Педагогическая разработка в сфере профилактики социально-негативных явлений в образовательном учреждении Проект: Клуб «Позитив»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая разработка в сфере профилактики социально-негативных явлений в образовательном учреждении Проект: Клуб «Позитив»Педагогическая разработка в сфере профилактики социально-негативных явлений в образовательном учреждении Проект: Клуб «Позитив»

МОУ Ухтуйская СОШ









Проект:

Клуб «Позитив».

В рамках областного конкурса педагогических разработок в сфере профилактики социально-негативных явлений в образовательном учреждении.





























Выполнила: соц.педагог

МОУ Ухтуйская СОШ

Савчук Ольга Сергеевна

























Краткая аннотация проекта.



Мы все сотканы из привычек. Иногда мы их даже не замечаем, иногда они нам помогают, иногда мешают, и мы хотим от них избавиться.

ПРИВЫЧКА - некий автоматизм поведения, штамп, стандарт, приспособительный прием, который помогает действовать в повторяющихся условиях. Любая стандартизация в разумных пределах помогает человеку, она полезна: не каждый раз думать о ситуации как о новой, а разделять их на типы, независимо от тонких конкретных особенностей. Если каждую ситуацию рассматривать как уникальную и принимать решение каждый раз как совершенно новое, надо сразу накидывать простыню и ползти в клинику неврозов. Это непосильная нагрузка на психику.

Но существуют вредные привычки, которые превращают нашу жизнь в сплошной кошмар. Они становятся зависимостью, отбирают все наше свободное время и деньги.

  • Почему вредны вредные привычки?

  • Что делать, чтобы не стать «заложником» привычек?

  • Как влияют вредные привычки на здоровье человека?

На эти и многие другие вопросы мы попытаемся найти ответы в представляемом проекте «Позитив».













Ругать курящего подростка практически бесполезно, поэтому профилактика курения должна начинаться значительно раньше - в начальной школе. Как ребенка учат читать и писать в первом классе, так его надо учить и основам здорового образа жизни, к сожалению, этому мало внимания уделяется в школе.

В российской школе профилактика курения носит информационный характер, а зарубежный опыт демонстрирует, что такой принцип работы с детьми не эффективен. Как показывает практика, обычная лекция дает всего 10 процентов запоминания материала. Но если по тому же вопросу состоялась дискуссия, ее содержание запоминается на 50 процентов.

Поэтому лучший способ профилактической беседы - это не рассказ взрослого и даже не диалог с ребенком один на один, а коллективное обсуждение проблемы в группе. О вреде курения, алкоголя, наркомании знают даже младшие школьники. Но относятся дети к этому знанию в основном легкомысленно, во многом копируя взрослых. Начинать профилактику среди школьников нужно как можно раньше - и не в виде лекций, а в формате дискуссий, ролевых игр, интерактивных бесед. Подавать информацию надо в виде конкретных примеров и максимально честно. Дети учатся на примере родителей и учителей, и курение взрослых никак не помогает им ориентироваться на здоровый образ жизни. Проведя анкетирование среди учеников 5-6 классов, мы узнали, что несколько детей уже пробовали курить, что у многих курят друзья и родители. Поэтому мы решили, что наш проект будет носить, в основном, тренинговый и игровой характер. На занятия будут приглашаться родители и учителя.

Наш проект направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

  • воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность общества; отношения к здоровью и человеческой жизни как главной ценности;

  • развитие потребности ведения здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья...».

Задачи проекта:

1) Дать представление о понятии здоровье в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.

2) Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.

3) Создать благоприятную эмоциональную обстановку.











план проекта

Дата

название

сентябрь

Тренинг «Пропаганда ЗОЖ»


октябрь

Игра «Курить - здоровью вредить»

ноябрь

Мастерская «Здоровье»

декабрь

Мастерская «Здоровое сердце»

февраль

Мастерская «Музыка, которую мы слушаем»

март

«День начинается прекрасно!»- тренинг

апрель

Конференция «Мы за ЗОЖ», защита презентаций

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающие вопросы:

  • что такое алкоголь, табак и наркотики

  • то, что некоторые люди злоупотребляют алкоголем, курят и употребляют наркотики, несмотря на доказанную вредность этих привычек для здоровья

  • что любое вещество, поступающее в организм кроме продуктов питания, может оказаться крайне опасным для здоровья

  • что необоснованное применение лекарственных препаратов может привести к значимым нарушениям функций организма, ослабить здоровье, а иногда обусловить смертельный исход

  • что все вредные привычки являются, по сути, самостоятельными заболеваниями, сопровождающиеся развитием трудно устранимой психической и физической зависимостью

До работы над проектом:

Проведение анкетирования на выявление исходных знаний обучающихся;

стартовая презентация учителя;

составление плана работы над проектом.

Ученики работают над проектом и выполняют задания.

Создание проектных групп.

Отбор и изучение необходимой информации.

Консультации с учителями - предметниками.

Оформление результатов работы для защиты проекта.

Демонстрация проделанных результатов каждой проектной группой.

После завершения работы над проектом:

Создание буклетов, оформление

стенгазеты.

Описание методов оценивания, анкетирование,

тестирование.

Сведения о проекте.

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

Умение пользоваться компьютером, справочной литературой, находить нужную информацию в интернете.

Учебные мероприятия:

мозговой штурм; диспут; тестирование по теме.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Компьютеры, принтер, сканер, проектор. программы обработки изображений, текстовые редакторы.

Материалы на печатной основе:

Учебная литература по теме.

Другие принадлежности:

Доска, наглядные пособия, мел, парты, стулья, кафедра.

Приглашенные:

Приглашаются родители, дети, классные руководители, учителя, школьные психологи, социальные работники, медицинские работники.

Планируемый результат

Обсудить причины появления вредных привычек; раскрыть механизм привыкания; дать рекомендации для работы с подростками по проблеме. По итогам анкетирования после реализации проекта, проследить, как изменилось отношение учащихся к вредным привычкам, смогут ли они помочь своим друзьям объяснить и привить ЗОЖ. Разработать с учащимися «книгу» рекомендаций и тренингов для обмена опытом с учащимися других школ и для подрастающего поколения.

Целевая группа:

-учащиеся 5-6-х классов (всего 50 чел.)

-педагоги МОУ Ухтуйская СОШ

-учителя школы

-классные руководители























Тренинг «Пропаганда ЗОЖ».

Тема: Пропаганда ЗОЖ среди подростков.

Цель: Познакомить с понятиями здоровье и ЗОЖ, способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи: 1) Дать представление о понятии здоровье в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.

2) Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.

3) Создать благоприятную эмоциональную обстановку.

Ход тренинга:

  1. Приветствие.

    • Ребята, когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Мы тоже хотим с вами поздороваться, но сделаем это несколько необычно. Поприветствуем друг друга на разных языках. Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова).

    • А теперь мы будем ходить и здороваться с теми, с кем встретимся.

    • Как вы себя чувствуете?

  2. Вводное слово. Объявление темы и задач.

  3. Знакомство с группой : энергизатор «Знакомство с мячом».

  4. Выработка правил групповой работы.

    • На сегодняшнем занятии мы будем много работать в группах. Чтобы работа была эффективной, нужно придерживаться определенных правил. Эти правила должны соблюдать все члены группы. (Деление на группы «Яблоко - банан - груша»). Каждая группа вырабатывает свои правила и представляет их.

  5. Упражнение «Ассоциации». (Разделить детей на пары).

    • Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на каждое слово, которое я произнесу.

1 слово: Здоровье.

2 слово: Здоровье.

  1. Каждая пара зачитывает свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги.

    • И так, здоровье для вас - это…

(перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги).

  • А более подробно о здоровье вы узнаете из нашего рассказа.

Мини - лекция.

  • И так, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. ВОЗ дает следующее определение: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье - это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох - выдох, сон - бодрствование).

Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов и сначала рассмотрим физическое здоровье.

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку: а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье связано с тем, как мы воспринимаем себя как личность, как мы общаемся, в какой среде мы живем? Т.к. большую часть времени вы проводите в школе, то на ваше социальное здоровье влияет школьная среда: это освещение, температурный режим помещения, влажность, наличие шума, школьная мебель, которая должна соответствовать вашему росту. Каждый ученик должен знать свой рост, в соответствии со своим ростом садиться за парту с определенной цветной маркировкой. Правильно сидеть за партой, с прямой спиной, глаза должны быть на расстоянии 15 - 20 см от тетради. Во время учебных занятий делать физкультминутки. Особо важное значение имеют занятия физической культурой и для формирования активного здоровья необходимо дополнительно заниматься в спортивных кружках и секциях, каждое утро делать зарядку.

В домашних условиях также важны бытовые условия, т.е. квартира, в которой вы проживаете должна быть теплой, светлой, уютной.

Немаловажно, какого экологическое окружение вокруг вашего дома или школы.

Т.е. в каком районе вы проживаете вблизи от промышленных предприятий, автомагистралей, аэропорта, в деревне или городе. Безусловно, в сельской местности, где есть лес, поля, реки, отсутствуют промышленные предприятия - экологические условия более благоприятны.

Большое значение имеют одежда, которую мы носим. Она должна быть, прежде всего, удобной, из натуральных тканей, не стесняющей. Так узкие, обтягивающие брюки отрицательно сказываются на развитии половых органов, при тесной одежде нарушается их кровообращение, что приводит к застойным, воспалительным заболеваниям и результатом всего может быть бесплодие.

Большое значение для формирования здоровья имеет соблюдение режима дня, чередование умственного труда и физического отдыха, прогулки на свежем воздухе, просмотр телевизора не более 2 часов в день, частое проветривание комнаты, приобретение навыков самообслуживания, т.е. вы должны самостоятельно заправлять постель, мыть посуду, убирать комнату, постирать свои вещи, трудиться на садовом участке, оказывать помощь родителям по домашнему хозяйству. Также основой хорошего здоровья является отсутствие вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, токсикомания и т.д.

И конечно, основой нашего здоровья является еще правильное питание. Мы должны употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов, мясных, рыбных, молочных продуктов.

И наконец, рассмотрим третий аспект здоровья - это психическое или эмоциональное здоровье.

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение ( хорошее, веселое либо грустное, плохое ), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, сочувствия, сопереживания, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль.

И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье. Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы ).

Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать друг другу, не создавать конфликтные ситуации.

Важно нормально чувствовать себя при наличии многих чувств, понимая при этом, что какие - то из них вполне приемлемы, а другие - нет.

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.

  1. Упражнение со словами ассоциациями.

- Итак, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Вы узнали что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.

У вас есть листочки со словами - ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, свои листочки к тому вагону, какое здоровье по вашему мнению обозначает это слово ( на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон - социальное здоровье, 2 вагон- психическое здоровье, 3 вагон - физическое здоровье ).

  • А самое главное вы узнали от чего зависит наше здоровье. Наше здоровье зависит только от нас. И поэтому девиз нашего занятия « Мое здоровье - в моих руках». Давайте произнесем девиз все вместе.

Энергизатор « А я не тормоз !».

Все дети садятся на стульчики по кругу. Ведущий без стульчика. Он встает в круг и объясняет правила игры:

« по команде ведущего должны поменяться местами только те, кого имел в виду ведущий. Кого не касается определение ведущего, остаются на местах. Кто остался без места, встает в круг и произносит « а я не тормоз!». Все дети ему в ответ « а мы заметили» и т.д.

  1. Работа в группах.

Составление портрета здорового человека.

Команда делится на 2 группы по принципу « футбол - волейбол».

Задание 1 группы: изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.

Задание 2 группы: изобразить нездорового человека и объяснить, почему именно так должен выглядеть нездоровый человек.

  1. Защита работы.

    • Как вы думаете, какой человек ( здоровый или нездоровый) чувствует себя комфортно? От чего это зависит?

    • Т.е., человек, ведущий ЗОЖ чувствует себя гораздо лучше.

  2. Энергизатор « броуновское движение».

( деление на 2 группы).

  1. Работа в группах : программа вечеринки людей, ведущих ЗОЖ.

Задание 1 группы: составить программу дня рождения на природе.

Задание 2 группы: составить программу дня рождения дома.

  1. Защита программ.

    • Вы составили очень интересные программы. Свое свободное время можно очень интересно провести. Можно поиграть в подвижные игры, сходить в поход, провести различные конкурсы, викторины.

  2. Итоговое индивидуальное анкетирование.

« Оценка ЗОЖ, формирование индивидуального здорового жизненного стиля».

- Здоровье человека зависит от множества факторов, большую половину из них составляют элементы индивидуального жизненного стиля.

Оцените по 5-бальной системе.

  1. Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке?

  2. Правильно ли вы питаетесь?

  3. Замечаете ли у себя какие-нибудь неполезные ( вредные ) для здоровья привычки?

  4. Умеете ли вы уменьшить проявление болезни?

Полученную сумму баллов разделите на 4. какая получилась средняя оценка?

Сделайте, пожалуйста, для себя вывод, на что вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым и воплотите это в жизнь, чтобы вести ЗОЖ.

  1. Рефлексия.

    • Что нового узнали для себя?

    • Давайте повторим девиз занятия « Мое здоровье - в моих руках!».

  2. Прощание.

- Наше занятие подходит к концу. Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести ЗОЖ.

  1. Упражнение.

Произносится фраза « Я люблю тебя и весь мир!», которая сопровождается жестами.

« Я»- правой рукой показываем себя;

« люблю»- правая рука прикладывается к сердцу;

« тебя»- разводим обе руки;

« и весь мир»- руками описываем большой круг и шлем воздушный поцелуй.

Повторяем 3 раза.













Игра «Курить - здоровью вредить».



Цели:

1. Расширение знаний о вреде курения.
2. Формирование отрицательного отношения к табаку.
3. Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, бережного отношения к нему как к главной ценности человека.

Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.

Оноре де Бальзак

Участники игры: 3 команды учащихся.

Ведущий: учитель.

Жюри.

Оборудование: рисунки, плакаты о вреде курения, портреты Х.Колумба, русских царей Михаила Федоровича, Петра I, С.П.Боткина.

Условия игры: ведущий задает вопрос. Команды обсуждают 2 минуты. Отвечает команда, первой подавшая сигнал о готовности.

Ход мероприятия

1. Ведущий.

- Хорошее здоровье - это образ жизни, который человек выбирает для себя, если он хочет достичь благополучия. Все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки.

Одна из вредных привычек - это привычка курить. И армия "дымящих" увеличивается с каждым днем, потому что велик соблазн, которым обладают многочисленные сорта сигарет, сигар, папирос. Человек поначалу пробует, втягивается, привыкает и, наконец, становится рабом вредной привычки.

Какова же история открытия табака? Еще древнегреческий историк Геродот, живший в Y веке до нашей эры, при описании быта скифов упоминал о вдыхании ими дыма от сжигания определенных видов растений с целью обретения силы и бодрости. На вдыхание дыма от сжигаемых растений указывают и древние китайские летописи. А одному из европейских путешественников, который в 1492 году высадился на остров Сан-Сальвадор, островитяне в качестве подарка преподнесли сушеные листья дикорастущего растения, который они называли "петум". Они курили эти листья, свернув их в трубочки и подсушив на солнце.

Внимание, вопрос.

- Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей?

(Христофор Колумб)

Ведущий. Действительно, это был Христофор Колумб, который так описывает свое путешествие: "Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они вдыхали. Некоторые несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри…" Туземцы угощали путешественников табаком, и испанцы втянулись в это занятие. Такой притягательной оказалась сила табака. И растение, получившее свое название от имени провинции Табаго на острове Гаити, начало свое победоносное шествие по странам и континентам.

2. Ведущий.

К концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году. Но, несмотря на его широкое распространение, курение через некоторое время стали запрещать, так как было подмечено, что с самых первых применений табак, а также лекарства, сделанные на его основе, начали вызывать тяжелые отравления, иногда приводящие к смерти. Именно в XYII веке были первые попытки обуздать зло. В разных странах меры наказания были разными: в Англии "виновных" в курении подвергали казни через "отсекание головы", после чего головы казненных насаживали на шесты и выставляли для всеобщего обозрения на площадях. В 1692 году в городе Сантьяго по решению папы в монастырской стене были заживо замурованы пять монахов, уличенных в курении.

Внимание, вопрос.

- Кто из русских царей первым начал борьбу с этим "заморским злом", а потом и вовсе запретил его под страхом смертной казни в 1634 году? По какой причине курение было запрещено?

(Михаил Федорович; из-за частых пожаров)

Ведущий. На Руси, уличенных в курении, на первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, на второй раз - отрезали уши или нос. После опустошительного пожара Москвы в 1634 г., причиной которого стало курение, его запретили. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, борьба с курильщиками табака усилилась. В специальном "Уложении" от 1649 года было "велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено". Торговцев табаком повелевалось "пороть, резать носы, ссылать в дальние города".

3. Ведущий. Но в этой борьбе табак все же оказался победителем. Вернее, победили плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие огромные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить свое отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.

Внимание, вопрос.

- Кто из русских правителей в конце XVII века разрешил курение табака? Почему?

(Петр I;в экономических целях)

В России торговля табаком и курении были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину.

4. Ведущий.

Шло время, и стало понятно, что курение вредно для здоровья. Курящий человек болеет гораздо чаше, чем некурящий. В 1828 году Посельт Рейман открыл в листьях табака действующее вещество и назвал его никотином (в память о Жаке Нико, французском посланнике в Португалии, который первым из семени вырастил табак в Европе). Открытие этого яда стало важной вехой в борьбе с курением, так как высветило одного из главных виновников ядовитого действия табачного дыма.

Ученые доказали, что для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием.

Вред табака был доказан, но были и есть его сторонники, которые часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди курили. Значит, делают вывод любители табака, курение не мешало им достичь успехов в различных областях жизни.

Внимание, вопрос.

- Кто из известных врачей, умирая, еще сравнительно не старым (57 лет), сказал: "Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет".

(С.П.Боткин - ученый - терапевт)

Ведущий. Сколько бы еще сделал этот ученый для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя. А вот еще несколько высказываний известных людей. Л.Н.Толстой, бросив курить, сказал так: "…я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове…"

Писатель А. Дюма-сын: "…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь".

5. Ведущий.

Курение - не безобидное занятие, которое можно без усилий бросить. Прежде чем начать курить, нужно хорошо подумать. А курящему человеку нужно помнить о том, что табачный дым - это смесь газов и аэрозолей, включающая 4720 различных веществ, большая часть из которых очень опасны как для здоровья курящего, так и для окружающих его людей.

Внимание, вопрос.

- Какие болезни возникают от курения?

(Рак, язва желудка, инфаркт, инсульт, бронхит и др.)

6. Ведущий. Бросить курить можно и должно, причем в любом возрасте и с любым "стажем" курения. Для этого не нужно иметь крепкое здоровье (оно у курильщиков и так подорвано). А что же тогда для этого нужно?

Внимание, вопрос.

- Как бросить курить?

7. Ведущий. А теперь предлагаю вспомнить известные фразы о вреде курения. Победит та команда, которая назовет больше фраз.

8. Домашнее задание. Жюри оценивает нарисованные плакаты.













Мастерская « Здоровье».

Цель:

- формировать понятие «здоровый образ жизни», раскрыть причины болезней;

- развивать творческие способности, умение работать в группе;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к жизни.

I. Саморегуляция.

(Учащимся предлагается провести зарядку под музыку.)

- Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

II. Индукция.

- Найдите слова, противоположные по смыслу: высокий (низкий), короткий (длинный), грустный (веселый), больной (здоровый).

Объявление темы «Здоровье».

III. Самоконструкция.

- Подумайте, что значит быть здоровым? (Учащиеся записывают свои размышления.)

Социализация. Учащиеся один за другим читают свои записи (не болеть; быть сильным, красивым; не ходить в больницу).

IV. Социоконструкция.

Сначала учащиеся работают в парах, затем обсуждают в группах и записывают причины болезней (вредные привычки, переохлаждение, неправильное питание, недостаток витаминов/.

Как итог, на большом листе бумаги учащиеся записывают, что нужно делать, чтобы не заболеть (закаляться, тепло одеваться, заниматься спортом, не иметь вредных привычек, правильно питаться, делать прививки и т. д.).

Каждая группа составляет правила поведения для желающих быть здоровыми.

Социализация. От каждой группы один ученик зачитывает эти правила (прыгать, бегать, во время обедать и ложиться спать, не курить и т. д.). Каждая группа готовит газету «Здоровье»- (можно использовать вырезки из газет и журналов).

V. Афиширование.

- Подумайте и запишите: какие правила чаще всего люди нарушают? Почему не берегут свое здоровье? Можно ли купить здоровье? (Обсуждение в парах, записи в тетрадях.)

Социализация. Учащиеся высказывают свое мнение по вопросам.

VII. Рефлексия (мишень).

Усталость «я»

Самооценка своей деятельности и своего эмоционального состояния.

Учащиеся в каждом секторе мишени ставят точку на линии, соответствующей оценке.

Сектора мишени: собственная деятельность («я»), деятельность коллектива Эмоциональное «мы», эмоциональное настроение, усталость.







Мастерская «Здоровое сердце».

Цель;

- формировать понятие о здоровом образе жизни; через ощущения добиться понимания необходимости здорового образа жизни;

- развивать умения работы в группах;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

I. Саморегуляция. (Звучит музыка,)

- Найдите пульс, прислушайтесь, как работает ваше сердце.
Прослушайте стихотворения и задумайтесь, что такое сердце (учитель читает стихотворения).

Сердце

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело. Э. Межвлайтис

Сердце Прометея

Распятый на базальтовой скале,

Горячей думой Прометей томится:

Во тьме блуждают люди по земле,

Но про огонь прознали олимпийцы...

И два крыла хлестнули по плечам,

Гортанным криком огласились скалы!

Железный клюв и когти палача

Разверзли грудь и сердце отыскали.

Свиреп палач,

Как бог неумолим,

Он вырвал сердца расчаленный уголь

И полетел с добычей на Олимп,

Где слышалась божественная ругань

Нес обжигаясь,

В хищном клюве сжав,

Он сердце нес всесильному Зевесу,

Но выронил его, не удержав,

И взмыло пламя жаркое над лесом!..

Я протяну над пламенем ладонь

И обнажу сокрытое веками:

Из леса люди вынесли огонь

И поделились щедрые с богами.

В. Щербатов

- Вспомните выражения о сердце, запишите их в тетрадь.
Социализация. Учащиеся зачитывают свои записи, дополняя их тем, что скажут одноклассники (доброе сердце, большое сердце, нет сердца, больное сердце, сердечная рана, здоровое сердце, собачье сердце, сердце не камень, каменное сердце).

II. Индукция.

- Выберите из этих словосочетаний те, которые не используются в переносном смысле (больное сердце, здоровое сердце). Как вы понимаете выражение «здоровое сердце»? Запишите свои мысли в тетрадь, разделив это словосочетание. Дополните свои записи, прослушав следующее стихотворение. (Звучит музыка, учитель читает стихотворение, посвященное А. А. Вишневскому.)

Сердце

Он живет три года с половиной

Как -«сердечник - у него порок!

Сотни стетоскопов изучали

От рожденья слабенькую грудь.

Терапия думала в печали:

«Я - бессильна сделать что-нибудь!»

А мальчишку уж не держат ноги,

По ночам холодные, как лед.

Сердце матери стучит в тревоге:

«Кто же, кто же? Кто его спасет?»

Согревая руки дорогие,

Мать шептала: «Кто поможет? Кто ж?»

И тогда сказала Хирургия:

«Это может сделать только нож!»

Вот оно сердечко, бьется верно,

Лежа на ладони у врача...

Через маску коротки приказы,

А момент торжественен и строг.

Пальцы ищут, не уловишь сразу,

Где в сердечке маленький порок,

А вокруг томятся ассистенты

В этот полный напряженья час,

Наготове держат инструменты -

От ребенка не отводят глаз.

Что там пересаживать, откуда -

Это все известно лишь врачу.

Но когда сердечко протолкнуло

Новых сил притоки в первый раз,

Сколько света сразу промелькнуло

В перегляде напряженных глаз!..

... Кончено! Момент традиционный -

Гасят свет. Ребенок будет жив!

Гомоня, из операционной

Вышли все, хирурга окружив,

А хирург, к больничной няньке,

На ходу сказал: «А ну-ка, мать,

Ты мне там накапай валерьянки,

Что-то сердце стало уставать».

Н. Кончаловская

- Понятие «здоровое сердце» ассоциируется с понятием «болезнь», но эти понятия не совместимы. Выделите причины, почему сердце становится больным. Запишите эти причины в тетрадь.

Социализация. Учащиеся зачитывают свои записи (алкоголь, курение, наркотики, несоблюдение режима, неправильное питание, физические перегрузки, стресс).

III. Социоконструкция.

Учащиеся делятся на группы, каждая группа работает по одной из предложенных тем: «Здоровый образ жизни»; «Здоровое сердце и стресс»; «Курение и наркотики»; «Здоровое сердце и алкоголь»; «Наша пища и здоровое сердце».

Учащиеся делают вырезки из старых журналов, газет и оформляют материал в стенгазету. Дополнительный материал для работы можно взять из книг, которые учитель готовит для выставки.

IV. Разрыв.

Звучит запись песни в исполнении Л. Утёсова «Сердце, тебе не хочется покоя...» и стихотворение Р. Гамзатова «Прости меня, сердце мое».

Тебя я помучил немало,

Как вспомню, ни ночи, ни дня

Со мной ты покоя не знало,

Прости, мое сердце, меня.

Как плетью, ах, будь я неладен,

Такое поднял колотье.

За то, что я был беспощаден,

Прости меня, сердце мое.

За то, что железным ты мнилось

И мог подставлять под копье

Тебя я, безумью на милость,

Прости меня, сердце мое.

Кружит, как над полем сраженья,

Порой над тобой воронье.

За подвиги долготерпенья

Прости меня, сердце мое!

Р. Гамзат

Учащимся предлагается провести физкультминутку под ритмичную музыку.

V. Афиширование.

Каждая группа защищает свой плакат, который затем выставляется на школьном стенде стенгазет.

VI. Рефлексия.

На чистом плакате, вырезанном в форме сердца, учащиеся записывают свои впечатления об уроке и своей работе, крепят плакат на классную доску.







Мастерская

Музыка, которую мы слушаем (профилактика правонарушений, наркомании)

Цель:

  • формировать убеждения о вреде наркотиков, о недопустимости наркомании среди подростков;

  • развивать умения рассуждать, делать выводы, оспаривать свое мнение;

  • воспитывать активную жизненную позицию, негативное отношение к наркомании.

I. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Игра «Печатная машинка»

Каждый учащийся получает карточку с определенной буквой алфавита. Называется слово, и тот, у кого есть буква из этого слова, хлопает в ладоши. Учащиеся хлопают последовательно один за другим, соответственно буквам в слове.

Слова: тепло, спокойствие, вместе, здоровье, жизнь, ошибка, музыка.

II. Правила работы.

- Давайте вспомним, что помогает нам работать и какие правила работы в кругу. (Учащиеся вспоминают и называют правила работы: внимание друг к другу, тишина; говорить по кругу один за другим, не перебивая, поднятая рука - знак внимания, уважать мнение другого.)

III. Объявление темы.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто...»

Ведущий называет какой-то общий признак и предлагает пересесть тем, кому он присущ.

-Пересядьте те, кто любит слушать музыку; кто любит слушать народную музыку; кто слушает классическую музыку; кто слушает рок-музыку и т. д.

-Подумайте, какие чувства вызывает музыка? (Радость, грусть, воспоминание, желание танцевать, петь.)

Установлено, что после концертов рок-музыкантов зрители становятся агрессивными, могут вступать в конфликты или применять насилие. Когда вы слушаете музыкальное произведение, вы слушаете текст или наслаждаетесь мелодией? (Учащиеся отвечают на вопрос по кругу.)

Тема нашего разговора «Музыка, которую мы слушаем». Сегодня мы будем слушать группу «Пропаганда». И Для работы нам необходимо разделиться на группы.

Игра «Зима, лето, осень, весна»

Учащиеся по кругу перечисляют времена года, и затем все, кто назвал слово -«зима», образуют одну группу; «лето» - другую и т. д.

IV. Обсуждение темы.

Прослушайте песню «Семнадцать» в исполнении группы
«Пропаганда» и обсудите ее. (Учащиеся слушают звукозапись.)
Результат обсуждения записывается на доске.

Обратили ли вы внимание на строки (учитель записывает их на доске):

17 минут после смерти;

17 цветов возле траурной ленты;

17 капель крови на теле;

17 - номер больничной палаты;

17 врачей в белых халатах;

17 детей не знают об этом;

17 записок в 17 ящиках;

17 лет навсегда за тобою;

17 дневников одного человека;

17 сигарет, последняя платная;

17 - цифра твоего возраста.

Послушайте запись еще раз и обратите внимание на эти строки. (Запись звучит повторно.)

- А сейчас, как вы думаете, о чем эта песня? (Учащиеся по кругу высказывают свое мнение: песня о том, кого уже нет; кто-то был .в больнице, за его жизнь боролись врачи, этому человеку было только 17 лет, наверное, этот человек писал записки и дневники о своей болезни и приближающейся смерти.)

Попробуйте связать следующие строки по смыслу:

17 капель крови на теле;

17 сигарет, последняя платная;

17 детей не знают об этом.

- Почему последняя сигарета платная? За что мог заплатить этот человек жизнью? (Учащиеся высказывают свое мнение: песня о гибели наркомана, после шприцов остается капля крови на теле, наркотики употребляют в виде сигарет, поэтому последняя сигарета была платная, наверное, наркоман писал дневники о своей беде, маленькие дети не знали об этом, потому что всегда с родителями. 17 лет - цифра возраста, когда покидают родителей и становятся самостоятельными.)

V. Информация.

- Действительно, эта песня о наркомания. Вы знаете, что на протяжении всей истории человечества в памятниках культуры встречались свидетельства того, что человек употреблял вещества, которые изменяли его сознание. Эти вещества называют наркогенными (греч. narke - оцепенение), так как оказывают на человека одурманивающее действие. Кроме того, они могут вызывать галлюцинации (греч. hallucinatio - бред, видение), приводить в состояние эйфории (греч. euphoria - состояние приподнятого настроения). В настоящее время таких средств чрезвычайно много. Наиболее опасными, распространение которых запрещено законом, являются наркотические вещества, или наркотики (греч. narcoticos - одурманивающий). Психическая и физическая зависимость от этих веществ развивается очень быстро, иногда после 2-3 приемов. Психическая проявляется в неудержимом стремлении к очередному употреблению «дурмана» для получения удовольствия. В случае физической зависимости, более сильной, организм не может обойтись без наркотика, и при резком прекращении его употребления возможна смерть. Для «севшего на иглу» наркотик - правитель и бог. «Со шприца не соскочишь»,- грустно отмечают люди, попавшие в зависимость. И те, которые лечились, в девяти случаях из десяти снова попадают в наркотические сети.

Осложняет положение наркомана и то, что с течением времени эффект от прежней дозы наркотика ослабевает, и для достижения желаемого состояния требуется больше, а следовательнр, растет физическая зависимость и от ставшего необходимым вещества, и от того, кто его продает.

VI. Выводы.

- Мы часто слушаем музыку, но не слышим, о чем она. Мы совершаем поступки и не задумываемся о последствиях. Первая сигарета может стать шагом к наркомании, так как никотин также наркогенное вещество, и психическая зависимость развивается очень быстро. Подростки 12 -14 лет, стараясь выглядеть взрослее, пробуют никотин, алкоголь, наркотики. Необходимо не только знать особенности губительного воздействия наркотических веществ на организм и психику, но и уметь отказаться от предложения попробовать. Первую пробу наркотика человек делает обычно ,по примеру или по принуждению окружающих: знакомых, друзей,

родственников. Некоторых толкает на это любопытство иди стремление обязательно все в жизни испытать на себе. При этом им невдомек, что сигарета, рюмка водки, обычный с виду порошок или ампула с прозрачной жидкостью могут таить в себе смертельную опасность. В заключение нашего разговора мне бы хотелось, чтобы вы подумали о том, такой след оставил у вас наш разговор;

VII. Рефлексия (мишень).

(В одной четверти мишени учащиеся отмечают, какой след у них оставил классный час [рис. 5].)

Классный час Классный час

заставил задуматься оставил равнодушным

Классный час Классный час

потревожил заинтересовал

VIII. Заключение.

- Когда нам трудно, мы ищем поддержку другу у друга, а кто-то замыкается в себе или в лучшем случае пишет дневник. Вы находитесь в сложном подростковом возрасте, когда не каждый может справиться со своими проблемами. Не бойтесь быть не понятыми, советуйтесь со старшими, родителями. В школе работает социально-психологическая служба, где можно обратиться к социологу, психологу или просто поговорить с классным руководителем. Наш разговор мне бы хотелось закончить еще одной композицией «Молитва» в исполнении группы «Пропаганда».

(Звучит запись композиции «Молитва» в исполнении группы «Пропаганда».)



Тренинг «День начинается прекрасно!»

Поддержи себя сам (Советы и упражнения)

Стресс - это не то, что с вами случилось,а то, как вы это воспринимаете.
Ганс Селье


Виды и признаки стресса

Первым определение стресса дал канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это "совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов".
Упрощенно говоря, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.
Различают два вида стресса: "положительный" и "отрицательный". "Положительный" стресс (например, выигрыш в лотерею) ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, разумеется, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, хорошо выглядит и замечательно себя чувствует.
В то же время "отрицательный" стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье. На лице появляются пятна и прыщики, кожа сереет. Шея и плечи так напряжены, что человек начинает горбиться; ногти становятся ломкими и начинают слоиться. Постоянная бессонница оставляет под глазами темные круги.

Вот основные симптомы губительного для нашего здоровья стресса:

• рассеянность;

• повышенная возбудимость;

• постоянная усталость;

• потеря чувства юмора;

• резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;

• пристрастие к алкогольным напиткам;

• нарушения сна и аппетита;

• ухудшение памяти;

• полное отсутствие источников радости.

Однако со всеми этими бедами все-таки можно справиться.

Противостояние стрессу

В моменты повышенного напряжения стоит использовать несколько простых упражнений, которые помогают успокоиться и зарядиться энергией. При их выполнении можно включить спокойную музыку.

Дыхательные упражнения

Дыхание - связующее звено между телом и разумом. Каждое состояние сознания, всякое эмоциональное переживание, любая внутренняя реальность влияют на качество дыхания.
Сосредоточенность на дыхании - хороший способ освободиться от беспокойных мыслей, снять раздражительность или усталость. Дыхательные упражнения не только помогают преодолевать негативные последствия стресса, но и позволяют выработать спокойный и позитивный взгляд на жизнь в целом.

• Дыхание через каждую ноздрю поочередно быстро снимает эмоциональное напряжение. Зажмите пальцем правую ноздрю. Вдох через левую ноздрю на 4 счета. Пауза - задержка дыхания на 8 счетов. Зажмите левую ноздрю, выдох на 4 счета через правую ноздрю.

• Вздохните глубоко, задержите дыхание на долю секунды и выдохните до конца. Не торопитесь вдыхать снова. Упражнение повторяется несколько раз до полного успокоения. Для удлинения фазы выдоха с целью успокоения иногда рекомендуется также складывать губы трубочкой и пускать воздух по возможности вверх.

• При вдохе вы говорите про себя слово "вдох". При выдохе - "выдох". На 5-7-й минуте выполнения этого упражнения дыхание начнет само замедляться, увеличится пауза между вдохом и выдохом. Оно очень простое, его можно выполнять даже во время разговора с кем-либо или параллельно с какой-либо работой, если нет возможности все бросить на несколько минут и уединиться. Выполнять его нужно также до полного успокоения.

Двигательные упражнения

• упражнение "Перекрестный шаг" быстро снижает уровень адреналина и помогает действовать наиболее эффективно в ситуации стресса. Движение похоже на шаг на месте. Его нужно делать одной рукой и противоположной ногой навстречу друг другу так, чтобы локоть и колено соединялись (или почти соединялись), пересекая среднюю линию тела. То же - с другой парой "рука - нога". Выполнять это упражнение нужно очень медленно в течение одной минуты.

• Хорошее успокоительное упражнение - удары ребром ладони по твердой поверхности. Оно позволяет сосредоточиться, а заодно укрепляет ребро ладони. Согласно легенде, это упражнение использовали амазонки - а они умели противостоять стрессам и никогда не теряли боевого духа.

• Если в данный момент вас никто не видит, можно применить такой способ борьбы со стрессом: попрыгать и произвольно помахать руками и ногами. При желании вы можете сделать это достаточно агрессивно.

• Посередине между бровями и линией роста волос точно над зрачками расположены "позитивные точки". Для быстрого успокоения достаточно легкого касания к ним. Дышите глубоко и свободно.

• Снять возбудимость помогает быстрое сжимание и разжимание ладоней.

Ментальное упражнение

В ситуации, где кто-то проявляет агрессию по отношению к вам, а вы вынуждены молча выслушивать обращенные к вам претензии, вообразите вокруг себя защитный колокол выше человеческого роста. И пусть он медленно вращается вокруг, а стенки его, прозрачные для вас, будут непроницаемыми для всего того, что посылает вам недоброжелательный собеседник.

«Точки опоры»

Точки опоры - это то, что помогает человеку выйти победителем или менее болезненно из встретившейся трудной жизненной ситуации.

Точками опоры в трудных жизненных ситуациях могут быть:

- Вера в лучшее и надежда, что все сбудется;

- Любовь;

- Приятные воспоминания;

- Успехи и достижения в жизни, в учебе, в профессиональной деятельности;

- Жизненные принципы;

- Жизненный и профессиональный опыт (знания, умения и навыки);

- Уверенность в свои силах (если я решал проблемы раньше, значит смогу и сейчас);

- Поддержка близких людей (родственников и друзей);

- Философский, аналитический, практичный, мудрый взгляд на ситуацию;

- Перспективы и собственные цели, устремления, мечты;

- Навыки применения успешных стратегий (отношение к прошлому, само мотивация, доступ к ресурсам, выход из неудачи, моделирование успеха, веер вариантов, принятие решений - ТОТЕ, распределение времени, дерево возможностей);

- Внутренние качества (упорство, настойчивость, упрямство, целеустремленность, злость, и т.д.).

- Просмотр любимых фотоматериалов, кинофильмов, картин;

- Прослушивание любимых мелодий;

- Занятия любимым делом т.е. увлечение хобби;

- Общение с природой;

- Общение с детьми;

- Чтение любимых и полезных книг;

- Общение с близким человеком, способным дать хороший совет и рекомендации.

- и т.д.

В трудной для себя ситуации просто вспомните о своих точках опоры и станет намного легче! А как их использовать - то это будет в последующем!

Игры для сотрудничества

Чувство принадлежности к группе

Игра «Браво!»

Цель: сплочение группы.

Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.

Инструкция. Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

(Поставьте стул в центр класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.)

Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?

В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ученику, они будут хлопать еще сильнее.

Анализ упражнения

• Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

• Получаешь ли ты когда-нибудь незаслуженные аплодисменты?

• Тебе понравилось хлопать в ладоши?

• Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?

• Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?

Как добиться успеха?

Игра «Хвасталки»

Цель: преодоление застенчивости.

Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Эта игра позволяет детям преодолеть свою застенчивость. Кроме того, мы можем показать им, как это приятно - радоваться успехам других.

Инструкция. Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Ученик, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».

Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит эту игру дальше.

Вы поняли, как играть?

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе эта игра?

• Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

• Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

• Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

Установление контакта

Игра «Друг к дружке!»

Цель: взаимодействие детей друг с другом.

Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха.

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:

- Правая рука к правой руке!

- Нос к носу!

- Спина к спине!

Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:

• Друг к дружке!

• Ухо к уху!

• Бедро к бедру!

• Пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе игра?

• Легко ли тебе было действовать столь быстро?

Чувственное восприятие

Игра «Стон королевы»

Цель: поупражняться в бесшумных перемещениях по классу.

Инструкция. Я хочу предложить игру с участием самой настоящей Королевы. Королева садится в центре класса на стул, а все остальные садятся на пол по одну сторону от нее. Вам нужно по очереди, один за другим, перейти на противоположную сторону так, чтобы Королева не застонала. У Королевы страшная мигрень. Поэтому она очень громко стонет от каждого звука, даже очень тихого. Постоянно один из вас должен перемещаться на противоположную сторону. Если Королева услышит кого-нибудь из вас и застонет, то этому человеку придется вернуться на свое прежнее место. На Королеву мы наденем платок так, чтобы никто не смог обвинить ее в подглядывании. Кто хочет стать первой Королевой?

Анализ упражнения

• Умеешь ли ты ловко подкрадываться?

• Как ты чувствовал себя, когда тебя обнаружили?

• Когда тебе мешает шум в классе, а когда не мешает?

• Ты хотел быть Королевой в этой игре?

Что делать с агрессией и гневом?

Игра «Тух-тиби-дух!»

Цели: снятие негативного настроения и восстановление сил.

В этом ритуале заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, в конце игры они не могут не смеяться.

Инструкция. Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово «тух-тиби-дух». В это время другой ученик стоит тихо и слушает, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же - трижды сердито-сердито произнести: «Тух-тиби-дух!»

После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе эта игра?

• Произнес ли ты заклинание в ходе игры?

• Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры?



























Используемая литература:



•Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. - М.: Феникс, 2000. -230 с.

•Энтин Г.М. Когда человек себе враг. - М.: Знание, 1993. - 167 с.

•Шпаков А.О. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды. - Спб.:

•Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. - 2-е изд., испр. и доп. - Спб.: Невский Диалект, 2000 - 304 с.



© 2010-2022