Социально-психологическая адаптация и социализация – важное условие профилактики социально-негативных явлений

Раздел Социальному педагогу
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-психологическая адаптация и социализация - важное условие профилактики социально-негативных явлений.


Ангелэльф И.Б., методист МБУ ДПО «ИМЦ»

Социализация - это адаптация к существующему обществу, строю, государству.

Социально-психологическая или социальная адаптация предполагает приобщение личности к новым группам, а также видам деятельности, которые имеют место в данном социуме. Этот вид адаптации понимается как результат процесса различных изменений, в частности, социальных, социально-психологических, морально-психологических, демографических и т.д. Социальная адаптация относится к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности учащегося, являясь показателем его зрелости. В этом случае подчеркивается активность школьника в процессе освоения социального опыта, поскольку в ходе социализации учащийся не просто усваивает социальный опыт группы, но субъективно преобразовывает его в собственные социальные установки, социальные ожидания, ценностные ориентации и т.п.

Социальная адаптация имеет непрерывный характер, адаптационные процессы происходят постоянно, так как постоянно происходят изменения в социальных условиях и в нас самих. Основными функциями социально-психологической адаптации являются формирование средств, нахождение условий и форм для свободного прогрессивного развития личности школьника в новой социокультурной среде.

В ряде подходов социальная адаптация рассматривается как состояние взаимоотношений личности учащегося и группы , при котором школьник без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности, при этом имеет значение положение ребенка в обществе, его права, гарантии нормальной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к проблемам детства.

В связи с этим выделяют нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации.

Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности учащегося в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры и одновременно без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. эта адаптация может быть защитной, незащитной и смешанной. В защитной адаптации проявляется действие основных защитных механизмов личности (агрессии, рационализации, регрессии, проекции и других). Актуализация того или иного защитного механизма зависит от того, насколько ситуация является сложной для данного учащегося, а также от внутренних условий, особенностей и общего психологического состояния человека. Незащитная адаптация происходит, когда личность оказывается в нефрустрированной проблемной ситуации, требующей от неё принятия рациональных решений. Эти процессы идут без использования защитных механизмов, с помощью познавательных операций, механизмов целеполагания, групповых социально-психологических процессов и решения задач, различных форм социальной уступчивости (например, конформного поведения, но без защитных механизмов) и тому подобного. Смешанная адаптация происходит, когда личность частично фрустрирована, но стоит перед конструктивными задачами, связанными с её социальными ролями. Тогда могут одновременно или в какой-либо последовательности актуализироваться либо защитные, либо когнитивные механизмы. То, насколько эффективно и быстро справится несовершеннолентний со стоящей перед ним задачей, зависит от удачного сочетания и применения обоих видов адаптации.

Девиантная адаптация - это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением. Выделяют два типа девиантной адаптации: неконформистская и новаторская. Неконформистская адаптация - это такой процесс, благодаря которому личность преодолевает внутригрупповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами и вследствие этого оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями, так как последние испытывают постоянную фрустрированность, связанную с реализацией человеком неконформистской адаптации. В данном случае учащийся может либо оказаться выключенным из социального окружения, либо создавать вокруг себя зону постоянного напряжения и конфликтов. Новаторская адаптация - это действия творческой личности, которой тесно в существующих рамках, и которая преобразует общество в соответствии со своими убеждениями. При этом учащийся должен обладать очень высокой степенью активности и в то же время устойчивостью к воздействиям окружающих, высокой личностной силой, личным потенциалом.

Патологическая адаптация - это социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т.е. когда группа имеет патологизированные нормы.

Сложным является вопрос с показателями социально-психологической адаптации. Это значит, что показатели адаптации определяют жизнеспособность и выживаемость как индивида, так и группы. Также отмечаются показатели, связанные с переосмысление ситуации, эффективности решения трудных ситуаций в учебной деятельности.

Существуют два основных термина относительно показателей адаптации: адаптивность -неадаптивность и адаптированность - дезадаптированность, которые в принципе означают одно и то же, а именно, результат адаптационного процесса с точки зрения успешности его завершения. Первая диада чаще рассматривается по отношению к анализу функционирования целеустремленной системы. рассматривает соотношение адаптивности - неадаптивности, которое определяется соответствием (несоответствием) между целями личности или системы и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Показателем социальной адаптации является согласование целей и результатов, что лежит в основе анализа самодостижения деятельности. Неадаптивность означает существование противоречивых напряженных отношений между целью и результатами, которое с одной стороны, неизбежно, но с другой стороны, является источником динамики деятельности, ее реализации и развития. Выход из состояния неопределенности, напряженности, неуверенности, ставшего в последнее время проявлением нестабильного состояния практически всех сфер жизни общества, многие подростки ищут и находят в социальной среде, в том числе в различных компаниях, группировках, объединениях, которые могут и предлагают им самые различные личностные и социальные ориентации.

Социальная адаптированность предполагает наличие у несовершеннолетнего определенных навыков и способов взаимодействия. Такими являются: свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия; осознание деятельностной среды (социальной и физической, окружающей человека; осознание своих потребностей и ценностных ориентации, и способность воздействовать на среду для достижения своих целей и удовлетворения своих основных потребностей); способность учащегося самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой; принятие социальной роли. Кроме того, к навыкам и способам адаптивного поведения относят умение конструктивно разрешать конфликтные и напряженные ситуации; способность брать ответственность на себя за свои поступки, проявления.

Выделяются объективные и субъективные критерии социальной адаптированности:

- объективные критерии отражают степень реализации учащимся в своем поведении норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе;

- субъективные - положительное отношение к членству в данной социальной группе, к существующим условиям для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

Для понимания нормальной адаптации важно учитывать также и ее направленность: внешнюю и внутреннюю. Внешняя адаптация состоит в процессе приспособления к внешним ситуациям и осуществляется путем их сохранения или устранения. Внутренняя может направляться на различные цели: это может быть разрешение внутренних конфликтов и проблем личности, освоение и присоединение нового адаптивного механизма к уже имеющимся в арсенале учащегося, либо приспособление адаптивного механизма ко всей структуре личности.

Существует: 1) начальная стадия - когда учащийся знает, как он должен вести себя в новом коллективе, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и, где может, отвергает их, придерживаясь прежней системы ценностей; 2) стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; 3) аккомодация - признание и принятие учащимся основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании некоторых ценностей ученика его новой средой; 4) ассимиляция - полное совпадение систем ценностей ученика и школы, класса. (Л.В. Ключникова выделяет уровни адаптации в соответствии со следующими интегральными показателями адаптированности: социальное самочувствие (интернальность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт); интеграция с местным населением; активность (собственная активность в достижении целей, доминантность); согласованность индивида и среды; оптимизм. Поэтому основными показателями социально-психологической адаптации автор считает такие как: оценка самочувствия; включенность во взаимодействие с местным населением (по типу интеграции); активность в достижении целей; согласованность индивида со средой; оптимизм.

Таким образом, социальная адаптация выступает как процесс активного приспособления учащегося к условиям социальной среды, в результате которого происходит принятие целей, норм группы, социальных ролей и других характеристик социальной среды. Характер и результаты адаптационного процесса будут зависеть от многих факторов, прежде всего, таких как целей и ценностных ориентации учащегося, которые были заложены в семье, возможностей их достижения в социальной среде. Эффективность социально-психологической адаптации во многом зависит от того, насколько адекватно учащийся воспринимает свою социальную позицию, свои качества и социальные взаимоотношения.

Искаженное или неправильное представление о своем месте в социальном мире приводит к нарушениям адаптации, крайним проявлением которых может быть патологическая адаптация, отказ от взаимодействия с социальным окружением, а также различные невротические и психосоматические расстройства.

1

Внешняя адаптация

Процесс, посредством которого личность приспосабливается к внешним, объективным проблемным ситуациям

2

Внутренняя адаптация

Процесс изменения внутренних качеств личности (становление новых) под действием внешних условий

3

Реадаптация

Адаптация в новой социальной среде, группе, где преобладают другие ценности, нормы и привычные формы поведения, где другая ведущая деятельность. Адаптация сопровождается пересмотром, частичным или полным отказом от норм, ценностей, способов поведения, социальных ролей, а также от некоторых адаптивных механизмов. Процесс адаптации сопровождается серьезными изменениями личности

В общеобразовательных учреждениях необходимо внедрять новую систему социализации подростков. Концептуальной основой этой программы должны стать следующие положения :

- предварительная диагностика, определяющая необходимость социализирующих действий;

- формирование у каждого из учащихся представления о себе как о личности;

- воспитание навыков эффективного взаимодействие с окружающими;

- использование разнообразных интерактивных методик: игровых, проблемных, коммуникативных и др.

Работа по обозначенной программе способствует овладению учащимися представлениями о таких категориях и понятиях, как-то:

- здоровье и здоровый образ жизни;

- влияние окружения, которое может оказывать на формирование у человека индивидуальной позиции в отношении здоровья;

- механизмы принятия решений и способы отстаивания права на их осуществление;

- характер межличностных взаимоотношений;

- способы противостояния стрессовым ситуациям;

- последствия употребления психоактивных веществ;

- административная и уголовная ответственность за антиобщественное поведение, распространение наркотиков, противоправные действия.

Программа позволяет осуществить подбор индивидуальной программы социально-педагогических задач-проб, заданий, упражнений, тестов, имитационных ситуаций

Заключение

Социализация учащегося как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

На основании рассмотренных вопросов сформулируем следующие выводы:

  1. Профессиональная позиция социального педагога- одно из важнейших условий развития личности ребенка. Позиция - это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

  2. Важное значение имеет сформированность гуманистической педагогической позиции педагога. Гуманистическое воспитание - это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей социального педагога, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов работы с учащимися. Таким образом, вся деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку.

  3. Одним из направлений работы социального педагога, педагога-психолога является организация деятельности по профессиональной ориентации учащихся. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу профессионального самоопределения.

Литература.

  1. А.М. Караев Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3 с 124-128.

  2. А.И.Ковалева, В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы - М.: Социум, 1999. - 325 с.

  3. Д.П.Дербенев Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №1/2.

  4. Е.Емчура Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 - 135 с.

  5. Е.С.Топилина Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 - 140 с.

  6. Л.Г.Борисова, Г.С. Солодова Социология личности. Новосибирск, 1997. - 427 с.

  7. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. - М.: Просвещение, 2003. - 214 с.

  8. Ж-л «Работа социального педагога в школе и микрорайоне» , 2015г.

(подписной индекс журнала по каталогу агентства «Роспечать» 48496- полугодие, 48495 -годовой комплект) рекомендую.

© 2010-2022