Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы по коррекции поведения

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы и методы работы социального педагога общеобразовательной школы по коррекции поведения

Так, работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. Почему же порой невозможно изменить ситуацию обычными воспитательными средствами? В основном это происходит, когда искривления личности окончательно сформировались, ребенок психологически «отвердел», стал менее пластичным, трудно поддается или активно сопротивляется воздействию педагогов и родителей .

Первая задача перевоспитания - преодолеть сопротивление школьника воспитанию, вторая, искоренить негативные качества личности, препятствующие нормальному развитию ребенка, и третья - включить его в общий учебно-воспитательный процесс в школе.

Решая первую задачу, воспитателю необходимо изменить отношения «трудного» ребенка к школе, к окружающим людям и к себе. Такие ребята, как правило, считают окружающих фальшивыми, корыстными, алчными, примитивными и злыми, а себя, либо героями, безнадежно, фатально несчастными, бесполезными, никому не нужными и т.д. Это не случайно, поскольку отрицательное отношение к людям порождает их ответную, адекватную реакцию, которая в свою очередь вызывает негативную реакцию у «трудного» школьника. Если не разорвать этот замкнутый круг, то дальнейшее полноценное развитие ребенка невозможно. Искривление личности не ограничивается, скажем, только областью поведения и привычек. Искаженными могут быть области сознания, эмоции и воли. Поэтому при перевоспитании приходится перестраивать и убеждения, и привычки, и эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Необходимо избавить школьника от тех психологических установок, которые определяют его поведение и не дают ему поступать и даже рассуждать правильно. Ведь сложившиеся убеждения, вернее переубеждения соответствуют потребностям человека объяснить жизненные трудности и проблемы, оправдать собственное поведение, многократно воспроизводятся в размышлениях и беседах. Таким образом, предубеждения становятся привычными. Вместе с навыками и привычками поведения они образуют мощный блок психологических стереотипов, который определяет «окаменелость» трудного школьника. Его нельзя перевоспитать, не разрушив эти стереотипы. Задача воспитания в том, чтобы помочь ребенку преодолеть свой эгоизм, научить его правильно воспринимать окружающих и сотрудничать с ними. Кроме того, необходимо изменить его ценностные ориентации, мировоззрение. Отклонения в поведении (девиантное поведение) - поступки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные нормы, обычаи и традиции. Чтобы предупредить отклонение в поведение, необходимо прежде всего познакомить их с этими нормами. Далее вовлечение детей в деятельность поможет им в приобретение навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наиболее воспитательную ценность имеет труд производительный, когда сами уже продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из форм участия подростков в труде, самообслуживание, организуя которая может показать ребятам его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой и дома по хозяйству приучает детей заботится о близких, воспитывает в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы труд был не в тягость, чтобы он был разнообразным и интересным. В труде и общение, в разнообразной деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются её цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так называемый метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменения в сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. В чем выражается педагогическая поддержка трудного ребенка? Социальный педагог помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу надо спланировать так, чтобы он верил в реальность поставленной цели. Эти задачи можно решить только признание личности, задатков, способностей ребенка, для чего проводятся опрос, анкетирование интересов. С целью социализации подростка, социальный педагог организует разнообразные дела, например конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей для школьного кабинета, участие в ремонте школы и т.д. Работа с детьми «группы риска», с подростками обязательно предполагает, процесс предупреждения или преодоления различных отклонений в поведение ребенка. Процесс перевоспитания представляет трудность как для воспитанника так и воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути, воспитатель поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться её осуществления. Процесс перевоспитания можно подразделить на 4 этапа. Первый этап- изучение подростка и окружающей его среды. Второй этап-обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности. Третий этап - это процесс накопления подростом нравственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно держать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения Цель социального педагога в работе с «трудными» состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить пути дальнейшего поведения. В этом ему помогает ориентация на идеал, обрести который помогает ему социальный педагог. На всех перечисленных этапах воспитатель выступает в роли консультанта. Следует также учитывать, что в процессе перевоспитания кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание товарища. В реабилитационном центре социальный педагог работает с группой, изучает группу в целом. Он должен знать все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на каждого подростка, какие дела больше всего интересуют группу, как она строит свои отношения со средой. Следует помнить, что группы трудных подростков часто характеризуют враждебность, агрессивность, замкнутость по отношению к внешнему миру. Педагог изменяет обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков, включением в группу воспитанных подростков. Используются, как обычные методы и средства, так и специфические. Начиная, воспитатель принимает усиленные меры для включения воспитанника в увлекательные дела. Многообразная полезная деятельность в группе, надежное средство воспитания. Учитывая сопротивление «трудного» надо найти для него дело, которое его действительно увлечет. Такое дело должно быть скорее практического свойства; максимально соответствовать потребностям и интересам ребенка, не требовать длительной предварительной подготовки, так как необходимо быстро достичь запланированного результата.

Полезную деятельность на этом этапе перевоспитания не следует нагружать излишним «воспитательным» содержанием, гораздо важнее включить школьника во взаимодействие с другими ребятами. Вряд ли ребенок может сразу избавиться от вредных привычек, поэтому опытный воспитатель временно «не заметит» его проступков, пропустит мимо ушей неудачные высказывания и даже защитит от нападок других ребят. Если же избежать критических замечаний нельзя, то он найдет смягчающие обстоятельства и укажет на них в присутствии других школьников. Такая тактика вызовет положительные эмоции воспитанника, которые помогут скорректировать его поведение, а возможно, и дадут толчок к его перевоспитанию. Бывают ситуации, когда найти факты положительного поведения подростка, на которые можно было опереться, невозможно. В этом случае стоит подобрать такое легкое и приятное задание, которое ребенок с удовольствием выполнит, а потом похвалить его за хорошую работу. Однако нарочитость такой тактика должна быть надежно скрыта. Успешное сотрудничество и повторяющиеся факты положительного поведения «трудного» ребенка станут основой для развития новых отношений. Воспитатель может доверить школьнику, например, более свободно распоряжаться своим временем или самому решать, в каком порядке выполнять некоторые задания.

Конечно, доверие необходимо сочетать с контролем. Доверие воспитателя, свобода и самостоятельность отвечают потребностям школьника, поэтому положительно настраивают его по отношению к воспитателю и школе. Если учитель решается доверить такому подростку руководство некоторыми групповыми делами, то, как правило, он оказывается прав. Известны не мало случаев, когда доверие преображала школьника, снимало сопротивление воспитанию и превращало «трудного» ребенка в нормального воспитанника. В работе с «трудными» ребятами акцент надо делать, прежде всего, на таких методах и приемах, которые позволяют снять сложившуюся напряженность в его отношениях со школьным окружением, нормализовать его самочувствие. По отношению к трудным общая методика воспитания должна быть несколько видоизменена. Так, в доказательствах, которые используются в методике убеждения целесообразно привести, прежде всего, наиболее известные факты и яркие наглядные примеры. В методике формирования стереотипов поведения упор делать не на приучение, а на организации жизнедеятельности и общественные поручения. А в методике формирования эмоционально-волевой сферы личности. не на прямых требованиях и наказаниях, а на личный пример воспитателя, игровой подход, косвенные формы требования, поощрения, соревнование, ситуацию успеха и на доверие. Основное средство коррекции поведения трудных детей - организация их жизнедеятельности. Учитывая нелюбовь трудных к учению, целесообразнее предлагать им такие виды деятельности, как спорт, игра, труд, путешествия. В общении с такими ребятами надо избегать авторитарного стиля. Повышение голоса, окрик, приказной тон и давление педагога способны только усилить сопротивление воспитанника.

А такие средства, как поощрение, моральная поддержка и даже различные просьба, дают, как правило, положительные результаты. Просьба педагога, например, просьба помочь, обычно вызывает готовность ученика, мобилизует силы на преодоление трудностей, пробуждает радость, воодушевление, гордость, вовлекает его в деятельность. Это, кстати, может стать предлогом для вовлечения ученика в откровенный разговор. Известно, что детское сообщество оказывает сильное влияние на любого ребенка. Поэтому воспитателю стоит всячески раскрывать привлекательность школьного и классного коллективов в глазах «трудного». И в то же время принимать все возможные меры для отвлечения его от нежелательного общения. Если оно по-прежнему будет влиять на воспитанника, то усилия не дадут положительного результата. Гораздо сложнее преодолеть влияние неблагополучных семейных отношений. Семья -это вполне самостоятельный социальный организм, и воспитатель не обладает возможностью изменить ее жизнь.

Однако он может оказать содействие и помощь семье в воспитании детей. Возможно, рассмотренные меры покажется недостаточно эффективными, поскольку не всегда и не сразу дают заметный воспитательный эффект. Но сохранение негативных качеств личности не обязательно говорит о бесполезности этих мер. Ведь многие изменения в личности накапливаются постепенно и не всегда обнаруживаются сразу. Однако если серьезных сдвигов действительно нет, тогда (и только тогда!) можно применить. Основное средство воспитания детей- это организация их жизнедеятельности. Учитывая нелюбовь трудных к учению, целесообразнее предлагать им такие виды деятельности, как спорт, игра, труд, путешествия. В общении с такими ребятами надо избегать авторитарного стиля. Повышение голоса, окрик, приказной тон и давление педагога способны только усилить сопротивление воспитанника. А такие средства, как поощрение, моральная поддержка и даже различные просьба, дают, как правило, положительные результаты. Просьба педагога, например, просьба, помочь, обычно вызывает готовность ученика, мобилизует силы на преодоление трудностей, пробуждает радость, воодушевление, гордость, вовлекает его в деятельность. Это, кстати, может стать предлогом для вовлечения ученика в откровенный разговор. Известно, что детское сообщество оказывает сильное влияние на любого ребенка. Поэтому воспитателю стоит всячески раскрывать привлекательность школьного и классного коллективов в глазах «трудного». И в то же время принимать все возможные меры для отвлечения его от нежелательного общения. Если оно по-прежнему будет влиять на воспитанника, то усилия не дадут положительного результата. Гораздо сложнее преодолеть влияние неблагополучных семейных отношений.Семья - это вполне самостоятельный социальный организм, и воспитатель не обладает возможностью изменить ее жизнь. Однако он может оказать содействие и помощь семье в воспитании детей. Возможно, рассмотренные меры покажется недостаточно эффективными, поскольку не всегда и не сразу дают заметный воспитательный эффект. Но сохранение негативных качеств личности не обязательно говорит о бесполезности этих мер. Ведь многие изменения в личности накапливаются постепенно и не всегда обнаруживаются сразу. Однако если серьезных сдвигов действительно нет, тогда (и только тогда!) можно применить. Подчеркнём, специфические способы перевоспитания применяются только при недостаточной эффективности использования тех мер, которые мы рассмотрели. Первый способ связан с кардинальным изменением ближайшего окружения ребенка. в школе ребенок дружит с детьми, которые отрицательно действуют на него, и эти контакты не поддаются изменению, то следует перевести его в другой класс или даже другую школу. Эта мера позволяет иногда включить ребенка в иные отношения с окружающими. Но применять эту меру следует исключительно осторожно, чтобы не превратить школьника в постоянного изгоя детского сообщества в затравленное и враждебное обществу существу. Если личность ребенка калечит семья (есть немало таких семей, погрязших в пьянстве, наркомании, разврате и преступлениях), школа по инициативе воспитателя вправе поставить переел органами власти вопрос о лишении родителей «трудного» ребенка родительских прав и помещение его в закрытое воспитательное учреждение (школу-интернат, детский дом и т.д.). Конечно, делается это в исключительных случаях, когда такое решение оказывается единственным возможным. Другой сильнодействующий метод-так называемый «педагогический взрыв». Этот метод, предложенный А. С. Макаренко, заключается в создании ситуации, которая приводит к сильному одномоментному эмоциональному потрясению ребенка. Одновременно возникают и сочетаются возбуждение и подавленность, замешательство, недовольство собой, сомнения в правильности своих действий и поведения. Человек, как говорят, «теряет почву под ногами» и начинает искать выход из такой ситуации. Нередко наступает то, что психологи называют озарением. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что может достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки (интернет ресурсы) .

Пусковым механизмом «взрыва» может стать не ожидаемое воспитанником резкое изменение привычных и весьма значимых для него обстоятельств. Следует иметь в виду, что резкое искоренение привычек, как пишет К. Д. Ушинский, «может возбудить в воспитаннике ненависть к воспитателю, который так насилует его природу, развить в воспитаннике скрытность, хитрость, ложь и самую привычку обратить в страсть» .

Так, С.А. Макаренко рассказывает что, набрав большую группу беспризорников на железнодорожной станции, воспитанники его коммуны включали ее в центр парадно одетой и безукоризненно выстроенной колонны коммунаров и под марш собственного оркестра строем проводили через город. После того как в коммуне беспризорники были отмыты, пострижены и переодеты в коммунарскую одежду, их тряпье сложили посреди двора в кучу, облили бензином и перед строем коммунаров под звуки оркестра сожгли в огромном костре. Беспризорникам казалось, что сгорает их прежняя страшная жизнь. Антон Семенович писал, что эмоциональное потрясение беспризорников было столь сильным, что стало решающим в их перевоспитании. Началом перевоспитания может быть неожиданное, эмоциональное осуждение поступков «трудного» значимыми окружающими. Например, гневное обсуждение поступка ребенка на отрядном сборе (в оздоровительном лагере), на классном или школьном собрании, даже «суде». Если недовольство окружающих накопилась и «чаша переполнилась», то обсуждение принимает энергичный и жесткий характер. Товарищи могут потребовать исключить нарушителя из своего сообщества. Внезапно открывшее противоречие между представлением ребенка о себе и оценкой окружающих оказывает, как правило, ошеломляющее воздействие. Такое же действие может оказать бойкот со стороны одноклассников или учеников школы. Педагогический «взрыв» - мощное средство способное расшатать систему вредных стереотипов и создать ситуацию.

Школьник вынужден искать пути, обеспечивающие ему новое положение в группе, школе и обществе. Но чтобы «взрыв» имел необходимый воспитательный эффект, должны быть соблюдены некоторые условия. Прежде всего, он должен назреть. Это значит, во-первых, что педагогический взрыв должен быть предопределен недопустимым поведением ребенка. Тогда, пусть на подсознательном уровне, он признает справедливость суровой реакции окружающих. Но недопустимо подвергать такому испытанию случайно отступившегося школьника.

Во-вторых, и школьники, и педагоги должны быть убеждены в обоснованности действий воспитателя, организовавшего «взрыв». Только их совместное воздействие, основанное на уверенности в своей правоте, может привести к положительному результату. Педагогический взрыв создает крайне тяжелую для воспитанника ситуацию, которую затягивать нельзя. Например, бойкот со стороны ближайшего окружения не должен длиться более недели: при первых признаков изменения позиции воспитанника его надо прекратить. Иначе у ребенка сложится представления о безысходности своего положения, а потеря перспективы опасна для человека. Поэтому при обсуждении поведения трудного ребенка необходимо показать, какие пути могут изменить его положение к лучшему. Эффективность «взрыва» зависит не только от его продуманной организации и разрешения, но и от обоснованности прежней (до «взрыва») и последующей (после него) воспитательной работы педагогов с этим подростками. (интернет ресурсы).

Современная система социального воспитания достаточно разнообразна. Она включает приемы и методы, направленные на социализацию личности; пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с другими людьми. При организации и выборе методов воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на ребенка влияют: природа, семья, школа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни, ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе. Методы работы социального педагога могут быть групповые и индивидуальные. Работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка. Ученые классифицировали методы социального воспитания, определив их как «способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно - образовательной средой, обеспечивающих формирование социально значимых отношений и качеств личности.

Методы социального воспитания подразделяются: В зависимости от того, на что они направлены: формирования сознания (оценок, взглядов, понятий, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений, самовоспитание личности, формирование социально приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: организация деятельности, метод общения, опека, самореализация и коррекция действий. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, мнение, тренировка, общение - диалог, переучивание, создание новой среды: изменение поведения, изменение среды, изменение ситуации, отношений. Из этого обилия методов рассмотрим: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические. Социально-экономические метод близок к работе социального работника. Это работа в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, помощь семье. Организационный метод направлен на организацию коллектива, отношений в коллективе, организацию помощи «трудному», семье, создание секций, клубов. К организации коллектива следует отнести дисциплину и режим. Цветовые тесты (Люшера), (описание своей жизни в предпочтительных цветах) дает возможность представить не только эмоциональное состояние ребенка, но и отношение к родителям, к друзьям, к себе. Метод поддержки личности применяется, когда ребенок находиться в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что в корне изменить, в том числе цель жизни. Методы преодоления конфликта социальному педагогу приходиться разбираться в различных конфликтах: в школе, в семье, между сверстниками. Прежде всего выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников - это усложнит решение проблемы. Находит положительные точки соприкосновения конфликтующих, чаще это общая деятельность. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими. Методы коррекции развития.

Так сегодня принято называть педагогическое воздействие на физически здорового ребенка с отклонениями в поведении. Эти методы направлены на то, чтобы исправить недостатки ребенка, научить его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное и опираться на него. Педагог помогает ребенку научиться руководить своим состоянием, общаться с людьми, выработать приемлемые в обществе нормы поведения. Социальному педагогу важно знать причины отклонений в поведении ребенка и постараться нивелировать их. Не каждый «трудный ребенок» в состоянии справиться с усвоением объема знаний, предусмотренных программой.

Таким образом, методы коррекции в работе с детьми «группы риска», с родителями предполагают изменение отношений родителей к проблеме детей, включение родителей к процессу воспитания или перевоспитания. Родители не всегда понимают особенности личности ребенка, завышая или занижая его возможности. Им необходимы квалифицированные консультации врача, психолога, педагога.

В процессе развития личности следует обратить внимание на важность самовоспитания. Самовоспитание-это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности. Это социальный процесс изменения человека, его духовное, физическое, нравственное, совершенствование.

Ф.Бэкон писал: «Человеку недостаточно познать себя, нужно найти такой способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя в конце изменить себя». (интернет ресурсы).

Самовоспитание - сложный процесс. Соответственно, сложным является и побуждения ребенка к самовоспитанию.



© 2010-2022