- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Диагностические технологии в работе социального педагога
Диагностические технологии в работе социального педагога
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гилева Е.В. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на ГМО социальных педагогов.
Тема: «Диагностические технологии в работе социального педагога»
Подготовила: социальный педагог лицея «Серпухов» Гилева Елена Вячеславовна
5 ноября 2014 уч. год.
Диагностические технологии в работе социального педагога
Диагностика (с греческого - способный распознавать) - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз - это определение состояния объекта. Выделяют несколько видов диагностик.
-
Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.
Диагностический минимум:
1 класс - Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Н. Лусканова.
4 класс - Мотивационная анкета (Н. Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).
5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.
8 класс - Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.
10 класс - профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кондаш).
Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:
-
низкая познавательная активность и личностная незрелость;
-
низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
-
повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
-
немотивированность, неадекватность поведения;
-
отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;
-
сохранение инфантильности, слабоволие;
-
раннее половое развитие.
-
Социальная диагностика - это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
-
Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
-
Существуют ли проблемы среди членов семьи?
-
Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
-
Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
-
Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
-
Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
-
Педагогическая диагностика - это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
-
изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
-
диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
-
изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
-
личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
-
нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
-
Социально-педагогическая диагностика - это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов:
Методы исследования:
1). Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.
2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.
4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.
5). Метод ранжирования - это расположение по значимости (по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.
6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.
7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности - художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.
8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.
Алгоритм проведения диагностик:
-
Определение цели и задач исследования. Основная цель изучения заключается в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: -выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.
-
Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
-
Выбор методик изучения.
-
Подготовка диагностического инструментария.
-
Исследование испытуемых.
-
Обработка и интерпретация результатов исследования.
В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:
-
Опросник А. Басса и А. Дарк. Качества: все виды агрессии.
-
Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
-
Тест "Конфликтная ли вы личность?" Качества: конфликтность.
-
Тест - опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
-
Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
-
Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.
-
Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.