- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Классный час на тему: Доброта и милосердие
Классный час на тему: Доброта и милосердие
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копейко Н.Ю. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час на тему:
«Доброта и милосердие».
Цель мероприятия: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным; воспитание в детях доброты, привитие учащимся нравственных ценностей.
Оформление и оборудование: Книжная выставка: «Они помогают ценить хорошее»; изречения-плакаты: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» (В. Ключевский), два плаката, символизирующие два дерева без листьев (листья это качества присущие жестокому и хорошему человеку).
Ход мероприятия.
Ребята, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
(Слайд №1)
Учитель: Ребята! посмотрите на высказывание Ключевского и скажите, о чем сегодня пойдет речь на классном часе.
(Слайд № 2)
Тема нашего классного часа: «Доброта и милосердие победят бесчеловечность».
У человека есть всегда выбор, но основное назначение человека - творить добро, а для этого требуются усилия.
Л.Н.Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается тогда, когда начинается усилие».
Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. А всегда ли поступки людей несут добро? Сейчас, ребята послушайте рассказ, а скорее историю, которые, к сожалению, не так редко происходят.
И в конце ответьте мне на вопрос:
Почему героиня рассказа попала в дом престарелых?
(Слайд №2) На фоне медленной музыки:
Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 - 30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.
Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.
- Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего места, - я - хозяин этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором на стол:
- Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек и не спеша, старательно протер стекло очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
- Иванова, а вы кем приходитесь Марии Васильевне?
- Как это кем? Дочерью, конечно.
- Дочерью? Извините, так она - ваша родная мать?
- Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что «все в порядке».
- Конечно, конечно, «все в порядке», - полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?
И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:
- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
- Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы дети жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.
Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:
- Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!...
- Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. - Теперь вы, Иванова, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…
Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:
- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все таки, пришли сюда?
- Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! - ответила она дрожащим голосом. - После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.
Вопросы для обсуждения.
- Как вы думаете: чего же не смогла вынести старуха?
- Чем допекла ее собственная дочь?
Ученик- Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности.
Учитель: Как это можно назвать кратко?
Ученик : Безжалостность, жестокость.
Учитель: Как вы думаете, больше добрых или жестоких людей?
Ученик : Конечно же, добрых, доброжелательных, милосердных.
Учитель: Мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости.
Сейчас даже самые маленькие дети видят по телевизору кровь и убийства. А ведь детская психология - самая восприимчивая. Война идет в настоящей жизни: взрываются дома, торговые точки, автотранспорт от рук террористов.
Все чаще сверстники втягиваются в преступные группировки, секты, становятся жертвами, а кто и соучастниками преступлений.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?
Ученик: Агрессивность, злость.
Учитель: А как бороться с тем, чтобы зла, агрессивности, жестокости стало меньше?! Это конечно зависит от самих себя.
Сейчас я предложу вам немного подумать. Перед вами лежат «листья», напишите на одних характерные черты жестокого, злого человека. А на других - доброго, назовем его так, обыкновенного человека.
(Заполняют листочки)
Учитель: А теперь я предлагаю «листьях» закрепить на соответствующем дереве.
Качества жестокого человека
Качества доброго человека
Агрессивность
Раздражительность
Нервозность
Мстительность
Отсутствие ласки и нежности
Бессердечность
Равнодушие
Конфликтность
Хамство
Цинизм
Хладнокровие
Холодность
Доброта
Ласка
Нежность
Забота
Сдержанность
Сострадание
Умение оказать помощь в любую минуту
Внимание
Неравнодушие
Веселость
Увлекательность
Образованность
Интеллигентность
Вежливость
Культурное поведение
Неконфликтность
Сердечность
Милосердие
Доброжелательность
Учитель: Посмотрите, ребята, какое красивое дерево, говорящее о добром человеке. Сколько хороших качеств оно содержит в себе.
Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.
Учитель: А сейчас, я попросила бы вас вспомнить, какие высказывания о добре, милосердии вы знаете?
(Слайд №3)
-
Доброе дело - не забудется.
-
Красота на один день - милосердие на век.
Крылатые выражения.
(Слайд №4)
-
Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся.
-
Чтобы получить прощение, надо научиться прощать.
-
Добрым поступкам - сердце раскрыто.
-Ребята, существует множество пословиц о добре.
Я предлагаю вам собрать их.
(Слайд №5)
Игра «Собери пословицу»
Жизнь дана на
злое калечит
Доброе слово лечит, а
а его добрые дела
За добро
говори смело
Про доброе дело
добром плати
Не одежда красит человека,
добрые дела
Учитель: Молодцы!
- А теперь я хочу обратить ваше внимание на выставку книг: «Они помогают ценить хорошее».
-Как вы думаете о чем эти книги?
-Я советую вам прочитать эти книги, в них вы найдете ответ на многие вопросы.
Учитель: В итоге нашего классного часа, я бы хотела, чтобы вы дополнили высказывания:
Я понял (а), что …
Я буду стараться не …
Я никогда не …
-
простить обиду;
-
поделиться последним с другом;
-
уступить слабому;
-
пожертвовать незнакомому человеку;
-
заботиться о стариках;
-
помочь;
-
утешить;
-
пожертвовать.
Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.
Учитель: В память о нашем мероприятии примите от меня памятку с высказываниями великих людей о доброте:
« Жизнь дана на добрые дела»
-
«Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» (Франсуа де Ларошфуко)
-
«Главное - делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» (А.Лиханов)
-
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон)
-
«Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека)
-
«Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист - несчастлив» (И. С. Тургенев)
-
«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми» (Аристотель)
-
«Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинства в отношении себя и других» (М. Финичи)
-
«Любовь к родителям - основа добродетели» (Н. Радищев)
-
«Вежливость - первая и самая приятная добродетель» (Г. Гейне)