Внеурочная деятельность как одно из направлений работы с трудными ребятами

Раздел Социальному педагогу
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность

как одно из направлений работы с трудными подростками

Шитикова Флера Абдуловна, педагог-психолог высшей квалификации ГБОУ СОШ №603 Фрунзенского района г.Санкт-Петербург

Самое сложное в работе педагога-психолога в школе - работа с трудными подростками, у которых проблемы в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

Это проблемы в обучении, во взаимоотношениях со сверстниками или с родителями, рисковое поведение, зависимости, комплексные проблемы. Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

Направлений работы с такими ребятами много, в том числе и внеурочная деятельность, которая, как отмечается в проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Второй год в рамках социальной направленности внеурочной работы с обучающимися младших классов я провожу занятия/тренинги, направленные на развитие базовых аспектов коммуникативной деятельности, на развитие коммуникативной компетентности. А это и распознавание эмоциональных состояний и переживаний окружающих, и умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом, и умение сотрудничать, и умение слушать и слышать, и умение воспринимать и понимать информацию, и говорить самому.

Вот несколько примеров таких занятий, которые, согласно оценке ребят, им нравятся и полезны.

  1. Тренинг «Знакомство»

Цель: создание климата психологической безопасности в группе; формирование первого впечатления друг о друге, знакомство.

Приветствие. Поднимите руки те, кто, выходя из дома, посмотрел на себя в зеркало. А теперь те, кто еще и улыбнулся. Восполним то, что не было сделано утром: повернулись друг к другу, улыбнулись и поздоровались. (Подчеркнуть, что обмен приветствиями - это обмен человеческим теплом. Мы рады существованию другого человека, рады, что он среди нас)

Разминка. «Австралийский дождь». Инструкция: по кругу цепочкой вы должны передать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер (трение ладоней)

Начинает капать дождь (клацанье пальцами)

Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди)

Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

А вот и град - настоящая беда (топот ногами)

Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам)

Дождь утихает (поочередные хлопки ладонями по груди)

Редкие капли капают на землю (клацанье пальцами)

Тихий шелест ветра (потирание ладоней)

Солнце! (руки вверх)

Основная часть.

Процедура 1. «Цветок настроения» (диагностика эмоционального состояния в начале и в конце занятия). Инструкция: выберите лепесток того цвета, который соответствует вашему настроению, прикрепите его с помощью магнита.

Анализ настроения группы.

Процедура 2. Установление правил: здесь и сейчас (правило конфиденциальности); один говорит, остальные слушают; правило поднятой руки, если хочешь что-то сказать; право отказаться от выполнения задания, но не более одного раза на занятии; постоянство группы (посещаемость занятий).

Процедура 3. «Твое имя» (в круге)

Сейчас каждый, назовет свое имя, а наша задача - назвать, как можно больше вариантов этого имени Можно придумать и ассоциации, связанные с этим именем. Искренно, доброжелательно!

Обсуждение: Какое имя больше тебе по душе и ты хотел бы, чтобы так к тебе обращались окружающие? (Подчеркнуть, что наше имя звучит как самая лучшая в мире музыка, а потому каждый раз, общаясь с кем-то, называйте человека по имени и помните правило: «Самый главный человек на свете тот, кто перед тобой»).

Процедура 4. «Я интересен тем, что…» Начинаем со считалки:

Инте-инте-инте-рес

У меня к кому-то есть.

От того, что круг наш тесен,

Расскажи, чем интересен (тот, на ком остановится считалка, должен закончить предложение «Я интересен тем, что…»).

Процедура 5. «Ладошка» (обвести ладошку одной руки, в центре - свой портрет или имя, а внутри каждого пальчика написать/нарисовать по 1 качеству, которое в себе нравится или свое увлечение). Представить рисунки группе и рассказать о себе, своих интересах.

Процедура 6. «Путаница» (цель - отдохнуть, эмоционально расслабиться, сплотить группу)

В круге ребята закрывают глаза и вытягивают руки вперед, встречаются в центре круга. На счет 1-2-3 каждый берет одного участника правой рукой, а за левую кто-то берет его. . За каждую руку должен держаться только один человек. Задача группы - распутаться и встать в круг.

Процедура 7. «Цветок настроения» (анализ настроения группы в конце занятия).

Рефлексия. Закройте глаза. Представьте, что занятия закончены, вы идете домой и рассказываете маме о нашей встрече. Что вы расскажите? Что понравилось, а что не очень? Что хотели бы сказать?



  1. Восприятие

Цель: самопознание.

Приветствие «Сегодня счастливый день, потому что…»

Основная часть.

Процедура 1. Любому человеку свойственно любопытство. А как меня воспринимают другие? Каков я в отношениях с другими? На листочках напишите свои положительные и отрицательные качества, которые проявляются в общении (5 минут.)

Это ваше видение самого себя - коммуникативный автопортрет.

Процедура 2. Сравним представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других. Возьмите другой листок. Его будут заполнять одноклассники, и этот лист мы прикрепим на спине с помощью булавки. Но сначала, если вы хотите, чтобы вам говорили исключительно о ваших положительных качествах, нарисуйте в углу солнышко. Так вы станете обладателем коллекции комплиментов. Если есть желание устроить разговор «по гамбургскому счету», то есть начистоту, не боитесь критики, нарисуйте в углу тучу и молнию. Если же интересно узнать о себе плохое и хорошее, нарисуйте в углу знак вопроса.

Теперь прикрепите листы на спине товарищей, а лист с самооценкой - на груди. Готовы?

Начали! Вы можете двигаться по классу, встречаться с ребятами по группе, читать листы самооценки, реагировать на прочитанные оценки-записи на листах (коротко). Не торопитесь выносить приговор! Отвечайте за свои слова.

Обсуждение, рефлексия: Почему предпочли такой выбор? Почему важно было узнать о себе не только хорошее, но и плохое? Каково, когда тебя критикуют? Искренен ли ты в обсуждении? Понравилась ли такая работа в группе? (Ребята учатся быть искренними, деликатными, сопереживать, разбираться в себе, в своих чувствах).



  1. Давайте говорить друг другу комплименты

Цель: развитие коммуникативных навыков, отработка техники комплимента.

Приветствие/разминка. Игра «Друг к дружке»

Вы должны делать очень-очень быстро. Покажите мне, насколько вы внимательны. У вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать партнера и быстро-быстро пожать ему руку… А теперь я буду говорить вам, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом (партнеры каждый раз меняются)

Друг к дружке! Правая рука к правой руке!

Друг к дружке! Пятка к пятке!

Друг к дружке! Бедро к бедру! И т.д.

Процедура 1.. Вспомните сказку «Снежная королева». Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось больше и заметнее. Много бед натворили осколки этого зеркала, которые попадали в глаза. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, с помощью которых, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что есть в человеке, и даже то хорошее, что человек иногда от всех прячет. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки. А для этого просто представьте, что они надеты, посмотрите внимательно на каждого члена группы и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего.

Упражнение «Горячий стул»

Всем по очереди предлагается сесть на стул, и каждый из участников по очереди говорит сидящему на стуле что-то приятное, какой-то комплимент.

Обсуждение: Как вы себя чувствовали? Приятно ли было слышать комплименты? Было ли что-то неприятное?

- Как вы себя чувствовали? Приятно ли было слышать комплименты? Было ли что-то неприятное? Можно ли комплимент сравнить с подарком? Посчитайте, сколько раз вы забыли поблагодарить за приятные слова? Может ли это (неумение правильно воспринимать слова, «неблагодарность») мешать общению?

Процедура 2. Информационная часть

- Подумайте, ребята, какова цель комплиментов? (доставить удовольствие собеседнику)

- Отличается ли комплимент от лести, от похвалы? (Лесть - сильное преувеличение достоинств человека, а комплимент - небольшое преувеличение, вызывает приятные чувства)

Комплимент начинается с желания его сказать. Прежде чем сказать комплимент, «наденьте улыбку». Улыбка «считывается» так: «Я хорошо к тебе отношусь, ты мне нравишься». И еще несколько правил комплимента: искренность, правдивость; без поучений; краткость.

Говорят, как-то раз один из французов-писателей сердито заметил в кругу друзей: «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, какой же скотиной надо быть, чтобы этого слова не сказать». Грубовато, но верно.

Процедура 3. Попрактикуемся говорить комплименты разных форм (не забываем и благодарить за добрые слова): начнем с простых комплиментов, направленных на внешность человека, на особенности его познавательной сферы, профессиональной деятельности, на объекты любви и гордости: Мне нравится, как ты читаешь … Я всегда любуюсь тобой! У тебя очень интересные глаза …Здорово! Какой у тебя песик!

Попробуем комплименты-сравнения.

Процедура 4. Работа с притчей

Однажды восточному правителю приснился сон. Во сне он потерял все зубы. Обеспокоенный увиденным, призвал правитель толкователя сновидений. Тот выслушал и сказал: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь всех своих родственников, одного за другим, так же, как ты терял свои зубы» Разгневанный царь приказал заключить толкователя в тюрьму и призвал другого. Тот выслушал и сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостное известие: ты доживешь до глубокой старости и переживешь всех своих подданных» Царь обрадовался и щедро наградил толкователя снов. Придворные очень удивились и спросили: «Ты ведь сказал то же самое, что и твой предшественник, но почему он попал в тюрьму, а ты получил награду?»

- Прежде, чем я вам скажу ответ этого мудрого человека, попробуйте объяснить это сами.

Толкователь снов ответил: «Мы оба истолковали этот сон одинаково. Но в жизни важно не только, что говорить, но и как это сказать» Помните об этом, ребята.

© 2010-2022