• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • Рабочая программа Русский язык 7 класс. На основе программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Рабочая программа Русский язык 7 класс. На основе программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Раздел Социальному педагогу
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа№5»

Тальменского района Алтайского края


«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор

_____________ _____________ _____________

Протокол №___от Приказ №____от

«___»_________2015 «___»__________2015 «___»__________2015



Рабочая программа

по русскому языку для 7 класса

основное (общее) образование

(базовый уровень)


на 2015-2016 учебный год


Рабочая программа составлена на основе

Примерной программы основного образования по русскому языку

и авторской программы по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов

М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского - М., «Просвещение», 2010.











Составитель Берзина Дина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



Тальменка 2015

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 - 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.

Согласно базисному учебному плану количество часов по учебному предмету «Русский язык» - 140, авторская программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского данная авторская программа предусматривает 170 ч., поэтому рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) + учебный год составляет 34 недели.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Название документа

Автор

Год

1

Государственный стандарт основного общего образования

2004

2

Учебник

Русский язык.7 класс: учеб для общеобразоват. учреждений /Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.- М.: «Просвещение»

2009

3

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 - 9 классы

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.-Москва «Просвещение»

2010


Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

  • реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

  • кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Данная программа ориентирует на приоритетные задачи современного филологического образования в школе (развитие творческой компетентности школьника, коммуникативно-деятельностный подход в обучении, приобщение к русскому слову как к сокровищнице),

поэтому в качестве приоритетных определяются следующие задачи:

  • формировать языковую компетенцию, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм;

  • формировать коммуникативную компетенцию, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

  • формировать информационную компетенцию, т.е. владение навыками самостоятельной учебно-поисковой деятельности по отношению к информации в учебных пособиях и окружающем мире.

Упражнения содержат самые разные задания, позволяющие обучающимся комплексно усвоить содержание, обеспечивающее формирование разных компетенций в контексте программного материала 7 класса. Задания к упражнениям носят разноуровневый характер, присутствуют тестовые виды заданий, учащимся предоставляется возможность выбора того или иного вида деятельности.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • оценивание устных и письменных высказываний /текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, др.);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое, ознакомительно-реферативное и др;

  • информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование; аудирование; реферирование; конспектирование; рецензирование, др.

  • создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).

Данная рабочая программа предполагает применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагога через программное обеспечение АИС «Сетевой край. Образование» в случае неблагоприятных природных условий: морозы, болезни учащихся и др. Дополнения вносятся в лист изменений рабочей программы о форме обучения, материально-техническом обеспечении проведения занятия непосредственно по мере востребованности такой формы обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса


Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, официально-делового, публицистического стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повест, описан., рассужд.);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить морфемный и словообразовательный разборы слов, морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом; находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7-м классе;

  • объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;

  • извлекать информацию из различных источников;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости ( пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отз)

  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повеств., описание, рассужд.) и диалога;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;

  • соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические и синтаксические нормы современного русского литератур. языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии, изученные в 7 кл.;

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

  • увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.





Учебно - тематический план

уроков русского языка в 7 классе (175 ч )


урока

Тема урока


Виды деятельности обучающихся (практическ. лабораторн.)

Планируемые

образовательные

результаты

изучения темы

Ведущие формы, методы, средства

обучения

1

Русский язык как развивающееся явление

Беседа

Понимать социальную сущность языка.

ИКТ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ (14 ч.)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

Практическая работа

Анализ текста

Синтаксич. разбор

Знать, чем отличаются

словосочетания от предложений, простые предложения от сложных,

главные члены предл-я от второстепенных.

Повт.-обобщ.

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Практическая работа

Пунктуац-й разбор

Уметь расставлять
знаки препинания в простом в предложениях;
выполнять синтаксич-ий и пунктуационный разборы, составлять
схемы предл-й.

Повт.-обобщ.

4

Лексика и фразеология

Беседа по вопросам, выполнение упражнений

Знать определения. Уметь разъяс­нять значения слов и правильно их употреблять

Повт.-обобщ.

5-6

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

Беседа.

Практикум

Знать орфоэпические нормы. Уметь соблюдать произноситель­ные нормы, проводить фонет-й разбор слов.

Повт.-обобщ.

7-8

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

Беседа.

Практикум

Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы.

Повт.-обобщ.

9-10

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Устный опрос.

Практикум

Знать характеристику само­ст-ых частей речи, различать их мор­фол. признаки, уметь вы­полнять морфолог. разбор, правильно употреблять изученные части речи.

Повт.-обобщ. Тестирование

11-12

Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль.

Компл. анализ текста

Знать признаки текста; уметь опре­делять стиль текста.

Частично-поиск.

13

Контрольная работа по теме «Повторение изуч-го»

Контрольная работа

диктант

14-15

Р/Р Сочинение по картине И Бродского «Летний сад осенью»

Р/Р Творческая работа

Уметь создавать художественные тексты, используя различные выразительно-изобразительные средства

ПРИЧАСТИЕ (31 ч.)

16-17

Причастие как часть речи Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах

Ознак. с нов/м-лом

Знать определение причастия, грамматич. признаки. Уметь отличать причастие от прилага­тельного, глагола, определять синтаксиче­скую роль; правильно употреблять в речи.

Объясн-иллюстр.

ИКТ

18-19

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Практическая работа.

Выборочный диктант.

Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь определять условия выбо­ра гласных в окончаниях причастий и прилагат-ых, графически объ­яснять орфограмму.

Объясн-иллюстр.

ИКТ

20-

21

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Ознак. с нов/м-лом

Анализ текста.

Практикум.

Знать условия обособления причастного обо­рота. Уметь устанавли­вать связь причастия с оп­ределяемым и зависимым словами; выделять причастный об. запя­тыми; строить предл. с причастным оборотом.

ИКТ

Проблем.

22-23

Р/Р Описание внешности человека. Соч-е по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

Творческая работа

24

Действительные и страдательные причастия

Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупре­ждать ошибки в употреблении при­частий, правильно ставить знаки препинания.

Тестирование

25

Краткие и полные страдательные причастия

ТРКМЧП

26

Действительные причастия настоящего времени.

Ознак. с нов/м-лом

Распреденительный диктант

27

Действительные причастия прош-го времени

Объясн-иллюстр

28

Страдательные причастия настоящего времени

Знать способы образования причастий, правописание причастий.

Уметь выбирать правильное на­писание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях про­шедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий

Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, кон­струировать предложения с прича­стным оборотом, соблюдать орфо­эпические нормы при произноше­нии, проверять себя по словарю.

29

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Практикум

ИКТ

30-31

Страдательные причастия прош-го времени

32

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Объясн-иллюстр

33-34

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прош-го времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

Ознак. с нов/м-лом

ИКТ

Распреденительный диктант

35-36

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных

Практикум

Объясн-иллюстр

37

Р/Р Выборочное изложение (упр.130)

Творческая работа

38

Морфологический разбор причастия

Знать порядок морф-го разбора причастий. Уметь выпол­нять разбор.

Тестирование

39

Проверочная работа по теме «Правописание причастий»

Самостоятельная работа

Дидактич матер-лы

40-41

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Практикум

Знать условия выбора орфограмм в причастиях, правильно писать орфограммы,

обозначать условия выбора орфограмм.

ИКТ

42-43

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Практикум

ТРКМЧП

44

Повторение по теме «Причастие»

Семинар

Практическая работа

Систематизировать и закрепить изученное по теме «Причастие»

Повт.-обобщ.

ИКТ

45

Контрольная работа по теме «Причастие»

Контрольная работа

Тестирование

2 четв

46

Р/Р Сочинение-описание внешности человека (упр.146)

Творческая работа

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (12 ч.)

47

Деепричастие как часть речи

Ознак. с нов/м-лом

Знать определение деепричастий.

Объясн-иллюстр.

48-49

Деепричастный оборот. Запятые в деепричастном обороте

Ознак. с нов/м-лом

Знать определение «деепричастный оборот». Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить дее­причастный оборот, выделять его за­пятыми; правильно строить предло­жения по заданным моделям.

Объясн-иллюстр

ИКТ

50

Раздельное написание не с деепричастиями

ИКТ

51

Деепричастия несовершенного вида

Практикум

52

Деепричастия совершенного вида

ТРКМЧП

53

Проверочная работа по теме «Деепричастный оборот»

Проверочная работа

Тестирование

54-55

Р/Р Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (упр.187)

Творческая работа

ИКТ

56

Морфологический разбор деепричастия

Практикум

57

Повторение изученного о деепричастии.

Семинар

Систематизировать и закрепить изученное по теме «Деепричастие»

Повт.-обобщ.

58

Контрольная работа по

теме «Деепричастие»

Диктант

НАРЕЧИЕ (34 ч.)

59-60

Наречие как часть речи

Ознак. с нов/м-лом

Знать морфологические при­знаки наречия, понимать зна­чение и определять синтакси­ческую роль в предложении, распознавать наречие на ос­нове общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов.

Объясн-иллюстр

61-

63

Смысловые группы наречий

ИКТ

64-65

Р/Р Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»

Творческая работа

66-67

Степени сравнения наречий

Практикум

ТРКМЧП

68

Морфологический разбор наречия

Практикум

69

Проверочная работа по теме «Смысл. группы и степени сравн. наречий»

Проверочная работа

Тестирование

70-71

Слитное и раздельное написание не с наречиями на и

Ознак. с нов/м-лом

Объясн-иллюстр

72-73

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Практикум

Знать условия выбора на пись­ме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать при­ставки НЕ-/НИ- в отрицатель­ных наречиях и отрицательных местоимениях

ИКТ

74-75

Одна и две буквы н в наречиях на и

Практикум

ИКТ

76-77

Р/Р Сочинение - описание действия (упр.240)

Творческая работа

78

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Практикум

Уметь правильно писать, выде­лять морфемы, определять роль наречий в связных текстах.

79-80

Буквы о и а на конце наречий

Практикум

ИКТ

3 четв

81-82

Р/Р Изложение с элементами сочинения (по упр. 248)

Творческая работа

ТРКМЧП

83- -

85

Дефис между частями слова в наречиях

Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно пи­сать, определять синтаксиче­скую роль наречий.

Уметь распознавать наречия на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли и типичных суффиксов.

86-87

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Ознак. с нов/м-лом

Распреденительный диктант

88

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

89

Правописание наречий.

Практикум

90-91

Повторение темы «Наречие».

Семинар

ИКТ

Тестиров.

92

Контрольная работа по теме «Наречие»

Контр/р

Тестиров.

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ. (6 ч.)

93

Категория состояния как часть речи.

Ознак. с нов/м-лом

Знать общее значение слов категории состояния, уметь сопоставлять наречия и слова КС, определять их синт. Роль, использовать их в текстах различных стилей.

Объясн-иллюстр

94

Морфологический разбор категории состояния

95-96

Р/Р Сжатое изложение (по упр.281)

Творческая работа

97

Синтаксическая роль слов категории состояния

Практикум

ИКТ

99

Повторение по теме «Категория состояния»

Тестирование

100

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 ч.)

Самост. и служ. части. речи

ПРЕДЛОГ (13 ч.)

101

Предлог как часть речи.

Ознак. с нов/м-лом

Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочета­нии и предложении. Знать разряды предлогов по проис­хождению, уметь отличать произ­водные предлоги от непроизв-ых, делать их морф разбор.

Объясн-иллюстр

102

Употребление предлогов.

ИКТ

103-104

Непроизводные и производные предлоги

Практикум

ИКТ

105

Простые и составные предлоги.

Практикум

106

Морфологический разбор предлога

107-108

Р/Р Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» (уп.307)

Творческая работа

109-110

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Практикум

Знать условия слитного, раздельно­го, дефисного написания предлогов.

Частичнопоисков.

111-112

Повторение изученного по теме «Предлог»

Семинар

ИКТ

113

Контрольная работа по теме «Предлог»

Контр/р

СОЮЗ (18 ч.)

114

Союз как часть речи.

Ознак. с нов/м-лом

Знать о союзе как о служебной час­ти речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки преп-я при однор. членах и в слож­ном предложении, определять роль союзов в предлож. Знать разряды союзов по значению, уметь определять роль союзов в пр, ставить знаки препи­нания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя с.

Объясн-иллюстр

115

Простые и составные союзы

116

Союзы сочинительные и подчинительные.

ИКТ

117-118

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Практикум

Частичнопоисков.

119-120

Сочинительные союзы

Практикум

ИКТ

121-122

Подчинительные союзы

123

Текстообразующая роль союзов. Проверочн. работа.

Проверочная работа.

124

Морфологический разбор союза

Практикум

125-126

Р/Р Сочинение на тему «Книга - наш друг и советчик»

Творческая работа

ТРКМЧП

127-128

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Практикум

Знать правило правописания сою­зов. Уметь отличать союзы от со­звучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме

ИКТ

129-130

Повторение сведений о предлогах и союзах.

Беседа.

Анализ текста

Повт.-обобщ.

Тестирование

131

Контрольная работа по теме «Союз»

Контр/р

ЧАСТИЦА (22 ч.)

4 четв

130

Частица как часть речи.

Ознак. с нов/м-лом

Знать особенности частицы как слу­жебной части речи. Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих ч-ц, уметь распознавать частицы, отличать их от других частей речи. Знать правила правописания частиц, уметь оп­ределять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи.

Объясн-иллюстр

131

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Анализ текста

ИКТ

132

Р/Р Сочинение - рассказ «Горе-мечтатель» (по упр. 364)

Творческая работа

133-134

Смысловые частицы

Ознак. с нов/м-лом

Частичнопоисков.

135-136

Раздельное и дефисное написание частиц

Практикум

ИКТ

137

Морфологический разбор частиц

138

Проверочная работа по теме «Разряды частиц»

Самостоятельная работа

Тестирование

139-140

Отрицательные частицы не и ни

Уметь различать частицу НИ, при­ставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написание.

ИКТ

141

Различение не - ни

142-143

Различение частицы и приставки не-

ИКТ

144- 145

Р/Р Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.402)

Творческая работа

146

Частица ни, приставка

ни-, союз ни - ни

Частичнопоисков.

147-148

Повторение изученного по теме «Частица»

Практическая работа

ИКТ

Компьютм/проек-р

149

Контрольная работа по теме «Частица»

Диктант

150*

Обобщение по теме «Служебные части речи»

Семинар

Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи.

Уметь использовать их в устн. и письм. речи.

Повт.-обобщ.

152

Проверочная работа по теме «Служебные части речи»

Практикум

Тестирование

МЕЖДОМЕТИЕ (4 ч.)

153

Междометие как часть речи.

Ознак. с нов/м-лом

Знать, что междометие не является ни самост-ой, ни служ частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препи­нания при них; употреблять в своей речи;

Объясн-иллюстр

154

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

155-156

Р/Р Контрольное изложение.

Творческая работа

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VII КЛАССЕ (14 ч.)

157

Разделы науки о русском языке.

Беседа.

Повт.-обобщ.

158

Текст. Стили речи.

159- 160

Р/Р Контрольное сочинение (рассуждение)

Творческая работа

ТРКМЧП

161

Фонетика. Графика.

Практикум

162

Лексика и фразеология

163

Морфемика. Словообразование.

Комплексный анализ текста

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая языковые нормы.

164-165

Морфология.

Практикум

ИКТ

166*

Орфография.

Обобщающий тест по орфографии.

Контр/р

Тестирование

167

Синтаксис и пунктуация

Практикум

168*

Итоговое повторение изученного в курсе 8 кл.

Тестиров.

169

Итоговая контр. работа.

Контр/р

170

Итоговая викторина «Повторим изученное»

ИКТ


Формы промежуточной и итоговой аттестации в 7-м классе:

  • диктант (объяснительный, словарный, графический, контрольный, др.);

  • тест;

  • осложнённое списывание;

  • работа с деформированным текстом;

  • проверочная (или контрольная) работа;

  • комплексный анализ текста;

  • изложение (подробное, сжатое, выборочное);

  • составление сложного и простого плана к тексту;

  • составление рассказа по данному сюжету;

  • сочинение (описание, рассказ);

  • составление диалога на заданную тему.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • развития критического мышления;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах и группах).

Уроков развития речи - 27 ч., контрольных работ - 8 ч.

Система оценивания образовательных результатов обучающихся

по русскому языку

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 класс Просвещение, 2010

На уроках русского языка проверяются: 1)знание полученных сведений о языке, 2)орфографические и пунктуационные навыки, 3)речевые умения.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:1)в переносе слов, 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на ещё не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1)в исключениях из правил, 2)в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, 3)в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами, 4)в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого, 5)в написании ы и и после приставок, 6)в случаях трудного различия не и ни, 7)в собственных именах нерусского происхождения, 8)в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, 9)в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

I.Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик: 1)полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Данная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться, не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II.Оценка диктантов

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

Диктант оценивается одной оценкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» ставится, если ученик допустил 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки, или1 орфографическую и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В пятом классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

III.Оценка сочинений и изложений

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, правильность фактического материала, последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных, грамматических.

Оценка «5»

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3»

Содержание и речь

Грамотность

1.В работе допущены существенные отклонения от темы

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Имеются отдельные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2»

Содержание и речь

Грамотность

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

Содержание и речь

Грамотность

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания: 1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл. 2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в нормах оценки, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

IV.Оценка обучающих работ

При оценке обучающих работ учитываются: 1)степень самостоятельности учащегося; 2)этап обучения; 3)объём работы; 4)чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

При оценке выполнения тестовых заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

V.Выведение итоговых оценок (за полугодие и учебный год)

Итоговая оценка отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1».













Перечень учебно-методического обеспечения


Учебник:

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык 7 класс ( учебник для общеобразовательных учреждений) .Москва: « Просвещение»,2009

Авторская программа:

Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М..Москва: « Просвещение» ,2010 год

Русский язык (поурочные планы) по программе М.Т.Баранова,Т.А. Ладыженской ( 7-9 классы) М.: издательсво « Учитель»,2010 г.

Книга для учителя:

Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.; Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва : « Просвещение»

Контрольные,самостоятельные , проверочные, дидактические материалы:

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 класс. Книга для учителя. Москва: « Просвещение»

Мультимедийные пособия:


  1. Шедевры русской живописи (33 интерактивных урока) /Используется на уроках развития речи/

  2. Фраза: обучающая программа-тренажёр по русскому языку. / Гуру Софт, 2004.

  3. Презентации по русскому языку 5 - 9 классы. / Коллекция учителя.

  4. Интерактивные плакаты . Русский язык. Части речи. ООО « Новый диск», 2008

  5. Руденко- Моргун О.И. Учебное пособие для подготовки к урокам по русскому языку. Москва: ООО « Диск Про», 2010 год

  6. А.В. Локшина. Страна Лингвиния( орфографический диктант). М.: ООО « Новый диск», 2009 г.

  7. Справочная литература

  8. Настенные таблицы

  9. Раздаточный материал, карточки, тесты

Интернет - ресурсы

Грамматика русского языка - ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - rusgram.narod.ru

Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - gramota.ru

Крылатые слова и выражения - ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - slova.ndo.ru

Рукописные памятники Древней Руси - ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - lrc-lib.ru

Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - gramma.ru

Русское письмо - ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - character.webzone.ru

Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - pushkin.edu.ru

Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова - (ИРЯ РАН) - ruslang.ru

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- ropryal.ru

Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - slovari.ru

Словарь смыслов русского языка - справочное онлайн издание по русскому языку - slovo.zovu.ru

Оборудование

Номер п/п

Оборудование

Количество

1.

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3.

Экран

1

4.

МФУ (многофункциональное устройство)

1

5.

Колонки акустические

1



© 2010-2022