Статья Социальная работа с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.

Вечная Л.Н.

МОУ «СОШ № 1 с углубленным

изучением отдельных предметов

г. Шебекино Белгородской области»

Здоровье и благополучие детей - главная забота семьи, государства и общества. Первоосновой защиты детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции и методики.

Однако в последние годы наблюдается рост численности детей инвалидов с их специфическими проблемами и трудностями. Большую роль в становлении личности ребенка-инвалида, способной успешно интегрироваться в социум, играю его родители. Поэтому работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений социальной работы.

Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами, соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.

Очевидно, что инвалидность ребенка для его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция на факт инвалидности ребенка может быть адекватной. Она может принимать крайнюю форму - комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком.

Другая категория родителей - люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысоким интеллектуальными способностями. Им свойственно или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими и социальными работниками. Это две крайние (патологические) позиции, они нуждаются в коррекции.

Семьи с детьми-инвалидами - особая категория, относящаяся к «группам риска». Известно, что количество психических (невротически и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще.

Все эти и другие факторы приводят к тому, что родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка.

Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего, это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. В такой ситуации социальный педагог оказывает содействие семье в решении всех этих проблем. При этом его работа ведется в тесном сотрудничестве с социальными партнерами из здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и т.д.

Социальный педагог, занимающийся проблемами детей-инвалидов, находится в постоянном поиске новых эффективных форм, методов и средств социальной реабилитации, опирается на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реабилитации, стремится к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.

В нашей школе ведётся работа с 13 семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.

Диагностическая работа, проведенная в этих семьях показала:

  1. По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом:

до 29 лет - 4%; от 30до 40 лет - 75%; старше 45 лет - 21%.

  1. По уровню образования показатели следующие:

высшее образование - 25%; среднее специальное образование - 29%; среднее профессиональное - 17%; среднее образование - 29%.

  1. По количеству детей в семье:

7 однодетных семей (54%), 4 двухдетные семьи (31%), 2 многодетные семьи (15%).

  1. Состав семьи: 2 неполные семьи (15%), 11 полных семей (85%).

По мнению родителей, в первую очередь ребёнок ждёт от семьи радости общения, понимания и поддержки (46% ответов). Во-вторых, для ребёнка важен покой и защищённость в собственной семье. На третьем месте, по мнению родителей, хорошая организация быта (8% ответов). Для ребёнка очень важен эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надёжный контакт с ними. Радость человеческого общения остаётся для растущего ребёнка основной и непреходящей ценностью.

Наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи является фактором, обеспечивающим действенность, силу, стойкость семейного воспитания. Также важна осведомлённость ребёнка о проблемах, существующих в семье. По данным исследования 69% родителей считает необходимым сообщать ребёнку о трудностях, возникающих в жизни семьи.

Анализ тематики общения родителей с ребёнком показал, что большинство родителей говорят со своими детьми «по душам», советуются по личным вопросам - 77%. Примерно половина родителей выбирает в качестве темы для беседы обсуждение прочитанных ребёнком книг, просмотренных телевизионных передач и фильмов.

Полноценное физическое развитие - своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности. Данные анкетирования свидетельствуют, что этот аспект является очень важным для наших респондентов, 92% выбирают здоровье, как наиболее актуальную проблему семьи, лишь небольшое число родителей (8% ответов) считают, что больше всего в семье должно заботить настроение ребёнка и причины его изменения.

Несмотря на все трудности, родители стараются уделять своим детям как моно больше времени: имеют с детьми общие занятия и увлечения (54% ответов), предпочитают проводить отпуск с детьми (92% ответов), участвуют с детьми в прогулках (77% ответов).

На основе этих и других данных социальный педагог разрабатывает комплексные проекты, решающие задачи психологической, социально-педагогической, социально-медицинской реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

  1. Разработка рекомендаций для родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями.

  2. Проведение круглых столов: «Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье», «Роль семьи в развитии ребёнка».

  3. Общение с детьми-инвалидами, прикованными к постели.

  4. Организация и проведение:

- благотворительных акций «Сострадание, любовь, поддержка» (сбор денежных средств на дорогостоящее операционное лечение);

- операций «С 8 Марта!», «С дней рождения!» (посещение детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, вручение подарков);

- мероприятий по приглашению детей-инвалидов на праздники, конкурсы, спектакли, игровые и конкурсные программы.

  1. Поиск, поддержка и пропаганда талантов в среде ребят с ограниченными физическими возможностями:

- участие во всероссийском конкурсе рисунков «Моя семья»;

- участие в районных конкурсах «Я - автор!», «Зимняя фантазия», школьных выставках;

- участие в фестивалях детского творчества «Каждый человек талантлив!».

  1. Создание кружков по интересам, куда входят больные дети и их здоровые сверстники, степень социального благополучия которых различна: здесь и дети из полных и опекаемых, малообеспеченных и неблагополучных семей и другие.

  2. Помощь родителям в подготовке официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями.

Особенность и новизна подходов заключена в том, что система реабилитационных мероприятий направлена на всю семью. Учитывая, что социально-реабилитационная работа только с ребенком мало эффективна, а традиционные подходы в работе с родителями не меняют внутреннего мира семьи, разрабатываются новые методики семейно-групповой коррекционно-оздоровительной работы, интегрирующей различные приемы игровой, творческой, коллективной деятельности.

Особое внимание уделяться знакомству родителей с нормативными документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей. Проводятся индивидуальные беседы, на которых родителям предлагаются «Памятки о предоставлении мер социальной поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, установленные Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» (в редакции ФЗ от 22.08.04г. № 122 - ФЗ)».

Таким образом, для успешного достижения цели реабилитации: социальной адаптации ребенка-инвалида необходимо решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс.

Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

7

© 2010-2022