Статья ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №607 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

_____________________________________________________







«ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ».







ВЫПОЛНИЛА

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

ШКОЛЫ №607

ТИХОНОВА Н.Ю.

















Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2008 ГОД.

Содержание.

I. ВВЕДЕНИЕ. Стр. 1-3.

II. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ. Стр. 3-5.

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП. Стр. 5-6.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр. 6.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Стр.7.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

I.ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ВРАЖДЕБНОСТИ И

АГРЕСИИ. Стр.11-12

II. ДИАГНОСТИКА АНКЕТЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ

ПРОЦЕССА САМОПОЗНАНИЯ, РАЗМЫШЛЕИЯ

НАД НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫМИ НОРМАМИ И

ВЫБОРА ПРАВИЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

РЕКОМЕНДУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ. Стр.13

III. СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЕГО

РАЗЛИЧНЫМИ СТОРОНАМИ. Стр.14-15

IV. ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ

ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ. Стр.16-17














ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.


I. ВВЕДЕНИЕ.

Глубокое и всесторонне знание психологии учащихся - одно из важнейших условий эффективности их обучения и воспитания.

Большинство преподавателей школы неплохо знают психологию своих учащихся, в период так называемого переходного, подросткового возраста. К сожалению, это нельзя сказать о знании и понимании ими психологического своеобразия педагогически запущенных подростков. Хотя это своеобразие совершенно определенно установлено психологической наукой, сделано пока не все в этой области. Тем не менее, факты, которыми располагает современная психология и сформулированные на их основании выводы, достаточно серьезны, и они должны быть известны практическим работникам.

Психологические особенности педагогически запущенных подростков обусловлены, главным образом, особенностями их жизни и воспитания.
Субъективной, психологической основой неправильного или, как теперь иногда говорят, отклоняющегося поведения, являются, прежде всего, недостатки нравственно - волевого развития личности. Нравственно воспитанный человек должен знать требования морали, уметь их выполнять, и обладать такими чертами характера, которые обеспечат целеустремленное решение задач нравственного поведения и преодоление нередких в жизни трудных ситуаций.

Воспитание нравственности у ребёнка начинается с пелёнок и продолжается на протяжении всей жизни. На разных этапах развития, человек сталкивается с определёнными трудностями, и принятия правильного разрешения той или иной ситуации, зависит не только от него самого, но и от его окружения. В раннем возрасте ребёнка окружают родители, бабушки, дедушки, которые в силу своих моральных и личностных качеств, пытаются привить ему понятия «мораль», «нравственность».

В педагогической науке, психологии нет специально обозначенного понятия "нравственное развитие ребёнка".

Понятие "нравственное развитие личности " звучит в контексте теории развития личности. Понятие "нравственность" и "мораль" часто отождествляются. Но мораль - это категория общественно- историческая. Нравственность- категория внутренняя, отражающая нравственные потребности, которые зарождаются и претерпевают сложное развитие внутри личности. Понятие "нравственное развитие" как психопедагогический процесс не только правомерно, но и необходимо, так как оно имеет внутренний характер, а развивать можно то, что уже заложено в человеке. Нравственное развитие - это не формирование отдельных качеств личности, а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально- волевой сфере личности.

Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуально и поэтому глубоко индивидуален. Процесс нравственного развития подростков носит личностно обусловленный характер. Необходим учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование личностных свойств и качеств. Не составляют исключения из этого правила честь и достоинство личности, основой которых является высокий уровень самосознания учащихся, их способность к рефлексии нравственной самооценке и самоуважению.

К 10 годам направленность морального сознания ребёнка вовне меняется на направленность вовнутрь, развивается внутренний контроль. Ориентация на роль «пай мальчика», стремление сделать то, что ожидается взрослыми, перерастает в ориентацию на независимые от взрослых собственные моральные принципы, отвращение к опеке, борьбу за расширение индивидуальной свободы. Часто поведение ребёнка «раздваивается». Он старается в обществе показать себя таким, каким его хотят видеть, но на деле весь внутренний мир направлен, всё-таки, на отрицание общепринятых моральных и нравственных норм. В таком случае, подросток подвластен влиянию криминогенного мира.

Результаты проведенных конкретно-социологических исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся существенной составной частью его самосознания и способности к самооценке. А это значит, что неправильное отношение человека к действительности, к другим людям возникает вследствие каких - то недостатков или прямых социально - психологических дефектов общения. Поэтому, приступая к работе с подростком, надо, прежде всего, разобраться в системе его субъективных (его отношение к окружающему) и объективных (особенности его взаимосвязей с людьми) отношений.

Особенности сферы личного общения педагогически запущенных подростков часто определяются и их отношением к людям, одной из ярких черт которого являются недоверие и недоброжелательное отношение к взрослым, в том числе и к учителям. Направленное на себя мышление наиболее отчетливо проявляется в подростковом и старшем школьном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним из центральных личностных новообразований. В этот период ребёнок идёт на конфликт со своим окружением, становится замкнутым или, наоборот, развязным, пытаясь через негативные поступки выразить своё «я», тем самым, противоречит принятым нормам общественного поведения. Снижается успеваемость и мотивация получения знаний. Педагогам необходимо понять внутреннее «его» ребёнка и постараться направить его (нравственное развитие личности)

II.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

Из двух типов подачи социального знания: наблюдение (невербальное знание) и вербальное сообщение (словесное знание) для школьников более действенным является первое. Но одно восприятие образцов гуманных отношений людей недостаточно. Детей надо ставить в ситуации практического действия, иначе возникает опасность формирования человека, который, по словам А.С. Макаренко, способен лишь «глазеть на чужой подвиг, но не способен совершить его сам». Одной из причин конфликтного поведения подростков, является недостаточное представление о толерантности (приложение).

I.Существует немало технологий в этой области, но наиболее приемлемые для современных школьников и педагогов предлагает в своих лекциях Е.Н. Барышников. К каждому ребёнку, как к отдельной личности, надо подобрать и определить свой метод и свою форму его воспитания.

Метод воспитания - это способ достижения воспитательной задачи, представляющих собой последовательность определённых педагогических приёмов. В основе любого метода лежит определённый стиль общения с ребёнком:

  • Воздействие - хочу принципиально изменить. Здесь, главное, поставить себя, как педагога, который точно знает, какую педагогическую роль перед ребёнком, он должен играть.

  • Взаимодействие - не имеем права менять ребёнка, надо действовать с ним. Попробовать на себя примерить проблему ребёнка, понять его внутренний мир.

  • Содействие - создание условий для саморазвития ребёнка, стимулирование усилий изменить свои нравственные ценности.

II.Работа с трудновоспитуемыми подростками, прежде всего, предполагает оздоровление окружающей обстановки, нормализацию отношений в зоне ближайшего окружения.

Работа с семьёй ребёнка - одна из важных и необходимых ступеней в становлении его на путь нравственности. Но это наиболее сложный участок работы. В неблагополучных семьях подросток лишён внимания, заботы, духовного общения с родителями. Там, где родители занимают неправильную позицию из-за недостаточной педагогической подготовленности, нужно:

  • разъяснять ошибочность их взглядов,

  • проводить консультации по вопросам семейного воспитания,

  • ставить отчёты родителей за воспитание своих детей на родительских собраниях и в инспекции по делам несовершеннолетних.

В тех семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, и изменить атмосферу в семье невозможно, необходимо в интересах ребёнка пойти на крайнюю меру - лишить родительских прав.

Для бесед с родителями можно рекомендовать следующие темы:

  • Об ответственности родителей за воспитание детей.

  • О родительском авторитете.

  • Об особенностях подросткового возраста.

  • Беречь нервную систему ребёнка!

  • О режиме дня школьника.

  • Вредные привычки и их искоренение.

  • Алкоголь и дети.

  • О воспитании характера школьника в семье.

  • Трудовое воспитание школьника в семье.

III. К внешним отрицательным факторам относится и влияние улицы. Однако необходимо заметить, что этот фактор наиболее отрицательно влияет при наличии неблагоприятных отношений и позиций ребёнка в семье и школе. Оказавшись изолированным в классном коллективе, подросток находит друзей в так называемой уличной компании. Это одна из причин последующих проступков и правонарушений трудных учащихся. Нейтрализовать отрицательное воздействие группы, членом которой считает себя подросток, возможно лишь в том случае, если нормы и правила данной группы перестали быть привлекательными и его социальные потребности удовлетворяются в положительной среде, т. Е. кружках, секциях, клубах, классном коллективе. Переключение его на положительное общение в учебном коллективе помогают:

  • правильно подобранные поручения, которые интересны для подростка, позволяют утвердить себя, и полезны для коллектива.

  • привлечение к общественно - полезной деятельности через спорт. Вовлекать подростков в спортивную секцию и кружки надо не только, чтобы занять их свободное время, но и для воспитания ума, чувств, переживаний. Занятия сортом надо использовать для корректировки устойчивых интересов и стереотипов поведения, и в первую очередь, чувства ответственности перед коллективом.

  • туристическая деятельность. Это не только оздоровление, но и познание окружающей действительности, и формирование ценных качеств личности. Туризм является эффективным средством диагностики отклонений подростков в нравственном развитии, средством изучения детей, т.к. в условиях туристской деятельности возникают различные ситуации, которые раскрывают морально- волевые качества.

  • просмотр и обсуждение всем коллективом морально - нравственные художественные кинофильмы.

IV.Так же не мало важна технология «Игротерапия». Метод игровой терапии является наиболее доступным и интересным, а так же продуктивным и практичным методом в профилактике правонарушений подростков и снижение агрессивности у них. Коррекционная программа агрессивного поведения подростков с применением игровой терапии может состоять из:

  • предоставления практически приемлемых методов для выражения подавленных негативных тенденций. Здесь можно использовать такие игровые техники, как «Разрывание бумаги», «Рассерженные шарики», «Ноги топают» и т.д.

  • Оказание помощи в реальном восприятии агрессии и гнева. На данной стадии можно применять технику «Щит гнева», индивидуальный и групповой.

  • Оказание помощи в установлении прямого вербального контакта с чувством гнева и агрессии. Здесь используются такие техники, как: «Скажи всё, что ты хочешь», «Злой человек. Кто он?».

  • Обсуждение с детьми проблемы агрессивного поведения. На этой стадии работы можно использовать упражнение: «Расскажи о том, что ты знаешь о гневе».

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.

Для выявления подростков с дивиантным поведением мы проводили психологопедагогические тесты и мониторинги.

Тесты проведённые в начале учебного года, помогли определить у детей повышенную степень агрессивности и личностной тревожности что, собственно, и сопутствует развитию дивиантного поведения.(Прил.)

Была выделена группа детей и составлен план работы с ними. Проводились беседы, как индивидуальные, так и групповые. Выбор тематики бесед обусловлен основными причинами трудновоспитуемости школьников: недостатками семейного воспитания и психологическими особенностями возраста. Характер ребенка только складывается и имеет некоторые особенности: склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов. Происходит функциональное совершенствование мозга, постепенно изменяются процессы возбуждения, и торможения. Темы касались их поведения в различных жизненных ситуаций. В начале работы подростки вели себя настороженно и неохотно шли на контакт, но в дальнейшем ребята стали более открытыми и сами говорили, что их тревожит и волнует. Уже после проведения бесед, можно сделать вывод, что таким детям не хватает внимания со стороны взрослых и сверстников. Были опробированы различные формы их воспитания, но наиболее целесообразной оказалось «содействие», т.е. помощь в решение проблем. Эти ребята очень ранимые и мнительные, стоило дать малейший повод к недоверию, и тут же контакт разрушался.

Достаточно эффективной оказалась и «Игротерапия». Она применялась в работе по подавлению агрессии. Ребятам предлагались различные способы «выплёскивания» агрессивных эмоций, такие как «крик в подушку», «разговор с зеркалом» и т.п. Были предложены ситуации, где надо было встать на место другой группы с более высоким уровнем нравственности, и определить, что для нашей группы приемлемо, для их нынешнего поведения, а в чём есть расхождения. Эта разработка так же дала положительные результаты в определении дальнейшей работы с подростками. Ребята стали более самокритичными и терпимее относиться к окружающим, т. е. то, что их раньше раздражало, стало для них естественным образом жизни.

Так же именно этой группе подростков давали ответственные поручения с учётом их интересов. Они участвовали в проведении праздников для младших школьников, участвовали в мероприятиях посвящённых формированию толерантного поведения учащихся, ребята были ответственными в проведении субботников. Все стали активно заниматься спортом.

Конечно, нельзя сказать, что у всех подростков, входящих в группу, склонность к девиантному поведению исчезла. Но их нравственные моральные качества стали проявляться чаще.

Параллельно ведётся работа с семьями. Родителям даются рекомендации в воспитании ребёнка.



IV.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель неукоснительно должен следовать основной заповеди педагогики: «Не навреди!», не перевоспитывать, а помочь раскрыть и привить ребёнку нравственные и моральные личностные качества. Важно сегодня показать тем, кто ещё только вступает на путь взросления, как можно прожить счастливую жизнь. Как научиться отличать правильные и неправильные поступки и видеть их последствия, верить в свою уникальность, отличать факторы, помогающие человеку добиваться действительно прочных отношений с близкими и друзьями, формировать собственные жизненные ценности, оценивать уровень своей ответственности во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной, социальной, духовной.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

-«Методические рекомендации по работе с трудными подростками». Г.Г.Фёдорова, Э.Ф. Семёнова.

-«Коррекция агрессивного поведения девиантных школьников». М.Ю. Михайлова.

-«Воспитательная работа с подростками». М.А. Алемаскин.

-«Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних». Под ред. С.А. Беличевой.

-«Диагностика состояния агрессии и враждебности». Опросник Баса-Дарки.

-Система диагностики старших школьников. Под редакцией психолого-педагогического факультета Университета МВД РФ





Диагностика состояния агрессии и враждебности

(опросник Басса-Дарки)

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий".


ОПРОСНИК

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

  1. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

  1. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

  1. Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

  1. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

  1. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

  1. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

  1. Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

  1. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

  1. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

  1. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

  1. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

  1. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

  1. Я часто бываю не согласен с людьми

да

нет

  1. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

  1. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

  1. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

  1. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

  1. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

  1. Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

  1. Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

  1. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

  1. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

  1. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

  1. Я не способен на грубые шутки

да

нет

  1. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

  1. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

  1. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

  1. Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

  1. Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

  1. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

  1. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

да

нет

  1. Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

  1. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

  1. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

  1. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

  1. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

  1. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

да

нет

  1. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

  1. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

  1. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

  1. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

  1. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

  1. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

да

нет

  1. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

  1. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

  1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

  1. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

  1. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

  1. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

  1. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

  1. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

  1. Неудачи огорчают меня

да

нет

  1. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

  1. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

  1. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

  1. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

  1. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

  1. Я ругаюсь только со злости

да

нет

  1. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

  1. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

  1. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

  1. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

  1. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

  1. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

  1. Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

  1. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

  1. Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

  1. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

  1. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

  1. В последнее время я стал занудой

да

нет

  1. В споре я часто повышаю голос

да

нет

  1. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

  1. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет


АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ БАССА-ДАРКИ

Подростков стоящих на внутришкольном контроле.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

общее

1.Физическая

агрессия

7

5

7

7

4

8

8

8

7

61

10

2.Косвенная агрессия

8

6

7

8

5

9

7

6

8

64

9

3.Раздражение

8

8

7

10

7

10

9

9

8

76

11

4.Негативизм

5

5

5

5

5

4

5

4

4

42

5

5.Обида

7

5

5

8

6

8

8

8

5

60

8

6.Подозрительность

8

8

8

9

8

8

8

8

8

81

12

7.Вербальная агрессия

10

9

8

7

8

10

10

11

10

83

13

8.Чувство вины

6

5

5

9

7

7

7

8

7

61

9

Индекс агрессивности

25

21

22

24

19

28

27

28

25

220

21- +4

Индекс враждебности

15

13

13

16

14

16

16

16

13

141

6-7


АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ БАССА-ДАРКИ

Подростков стоящих на внутришкольном контроле.

1

2

3

4

5

6

7

8

общее

1.Физическая

агрессия

4

2

3

8

5

7

7

7

43

10

2.Косвенная агрессия

6

6

3

3

5

5

5

4

37

9

3.Раздражение

10

7

5

7

5

3 ?

9

10

56

11

4.Негативизм

4

5

4

4

4

2

3

5

31

5

5.Обида

8

4

5

6

3

5

7

8

46

8

6.Подозрительность

9

6

4

9

4

6

8

6

52

12

7.Вербальная агрессия

9

6

5

13

5

5

9

11

63

13

8.Чувство вины

9

3

4

3

4

8

6

6

43

9

Индекс агрессивности

23

15

13

28

15

15

24

28

161

Индекс враждебности

17

10

9

15

7

11

15

14

98












ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА САМОПОЗНАНИЯ, РАЗМЫШЛЕИЯ НАД НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫМИ НОРМАМИ И ВЫБОРА ПРАВИЛЬНОГО РЕШЕНИЯ РЕКОМЕНДУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ.


  1. Ученик получил на уроке 2. Считая, что учитель не прав и 2 незаслуженная, нагрубил учителю. Прав ли ученик?

  2. В классе произошла кража. В кабинете истории исчезли методические материалы. Сергей М. знал, кто совершил кражу, но в солидарности с другом промолчал. Прав ли он?

  3. В среде подростков разрешение спорных вопросов часто завершается дракой. Как, по-твоему, надо доказывать правоту?

  4. Старший, по возрасту, ученик забирал деньги у младшего. Как бы ты поступил, если бы видел это? - Прошёл мимо. - Заступился за младшего. - Сказал бы учителю.

  5. Двое граждан совершили противоправные действия. Один находился в нетрезвом состоянии. Для кого закон предусматривает более строгое наказание?

  6. Иванов с целью хищения залез в подвал на даче. Белов, по его просьбе следил за тем, что бы никто не помешал краже. Оба были задержаны милицией. Подлежит ли уголовной ответственности Белов?

  7. Белкин систематически по ночам включает магнитофон на полную громкость. Несмотря на неоднократные предупреждения, он продолжает нарушать общественный порядок. Как, по-вашему мнению, нужно поступить с Белкиным?

ДИАГНОСТИКА АНКЕТЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА САМОПОЗНАНИЯ, РАЗМЫШЛЕИЯ НАД НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫМИ НОРМАМИ И ВЫБОРА ПРАВИЛЬНОГО РЕШЕНИЯ РЕКОМЕНДУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ.

ВОПРОСА

БОЛЬШИНСТВО ОТВЕТОВ

ДРУГИЕ ОТВЕТЫ

НЕ ПРАВ

МОЖНО БЫЛО СПОКОЙНО РАЗОБРАТЬСЯ

НЕ ПРАВ


ЕСЛИ ПО-ХОРОШЕМУ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, ТО ДРАКОЙ

НАЙТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СВОЕЙ ПРАВОТЫ

ЗАСТУПИЛСЯ БЫ ЗА МЛАДШЕГО


ДЛЯ ОБОИХ ОДИНАКОВОЕ НАКАЗАНИЕ


ДА, ПОДЛЕЖИТ


ВЫЗВАТЬ УЧАСТКОВОГО

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ В МИЛИЦИЮ


СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЕГО

РАЗЛИЧНЫМИ СТОРОНАМИ.

УЧАЩИЕСЯ СОСТОЯЩИЕ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ.

  1. Мне нравится учиться в школе.

  2. На уроках я узнаю много нового и интересного.

  3. Уроки кажутся мне увлекательными, интересными.

  4. Учителя доходчиво объясняют сложный материал.

  5. Уроки в школе интересны и разнообразны.

  6. Учителя справедливо оценивают результаты моего труда.

  7. Мне дано право самостоятельно выбирать спецкурсы и факультативы.

  8. Мне задают столько, сколько могу выполнить.

  9. В школе мне дают не только знания, но и учат умению взаимодействовать с другими людьми, общаться.

10. Я имею возможность проявить в школе свои возможности и способности.

II

  1. В моей школе уютно, чисто и красиво.

  2. У меня удобное расписание уроков.

  3. Мне нравится, как в школе организовано питание.

  1. В школе проводится много интересных мероприятий.

  1. В школе мне не бывает скучно.

III

  1. Учителя справедливо относятся ко мне.

  2. В трудную минуту я всегда могу обратиться за помощью к педагогам.

  3. Наш класс дружный.

  4. Мои одноклассники при необходимости мне помогают.

  5. Многие учителя в моей школе мне нравятся.

  6. В школе я чувствую себя хорошо, комфортно.

IV

  1. Учителя в школе интересуются мнением учеников.

  2. В школе я могу свободно высказывать свое мнение.

  3. В случае трудностей я могу обратиться за помощью к завучу, директору.

  1. В школе обо мне заботятся.

  1. Я замечаю, что в школе происходят изменения в лучшую сторону.

  2. Если бы у меня возникла необходимость выбора школы, то я вновь выбрал бы свою школу.


Сводная итоговая таблица результатов

«Удовлетворенность участников образовательного

процесса его различными сторонами».


Дата проведения

Общий индекс удовлетворенности

Групповой

индекс удовлетво­ренности образова­тельным процессом в целом ГИУ, %

деятсль-ностной

стороной образовательного

процесса

ОИУ, %

организационной стороной образовательного процесса ОИУ, %

социально-психологической

стороной образовательного процесса ОИУ

административной стороной образовательного процесса ОИУ, %

НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА



87,5%



75%



50,8%



69,3%



28,60%

КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА



80%



66%



58,3%



76,1%



26,40%






ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Одна из главных задач современного педагога - оградить подростков, за которых мы отвечаем перед обществом, от влияния на них экстремистки настроенных молодёжных объединений.

Совместно с другими ОУ научно- методическими центрами разработан план мероприятий на 2008 год по воспитанию толерантности подростков.


МЕРОПРИЯТИЕ

УЧАСТНИКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1.

СИСТЕМА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

-«Ленинградская беда» - День Освобождения Ленинграда.

-«И память, и гордость, и слёзы» - посвящённый памяти жертв политических репрессий.

-«Дом, открытый для всех»- школа.

-Молодёжные формирования «Дети улиц». Беседы в рамках программы «Воспитание толерантности».

-«Люди мира на минуту встаньте!» - акция, посвящённая Дню освобождения узников.

-За что боролись наши деды?


1-9 классы


8-9 классы



1-4 классы

7-9 классы



7-9 классы



1-9 классы


Классные руководители

2.

ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

-Игра «ВСЕ МЫ ДЕТИ ОДНОЙ ПЛАНЕТЫ».

-«Малые народы края» - познавательная игра для младших школьников.

-«О подвиге, о доблести, о славе» - военно-исторический турнир.

-Международный день памяти Холокоста.

-День Святого Валентина в разных странах. Конкурс «А, ну-ка, девочки, а, ну-ка, мальчики».

-«Служу, Отечеству!». Кто служит в Российской армии.

-«Масленица».

-«Равные и разные». Праздник национальной дружбы.



7-9 классы


1-4 классы



7-9 классы



8-9 классы



9 класс


1-9 классы

1-9 классы





Классные руководители и педагоги дополнительного образования

3.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

-Беседы о воспитании толерантности ребёнка в семье.




4.

КОНКУРС ПЛАКАТОВ

-«Мы вместе!». Конкурс под девизом «против экстремизма и ксенофобии».

-«Жизнь со знаком +» - против наркотиков.

-«Мы дети одной Земли!»


7-9 классы

7-9 классы


1-4 классы



5.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

-Проведение военно-спортивной игры «Зарница».

-Игра для младших школьников «По родной стране».

-Педагогические советы, с обсуждением вопросов о нарушении прав ребёнка в рамках программы «Толерантность».

-Проведение уроков мира и толерантности, правового воспитания в ОУ.



6.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

-Совместная реализация с ОУ Пушкинского района программ по противодействию экстремистским проявлениям среди несовершеннолетних.




© 2010-2022