Выступление социального педагога на тему Социальное сиротство

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление социального педагога на тему: «ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»

В сиротстве жить - слезы лить.
(Русская пословица)

В последние годы проблема сиротства в России стала наиболее актуальной. Это связано: с ростом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака. Изменением социального состава сиротства, увеличение среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.

Что же такое социальное сиротство?

В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). С детьми-сиротами, кажется, все понятно. Это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. А вот социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребности. Это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей.

К сиротам принято причислять:

1. Собственно сироты: дети, чьи родители рано умерли.

2. "Лишенцы": дети родителей, лишенных родительских прав.

3. "Отказники": дети родителей, отказавшихся от родительских прав.

4. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании.

5. Домашние сироты: ребёнок живёт с родителями, но им - не до ребёнка. Родители и дети, в лучшем случае, чужие друг другу, а в худшем - находятся в антагонистических отношениях.

Эта категория социального сиротства для нашего заседания наиболее важна. Как выявить социальное сиротство, какие профилактические мероприятия нужно проводить, какие задачи перед собой ставить, чтобы преодолеть социальное сиротство.

Основные задачи школы:

  1. Найти подход к каждой семье с целью усиления её позитивного потенциала;

  2. Привлечь родителей к активному участию в жизни школы, развивать их творческую инициативу, творческие способности;

  3. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по вопросам правового воспитания, пропаганды здорового образа жизни;

  4. Оказывать посильную помощь социального плана учащимся и их родителям;

  5. Защищать права и интересы ребёнка в органах законодательной и исполнительной власти;

  6. Формировать у родителей чувство ответственности за семью и воспитание детей.

Главная задача профилактической работы - найти «ключик». Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых родители хотели бы изменить сое отношение к семье, к ребенку.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты изменения отношения родителей в воспитании ребенка.

Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!

«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.

«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к ребёнку, принятие ребёнка таким, каков он есть.

«Помочь!» - применение воспитательных воздействий к ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).

Как выявит социальное сиротство? Хочу предложить разработанную методику определения социального сиротства, которая базируется на социометрии, цветовом тесте М. Люшера. Для этого нужен следующий инструментарий: белый лист бумаги формат А-4, ластик, простой карандаш (читается как серый), набор цветных карандашей или фломастеры (синий, зеленый, желтый, красный, фиолетовый, коричневый, черный).

Ребенку предлагается на листе бумаге нарисовать круг, в круге он пишет «Я», таким образом, он определяет свое положение в социуме. Затем педагог ему предлагает нарисовать круги на оставшемся пространстве листа бумаги. Каждый круг подписывается значимым лицом для ребенка. Это могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, друг, родственник, а может быть какое-то домашнее животное. Затем предлагаем на оставшемся пространстве листа разместить по отношению к кругу «Я» круги - класс, школа, классный руководитель или любой учитель, которого сам ребенок пожелает отметить, улица в целом и т. д. Круги испытуемый рисует разноцветные. Ребенок сам выбирает цветной карандаш или фломастер, присваивая тот или иной цвет лицу, которым назван круг. Затем мы предлагаем ребенку соединить стрелками круг «Я» со всеми нарисованными кругами. Стрелки так же могут быть разноцветными, могут указывать в одном или двух направлениях «Я» -> «друг Коля», «Я»<- «бабушка», «Я» <-> «мама или папа» и т.д.

Видимая длина стрелок по отношению к центральному кругу «Я» позволяет педагогу определить степень отчужденности ребенка. Цвета кругов и линий нам расскажут о психологическом состоянии ребенка, о его отношении к нарисованному субъекту или объекту. Так серый цвет мы рассматриваем как безразличие, синие - полное спокойствие, зеленый-воля к действию, упорство и настойчивость, красный - активность действий, успех, активная жизненная позиция, желтый - стремление к освобождению, надежда на лучшее, на ликвидацию конфликта, на большее счастье, фиолетовый-фантазийность, мечтательность, желаемое видится реальным, тревожность, коричневый - пассивное восприятие мира, семейный уют, безопасность, «стадное чувство», черный - протест против существующего положения, отвержение субъекта. Методика легка в обработке. Не требует большой затраты времени.

Раннее выявление социального сиротства детей позволяет проводить своевременную профилактическую работу в классе.

Роль классного руководителя в профилактике социального сиротства.

Схема деятельности классного руководителя в профилактике социального сиротства определяет шесть ключевых направлений. В их число входят следующие направления деятельности:
-обеспечение жизни и здоровья учащихся;
-обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;
- содействие освоению школьниками образовательных программ;
- осуществление патриотического, - гражданско-правового воспитания, - формирование социальной компетентности учащихся;
- профилактическая деятельность;
- программирование  воспитательной работы с классом.
Профилактика социального сиротства - это очень кропотливая и глубоко индивидуальная работа педагогического коллектива с каждым конкретным ребенком, семьей.

Алгоритм работы классного руководителя с неблагополучной семьей:
1-й этап - изучение семей учащихся класса и осознание существующих в них возможностей, проблем, причин возможного или действительного неблагополучия семейной ситуации.
2-й этап - дифференциация семей учащихся, вычленение семей, попадающих категорию возможного проявления социального сиротства детей, выявление причин, влияющих на формирование социального сиротства в данных семьях.
3-й этап - разработка и утверждение программы работы классного руководителя с семьями учащихся, построенной на основе дифференцированного подхода к различным категориям семей, учитывающей программу профилактической деятельности образовательного учреждения.
4-й этап - вовлечение семей в деятельность по программе, развитие их инициативы.
5-й этап - установление взаимодействия с различными организациями и учреждениями, имеющими возможность оказания экономической, медицинской, психологической, педагогической, юридической поддержки семей, координация деятельности специалистов образовательного учреждения и заинтересованных организаций по реализации программы работы классного руководителя с семьями учащихся.
6-й этап - осуществление текущего исследования семейной ситуации родственных групп учащихся, попадающих категорию возможного проявления социального сиротства детей, коррекция программы работы классного руководителя с семьями учащихся.
7-й этап - анализ результатов работы.
Что же делается в плане профилактики классным руководителем?

  • Прежде всего - это постоянный контроль за ребёнком и семьёй;

  • Ежемесячное посещение семей с разными целями и задачами;

  • Регулярное проведение занятий по программам индивидуального сопровождения;

  • Отслеживание занятости обучающихся во внеурочное время;

  • Беседы с родителями или лицами их заменяющими.

Социализация охватывает все этапы человеческой жизни, но ее фундамент закладывается в детстве. От этого фундамента зависят качества ребёнка - лидера или жертвы общественной системы. От того, каким будет это детство, где оно происходит, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Социализацию можно считать удавшейся, если человек органично включен в социальные отношения и нормально функционирует во взрослых социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Подобное возможно только в случае, если социализация протекала в полноценной семье.



5


© 2010-2022