Социальный проект Колодец - душа деревни

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект «Колодец - душа деревни»

Автор: Елена Юрьевна Парамонова

Название проекта:

Социальный проект «Колодец - душа деревни»

Консультанты проекта:

Сорокина Елена Валентиновна - заместитель директора по воспитательной работе;

Ершова Наталья Николаевна - учитель географии

Название организации:

МБОУ Больше-Аратская средняя общеобразовательная школа с. Б-Арать

Актуальность проектаВ центре нашего села Большая Арать, недалеко от школы, находится «Дрыганов» колодец. Вода в нём очень мягкая и вкусная и поэтому многие жители села набирают воду именно здесь.

Раньше территория колодца тщательно убиралась жителями соседних домов. К сожалению, большинство этих людей ушли из жизни, дома их пустуют и некому позаботится о территории колодца. А ведь это необходимо не только по эстетическим соображениям, но и по экологическим. Но только говорить, о данной проблеме мало, колодец от этого не становится чище. Нам пришла такая идея - привлечь местные власти и население к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.

Метод исследования:

наблюдение, опрос, изучение

Материалы и ресурсы,

необходимые для проекта

Технологии - оборудование: Фотоаппарат, компьютер, принтер.

Материалы на печатной основе: Учебники, методические пособия.

Другие принадлежности: инвентарь для уборки мусора;

Другие ресурсы: участники проекта в лице учащихся, членов их семей, учителей, жителей села.

Организация вывоза собранного мусора - сельская администрация.

Миссия проекта:

формирование экологической культуры, навыков социального проектирования, умения работать в команде, вести диалог с представителями различных социальных групп.

Цель проекта:

Очистить колодец «Дрыганов», расположенный по адресу улица Ленина.

Задачи:

сформировать проектные группы;

обучить учащихся азам социального проектирования;

организовать работу проектных групп;

организовать информирование общественности;

организовать уборку прилежащей к колодцу территории;

предоставить отчёт о результатах проекта через школьный сайт, на общешкольном родительском собрании.

Объект исследования:

Объектом исследования является территория прилегающая к колодцу.

Гипотеза:

Если очистить территорию колодца от мусора, то произойдет экологическое улучшение, вода в колодце будет чище и безопаснее для здоровья людей.

Социальная значимость:

Личным примером показать, как улучшить чистоту территории вокругколодца, взаимодействуя с органами местного самоуправления и жителями села. Обратить внимание учащихся и их родителей на уважение чужого труда. Реализация проекта будет способствовать повышению культуры поведения в общественных местах, формированию у населения правильного экологического поведения.

Целевые группы:

учащиеся Больше - Аратской школы;

педагоги;

семьи учащихся;

жители села.

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2012 - октябрь 2012 г.

Место реализации:

с. Большая Арать

Сумма затрат на реализацию проекта:

4780 рублей

Актуальность и важность проблемы для села

Считалось, что с древнейших времен у человека есть четыре существенные задачи в отношении воды: найти ее, провести, собрать и сохранить. В старину люди дорожили водой и относились к ней бережно и почтительно, понимая, что вода - источник жизни. С колодцами связано очень много поверий и обычаев. Путники, напившись и наполнив фляги водой из колодца, оставляли рядом с ним любую свою вещь. Считалось - это поможет дойти до следующего колодца.

Велико значение воды не только в жизни человека, но в жизни всей Земли в целом. Каждому из нас нужно научиться беречь воду. Беречь все ее источники - ручьи, реки, родники. Беречь ее каждый день.

Проблема чистой пресной воды очень актуальна в наше время. Водоемы загрязняются сточными водами предприятий, бытовыми стоками, ядохимикатами, удобрениями, органикой. Не является абсолютно чистой и водопроводная вода.

А для нас, жителей сельской местности чистота питьевой воды - самое главное условие для здоровой жизни. Ведь у нас нет очистных сооружений и воду для бытовых нужд и потребления пищи мы берем из разных источников: природных естественных, таких как родник и река, и созданных самим человеком (колодцы).

В центре нашего села Большая Арать, недалеко от школы, находится «Дрыганов» колодец. Вода в нём очень мягкая и вкусная и поэтому многие жители села набирают воду именно здесь.

Раньше территория колодца тщательно убиралась жителями соседних домов. К сожалению, большинство этих людей ушли из жизни, дома их пустуют и некому позаботится о территории колодца. А ведь это необходимо не только по эстетическим соображениям, но и по экологическим.

Но только говорить, о данной проблеме мало, колодец от этого не становится чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.

Нам пришла такая идея - привлечь местные власти и население к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.

Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения территории колодца, ведь не только у нас возникла эта проблема. А что делается по очистке территории других колодцев в селе, как утилизируется мусор и куда вывозится - это более глобальная экологическая проблема.

Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.

Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.

Мы разделились на микро-группы и проделали следующую работу:

  1. Микро-группа «Социологи»(Водянов Руслан, Федина Ирина)

провели анкетирование среди учащихся школы, родителей, взрослого населения села.

Социологический опрос школьников:

Среди школьников проведен письменный соцопрос. Были предложены следующие вопросы:

  1. Беспокоит ли тебя проблема загрязнения территории возле колодцев в нашем селе?

  2. Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?

Результаты соцопроса:

Опрошено 60 учеников нашей школы.

1-й вопрос: Беспокоит ли тебя проблема загрязнения территории возле колодцев в нашем селе?

- да: 92%;

- нет: 8%.

2-й вопрос: Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?

- да: 96,4%;

- нет: 3,6%.

Социологический опрос взрослого населения:

Среди взрослого населения проведен соцопрос, в рамках которого они ответили на следующие вопросы:

  1. Беспокоит ли Вас проблема загрязнения территории возле колодцев в нашем селе?

  2. В чем именно состоит эта проблема?

  3. Что, по - Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы?

  4. Готовы ли Вы принять участие в субботнике?

  5. Что еще Вы могли бы и хотели бы сделать для решения проблемы?



Результаты соцопроса:

Социологическое исследование по проблеме очистки

территории колодцев в селе Большая Арать.

В начале сентября 2009 года нами был проведён социологический опрос жителей села Большая Арать. Анкета была посвящена проблеме очистке территории вокруг колодцев в нашем селе.

Цель проведенного социологического опроса - узнать отношение жителей села к данной проблеме: насколько их беспокоит эта проблема, готовы ли они сами чем-либо помочь в ее решении.

Всего было опрошено 130 человек. Возраст опрашиваемых от 14 до 70 лет, средний возраст = 36 лет.

Первой из задач опроса было выяснение, беспокоит ли население проблема мусора на территории вокруг колодца и в чем она состоит.

Вопрос 1. Беспокоит ли Вас проблема загрязнения территории возле колодцев в нашем селе?

В целом, по селу Большая Арать, 80 % жителей обеспокоены сложившейся ситуацией и считают, что на данный момент проблема стоит достаточно остро.

Вопрос 2. В чем именно состоит эта проблема?

По мнению большинства опрошенных (60%) проблема состоит в том, что в селе не достаточно налажен сбор мусора, низок культурный уровень жителей (33%). Это приводит к засорённости села и в том числе территорий вокруг колодцев.

Следующая задача состояла в том, чтобы выяснить, как жители села видят пути решения проблемы и свое возможное участие в ее решении.

Вопрос 3. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы очистки территории вокруг колодцев?

Значительная часть населения села (29% ответов) уверена, что в первую очередь необходимо повышать экологическую культуру населения. Многие в качестве возможных путей решения проблемы называли введение штрафов (11 %), субботники (28 %), воспитание подрастающего поколения (24 %)

Вопрос 4. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке мусора? Большинство жителей села (54%) готовы принимать участие в субботниках и считают, что только сами смогут решить проблему. Но есть и такие, которые полагают, что этим должна заниматься сельская администрация (29%).

Процент желающих выйти на субботники достаточно велик. Однако, по их мнению, необходима правильная организация субботников. Также можно разработать способы поощрения для тех, кто участвует в субботниках.

Вопрос 5. Что еще Вы лично могли бы и хотели бы сделать для решения проблемы?

Жители видят решение проблемы собственными силами:

- в воспитании у подрастающего поколения культуры, аккуратности, уважения к чужому труду;

- в организации, проведении и участии в субботниках;

- в изменении собственного поведения («не мусорить, следить в первую очередь за собой»).

По мнению значительной части населения, для решения проблемы очистки территории колодцев необходимы усилия как самих жителей, так и органов власти.

Важное значение, по мнению опрошенных, имеет воспитание и просвещение, как подрастающего поколения, так и взрослого населения.

Большое число людей готовы личным трудом участвовать в решении проблемы. Нужна продуманная организация субботников, трудовых акций, разработка способов поощрения их участников, проведение конкурсов по благоустройству и озеленению территорий колодцев.

2.Микро-группа ««Специалисты по работе с общественностью»

(Машков Дима, Шандр Сергей) собрали информацию в редакции газеты «Гагинские вести»

Связавшись по телефону с редакцией «Гагинские вести», они выяснили, что данная проблема актуальна не только для нашего села, но и для всего района и не раз затрагивалась на страницах газеты.

Провели встречи: с депутатами Большеаратского сельсовета, главой администрации Большеаратского сельсовета Мельниковой Галиной Борисовной. Данная проблема интересует местные власти и неоднократно обсуждалась депутатами на сессиях. Администрацией разработаны Мероприятия по благоустройству территории муниципального образования село Большая-Арать, реализуется план благоустройства территории на 2012 год. Глава администрации обратилась с просьбой в сборе информации о местах загрязнения мусором территории села.

3. Микро-группа «Исследователи» (Давлятова Люба, Шабунин Ярослав) собрали информацию по состоянию территорий колодцев на территории села и нанесли данные на карту, провели мини-исследование, необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно учебным вопросам.

Учебные вопросы:

  • Что входит в понятие "экология" и "экологическая культура"?

  • Что такое мусор? Какие виды мусора можно найти на улицах села и прилегающих к колодцам территориях?

  • Какое время необходимо для разложения различного вида мусора в почве?

  • Как нужно утилизировать различные виды мусора, не причиняя вреда природе?

  • Как и куда нужно вывозить собранный мусор?

  • Какие обязанности должен выполнять каждый человек в отношении окружающей среды?

Программа действий

Реализация социального проекта «Колодец - душа деревни» предполагает проведение работы в пять этапов:

1 этап - замысел проекта:

  • методом наблюдения и изучения общественного мнения выявилась проблема - а именно, загрязнение территорий вокруг колодцев в селе Большая Арать, низкая активность населения по уборке территории села - которую захотелось решить.

2 этап - планирование:

  • формирование проектной группы;

  • разработка проекта: определение целей, задач, результатов и эффектов проекта;

  • деление участников проекта на микро-группы, каждая из которых имела свои задачи.

3 этап - подготовительный:

  • информирование общественности, об экологических проблемах в селе;

  • проведение мини-исследований по учебным вопросам для подготовки теоретической базы проекта;

  • работа проектных групп над своими задачами и отчеты о готовности.

4 этап - реализация проекта:

  • участие школьников и жителей села в экологической акции «Чистый колодец»

  • вывоз мусора на свалку;

  • размещение плакатов с призывами к чистоте.

5 этап - диссеминация результатов проекта:

  • рефлексия (анкетный опрос);

  • информирование школьного сообщества и жителей об итогах проекта через школьный сайт, общешкольное родительское собрание.



Результаты и эффекты

Ожидаемые результаты проекта

Ожидаемые эффекты

Чистый колодец и прилегающая к нему территория.

Изменившееся сознание участников проекта и их отношение к проблемам окружающей среды.

Размещенные на убранной территории плакаты с призывами к чистоте.

Изменившееся отношение жителей к чистоте на улицах села и территориях вокруг колодцев.

Долгосрочные эффекты:

желание участников проекта продолжать работу в этом направлении;

привлечение учащихся и жителей к участию в проекте на следующий год.



Планы действий по реализации социального проекта «Колодец - душа деревни»

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Создание проектной группы и мини-групп

4 сентября

Координаторы

2.

Обучение азам социального проектирования

4-5 сентября

Координаторы

3.

Разработка социального проекта

07-19 сентября

Проектная группа,координаторы

4.

Провести социологическое исследование по проблеме очистки территории вокруг колодцев в селе Большая Арать

21-25 сентября

Мини-группа «Социологи»

5.

Собрать информацию об актуальности проблемы в СМИ

21-25 сентября

«Специалисты по работе с общественностью»

6.

Провести мини-исследование, необходимое для обеспечения теоретической базы проекта, согласно учебным вопросам.

21-25 сентября

«Исследователи»

7.

Встретиться с администрацией села, Собранием депутатов.

21-25 сентября

«Специалисты по работе с общественностью»

8.

Изготовить листовки, плакаты и разместить их на зданиях, информационных стендах.

28-30 сентября

«Исследователи»



9.

Провести конкурс рисунков-призывов к чистоте среди учащихся 1-4 классов.

28-30 сентября

«Социологи»

10.

Собрать информацию по состоянию территорий колодцев на территории села.

1-3 октября

«Исследователи»

11.

Разместить информацию о проекте на школьном сайте;

09 октября

«Социологи»

12.

Участие в экологической акции «Чистый колодец»

16 октября

Участники проекта

13.

Анкетный опрос участников проекта

17 октября

«Социологи»

14.

Информирование о результатах проекта на школьном сайте,

20 октября

«Специалисты по работе с общественностью»

15.

Выступление с результатами проекта на общешкольном родительском собрании

30 октября

Проектная группа, мини-группы






Затраты на реализацию проекта

Наименование

Количество

Цена

Общая сумма

1.

Бумага для принтера

3 пачки

130 руб

390 руб

2.

Катриджи для принтера

4 шт.

850 руб

3400 руб

3.

Краска для принтера

2 пачки

100 руб

200 руб

4.

Файлы

100 шт.

1 руб 50 коп

150 руб

5.

Гуашь

2 пачки

120 руб

240 руб

6.

Ватман

10 листов

20 руб

200 руб

7.

Кисти

10 шт.

20 руб

200 руб

8.

Пакеты для мусора (60 литров)

20 уп.

80 руб.

За счёт средств администрации села

9.

Перчатки

200 шт.

35 руб.

За счёт средств администрации села

10.

Грабли

100 шт.

250 руб.

За счёт средств администрации села

11.

Лопаты

50 шт.

250 руб.

За счёт средств администрации села

12.

Вёдра

50 шт.

150 руб.

За счёт средств администрации села

13.

Транспорт для перевозки мусора

1

-

За счёт средств администрации села

ИТОГО

-

-

4780 руб










Анкета

Уважаемый участник проекта «Колодец - душа деревни»,

просим ответить на наши вопросы.

1. Что изменилось в тебе самом в отношении к окружающему миру (к природе, людям и др.)

2. Что, как ты думаешь, изменилось в твоих товарищах по проекту?

3. Участвовали ли твои родители в проекте (поставь галочку, в чем именно?)

- в подготовке

- в уборке территории колодца

- в размещении плакатов

- другое

4. Как твои родители отнеслись к приглашению участвовать в проекте?

5. Как ты считаешь, нужны ли такие проекты и почему?

6. Будешь ли ты в дальнейшем участвовать в аналогичных проектах?

7. Предложи, какие социальные проекты (проекты, приносящие пользу окружающим можно провести).

Спасибо!

Заключение

Реализация данного проекта создает условия для того, чтобы учащиеся учились:

- видеть и формулировать проблемы местного сообщества;

- выбирать оптимальные способы их решения;

- планировать социальные проекты;

- составлять планы, графики работ по проекту, распределять ответственность;

- организовывать процесс реализации проекта;

- соотносить результаты с поставленными целями;

- намечать перспективы дальнейшего развития проекта.

Таким образом, в ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

  • разработан социально-экологический проект «Колодец-душа деревни» и представлен как школьному сообществу, включая учителей, учащихся и их семьи, так и жителям села;

  • проведена информационная работа для учащихся и их семей об экологическом состоянии территорий вокруг колодцев;

  • убрана территория вокруг колодца «Дрыганов» и размещены плакаты с призывами соблюдения чистоты;

В качестве рефлексии участники проекта ответили на вопросы анкеты. И вот что мы увидели по ее результатам.

Анализ анкеты показал, что у всех участников проекта изменилось отношение к окружающей среде. Больше половины опрошенных указали на то, что они стали больше ценить природу и чистоту, появилось чувство стыда за тех, кто засоряет природу, и сами они уже никогда не оставят мусор не только на природе, но и в любом другом месте.

У товарищей по проекту тоже изменилось отношение к окружающей среде, появилось чувство ответственности, как за чистоту, так и вообще за работу, которую необходимо выполнить. Многие стали следить за собой и окружающими, не позволяя загрязнять природу.

Что касается участия родителей, то 6 из них принимали участие в подготовке, 17 помогали в уборке территории колодца, 2 участвовали в изготовлении и размещении плакатов.

К приглашению участвовать в проекте 10 родителей отнеслись с удовольствием, из которых двое заинтересовались очень сильно, двум понравилась идея, поэтому согласились участвовать. Нескольким родителям было привлекательно то, что во время проекта они смогут пообщаться с родителями других учащихся класса.

Все участники считают, что такие проекты необходимы, и они в дальнейшем в них будут участвовать. Необходимость проектов в том, что «они помогают задуматься над проблемами окружающей среды. И те, кто участвовал в них, вряд ли сможет оставить мусор после себя». «Такие проекты помогают осознать, что всем нужно ухаживать за окружающим миром, быть неравнодушным». «Они помогают воспитывать в себе и в окружающих культуру отношения к природе и вообще к чистоте вокруг». «Такие проекты побуждают людей уважать и не загрязнять природу, иначе планета превратится в свалку» «… нужны не только для уборки, но еще больше для изменения сознания людей».

Участники анкетирования предлагают следующие социальные проекты, которые считают наиболее важными сегодня и выполнимыми:

- помощь нуждающимся (инвалидам, пожилым одиноким людям, сиротам);

- акции против вредных привычек;

- уборки различных мест и украшение села (посадка цветов, деревьев ит.д.).

Проектная деятельность способствовала тому, что классный коллектив сплотился, т.к. любой проект - это результат командных усилий.

Социальные проекты уникальны, так как направлены на решение реальных проблем местного сообщества в специфическом контексте, и потому всегда инновационны. Они ломают стереотипы. Всегда присутствует элемент непредсказуемости и риска. Все это способствует формированию неординарного, креативного мышления.

Социальный проект Колодец - душа деревни

Объект нашего труда

Социальный проект Колодец - душа деревни

Промежуточные отчёты микро-групп

Социальный проект Колодец - душа деревни

Вот такие «сокровища» ждали нас у колодца.

Социальный проект Колодец - душа деревни

А ещё мы посадили рядом с колодцем деревья

Социальный проект Колодец - душа деревни

Уставшие, но довольные

Социальный проект Колодец - душа деревни

Ждём анкетирования



© 2010-2022