- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Проект Социальному сиротству нет!
Проект Социальному сиротству нет!
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белкина О.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
Отдел образования администрации Октябрьского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №15
Педагогический инновационный проект
СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ - НЕТ!
Автор: Белкина Ольга
Александровна,
заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
Екатеринбург
2012
Краткая аннотация проекта
Проект «Социальному сиротству - нет!», реализуемый в условиях нашей школы, является частью городской программы по защите прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также детей проживающих в так называемых деструктивных семьях. Родители таких детей не лишены родительских прав, но и выполнять свои родительские обязанности не хотят или по каким-то причинам не могут. В таких случаях подготовку к самостоятельной жизни подростков частично приходится брать на себя институтам государственной власти, в том числе образовательным учреждениям. С 1 сентября 2010 года начался процесс реорганизации Центра образования №190 и МБОУ-СОШ №15 в единое общеобразовательное учреждение. Вновь созданная школа стала для таких детей не только местом обучения, но и местом, где они могут получить комплексную психолого-медико-педагогическую, социальную и правовую помощь.
Актуальность проекта. В обществе не уменьшается, а увеличивается количество неполных, асоциальных, деструктивных семей, где дети в лучшем случае предоставлены сами себе, а в худшем - плохо питаются, очень плохо одеты, никто не следит за их состоянием здоровья, к детям применяются методы физического и психологического насилия. Таких детей в Центре образования №190 насчитывалось до 30%, а в МБОУ-СОШ №15 - до 20%. Поэтому этим детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо оказание комплексной помощи, которая бы способствовала осознанному выбору жизненного пути и успешной социализации.
Проект предназначен для учащихся 7-18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их родителей. Он реализуется во взаимодействии с представителями педагогического сообщества города: предприятиями и организациями, учреждениями государственной власти, благотворительными фондами и гражданами, желающими принять участие в судьбе детей данной категории.
Проблема социального сиротства для нашего общества не новая. В той или иной степени она решается на государственном уровне, однако, не всегда эффективно. Инновационность данного проекта состоит в том, что в его реализации используется комплексный подход в реабилитации социально незащищенного подростка, компенсации неблагополучных жизненных условий и успешной социализации после школы.
Цель проекта - создание условий для полноценного развития ребёнка в соответствии с его личностными особенностями, состоянием соматического здоровья и социальным положением.
Задачи:
1. Создание банка данных детей, попадающих в категорию социальное сиротство. Изучение социально-психологического положения данных детей.
2. Определение основных направлений работы с детьми, находящимися в опасном положении.
3. Разработка модели комплексной психолого- медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям группы риска.
4. Реализация системной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Сроки реализации проекта - с сентября 2010 года по март 2012 года.
Мониторинг и оценка результатов проводится 1 раз в месяц на заседаниях Совета школы, на педсоветах, совещаниях при директоре, завуче.
В учреждении накоплен положительный опыт работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Данный проект может быть полезен различным категориям работников образования, которые занимаются воспитанием и обучением детей данной категории.
1.Общие положения
(информационная характеристика проекта)
Направления деятельности
Данный проект предназначен для учащихся 7-18 лет и предполагает создание модели жизненного и профессионального самоопределения обучающихся как фактора первичной профилактики безнадзорности и беспризорности.
Основные направления деятельности:
-Диагностико - консультативная;
- Коррекционно-развивающая;
- Лечебно- профилактическая;
- Реабилитационная;
- Просветительская;
Организация, представляющая проект
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №15
Юридический адрес: 620030, г. Екатеринбург, ул.Каменотесов д.9
Фактический адрес: 620030, г. Екатеринбург, ул. Каменотесов д.9
Руководитель проекта:
Руководитель проекта - Лызлова Лариса Николаевна - директор МБОУ-СОШ №15, руководитель высшей категории.
Автор проекта - Белкина Ольга Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель высшей категории.
Основные исполнители проекта:
Васильева Светлана Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе.
Курбачева Ирина Михайловна, заместитель директора по правовым вопросам..
Еремкина Марина Георгиевна, Семенишина Ирина Николаевна, инспекторы полиции по месту обучения детей и подростков.
Лукьянова Татьяна Васильевна, педагог-психолог первой категории.
Цуп Ирина Николаевна, психолог- профессиолог высшей категории.
Наруц Ольга Александровна, дефектолог первой категории.
Храмова Ирина Викторовна, социальный педагог первой категории.
Тимербаева Татьяна Петровна, школьный врач.
Классные руководители.
Сроки реализации проекта - с сентября 2010 года по март 2012 года.
База социально-педагогической инициативы
Единое образовательное пространство муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 15 г.Екатеринбурга и социум микрорайона общеобразовательного учреждения.
2.Содержание проекта
В настоящее время в локальных поселках Чапаевский, Компрессорный сохраняются социально-экономические и экологические факторы, которые оказывают на современного человека негативное влияние. Это безработица, увеличение числа мигрантов и беженцев из стран ближнего зарубежья, загрязнение окружающей среды и др. При этом данные негативные факторы сказываются в значительно большей степени на детях, чем на взрослых. Особенно выделяется в МБОУ-СОШ №15 проблема социального сиротства. По результатам исследований основными причинами социального сиротства являются бедность, алкоголизм и наркомания родителей, конфликты и недоразумения в семье.
Проект "Социальному сиротству - нет!" направлен на сохранение и укрепление семьи, ведь нет ничего лучшего для ребенка, чем родная и любимая семья. Родительский дом, семья являются гарантами стабильности и надежности
в изменчивом мире. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться, сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в деструктивных семьях. Отчуждение в некоторых семьях родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение социальных связей, обострение криминогенной ситуации в локальном поселке, ухудшение здоровья детского населения - все это привело к снижению уровня защищенности детей.
Кризисное состояние части семей обучающихся привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, - так называемых социальных сирот. Это явление, свидетельствует о негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно - нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. В современных условиях проблема адаптации и социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и оставшихся без попечения родителей, приобретает особую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена удаленностью нашего микрорайона от центра города, а также увеличением числа детей данной категории в связи с объединением с Центром образования №190.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 15 является многопрофильным общеобразовательным учреждением, где учащиеся наряду с общеобразовательной подготовкой, могут получить профессиональное образование и комплексную психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь.
Проект затрагивает интересы всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов), широкой общественности, жителей отдалённого городского микрорайона.
Ежегодная диагностика учащихся, вновь прибывших в МБОУ-СОШ №15 показывает, что многие из них - это дезадаптированные подростки:
- с различными формами школьной дезадаптации -25%;
- сироты и социальные сироты - около 20%;
- из асоциальных и деструктивных семей - 1/3 учащихся;
- с девиантным поведением - более половины всех учащихся;
- с делинквентным поведением;
- с зависимым поведением ( в основном табакокурение )- более трети учащихся;
- дети и подростки, имеющие проблемы физического и нервно-психического здоровья составляют около 40%.
Для диагностики и обоснованного решения проблем социального сиротства в МБОУ-СОШ № 15 работает психолого-медико-педагогическая и социальная служба ОУ, создана система воспитательной работы и организации досуговой деятельности учащихся, организована профессиональная ориентация и самоопределение, профессиональная подготовка учащихся по востребованным на рынке труда направлениям деятельности.
В своей работе по профилактике социального сиротства мы опираемся на принципы гуманности, системности и комплектности. Важное значение имеют принципы работы единой командой, соблюдения интересов ребёнка, добровольности и доверия.
Нормативно - правовое обеспечение проекта:
Конвенция о правах ребёнка. Нью - Йорк, 20 ноября 1989 года;
Семейный кодекс Российской Федерации (главы 11, 12,18-21) № 223-ф3 от 29 декабря 1995 года.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». № 120-ф3 от 24 июня 1999 года.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ф3 от 21 декабря 1996 года.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в РФ» № 195-ф3 от 10 декабря 1995 года.
Федеральное и региональное законодательство в области образования.
Федеральная целевая программа «Дети России». и другие программные документы Министерств образования и социальной защиты Российской Федерации и Свердловской области, Закон Свердловской области «О профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних в Свердловской области» от 28.11.2001г. (с изменением от 15.07.2005г.),а также Устав Центра образования № 190.
Научно -методической базой для организации работы по профилактике социального сиротства стали труды Л.И Божович, А.М.Толстых, Н.Н.Прихожан, И.В.Дубровиной.
Мы опираемся на основные положения по организации психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учебно - воспитательного процесса, изложенные в работах Битяновой М.Р., Семаго М.Н., и другие.. Большую помощь по организации работы с дезадаптированными подростками оказали книги Беличевой С.А.,Буянова М.И., Вострокнутого Н.В., научно-методические рекомендации института социальной и судебной психиатрии им. Сербского, материалы периодических изданий, конференций.
При изучении нормативно-правовых документов, анализе психолого-педагогической и методической литературы, с одной стороны, и изучения процессов, происходящих с реальной образовательной среде и ближайшем микросоциуме, с другой стороны, обнаружены ряд противоречий:
1.Между заказом государства на социально зрелую личность выпускника и педагогической и социальной запущенностью части учащихся, поступающих в нашу школу.
2. Между потребностью общества в здоровом молодом поколении и неблагополучным состоянием соматического и нервно-психического здоровья, прибывающих к нам детей и подростков.
3. Несмотря на организацию в государственном масштабе работы, направленной на сохранение и укрепление семьи, в настоящее время увеличивается количество социальных сирот при живых родителях.
Выделенные противоречия породили проблему организации комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и юридической помощи учащимся, большинство из которых проживают в неблагоприятном социуме. С дефицитом возможностей полноценного развития на жизненном старте такие дети оказались социально незащищёнными, социально ущербными, а в некотором случае даже социально опасными.
Эта ситуация потребовала неординарных способов и подходов к выполнению государственного заказа на воспитание социально зрелой личности. Поэтому коллектив нашего общеобразовательного учреждения принял решение о разработке и реализации проекта «Профилактика социального сиротства».
Объект исследования - явление социального сиротства (неблагополучные семьи).
Предмет исследования - развитие эффективных видов помощи детям и семьям группы риска по социальному сиротству.
Цель проекта - создание условий для полноценного развития ребёнка в соответствии с его личностными особенностями, состоянием соматического здоровья и социальным положением.
Задачи:
1. Создание банка данных детей, попадающих в категорию социальное сиротство. Изучение социально-психологического положения данных детей.
2. Определение основных направлений работы с детьми, находящимися в опасном положении.
3. Разработка модели комплексной психолого- медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям группы риска.
4. Реализация системной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования - если сформировать комплексную систему поддержки учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывать эффективные виды помощи детям и их семьям, то в условиях школы будет осуществляться реабилитация детей и подростков, которые смогут успешно реализовать себя в жизни.
Поставленная цель, сформулированные задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор методов исследования.
В качестве теоретических методов исследования нами определены:
- метод изучения литературы и опыта работы других учреждений по реабилитации трудных подростков;
- метод проектирования в процессе разработки внутренней и внешней модели единого реабилитационного пространства.
В качестве эмпирических методов нами использованы:
- формирующий эксперимент как комплексный метод исследования (проведение экспериментальной работы без контрольных групп, при сравнении результатов роста зависимых переменных «от достигнутого»);
- методы диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы: включённое наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, анализ документов и продуктов деятельности, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, игры, тренинги, патронат на дому, семейная психотерапия;
- формальный (количественный) метод статистической обработки полученной информации
Понятийный аппарат темы исследования.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети- сироты- это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство. (3, с.192) Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних. Понятие, близкое к опёке. Опёка - это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных ).( 3, с.445).
Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опёка и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опёка устанавливается над детьми, не достигшим возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Профилактика социального сиротства - система просветительских, социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению социального сиротства.
Беспризорность - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:
а) отсутствием постоянного места жительства (бездомностью);
б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;
в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);
г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой). Безнадзорность является серьезным криминогенным фактором. На борьбу с ней направлен Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г.
Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Ребенок, нуждающийся в государственной защите - ребенок, которому не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности.
Семья, нуждающаяся в социальном патронате - семья, которая не в состоянии надлежащим образом исполнять обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка.
Семья группы риска по социальному сиротству - семья, жизнедеятельность которой при определенных условиях может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению родителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка.
Социальный патронат над семьей - форма попечения семьи органами государственной власти и местного самоуправления (служба социального патроната) с целью восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка и защите прав и законных интересов ребенка.
Позитивная социализация - такое положение индивидуума в обществе, которое обеспечивает возможность его полного физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития с учетом социокультурных ценностей общества. План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, разрабатываемый с момента установления обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости несовершеннолетнего в государственной защите и включающий перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения, разграничение ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями) ребенка и органами государственной власти и местного самоуправления.
Индивидуальный план комплексной реабилитации и развития ребенка - акт учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации и иных социальных служб для детей, включающий в себя перечень мероприятий по комплексной реабилитации и развитию ребенка, нуждающегося в государственной защите или оставшегося без попечения родителей, сроки их выполнения и лиц, ответственных за их выполнение.
Мониторинг развития ребенка - регулярное освидетельствование ребенка, нуждающегося в государственной защите или оставшихся без попечения родителей, органом по защите прав детей с целью установления физического, психического и интеллектуального уровня развития ребенка и оценки эффективности мероприятий по его реабилитации.
Реализация проекта будет происходить в три этапа
Таблица 1
Общие сроки и этапы реализации проекта
Наименование этапа, сроки реализации
Основные функции
Ожидаемые результаты
(в форме документов и материалов)
Подготови-тельный этап,
2010 год
Диагностическая ,
прогностическая,
организационная
Программа управленческой деятельности по реализации проекта в 2010 году.
Рабочий вариант внутренней и внешней модели по профилактике социального сиротства.
График экспериментирования. Отчёт по завершению первого этапа исследования.
Этап внедрения и апробации проекта,
С 2010 по 2011 год
Исполнительская
Основные мероприятия проекта с указанием сроков проведения, исполнителей,
результатов и показателей эффективности проекта.
Отчёт по завершению второго этапа исследования.
Итоговый этап,
С 2011 по 2012 год
Аналитико-корректирующая
Обобщение и распространение опыта работы в виде публикаций и издания научно-методической литературы по проблеме исследования.
Отчёт по завершению третьего этапа исследования.
Механизмы реализации проекта
Изучая явление социального сиротства, мы разграничили такие понятия как беспризорные дети и безнадзорные дети. Беспризорные дети - это дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети, родители которых лишены родительских прав. Таких детей в нашем общеобразовательном учреждении единицы. Безнадзорные дети - это те, которые проживают в семье, но должный контроль над их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей и лиц, их заменяющих, не осуществляется. Таких детей у нас много.
В процессе изучения социально- психологических особенностей детской и подростковой безнадзорности нами выделено два типа: «явная безнадзорность» и «скрытая безнадзорность». Причины «явной безнадзорности»: отсутствие контроля со стороны взрослых, эмоциональное отторжение родителей от детей, неудовлетворение базовых потребностей детей. Причины «скрытой безнадзорности»: недостаточный контроль со стороны взрослых, чрезмерность запретов по отношению к ребенку, чрезмерная и нерегулярная строгость при наказании детей за нарушение требований, материальное обеспечение является приоритетным по отношению к другим родительским обязанностям.
Учитывая явные и скрытые причины безнадзорности, нам удалось выработать стратегию и тактику профилактики социального сиротства. Эта работа ведется по таким направлениям:
Основные направления деятельности
Формы работы
Диагностико - консультативная
Коррекционно-развивающая
Лечебно- профилактическая
Реабилитационная
Просветительская
Комплексная диагностика учащихся специалистами ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума ОУ).
Консультации детей, родителей, в т.ч. семейные консультации. Патронаж на дому.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, ролевые игры, тренинги, беседы с родителями и детьми.
Поддерживающая и лечебная терапия. Профилактика обострений. Формирование навыков здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.
Реализация индивидуальных программ реабилитации трудных подростков.
Правовое просвещение учащихся в рамках программы «Подросток и закон».
Организация родительского всеобуча по актуальным вопросам воспитания.
Постоянно действующий семинар для учителей и родителей «Понять, чтобы помочь».
Для достижения образовательных результатов в ходе реализации проекта «Социальному сиротству - нет!» нами будут использованы инновационные и традиционные педагогические технологии:
1. Технология мультидисциплинарного подхода в создании индивидуальной программы реабилитации трудного подростка и его семьи, которая заключается в мнономерной, комплексной оценке проблем ребенка и его ближайшего окружения и выработке конкретных реабилитационных мер.
2. Информационно-коммуникативные технологии в урочной и внеурочной деятельности.
3. Технология уровневой дифференциации позволяет организовать обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, что очень важно для детей со школьной дезадаптацией.
4.Личностно - ориентированное развивающее обучение позволяет развивать индивидуальные познавательные и творческие способности каждого ребенка, помочь ему самоопределиться и самореализоваться. Наиболее успешно данная технология применяется на занятиях по технологии и в системе дополнительного образования.
5. Создание портфолио учащегося как паспорта компетенций и квалификаций. Эффективная форма оценивания образовательных результатов учащихся, которая применяется, в том числе и при проведении системы интегрированных уроков.
6. Проектные методы обучения применяются при организации профильного технологического обучения, многие проекты носят прикладной и инновационный характер.
На основании банка данных и комплексного обследования детей группы риска специалистами психолого-медико-педагогического консилиума МБОУ-СОШ №15 была представлена обобщающая характеристика трудного подростка, у которого выявлено ряд проблем:
- стойкая школьная дезадаптация;
- сниженная учебная мотивация;
- неблагополучные микросоциальные условия;
- семейная дезадаптация;
- побеги из дома, бродяжничество;
- психологическая деформация личности;
- дефицит нравственных ориентиров;
- зависимые формы поведения;
- нервно-соматическая ослабленность.
Учитывая существующие и потенциальные проблемы учащихся, нами разработана внутренняя модель профилактики социального сиротства. Реализация этой модели заключается в том, что ребёнку и его семье, находящимся в трудной жизненной ситуации, специалистами учреждения оказывается комплексная психолого-медико-педагогическая и социальная помощь. (Внутренняя модель профилактики социального сиротства - схема № 1)
Этапы работы по профилактике социального сиротства:
1 этап. Первичная диагностика подростка. Комплексное обследование и определение варианта дезадаптации учащегося, выделение ключевых проблем семьи.
2 этап. Выработка и осуществление личностно-ориентированных психолого-педагогических и медицинских мер, социально-правовая поддержка подростка и его семьи, реализация индивидуальной программы реабилитации.
Психологи проводят диагностику и коррекцию личностных свойств учащихся, мониторинговые исследования когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер детей, изучаются акцентуации их характера. Большое внимание уделяется консультативной и коррекционной работе с неблагополучными семьями.
Социальный педагог поддерживает контакты семьи и школы, устанавливает связь между родителями ребёнка и социальными службами, при необходимости сопровождает в медицинские учреждения и социальные службы. Он находится в курсе семейной ситуации и условий жизни ребёнка, при выявлении высокого риска для жизни и здоровья ребёнка, информирует соответствующие органы об этом (органы опеки, правоохранительные органы, комиссию по делам несовершеннолетних) и совместно с ними обеспечивает безопасность ребёнка.
Учебно - воспитательный процесс в МБОУ-СОШ №15 построен таким образом, что учитывается актуальный уровень развития и состояния здоровья учащихся, создаются условия, обеспечивающие личностно-ориентированный подход в воспитании, обучении и развитии.
Педагоги овладевают современными образовательными технологиями, постоянно повышают свой профессиональный уровень. В ОУ налажен процесс постоянного совершенствования педагогической компетенции педагогов и управленцев: работает школьный семинар «Актуальные вопросы школьной психологии и педагогики». Все педагоги в 2009 году прошли обучение в центре «Развивающее обучение» по программе «Современные образовательные технологии», в 2010 году повысили квалификацию в НОУ ДПО «Институт образования взрослых» по программе «Психолого-педагогические условия обучения детей и подростков с особенными образовательными потребностями». Они проводят систематическое углубленное изучение обучающихся, осуществляют мониторинг освоения учебных программ, фиксируют динамику развития учащихся.
Классные руководители создают доброжелательную обстановку в школе. Ежедневно отслеживают посещаемость занятий и состояние детей. При обнаружении признаков жестокого обращения с детьми, привлекают социального педагога, содействуют ребёнку в получении помощи. Они поддерживают контакты с родителями, получают информацию от учителей- предметников об учебных проблемах ребёнка, помогают ему сделать домашние задания. Совместно с другими специалистами школьного консилиума реализуют индивидуальную программу реабилитации учащегося.
Школьный врач проводит первичную диагностику учащихся, выявляет нарушения в состоянии здоровья, проводит консультации с родителями и рекомендует амбулаторное или стационарное лечение в больницах города. Школьный врач осуществляет поддерживающую терапию, профилактику обострений, вакцинацию подростков.
Детям из неблагополучных семей и семей мигрантов часто требуется помощь логопеда, так как они, как правило, были плохо подготовлены к школе, имеют пробелы в знаниях. Такой категории учащихся требуется коррекция и развитие психофизиологических процессов, определяющих успешность обучения. С этой целью проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия.
Одной из задач МБОУ - СОШ №15 является профессиональная профориентация и профессиональная подготовка учащихся, что очень важно для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Помощь в выборе профессии им оказывает психолог - профессиолог, который: проводит диагностическую работу по выявлению интересов, склонностей учащихся, определяет возможную сферу будущей успешной профессиональной деятельности учащихся, составляет совместно с учащимися личные профессиональные планы.
В МБОУ - СОШ №15 подростки учатся профессиям, востребованным на рынке труда. В отделении технологического цикла организована подготовка специалистов по следующим профилям:
Автодело - самый популярный профиль среди мальчиков, где они получают профессиональные навыки по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
Профиль швейное дело изучает основы швейного производства. Учащиеся знакомятся с историей костюма, видами тканей, стилями одежды, с миром моды, выполняют много творческих работ.
Профессию парикмахер учащиеся получают на профиле основы парикмахерского дела. У них формируется навыки работника сферы услуг. Их девиз - «Сделать женщину красивой»
Основы коммерческой деятельности и торговли - один из самых востребованных профилей, где учащиеся изучают основы экономики, товароведение, знакомятся с законами рекламы, получают профессию продавец-кассир.
Общественное питание - самый вкусный профиль. Его девиз: «Правильное и рациональное питание- залог здоровья и благополучия». Учащиеся приобретают навыки технологии приготовления пищи, получают профессию повар.
Профиль офисные технологии формирует знания, умения и навыки по работе с современной оргтехникой, знакомит учащихся с организацией работы кадровых служб предприятий. По окончанию этого курса они получают профессию секретарь.
Творческое применение педагогического наследия А.С. Макаренко актуально для нашего общеобразовательного учреждения. Концепция МБОУ - СОШ №15 опирается на утверждение А.С. Макаренко, что воспитательная система - это обязательно живая система, сердцевину которой составляет элемент творческого развития, изменения, совершенствования. Нами разработана, теоретически обоснована и походит экспериментальную проверку функционально-ролевая модель воспитательной системы «Семицветие» в соответствии с идеями гуманистического, личностно-ориентированного воспитания в условиях отдаленного городского микрорайона. Модель открытой гуманистической воспитательной системы мы определяем как интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность отношений, диалоговый характер общения, свободу творчества и саморазвития участников образовательного процесса. Реализация основных направлений воспитания происходит через традиционные коллективные дела.
Большое внимание уделяем организации досуговой клубной деятельности, целью которой является выявление и развитие творческих способностей учащихся. Дополнительное образование в профильной школе имеет свои особенности: оно учитывает интересы и склонности самого ученика и овладение им будущей профессией. Так возникли студии «Поваренок», «Визаж в искусстве создания имиджа», «Юный журналист». Пользуются популярностью среди ребят спортивные секции по волейболу, баскетболу и легкой атлетике.
Кружок «С чего начинается Родина» воспитывает не только гражданскую позицию ребенка, но и способствует укреплению семьи и связей с социумом.
При содействии администрации Октябрьского района были приобретено оборудование для театра моды «Аквамарин» и кружка «Музыкальная капель». Ребята не только играют и поют современные песни, но и под руководством педагогов сами сочиняют песни.
Два здания нашей школы оформлены поделками и рисунками детей из кружка «Твори, выдумывай, пробуй».
Клубная работа строится на самоуправлении, здесь нет жестких рамок урока, важно и то, что руководители кружков и секций - люди творческие, неравнодушные, с большим опытом работы. Педагогам школы свойственны уважение к личности ребенка, вера в его потенциальные возможности, «требовательная любовь».
А.С. Макаренко считал, что ребенок существо целостное и воздействовать на него необходимо целостно. Проблема перевоспитания трудных подростков решается также с помощью психолого- педагогических методов, разработанных Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности:
- метод переубеждения (ученику приводятся убедительные аргументы, показываются возможные последствия неблаговидных поступков; включают ученика в критический анализ своего поведения);
- метод переучивания (работа, направленная на избавление от вредных привычек и включение подростка в процесс приобретения нового нравственного опыта);
- метод переключения (чередование занятий подростком учебой, трудом, самообразованием и дополнительным образованием (в клубах, студиях, секциях, кружках) и общественной работой.
Для работы над проектом привлекаются родители, службы и организации города, работающие с детьми и подростками «группы риска»: (Внешняя модель профилактики социального сиротства - схема №2)
Благотворительный фонд «Детство» (обеспечение бесплатным горячим питанием детей из малоимущих семей).
Базовые предприятия (оказание помощи в организации производственной практики учащихся, предоставление им рабочих мест после окончания школы).
Подростковый центр при областной психиатрической больнице (обследование и лечение в стационаре, консультации узких врачей- специалистов).
Детский правозащитный фонд «Шанс» (правовая помощь семье в решении имущественных споров, вопросов опеки и попечительства, соблюдение прав несовершеннолетних).
Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» (консультирование, внедрение профилактических программ, проведение социологических, психологических мониторинговых исследований).
Городская и районная службы занятости (диагностические методики по профессиональной ориентации, участие Центра образования в ярмарках вакансий, обеспечение трудовой занятости учащихся в период летних каникул, трудоустройство выпускников).
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (контроль за исполнением закона «Об образовании», выездные комиссии на базе ОУ, рейды «Беспризорные дети»).
Отделы полиции по месту жительства (профилактика правонарушений, рейды «Беспризорные дети», правовое просвещение и работа с родителями).
Органы опеки и попечительства ( выявление социального неблагополучия в семье, учет и жизнеустройство особых категорий несовершеннолетних).
Районные службы социального обеспечения и социальной защиты (оказание материальной помощи малоимущим и многодетным семьям).
Территориальный центр помощи семье и детям «Отрада» (взаимодействие со специалистами по социальной работе, помещение ребенка на стационарное отделение центра, проведение методической учебы педагогов школы, занятия с детьми по программе профилактики зависимостей «Жизненные навыки»)
Учреждения дополнительного образования района и города, с которыми мы сотрудничаем, предоставляют возможность нашим учащимся бесплатно заниматься в кружках и секциях
Мониторинг и оценка результатов проводится на совещаниях при директоре, завуче, педсоветах, на районных и городских семинарах. Периодически проводятся внутренняя и внешняя экспертизы деятельности МБОУ-СОШ №15 по реализации проекта «Социальному сиротству - нет!».
Для промежуточной оценки результативности данного проекта нами были использованы как количественные, так и качественные показатели.
1. Количественные показатели:
1.1. Организация психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи для всех нуждающихся детей и их семей. Систематическая помощь по различным проблемам, оказанная специалистами ПМПС .
1.2. Организация профессиональной подготовки для всех нуждающихся детей -100%.
1.3. Уменьшение количества детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете и учёте в КДН и ПДН.
2.Качественные показатели:
2.1. Повышение социальной защищенности детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
- обеспечение полноценным бесплатным питание всех нуждающихся детей;
- ежегодная организация отдыха и досуга детей из семей социального риска на базе городского оздоровительного лагеря с элементами труда «Город друзей»;
- совместная с районной службой занятости организация работы по трудоустройству детей из малоимущих семей;
- организация альтернативной формы обучения для подростков, устроившихся на работу (заочное обучение, экстернат).
2.2. Показатели социального развития личности (положительная динамика уровня развития личности учащихся):
- активное участие детей группы риска в районном этапе городского фестиваля профессий «Все в твоих руках», среди 18 школ Октябрьского района команда наших учащихся заняла 2 место.(публикация в газете для педагогов и родителей «Классное собрание» в апреле 2008г.)
-активное участие опекаемых детей и детей из социально незащищенных семей в системе дополнительного образования Центра образования №190, в т.ч. в районных и городских мероприятиях ( Фото и статья в газете «Вечерний Екатеринбург» от 13 мая 2008г.)
2.3. Показатели социального адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности учащихся):
-быстрая социализация выпускников, в т. ч. и подростков из «группы риска» (Схема № 5)
-организация на базе Центра образования №190 волонтерского движения, направленного на формирование здорового образа жизни. (Статья в сборнике «Организация работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи: опыт, проблемы, перспективы» - материалы областной научно- практической конференции, Екатеринбург, 15 мая 2008г.)
2.4. Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров)
- положительные отклики родителей, высказанные на родительских собраниях и в частных беседах;
-активное участие в работе муниципальной системы по профилактике социального сиротства, в т.ч. ноябре 2007 года принимали активное участие в работе круглого стола «Обеспечение и реализация прав несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Октябрьского района в сфере образования, медицинского обслуживания, жилищного и трудового права».
3. Обобщение и распространение опыта по проблеме профилактики социального сиротства:
-система работы в данном направлении была представлена 28.11.2007г. на городском семинаре «Профессиональное самоопределение как фактор успешной социализации дезадаптированного подростка»;
- в материалах 13 городских педагогических чтений статьями «Профилактика социального сиротства в условиях Центра образования» и «Роль уличных социальных работников в реабилитации дезадаптированных подростков в Центре образования» и выступлениях на секциях «Проектирование профессионального будущего школьника» и «Формирование социальной компетентности детей и подростков в условиях образовательного учреждения»
-выступление и публикации на Макаренковских студенческих педагогических чтениях, организованных на базе Социального института Российского государственного профессионально- педагогического университета (март 2007г., март 2008г., март 2010г.)
4. Экономические показатели (использование полученных средств для реализации проекта, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов);
- грант в размере 10 тысяч рублей, полученный по проекту «Профилактика социального сиротства» на базе Центра образования №190 израсходован на приобретение инструментов для оборудования кабинета технологического труда;
- целевая помощь для профилактики зависимого поведения подростков, выделенная администрацией Октябрьского района (в размере 35 тысяч рублей), израсходована на развитие системы дополнительного образования ОУ;
- на обеспечение бесплатным питанием детей из социально незащищенных семей благотворительный фонд «Детство» ежегодно выделяет до 200 тысяч рублей;
- финансовая помощь ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»: ежегодно выделяются средства на ремонт школьных помещений, улучшения материально-технической базы, организацию дополнительного образования и физкультурно- оздоровительной работы с учащимися в КСК «Олимп» (статья в газете «Трасса» «Чужих детей не бывает» от 12.08.2008г.).
Внедрение данного проекта позволило достигнуть и получить следующие результаты, расширяющие возможности субъектов образования
Для учащихся:
Реализация права на комплексную помощь для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Получение первичного профессионального образования, получение первых навыков работы в трудовом коллективе.
Информационные услуги по реализации непрерывного образования;
Для педагогов:
Расширение возможностей профессионального роста, возможность реализовать индивидуальные программы обучения, повышение психологической и правовой компетенции.
Переход от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества.
Для родителей и общественности:
Восстановление позитивных детско-родительских отношений.
Снижение уровня преступности и социальной напряженности в микрорайоне
Расширение доступа к информации о состоянии и качестве образования;
Расширение возможности участия в развитии образования;
Развитие информационной и правовой культуры граждан.
Для руководителей:
Повышение возможностей для выработки качественных управленческих решений, совершенствования аналитической базы управления.
Для общества в целом:
Профилактика социального сиротства.
4. Финансово-экономическое обоснование.
Экономичность проекта заключается в том, что работа по профилактике беспризорности и безнадзорности детей и подростков повлияет на восстановление позитивных детско-родительских отношений, снизит уровень преступности в микрорайоне, будет способствовать восстановлению социального функционированию трудных подростков. Для этого в школе имеются кадровые, программно-методические, материально-технические условия. Ежегодно наше учреждение участвует в различных конкурсах с целью получения дополнительного финансирования. Под руководством Белкиной О.А (совместно с детским правозащитным фондом «Шанс») был реализован проект «Учимся работать и отдыхать красиво», который получил муниципальный грант - 60 тысяч рублей.
В 2007 году Центр образования №190 стал победителем национального проекта «Образование» на лучшее общеобразовательное учреждение, внедряющее инновационные образовательные программы, получил президентский грант- 1 миллион рублей.
Однако, для более эффективной реализации данного проекта, необходима финансовая поддержка на следующие статьи расходов:
Бюджет проекта
Статьи затрат
Имеется у заявителя (рублей бюджетные средства)
Имеется у партнёра (спонсора рублей)
Требуется (рублей)
Всего (рублей)
Укрепление материально-технической базы
7.000
5.000
48.000
60.000
Методическое обеспечение
-
-
10.000
10.000
Специальная подготовка и переподготовка кадров и оплата услуг консультантов
-
-
10.000
10.000
Адресная помощь семьям, которые входят в группу риска.
-
-
20.000
20.000
Заключение
Социальное сиротство- это сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в России в наши дни, в период вступления страны в период глобального и резкого социального сдвига.
Специалисты проекта изучают нужды семьи, предоставляют социально-педагогическую, психологическую и материальную помощь. За время пребывания в проекте его участники имеют возможность не только получить материальную помощь, а и улучшить психологический климат семьи: дети будут посещают развивающие и учебные тренинги и, вместе с родителями, получают консультации специалистов-педагогов, психологов, врачей и т.п.
Если семья за время пребывания в проекте одолела кризисный период, получила необходимые жизненные навыки, использует их - это и является успешным результатом.
Мы ожидаем, что за время нахождения в проекте дети, их родители и опекуны получат конкретную помощь, улучшат привычки коммуникации, приобретут привычки здорового образа жизни и примут модель безопасного поведения, получат информацию относительно прав детей и возможности их участия в процессе принятия решений относительно собственной судьбы.
За последние годы в школе накоплен определённый опыт по профилактике социального сиротства. Результаты нашей работы за последние 5-7 лет показывают, что для большинства наших выпускников характерна быстрая социализация. Часто через несколько дней после выпускного вечера они устраиваются на работу в те предприятия, где проходили производственную практику, продолжают заочно получать профессиональное образование в выбранной сфере деятельности. Успешные судьбы выпускников - хороший пример для новых подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Список литературы:
1.Безрукова В.С. Педагогика.-Екатеринбург,1996.
2.Белкин А.С. Конфликтология -путь к гармонии.- Екатеринбург,1996.
3.Беспризорные и безнадзорные дети. Итоги общероссийской социологического зондажа. М .,2007.
4.Богза Л.П., Власова Л.С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г.Омска//
5.Вестник психо - социальной и коррекционной работы. 2003.№ 3.
6.Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей.// Социальная педагогика.2006,№4.
7.Вострокнутов Н.В. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М., 1999.
8.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М.,Academa,1999.
9.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., Просвещение,1991.
10.Закон Российской федерации об образовании. М., 1996.
11.Закон о правах ребёнка в Свердловской области. - Екатеринбург,1995.
12.Компенсирующее обучение в России - сборник действующих документов и учебно-методических материалов. М.,1997.
13.Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
14.Прихожан А.М., Толстых Н.Н.Дети без семьи. М.,1990.
15.Прихожан А.М., Толстых Н.Н.Психология сиротства. Спб.,2005.
16.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Развитие личности в условиях психической деривации// Формирование личности в онтогенезе. М .,1991.
17.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.,2000.
18.Российская педагогическая энциклопедия в 2 т.т/ гл.ред В.В.Давыдов-М: Большая Российская энциклопедия, 1999.
19.Тагирова Г.С. Психолого - педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М .,2003.
20.Шевченко С.Г. Корекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М,Владос,1999.