и обсуждение 15 мин.)
Ведущий:
- Человек - это существо постоянно разочаровывающееся. Начиная с раннего детства, человек (ребенок) находится в постоянном поиске все лучших и лучших образцов для восхищения и для подражания. Это неизбежно предполагает и постоянный отказ от исчерпавших свою привлекательность образцов. К таким образцам могут быть отнесены и конкретные образы профессий, и образы жизни тех или иных представителей социально-профессиональных групп, на что часто и ориентируется самоопределяющийся подросток. Образ самого мира меняется как для самоопределяющегося человека, так и для уже работающих профессионалов (см.: Климов Е.А., 1995). Человек как бы ищет для себя образ наиболее комфортного мира, в котором мог бы реализовать свои лучшие помыслы и возможности. Но нередко он вынужден создавать воображаемые образы таких миров, что еще больше делает реальными «кризисы разочарования». Да и кто точно знает, какой образ мира является окончательно правильным?
Такое меняющееся отношение к миру и к самому себе неизбежно порождает конфликт самоопределяющегося человека с окружающим миром, с окружающими людьми и с самим собой. Такое положение далеко не всегда несет негативный смысл. Например, известно, что многие выдающиеся люди находились в конфликте и с обществом, и с самим собой. Несовпадение образа идеального мира (и идеального себя) с реальностью и порождает активность (особую энергию) по преобразованию окружающего мира и самого себя в этом мире.
Нередко самоопределяющаяся личность не находит для себя подлинных смыслов в настоящем времени, и тогда она вынуждена искать эти смыслы в иных, часто воображаемых мирах, или же обнаруживает для себя смыслы в прошлой своей жизни или в предполагаемом будущем. Некоторые авторы именно на этой основе выстраивают типологию самоопределения личности (см. Гинзбург М.Р., 1995).
Кризисы разочарования имеют циклическую, спиралевидную природу. Сегодня мы с вами будем обсуждать проблемы очередного жизненного кризиса, который называется кризисом «Вырывания корней». Кризис «вырывания корней» (18 - 22 года). Позиция молодого человека часто выражается в девизе: «Я знаю, чего хочу!» Нередко юноша впадает в фантазии в процессе проверки этих убеждений. Одна часть молодого человека пытается стать индивидуальностью, а другая - обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие). «Если в этот момент кризис личности отсутствует, то он проявится позднее, на переходной степени, и тогда ударит больнее», - пишет Г. Шихи.
Вначале мы посмотрим презентацию, в которой обозначены основные этапы развития этого кризиса, а затем мы постараемся выстроить линию поведения участника этого кризиса.
-
Упражнение «Передай теплое чувство» (15 мин.)
Участники тренинга рассаживаются по кругу. Каждый по очереди передает соседу руками какое-то теплое чувство. Задача - отгадать, что это за чувство и назвать его.
-
Упражнение «Коллаж» (30 мин.)
С помощью жеребьевки группа делится на 3 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.
Ведущий:
- На уроках литературы вы изучили и проанализировали произведение
И.С. Тургенева «Отцы и дети». Основная проблема, поднятая в данном произведении, - несходство поколений. Главный герой данного произведения Евгений Базаров, достаточно одиозная (неприятная, вызывающая отрицательное отношение к себе, нежелательная) личность. Однако можно быть Базаровым, не признавать авторитетов, пренебрежительно относится к мнению старших, идти своим путем, но вместе с тем необходимо оставаться человеком, социально адоптированным, и понимать, что твой негативизм, нигилизм помешает тебе же в достижении цели.
Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся вашего настоящего и будущего. Ваша задача - составить коллаж из качеств и чувств, которые помогают или помогут вам, но которые мешают или помешают в решении данной темы. Перед вами цветная бумага, ватман, журналы, фломастеры. Творите.
Темы:
-
Моя нынешняя и будущая учеба;
-
Моя сегодняшняя и завтрашняя семья;
-
Моя будущая работа.
Обсуждение коллажей происходит в виде презентации коллажа всей группой. Каждый участник подгруппы рассказывает о каких-то двух качествах, которые ему могут помочь или помешать в достижении поставленной цели.
Вопросы для обсуждения:
-
Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
-
Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
-
Оцените активность каждого участника группы.
-
Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
-
Понравился ли вам данный вид работы?
-
Что понравилось в работе группы?
-
Какие возникли сложности, как их преодолевали?
-
Упражнение «Комплимент» (15 мин.)
Участники образуют два круга внутренний и внешний, становятся лицом друг к другу, говоря друг другу комплименты. По команде ведущего внутренний и внешний круг движутся, но в разные стороны.
-
Обсуждение результатов тренинга (15 мин.)
Ведущий:
- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему? Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале. Что не понравилось? Почему?
- Предлагаю всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу вербально и невербально (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).
Спасибо всем за работу! До следующей встречи!
4