Социальный проект на тему Семья

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Староустинская основная общеобразовательная школа


Социально-педагогический проект "Семья".

Руководители и авторы проекта:

Сучкова В.Л.- директор

Березина Н.П.- социальный педагог

Люлина Н.Н. - учитель химии и биологии.



Семья - это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.
И.Г.Песталоцци

Адрес, телефон:

Нижегородская область,

Воскресенский район,

село Староустье,

улица Школьная, дом 5

3-65-99.

Срок реализации проекта:

сентябрь 2014 -май 2015 г.






Гимн Семьи

Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный,
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.

И дом, молитвой освященный,
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.

Семья - любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства
Страны моей, моей России.

Семья - источник изначальный
Небесным ангелом хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.

Припев.


Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
(И.Резник)




Содержание

1.Аннотация проекта

2.Обоснование проекта

3.Цели и задачи проекта

4.Основное содержание проекта

5.Ресурсное обеспечение Проекта

6.Партнеры

7.Целевая аудитория

8. Направления реализации проекта.

9. План реализация проекта.

10.Ожидаемые результаты

11.Перспективы дальнейшего развития проекта

12.Литература

4

4-6

6

6-8

9

9

9

9-11

12-17

18

18

19

1.Аннотация проекта.

Актуальные проблемы и потребности проекта

Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, загрязнение среды обитания, безработица), так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм, насилие, физические наказания).

  • Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).

  • Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.

  • Лишения, трудности и сложности детской жизнедеятельности по причине роста социального сиротства при живых родителях

2. Обоснование потребностей создания проекта

Семейное воспитание в широком смысле слова - изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности.
Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно-нормативной.
На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы в республике: сокращение размеров семьи и преобладание в абсолютном большинстве простой (нуклеарной) семьи; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей-сирот при живых родителях, детей оставшихся без родительской опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по уходу за стариками и инвалидами, появление в семьях насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений между родителями и детьми; проявление отчуждённости детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребёнка; крушение жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей; увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, проституция и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к семейной жизни.
В МКОУ Староустинская ООШ обучаются 46 учащихся (на начало 2014 - 2015 учебного года). Из них 30 детей воспитываются в 25 малообеспеченных семьях, 12 детей - воспитанники 7 многодетных семей, 6 детей воспитываются в 5 неполных семьях, 11 школьников проживают в 7 неблагополучных семьях, 7 детей - воспитанники 4 опекунских семей. В школе также обучается 1 ребенок - инвалид, 7 школьников - дети с особенностями психофизического развития- занимаются по специальной( коррекционной) программе VII и VIII видов. 3 уч-ся состоят на диспансерном учёте, остро нуждаются в оздоровлении.
Одним из показателей хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней. Однако результаты анкетного опроса, проведенного среди учащихся школы на тему« Семья и родители глазами ребенка» не радуют. На вопрос: "Ежедневно ли в семье мы обмениваемся мыслями по вопросам семейной жизни, школьных делах, текущих происшествиях?" утвердительно ответили 62% респондентов, "нет"- 38% опрошенных; "Всей семьёй мы отдыхаем во время каникул" - 18% старшеклассников ответили "да"; остальные 82% - "нет". И, как результат, на вопрос: "Устраивает ли вас микроклимат Вашей семьи?" утвердительно ответили 42% респондентов, 30% старшеклассников ответили: "Не совсем"; 28% подростков - "Не устраивает".
Отсутствие взаимопонимания и поддержки в семье, психолого-педагогическая, правовая некомпетентность родителей служат поведенческими факторами риска относительно детей и подростков.
В нашей школе сложилась система форм и методов взаимодействия с семьёй как социальным институтом воспитания. Тематические родительские собрания, заседания родительского комитета, целевые встречи с родителями, работа службы "Телефон доверия", психолого-педагогическое консультирование родителей играют большую роль в повышении психолого-педагогической, правовой грамотности родителей.
Тесная связь школы с другими социальными партнерами играет также немаловажную роль в повышении воспитательного потенциала семьи.
В школе разработана и приведена в действие программа "Общественно - активная школа», отражающая систему работы школы с семьёй.
С учётом положительного опыта работы предыдущих лет в школе намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, снизить негативное влияние на семью социальных явлений в обществе.



Основные понятия проекта.
Семья, семейное воспитание, сознательность родителей, последовательность воспитания, начальное воспитание, структура семьи, классификация семей, положительный опыт воспитания, право, закон, правовое воспитание, отклоняющееся поведение, социализация, реабилитация, культура семьи.

Ценности.
Наиболее значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота, защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.

Актуальные проблемы и потребности проекта

  • Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, загрязнение среды обитания, безработица), так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм, насилие, физические наказания).

  • Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).

  • Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.

  • Лишения, трудности и сложности детской жизнедеятельности по причине роста социального сиротства при живых родителях.

3. Цель и задачи

Цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.
Задачи:

  • Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье.

  • Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию ребенка.

  • Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.

  • Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

  • Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.

4.Основное содержание проекта

Основные приоритетные направления деятельности

Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.

Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.

Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".

Распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приёмных семей.

Продуктивные технологии.
Создание банка данных о потребностно-ценностной сфере детей и родителей, трансакциональный анализ, система группповых консультаций, целевые конференции, пресс-конференции, анализ видеозаписей, организация внутрисемейного общения.

Специфические условия и особенности.


  • Интеграция усилий родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, социальных педагогов, практических психологов, педагогов школы , работников общественно-государственных учреждений и служб социума.

  • Непосредственная помощь семьям, оказавшимся в особо трудном положении.

  • Поддержка и интенсивное развитие детей в своих семьях.

  • Поддержка и интенсивное развитие всех форм определения ребёнка в семьи - опекунские, приёмные.

Гуманизация социальной политики в отношении семьи и детей.

  • формирование в обществе взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного развития и воспитания детей;

  • осуществление на всех уровнях мероприятий и мер по социально-экономическому и психолого-педагогическому обеспечению всех семей, имеющих детей;

  • создание системы дополнительных мероприятий для проблемных семей и семей из группы риска;

  • развитие социально-педагогических услуг для оказания конкретной помощи детям и семьям, которые воспитывают детей;

  • обеспечение системы альтернативных решений в пользу детей, оставленных родителями.

Диагностика семейного воспитания
Функции диагностики семейного воспитания:

  • констатирующая (информационная);

  • прогностическая (прогноз развития школьно-семейного взаимодействия);

  • ценностно-ориентированная (оценочная);

  • функция самоизучения, саморазвития;

  • развивающая (воспитательная).

Процедура диагностики:

  • постановка целей диагностики;

  • определение оценочных критериев и показателей;

  • отбор методов (системы методов) диагностики;

  • применение методов диагностики в непосредственном взаимодействии субъектов;

  • анализ результатов диагностики;

  • учёт, фиксирование результатов диагностики.

Методы диагностики:

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • беседа с воспитанником;

  • беседа с педагогами;

  • беседа с родителями;

  • анализ результатов и продуктов деятельности;

  • социометрические методы;

  • недописанный тезис;

  • педагогический консилиум.

Формы фиксирования результатов диагностики:

  • составление графиков, диаграмм;

  • составление характеристик;

  • ведение диагностических карточек, дневников.

5.Ресурсное обеспечение проекта: информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурсы).

6.Партнеры.

  • Староустинская сельская администрация;

  • ГБУ ЦСПСД « Теремок»

  • 7.Целевая аудитория.

В Реализации проекта участвуют 46 учащихся 1-8 класса из 34 семей с 52 родителями, 11 педагогов, бабушки и дедушки учащихся.

Сроки реализации: Подготовительный этап - сентябрь - октябрь 2014 года.
Основной этап - ноябрь 2014 - июнь 2015 г.

8 .Направления реализации проекта

Направления деятельности

Содержание работы

Диагностика и анализ

Методическая работа

Профилактическая и социально-реабилитационная работа

  • Сбор и обобщение информации о детях и их семьях.

  • Формирование банка данных на основе социальных паспортов классов.

  • Изучение проблем и потребностей семей, в которых воспитываются школьники.



  • Выявление неблагополучных семей и семей группы "риска".

  • Изучение и анализ причин социального сиротства при живых родителях.

  • Изучение эффективных инновационных форм и методов взаимодействия школы с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций.



  • Ознакомление с передовым отечественным и зарубежным опытом работы с семьёй.

  • Сбор и систематизация информационных материалов, литературы по вопросам семейного воспитания, изучение законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими

  • Индивидуальная работа с несовершеннолетними, допускающими асоциальное поведение, антиобщественные поступки.
    Организация материальной помощи малоимущим семьям из государственного бюджета, а также гуманитарной помощи от различных благотворительных организаций.

  • Участие и организация профилактической работы, проводимой советом профилактики школы, КДН, ПДН.
    Содействие в направлении детей и подростков в отделения опеки и попечительства.

Организация взаимодействия школы с семьёй

Форма взаимодействия

Цель

Родительское собрание

Согласование совместных действий, педагогических позиций, информирование друг друга о проблемах, анализ достигнутых результатов

Педагогический практикум

Осмысление опыта родителей и педагогов посредством обсуждения реальных воспитательных ситуаций, согласование знаний, умений родителей и педагогов в воспитательной деятельности

Посещение учащихся на дому, организация рейдов "Подросток. Семья"

Изучение ребёнка и родителей в семейной обстановке, знакомство с микроклиматом в семье. В случае необходимости доведение информации заинтересованным органам (родительскому комитету, Совету профилактики правонарушений, КДН, ИДН)

Психолого-педагогические консультации

Оказание помощи семьям в поиске выхода из проблемной ситуации, повышение психологической культуры родителей, расширение сознания, повышение ответственности клиента и формирование его готовности к творческому освоению мира

Работа службы "Телефон доверия"

Оказание экстренной, квалифицированной, анонимной помощи по телефону.
Помощь абонентам в актуализации творческих, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния.
Анализ причин и источников повышенного психического напряжения детей и подростков, их родителей

Психолого-педагогический консилиум

Совместное обсуждение особенностей личности ребёнка с целью согласования представлений, точек зрения, действий по выработке программы решения проблем развития ребёнка, коррекции его поведения

Родительский университет

1. Пресс- конференция

Общение в форме "вопрос - ответ", встреча родителей и педагогов с психологом, социальным педагогом

2. Обмен опытом

Обсуждение конкретной воспитательной проблемы


3. Родительский лекторий

Повышение психолого-педагогической, правовой и др. грамотности родителей

4.Малый педагогический совет

Привлечение родительской общественности к решению актуальных школьных проблем

5.Родительский комитет

Привлечение родителей к решению проблем организации учебно-воспитательной, культурно-массовой и хозяйственной работы школы

6.Совет школы

Участие общественности, родительского, педагогического и ученического коллективов в управлении школой, оказании необходимой помощи для эффективного функционирования и развития школы, реализации важнейших требований, предъявленных государством и обществом к обучению и воспитанию учащихся

7.Совместные культурно - массовые мероприятия

Организация совместного культурного отдыха, объединение опыта и усилий родительско-педагогической общественности в формировании положительных качеств и потребностей школьников

Сроки реализации проекта
Подготовительный этап - сентябрь - октябрь 2014 года.
Основной этап - ноябрь 2014 - май 2015 г.

8.План реализации проекта.

Сроки выполнения

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

1.Сбор и обобщение информации о детях и их семьях.

2.Формирование банка данных на основе социальных паспортов классов.

3.Классное родительское собрание ( 5 класс)- « Роль родителей в процессе адаптации учеников 5 класса».

4. Анкета « Семья и родители глазами ребенка».

Классные руководители, социальный педагог

Классный руководитель 5 кл., администрация школы.



Социальный педагог

Октябрь

1.Изучение проблем и потребностей семей, в которых воспитываются школьники.

2.Выявление неблагополучных семей и семей группы "риска".

3. Родительский лекторий «Подросток в мире вредных привычек», « Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних».

4.Родительское собрание « Умеете ли вы любить своего ребенка?» из цикла « Профилактика правонарушений».

5.Изготовление буклетов для родителей.

6. Составление осеннего букета для мамы( ГПД).

7. Родительский патруль. Посещение семей детей, стоящих на ВШК и в ПДН с целью определения микроклимата в семье и оказанию педагогической помощи.

Классные руководители 1-8 кл, социальный педагог

Классные руководители1-8 кл, социальный педагог, сельская администрация

Классные руководители

7-8 кл, социальный педагог.







Социальный педагог

Социальный педагог

Воспитатели ГПД

Социальный педагог

Ноябрь

1. Классные тематические родительские собрания ( на повестке дня, в т.ч., вопросы о работе службы « Телефон доверия» и профилактика инфекционных заболеваний- грипп, туберкулез, педикулез).

2. Помощь детям из неблагополучных семей в организации поездки в Воскресенскую ЦРБ и детскую областную больницу с целью организации прохождения детьми медицинского обследования и лечения ( две семьи).

3.Посещение неблагополучных семей комиссией в составе классного руководителя, социального педагога, главы Староустинской сельской администрации( ежемесячное посещение семей по необходимости).

4.День матери - общешкольное мероприятие с обсуждением семейных традиций, с выставкой фотографий из семейных альбомов, конкурсом рисунков « Моя мама», с творческими семейными конкурсами, с преподнесением мамам подарков, изготовленных своими руками. Праздничный концерт.

5. Оформление стенда «Для вас родители».

Классные руководители



Администрация школы, сельская администрация, заведующая Староустинской амбулаторией.



Социальный педагог

Классные руководители





Социальный педагог


Декабрь

1.Заседание Совета профилактики. Тема: «Подведение итогов коррекционной работы с учащимися, стоящими на ВШК.

Подведение итогов коррекционной работы с некоторыми неблагополучными семьями».

2.Семейная мастерская по изготовлению символа Нового года(1-6 классы)

3. Классные часы: «Моя любимая семья»- 1-4 кл, «Семья в твоей жизни»- 5-6 кл. Беседа «Самый счастливый день в кругу семьи»- 7 кл. Диспут «Зачем человеку нужна семья» - 8 кл.

4. Классные тематические родительские собрания( на повестке дня, в т.ч., вопрос о профилактике жестокого обращения с детьми).

5.Зимние забавы ( 1-4 кл.) - спортивные соревнования на улице с участием детей и родителей.

6.Составление генеалогического дерева ( 6кл.)

Социальный педагог





Классные руководители



Классные руководители



Классные руководители,

социальный педагог


Классные руководители

1-4 кл.



Учитель обществознания

Январь

1. Составление индивидуального плана работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении.

2. Составление графика рейдов родительского патруля на 2015 год.

3. Фотовыставка «Я и моя семья».

4. Конкурс «Герб семьи».

5.Составление генеалогического дерева ( 3кл.)

Социальный педагог


Социальный педагог


Классные руководители

1-8 кл.



Учитель ИЗО,

социальный педагог


Классный руководитель 3 кл.


Февраль

1. Анкетирование учащихся(5-8 кл):

  • интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире?» (методика В.В.Новикова);

  • оценка уровня школьной мотивации;

  • аддиктивная склонность.

2. Анкетирование родителей учащихся 5-8 кл«Определение детей группы риска».

3. Анкетирование педагогов «Определение детей группы риска».

4. Посещение семей с опекаемыми и приемными детьми.

5. Родительский патруль. Посещение семей детей, стоящих на ВШК и в ПДН с целью определения микроклимата в семье и оказанию педагогической помощи.

6.Общешкольный праздник « Папа, мама, я - спортивная семья!».

Социальный педагог







Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог

Социальный педагог



Классные руководители


Март

1. Совещание при директоре. Анализ анкетирования учащихся, родителей, педагогов.

2. Конкурсная программа к Международному женскому дню (1-8 кл.) с участием детей, мам и бабушек. Праздничный концерт.

3. Чаепитие «Секреты семейных традиций» - 6 кл.

4.Участие в районном родительском собрании « Пока не поздно!».

5. Классные тематические родительские собрания( на повестке дня, в т.ч., вопросы о безопасности детей в весенние каникулы, профилактика

Социальный педагог



Классные руководители


Классный руководитель

6 кл.



Социальный педагог

Классные руководители


Апрель

1. Заседание Совета профилактики. Тема заседания:

« Анализ посещения неблагополучных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.

Организация летнего отдыха и занятости уч-ся, состоящих на учете в ПДН, «группы риска», уч-ся из неблагополучных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.

2. Беседа « Подвиг наших прабабушек и прадедушек во время Великой Отечественной войны» с приглашением ветеранов войны и труда.

3. Беседа с учащимися 4-8 классов о работе службы « Телефон доверия».

4. Распространение листовок о соблюдении закона Нижегородской области «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области» №23-З от 09.03.2010 года

Социальный педагог

Директор школы

Старшая вожатая





Старшая вожатая,

классные руководители.


.


Социальный педагог



Социальный педагог


Май

1. Митинг «Чтим память наших предков».

2. Игровая программа, посвященная дню семьи: «Неразлучные друзья - взрослые и дети».

3.Пресс - конференция. Общение в форме "вопрос - ответ", встреча родителей и педагогов с психологом, социальным педагогом

4. Классные тематические родительские собрания ( на повестке дня, в т.ч., вопросы о безопасности детей в летние каникулы, и семейные планы на летние каникулы.

5. Общешкольное родительское собрание. Подведение итогов учебного года.

Старшая вожатая,

художественный руководитель Староустинского ДК


Классные руководители, учитель физической культуры.




Социальный педагог, психолог ГБУ ЦСПСД « Теремок»





Классные руководители.






Администрация школы.

10.Ожидаемые результаты

  • Видение и учёт социально-педагогических проблем семьи. Своевременная помощь в решении проблем.

  • Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.

  • Защита прав и интересов семьи, каждого из её членов, реализация их собственного "Я" путём создания условий для развития потенциальных способностей.

  • Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.

  • Уменьшение численности социальных сирот при живых родителях.

  • Тесная связь школы, семьи, общественности; заинтересованность в удовлетворении запросов и потребностей семьи как института воспитания.

11.Перспективы дальнейшего развития проекта.

На ВШК в нашей школе на конец учебного года остается 4 неблагополучные семьи, один учащийся из неблагополучной семьи состоит на учете в ПДН, 5 неполных семей,25 малообеспеченных семей, в 4 семьях живут семеро опекаемых и приемных детей,12 детей из многодетных семей (7 семей). С учётом положительного опыта работы этого учебного года в школе намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей. Работа педагогического коллектива и партнеров проекта с семьями учащихся - залог укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.


  • 12.Литература.

  • 1. Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием /Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. - М.: НИИ ОПВ АПН СССР., 1980.

  • 2. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М.: Сов. Россия, 1983.

  • 3. Новые технологии воспитательного процесса / Шуркова Н.Е. и др. /Под общ. ред. В.А. Карковского. - М.: МП "Новая школа", 1994.



3


© 2010-2022