Диагностические технологии в работе социального педагога

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Выступление на ГМО социальных педагогов.

Тема: «Диагностические технологии в работе социального педагога»

















Подготовила: социальный педагог лицея «Серпухов» Гилева Елена Вячеславовна



















5 ноября 2014 уч. год.



Диагностические технологии в работе социального педагога



Диагностика (с греческого - способный распознавать) - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз - это определение состояния объекта. Выделяют несколько видов диагностик.

  1. Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.

Диагностический минимум:

1 класс - Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Н. Лусканова.

4 класс - Мотивационная анкета (Н. Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).

5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.

8 класс - Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.

10 класс - профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кондаш).

Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:

  • низкая познавательная активность и личностная незрелость;

  • низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;

  • повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;

  • немотивированность, неадекватность поведения;

  • отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;

  • сохранение инфантильности, слабоволие;

  • раннее половое развитие.

  1. Социальная диагностика - это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:

  • Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?

  • Существуют ли проблемы среди членов семьи?

  • Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?

  • Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?

  • Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?

  • Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?

  1. Педагогическая диагностика - это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:

  • изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;

  • диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;

  • изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

  • личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;

  • нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.

  1. Социально-педагогическая диагностика - это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов:

Методы исследования:

1). Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.

2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.

4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.

5). Метод ранжирования - это расположение по значимости (по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.

6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.

7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности - художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.

8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.

Алгоритм проведения диагностик:

  1. Определение цели и задач исследования. Основная цель изучения заключается в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: -выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.

  2. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.

  3. Выбор методик изучения.

  4. Подготовка диагностического инструментария.

  5. Исследование испытуемых.

  6. Обработка и интерпретация результатов исследования.

В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:

  1. Опросник А. Басса и А. Дарк. Качества: все виды агрессии.

  2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.

  3. Тест "Конфликтная ли вы личность?" Качества: конфликтность.

  4. Тест - опросник Шмишека. Качества: акцентуация.

  5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.

  6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.

  7. Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.



© 2010-2022