- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа Ориентир для подростков
Программа Ориентир для подростков
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михеева С.А. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Обсуждено на заседании Утверждаю:
зам. директора Директор ГБОУ НАО «СШ с. Ома
по воспитательной работе «___»______________2015г
«___» __________ 200__ г.
.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа «Средняя школа, с.Ома»
Программа «Ориентир»
на 2015-2017 учебный год
Программа «Ориентир»
деятельности образовательного учреждения ГБОУ НАО «СШ с.Ома»
по формированию эффективной системы профилактики дет-
ской безнадзорности и правонарушений, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи
на 2015-2017 гг.
Введение
Программа по формированию эффективной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений (далее Программа) в соответствии с Законами РФ «Об образовании» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №___ от _______ г., законом _________ области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в __________ области от ________ г., Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (___-___ гг.), программой развития воспитания в системе образования России на ___-___ гг., концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приказ Министерства образования России от 28.02.2002 г. № 619) является организационной основой деятельности образовательных учреждений и управления образования администрации ________ района в сфере воспитания детей и молодежи.
Программа разработана с целью конкретизации соответствующих разделов Программы по формированию эффективной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; определяет стратегию приоритетного развития воспитания в системе образования и меры ее реализации.
Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими программами образовательных учреждений, которые учитывают особенности конкретного учреждения и направлены на решение вопросов, отнесенных Законом РФ «Об образовании» и Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к компетенции образовательных учреждений.
Решение о разработке Программы принято приказом Управления образования от _______ г. № ___ «О разработке программы по профилактике детской безнадзорности и правонарушений в системе образования _______ района».
Исполнителями и соисполнителями являются Управление образования __________ района, информационно-методический центр, образовательные учреждения района.
Сроки реализации Программы___-___ гг.
Главная цель Программы: закрепление и дальнейшее совершенствование системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи Программы:
1. Обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской безнадзорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, организацию работы по месту жительства, увеличение количества творческих объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях, формирование здорового образа жизни подростков, привлечение семьи к воспитанию детей.
2. Обеспечить повышение уровня педагогических работников, осуществляющих воспитательную и профилактическую деятельность в образовательных учреждениях.
3. Укреплять взаимодействие с субъектами профилактики, заинтересованными органами, общественными и другими организациями по вопросу воспитания детей и молодежи.
Основные направления реализации Программы:
- формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить получение детьми обязательного основного общего образования и преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи;
- совершенствование системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи; повышение педагогической культуры и раскрытия творческого потенциала родителей;
- реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детей и молодежи;
- создание «воспитательного пространства» района с целью включения в развитие воспитания детей и молодежи все социальные институты общества;
- формирование здорового образа жизни детей и подростков;
- разработка и внедрение методических материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, а также формирующих нормы социального поведения, характерные для гражданского общества;
- создание информационного пространства района по данному направлению.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для совершенствования системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для получения обязательного образования и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
- формирование основы для развертывания социально-клубной работы по месту жительства, волонтерского движения, развития и укрепления системы работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства;
- формирование здорового образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, преступности среди учащейся молодежи;
- развитие культуры межэтнических отношений;
- организация системы своевременной юридической, психолого-педагогической помощи подросткам, попавшим в зону юридического, социального или личностного конфликта;
- формирование правовой культуры подростков, включающей практические навыки предупреждения правонарушения, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него;
- формирование у детей представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми и нравственными нормами, правилами культуры поведения;
- формирование у подростков отношения нетерпимости к аморальному образу жизни и противоправным поступкам;
- создание в системе дополнительного образования условий для обучения и воспитания детей, оказавших в социально опасном положении;
- совершенствование принципов и механизмов управления воспитательной работой, создание новых образцов управленческой деятельности, направленной на развитие социальной защищенности учащихся;
- усиление роли семьи в воспитании детей;
- привлечение к совместной деятельности всех заинтересованных ведомств и организаций.
Организационные формы и основные направления деятельности
по реализации программы «Ориентир»
1 Развитие нормативно-правовой базы
Мероприятие
Сроки
исполнения
1
2
1.1 Проведение мониторинга действующих правовых и нормативных актов по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних и обучения, воспитания детей и молодежи
В течение года
1.2 Разработка рекомендаций об организационном и методическом взаимодействии образовательных учреждений со всеми субъектами профилактики и воспитания
Постоянно
1.3 Введение в действие нормативных правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровье обучающихся
Постоянно
2 Профилактическая деятельность
2.1 Анализ состояния преступности школьников в районе, организации летней занятости подростков девиантного поведения
Ежеквартально
2.2 Продолжить проведение сверки по движению учащихся школ района. Принимать меры по возвращению подростков на занятия для получения ими обязательного основного общего образования
1 раз в полугодие постоянно
2.3 Обобщать информацию по школьникам и семьям, находящимся в социально опасном положении, состоящим на учете в ОУ и ПДН
В течение всего периода
2.4 Проведение дней и месячников профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков
Согласно графику ПДН, апрель
2.5 Участие в проведении межведомственных операций и рейдов «Забота», «Подросток», «Безнадзорник», «Неблагополучная семья», «Без наркотиков», «Милиция - детям», «Всеобуч»
Постоянно
2.6 Организация профилактических мероприятий управления образования совместно с КДН и ЗД ПДН и ОРУИМ по предупреждению безнадзорности и преступности школьников с учетом требований Закона РФ №__ ____ г.
Ежегодно
2.7 Организация индивидуальной работы с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им социальной, педагогической, психологической, медицинской помощи для преодоления проблем в обучении и поведении
Постоянно
Продолжение табл.
1
2
3. Формирование здорового образа жизни
3.1 Проведение акции «XXI век - век без наркотиков»
Ежегодно,
в ноябре
3.2 Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами, и проведение с ними индивидуальной работы
В течение
всего периода
3.3 Проведение мониторинга распространенности злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в целях обеспечения анализа наркоситуации в детско-молодежной среде, выявления негативных тенденций ее развития и принятия необходимых организационно-методических мер
В течение
всего периода
3.4 Создание в каждом образовательном учреждении кабинета по профилактике наркомании
___-___ гг.
3.5 Внедрение в практику работы ОУ программ и методик, направленных на формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактику злоупотребления психоактивными веществами
В течение
всего периода
3.6 Создание системы обучения и воспитания через учебные предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий употребления психоактивных веществ (биология, химия, ОБЖ, история и др.)
В течение
всего периода
3.7 Организация групп взаимопомощи по предупреждению употребления ПАВ среди несовершеннолетних из числа положительно ориентированных подростков
Постоянно
3.8 Реализация программы «Дети. Образование. Милиция» (ДОМ) совместно с международной организацией «Проект Гармония» по профилактике наркомании и ВИЧ-инфицирования на базе ОУ района
___-___ гг.
4. Формирование правовой культуры подростков
4.1 Совершенствование гражданско-правового образования школьников, обучение подростков основам юридических наук, через учебные предметы, введение спецкурсов, во внеурочной работе
В течение
всего периода
4.2 Организация встреч подростков, склонных к правонарушениям с работниками правоохранительных органов
Ежеквартально
4.3 Издание школьных правовых газет и журналов с рубриками:
- «Права ребенка»
- «Криминальная опасность»
- «Юридическая консультация»
- «Азбука выживания»
Постоянно
Продолжение табл.
1
2
- «Знать, чтобы не оступиться»
- «Скоро в армию»
- «Школа жизни»
- «Пацан, ты влюбился»
- «Возьми на заметку»
- «На досуге» и др.
4.4 Использовать районную газету «Историческое шоссе» для пропаганды и информированности населения по вопросам профилактики безнадзорности, преступности, наркомании, досуга детей и подростков
Постоянно
5 Развитие дополнительного образования
5.1 Изучение интересов и потребностей обучающихся в
дополнительном образовании
Ежегодно, сентябрь-октябрь
5.2 Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам
В течение
всего периода
5.3 Создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста, в том числе подростков девиантного поведения
В течение
всего периода
5.4 Проведение профильных оздоровительных лагерей по направлениям:
Межшкольные:
«Выбор» - социально-психолого-педагогической поддержки, для детей, оказавшихся в социально опасном положении
В период
каникул
- Оборонно-спортивный
- Компьютерный
- Спортивно- туристический
- «Светофор»
- «Юный пожарный»
- «Актив»
Школьные:
- интеллектуальный
- экологический, валеологический
- краеведческий
- экономический и др.
5.5 Приобщение подростков, оказавшихся в социально опасном положении, к участию в районных, городских и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях
Постоянно
Продолжение табл.
1
2
6 Работа с семьей
6.1 Выявление родителей «группы риска» и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи. Работа с банком данных района
Постоянно
6.2 Организация индивидуального семейного консультирования родителей из «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В течение
всего периода
6.3 Привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания всесторонней помощи «проблемной» семье
Постоянно
6.4 Оказание практической помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома
По необходимости
6.5 Продолжить работу по проведению педагогического всеобуча на основе районной программы «Образование родителей» с целью повышения педагогической культуры и просвещения родителей
Постоянно
6.6 Использовать в работе районные родительские собрания как эффективную форму взаимодействия управления образования, образовательных учреждений и родителей
1 раз в полугодие
6.7 Сделать традиционной акцию «Семьи ______ района против наркотиков»
Ежегодно, в ноябре, апреле
7 Работа по месту жительства
7.1 Выявление учащихся, посещающих неформальные группировки, в том числе с противоправной направленностью
Постоянно
7.2 Организовать индивидуальную профилактическую и воспитательную работу по разобщению групп школьников, склонных к противоправным действиям
Постоянно
7.3 Создание воспитательного пространства района:
- взаимодействие с учреждениями культуры и общественными детскими и молодежными организациями, работающими в районе;
- увеличение охвата занятиями по интересам в подростковых клубах («Юность», «Факел», «Алый парус», «Ровесник», «Цружба», «Цзержинец», «Знай и умей»);
- организация и проведение праздников улиц и дворов;
Окончание табл.
1
2
- проведение работы по благоустройству школьных дворов и микрорайона
7.4 Проведение спортивных соревнований, творческих конкурсов между детьми, молодежью, жителями микрорайонов
В течение
всего периода
7.5 Работа с населением микрорайона по выявлению неблагополучных семей, мест концентрации подростков девиантного поведения и принятие своевременных профилактических мер
Постоянно
8 Информационная, научно-методическая деятельность
8.1 Проведение совещаний, обучающих семинаров, "круглых столов" по вопросам безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних
1 раз в квартал
8.2 Разработка рекомендаций для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях
_____ г.
8.3 Проведение социологических исследований, анкетирования, анализ полученных результатов
Постоянно
8.4.Распространение методических, информационных пособий и положительного опыта работы по вопросам профилактики
Постоянно
9 Работа с педагогическими кадрами
9.1 Углубленное образование руководителей и педагогов в области правового, гражданского воспитания
Постоянно
9.2 Повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей
Постоянно
9.3 Повышение квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в современных подходах к воспитанию и профилактике
Постоянно
Координация и контроль за реализацией Программы
Координация и контроль за реализацией Программы возложена на методический Совет округа и экспертный Совет при ИМЦ (далее совет)
Совет:
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;
- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Программы;
- координирует взаимодействие заинтересованных ведомств и организаций по развитию системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;