Сценарий сборов по профилактике негативных явлений

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ






1. Знакомство. Установление контакта с детьми.

Знакомство (10 минут)

Игра «Меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом». Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там, на протяжении всего занятия.

Ожидания участников (10 минут)

На этом этапе следует выяснить ожидания участников с помощью вопросов по кругу (например, «Что вы хотите получить/узнать на этом семинаре?»).

После того как все участники расскажут о своих ожиданиях, ведущий обязательно сообщает им распорядок дня.

Принятие правил работы группы (10 минут)

Правила работы в группе.

Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.


Разминка

Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

«Человек к человеку»

Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху».

«Автопортрет»

Цель игры: в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Игровое упражнение проводится в круге (число участников от 7 - 10 до 15 человек).

Время: от 20 минут.

Процедура методики следующая:

1. Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.

2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы "на одном дыхании". Подписывать листок не надо». Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка - гениален (так говорят великие художники…). Если кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких окажется много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить…

3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован.

4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.

5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию… Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».

6. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии соответствующие данному автопортрету. Опыт покаывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно.

Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.

Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе со школьниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским.

Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен очень даже глубокий смысл. Например, в данной игре каждый рисунок - это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями - это еще один шаг к пониманию образа профессионала.

«Кочки»

Описание упражнения

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы;

Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы;

Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

«Шарики»

Описание упражнения

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения

Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение

Достаточно короткого обмена впечатлениями.













Коллаж «Дружба»







Притча о дружбе

Солнце садилось. По полянке бежали зеленые волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок - маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поет прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Но глупый светлячок не понимал, что это все не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем "что надо", а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как хорошо граненый бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком. Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то нистало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвертый и т. д., а зачем -- никто не знает, просто это престижно.

А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы ее дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зеленое море травы, слезы росы и любовь. Он во всем видел любовь. Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.

Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего попурри всю красоту, которую только мог. Но, к его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил все-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):

- Ну, как? - деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.

- Красиво… - сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.

- Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, - фальшивил светлячок, придумывая все новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.

Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем - бриллиантовым светлячком.

Светлячок пропадал среди лести и восхищений и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.

Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: "Чего вы тут глазеете, слепые что-ли? Он же тускл, как кусок стекла". Один сказал…

Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрел светлячок, куда глаза глядят. И прибрел, на свое удивление, все на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:

- Что случилось? Я так по тебе соскучился.

- А разве ты не видишь?

- Нет, - честно ответил мальчик

- Ну, и ладно, - сказал светлячок.

- Расскажи мне, что ты видишь, - попросил мальчик.

- Что? - удивился светлячок.

- Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это.

И только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!

- Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.

- А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.

- Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

Обсуждение притчи.

Группе выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.

Коллаж - это когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создается изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто совершенно другое, то есть поэтическая метафора, но только не словами, а изображениями сделанная.

Коллажи - это не просто набор картинок, собранных на одной плоскости. Это искусство из несоединимых вещей делать одно целое.

Kоллажем является некоторая совокупность отдельных элементов, "сведенных" воедино и представляющих собой нечто осмысленное.

Коллаж - это искусство, которое бросает вызов живописи" (Луи Арагон).

После того, как команда выполнила свой коллаж представляет его для всех остальных. Ведущий подводит итог.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света.

Цицерон

Психологический смысл упражнения

Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

Завершение тренинга. Общее фото на фоне выполненных работ.


Город твоей мечты


Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше"? Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.

Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!"

Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.

Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!"

И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох...

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.

Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!"

"Для тех, кто мечтает о великом и не сомневается в своем мужестве, найдется место на вершине."

Шарп Джеймс

Если у человека есть мечта, это уже большая часть дела, потому что мечта - это огромный магнит, который притягивает к себе все обстоятельства, необходимые для её осуществления.

Просто поверь в себя!

Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом!

Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!

"Тот, кто ничем не рискует, рискует всем." Джина Девис

Так вот, ребята, давайте и мы с вами помечтаем. Нам сегодня с вами предстоит создать свой город. таким каким вы хотите его видеть, да и не только видеть, но и жить в нём. Сейчас, вы должны продумать всё до мелочей (какие там будут дома, парки, различные насаждения и многое другое) и определиться, кто за что у вас будет отвечать. Так как заниматься строительством своего города вы будете молча, то сейчас я вам дам 15 мин. на обсуждение этого вопроса, а затем вы приступите непосредственно к созданию своего шедевра.

Итак, время пошло.

Через 5 минут предлагается всем участникам успокоиться и больше не разговаривать, а молча приступить к созданию города мечты.(тоже 15 мин.)

Обсудить готовый город. Прекрасный сад

Ребята, теперь нам нужно наш прекрасный город украсить красивыми цветами. Давайте спокойно посидим, можно закрыть глаза, и представим себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий предлагает ребятам сделать из своих цветов в своём городе прекрасный сад. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на свой город и «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Спасибо!





7 смертных грехов



Канонический список смертных грехов, числом семь, был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим, на основе труда греческого монаха-теолога Эвагриуса из Понта, который составил список восьми худших помыслов. Григорий Великий отметил гордыню, алчность (жадность), похоть (сладострастие), гнев, чревоугодие, зависть и лень (уныние). Далее концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Св. Фомы Аквинского, который был не только великим теологом, но и великим систематизатором религиозной науки. Существует несколько вариантов порядка следования значимости грехов. К примеру, Григорий Великий упорядочил список по степени противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви), именно по этому порядку следования грехов устроено чистилище в "Божественной комедии" Данте. Большее распространение получили классификации в зависимости от степени серьезности греха, один из таких вариантов: гордыня, алчность (жадность), похоть (сладострастие), зависть, чревоугодие, гнев и лень (уныние).

Гордыня - сильнейший из семи смертных грехов, который считается непобедимым!

Гордыня (высокомерие, тщеславие, лат.superbia)

Гордыня является самым главным грехом потому, что влечет за собой все остальные. Гордыня - это чрезмерная вера в свои возможности, вступающая в противоречие с величием Господа, ведь ослепленный гордыней грешник, гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Не стоит забывать и то, что гордыня именно тот грех, который привел к низвержению Люцифера в Ад. Высокомерие влечет за собой заниженную оценку, а затем и презрение, окружающих нас людей, вопреки словам Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» Мтф. 7:1-2.

Какая жизнь у ослеплённого гордыней?

Познакомимся с этой девушкой? Хотя она вряд ли захочет с нами общаться. Её имя Вэнити (тщеславие). И она занята только собой. Её главное занятие - самолюбование. Она гордится своей изящной, тонкой фигуркой, загаром, безупречным юным лицом, причёской от лучшего мастера, умом, маникюром, роскошным платьем и, наверное, машиной, домом и драгоценностями. Она любит смотреться в зеркало и не глядит по сторонам. Всё, что её окружает, она презирает, считая недостойным внимания. Её самолюбие гипертрофировано. Её любимое слово - "я".

В детстве Вэнити обзывали зазнайкой и воображалой. В юности она подавляла всех ничем не обоснованной самоуверенностью и высокомерием. Кроме себя, она никого никогда не любила и не полюбит, потому что сердце её с годами становится всё холоднее. Вэнити оценивает мужчин по степени их важности и значимости в обществе. Она презирает бедных, слабых, старых и неудачливых. Её родители загнаны в угол её эгоизмом и презрением к их простой жизни. Помощи от неё им не видать. Если бы её знал поэт А.К.Толстой, он бы написал о ней стих:

Ходит Спесь, надуваючись,

С боку на бок переваливаясь...

...Пузо-то её всё в жемчуге,

Сзади-то у неё раззолочено.

...А и зашла бы Спесь к отцу к матери,

Да ворота не крашены!

Вэнити самонадеянна в спорах, считая себя умнее и образованнее других. Вежливость ей неизвестна. Она - хамка, унижающая близких людей и обижающая словом и поведением дальних. Если ей приходится делать доброе дело, она делает это неискренне, вынужденно, но устраивает пышную презентацию своего деяния. Её амбиции - не имеют границ. Её тяга к славе - фанатична: нет человека тщеславнее её, ведь она - Вэнити! Она идёт по головам в достижении своих целей. Когда же почивает на лаврах, внутри неё разливается самодовольство. Во всём она хочет быть лучшей, и всем, везде и всегда

Павлин - символ спеси напоминает о своём превосходстве: её гонор оскорбителен для окружающих.

Если бы она была аристократкой, то гордилась бы родословной и честью древнего рода и слыла высокомерной и надменной гордячкой. Её любимыми животными были бы царь зверей Лев и Орёл, царь птиц. Но чести у неё нет: она из племени нуворишей. Она - сноб до мозга костей, свято верящая, что принадлежит к касте небожителей. Её любимая птица - павлин, глупый петух, украшенный самыми красивыми в мире перьями. Павлин горделиво распускает хвост и орёт голосом, похожем на крики грешников в Аду.

Крики павлина не заглушают шум атласного платья, окрашенного в один из цветов Ада - лиловый. А её креативная причёска с двумя рогами? Автор идеи - не тот ли, кто, будучи правой рукой Господа, был низвергнут в преисподнюю за чудовищную гордыню и уподобление себя Богу? Недаром пейзаж за спиной Вэнити напоминает земли на границе Ада - иссушенные и безлюдные, мёртвые, озарённые холодной одинокой луной.

Прошлое Вэнити неспокойно. От неё требовали покорности и подчинения. От неё требовали благодарить Бога за всё, что он ей дал, объясняя, что не её заслуга - красивая фигура и дивное лицо, разум и твёрдый характер. Грех её объявили самым тяжким и им возглавили список семи смертных грехов. Будущее Вэнити трагично: отчуждение от людей, угасание скованного одним помыслом разума, медленное умирание души, глухое одиночество и самоубийство, как высшее проявление гордыни. Ибо самоубийство - суд над собой, а судить человека может только Бог, а не сама Вэнити.

Лев - символ гордости

Всё было бы лучше, если бы помыслы Вэнити не попирали нормы, установленные людьми. Если бы самодовольство она заменила чувством собственного достоинства. Если бы самовлюблённость превратилась у неё в самоуважение, проявляющееся в уважении к тем, кто её окружает. Если бы она могла гордиться своими близкими. Не гляделась бы наша Вэнити днями в зеркало, а работала и достигала высот в каком-нибудь деле: у неё был бы реальный повод гордиться собой. И никто не упрекнул бы её в гордости за страну, в которой она живёт.

«Мораль сей басни такова»: гордость гордости - рознь. Гордыня, основанная на преходящих ценностях - молодости, красоте, богатстве, власти - по меньшей мере глупа. Противопоставление себя, как более достойного (чего? Коронования?) другим людям, менее достойным, отталкивает людей от гордеца. Подсознательно он понимает, что не вписывается в нормы, но одержимый гордостью, всё больше утрирует своё поведение, закрываясь им, как щитом от «непонимающих его исключительности».

Человек же, который стал хорошим специалистом, сделал открытие, написал музыку, пережившую годы, даже сшил прекрасное лоскутное одеяло, может с полным правом гордиться итогом своих трудов. Но не талантом (это уже - гордыня). И как не гордиться результатом тяжёлого многолетнего труда - хорошо воспитанным, умным и красивым ребёнком!

Пусть не встретится вам на дороге жизни девушка по имени Вэнити. Гордитесь тем, что сделали вы сами, а не ваши родители, природа, везение и Господь Бог.

Алчность (жадность, скупость, лат.avaritia)

Под алчностью подразумевается желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного. Этот грех в наше время актуален не менее чем гордыня. Еще две тысячи лет назад Иисус Христос говорил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» Мтф. 6:19-21.

Какая жизнь у одержимого алчностью?

Знаете, кто эта невесёлая красавица на золотом троне? Её зовут Эверайс-Алчность. Не верьте её дивной красоте, расслабленной позе, задумчивости. Это - обман. На самом деле Эверайс - оборотень. Она может превращаться то в паука, то в жабу, то в крысу, то в волчицу, стерегущую свою нору (так люди говорят). Сейчас она, как паучиха, раскинула свои сети и ожидает жертву, готовая напасть в любой момент. Она замерла, но её голова занята разными мыслями.

Может быть, она подсчитывает, сколько у неё накоплено богатств: сколько денег в сундуках и банках, сколько драгоценностей в подвалах и сейфах, сколько домов, отелей, яхт, машин, самолётов, земель, кинокомпаний, мебели, вечерних платьев, акций, картин великих художников, фарфоровых сервизов, серебряных цепочек, кружевного белья, альбомов с марками?.. Мы что-то забыли? Не беда, потому что Эверайс помнит список своей собственности назубок.

Может быть, она рассчитывает, как увеличить свои богатства? А опыт в приобретении у неё большой. Она никогда не зарабатывала честным трудом. Когда она была бедна, она копила и подбирала, что попадалось под руку. Потом - воровала и мошенничала. Затем - занималась шантажом и вымогательством. С каждой новой прибылью аппетит её разыгрывался с новой силой. Страстное желание приобретать было похоже на неутолимый голод. Недаром её имя происходит от слова алкота (голод).

Когда Эверайс разбогатела, чем продолжила заниматься, - не знает никто. Но подозревают, что руки её запачканы кровью, а душа, если она у неё осталась, - слезами разорённых и ограбленных людей. Внешне она остепенилась, и видимые всем доходы ей приносит рента. И ещё она часто играет по-крупному, чтобы радость выигрыша и горечь проигрыша, сочетание азарта и скупости оживляли угасающую душу.

Может быть, Эверайс думает о безопасности? Ведь деньги что каменья - тяжело на душу ложатся. Её мучают мысли о конкурентах и завистниках, о грабителях и ненадёжном окружении. Она подозрительно перебирает в уме имена и варианты, всё больше проникаясь гневом и ненавистью к сребролюбцам, с такими же загребущими руками, как у неё. А сребролюбцами она считает всех. Страх потерять богатство мучает её невыносимо. Она давно превратилась в параноика, замкнулась в себе и не доверяет никому.

Поэтому и милосердие ей чуждо. Её дружба - не дружба, любовь - не любовь: в них она видит только корысть, собственную выгоду и источник опасности. И ещё она очень ревнива. Ведь каждого в своём окружении она считает своей добычей и собственностью.

А люди Эверайс никогда не любили. Сколько эпитетов они ей придумали: корыстолюбивая, меркантильная, прагматичная, стяжательница, мздоимица, скряга, своекорыстная, жадная... Люди презирают её, чувствуя её зависимость от богатства и страх потерять его. Но часто те же люди легко поддаются её влиянию и примеру. Наверно, потому что с древних времен ей покровительствует и помогает демон Маммона, языческий бог богатства.

А сама она (совершенно точно) появляется иногда в образе крылатой женщины Гарпии. В теле Гарпии Эверайс теряет молодость и красоту и являет истинное лицо - безобразной старухи с острыми когтями, терзающими жертв. Ненасытную Эверайс может остановить только одно: разорение, утрата всего, что она имеет, и отчаяние, порождённое бедностью. Тогда она может впасть в грех уныния и перестать желать чего бы то ни было.

Грех Алчности назвали вторым из семи смертных грехов, потому что Алчность порождает зло: гнев, зависть и преступления. Есть только один вид оправданной алчности. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся, - сказано в Евангелии от Матфея (5,6). Это можно перевести и так: только ненасытная жажда знаний оправдана.

Пусть на вашем пути никогда не встретится девушка по имени Эверайс, жаждущая одного богатства.

Похоть (сладострастие, блуд, распутство, лат.luxuria)

Этот грех характеризуется не только внебрачными половыми связями, но и самим страстным желанием плотских удовольствий. Обратимся к словам Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» Мтф. 5:27-28. Человек, которого Господь наделил Волей и Разумом, должен отличаться от животных, которые слепо идут на поводу у своих инстинктов. Также к похоти стоит отнести и различные виды сексуальных извращений (зоофилия, некрофилия, гомосексуализм и др.), которые по своей сути противоречат человеческой природе.

Какая жизнь у околдованного блудом?

Все знают поговорку Седина в бороду - бес в ребро, а ещё - В нем бесово ребро играет. Это толстые намёки на то, что в разных безобразиях виноват не сам мужчина, а его ребро, из которого была сделана Ева. Это она стала пособницей дьявола и причиной грехопадения бедного Адама. А он просто не смог отказаться. Так бы до сих пор и лежал в райских кущах, не работал бы в поте лица своего и смотрел бы на небе ангельский футбол.

Хоть активная сторона в сексе - мужчина, так ему всегда было удобно самоустраняться от ответственности за свои желания, действия и последствия этих действий. Виноватой оказывалась женщина, только потому, что она ЖЕНЩИНА. Женщинам до сих пор приходится оправдываться: Не виноватая я: он сам пришёл!

Поговорка про ребро - отголосок многовекового отношения к женщине, как средоточению порока. Такой взгляд был выгоден и светским мужчинам и служителям церкви, многие из которых были людьми третьего пола. Женщины оказались жертвой мифа, и лучшие и красивейшие из них были принесены в жертву этому мифу: как ведьм и блудниц их пытали, жгли, топили, побивали камнями в течение многих веков. В России поменьше, в Европе побольше, да так, что сильно повредили генофонд многих европейских народов. За что католическая церковь в двадцатом веке покаялась перед людьми.

А с Адамом всё, возможно, было не так. Существуют мифы, исключённые из официальной теологии разных религий. Вместе с Адамом из глины вылепили и первую его жену Лилит. Но она, требуя равенства и не желая ложиться снизу, гордо ушла. И никакие ангелы не смогли уговорить её вернуться. Тогда, чтобы скрасить одиночество Адама, и была сотворена Ева, плоть от плоти его. После изгнания из Рая они расстались на 130 лет. И вот тогда незабвенная Лилит, ставшая к тому времени крылатым демоном ночи, вернулась к Адаму. Так у простой и обыденной домохозяйки Евы, на которую к тому же свалили ответственность за грехопадение, появилась соперница. А мужчины по-прежнему стремятся к женщинам, подобным Лилит, деля с ними грех поровну.

Воплощение Лилит - вот эта сладострастная девушка Ласт-Блуд. За века Лилит переродилась в прекрасную, загадочную, свободную от оков и предрассудков опасную соблазнительницу, разрушительницу семей. Её, роковую, огненную женщину, воспевали поэты. Художники пытались представить её неземную красоту на своих полотнах. Но Лилит стремительна и неуловима, как вечно бегущая вода, и только гнилостный запах цветов в её густых, длинных волосах напоминает, что не всё так замечательно, как кажется...

Грех Блуда называют шестым смертным грехом. Блуд, он же похоть, разврат, распутство - это потворство в удовлетворении собственных сексуальных желаний. В прямом смысле - это уклонение от прямого пути (сравните - плутать, заблуждаться).

Он распространяется на сексуальные проявления или откровенно дурные, как извращения, скотоложество, свальный грех (групповой секс), или спорные - украшение себя для прельщения, исполнение непристойных танцев и песен (имеется в виду ЛЮБЫХ танцев и песен), вольности до венца, отношения без освящения, осквернение во сне (сны на соответствующую тему), рукоблудие (самоудовлетворение), блудные помыслы, нескромные воззрения, сквернословие и гомосексуализм. Ну и, конечно, грехом считается участие в проституции, сводничестве и порнографии.

Наверно, прекрасная девушка Ласт-Блуд попробовала в своей жизни всё перечисленное. Осудить её можно, но на костёр отправлять жалко. И найдется ли тот, кто готов первым бросить в неё камень?..

Одни Ласт любят, другие ненавидят, третьи - большинство её деяний и грехом-то не называют. Поэтому символы Блуда - самые разные: мифическое существо Козерог, непривлекательные животные - козёл, обезьяна (в переводе с арабского - отец блуда), осёл, более красивые существа - заяц, кролик, кошка и волчица, птицы - гусь и петух. А самый любимый народами символ - спелые плоды, в которых много косточек-семян, особенно - гранаты и спелая, сочная клубника (как не вспомнить: Сорок пять - баба ягодка опять!).

Переменчивость понятий любви и блуда исходят от покровителя Ласт, демонического Князя желаний Асмодея. Он единственный из низвергнутых ангелов сохранил внешность серафима. О том, как трудно различить истинную любовь от греховного влечения говорит народная мудрость: Сам Сатана превращается в ангела светла...

Желаю всем на дорогах жизни не заигрываться с прекрасной блудницей Ласт - с ней можно доиграться как минимум до неврозов. Да и не стоит забывать еще одну мудрость: Береги платье снову, а честь - смолоду.

Зависть (лат.invidia)

Зависть - это желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации, а также огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка, и зачастую влечет за собой осуждение как окружающих нас людей, так и самого Господа. В Библии по этому поводу сказано: «Всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа Святого не простится вовек» Мтф. 12:31.

Какая жизнь у истерзанного завистью?

Нет зависти черной, нет зависти белой. Есть одна - ядовито-зеленого цвета. У зависти нет дна: она глубока, как море. И как море коварна и непредсказуема. В древние времена считали, что в морских глубинах обитает ужасный демон Левиафан, полукрокодил, полузмея. Он был настолько силен, что топил или проглатывал целые корабли, а уничтожить одного человека было для него, наверное, как скушать конфетку. Левиафана называли демоном Зависти. Но чудовище исчезло в глубине веков, а вместо него осталась вот эта нервная и худая девушка - Энви-Зависть.

Энви - юркая, любопытная и напористая. Но ум ее ушел в густые роскошные волосы, а логика начисто отсутствует. В руках у нее в память о Левиафане змея, которая поражает ядовитым жалом настоящих и мнимых врагов Энви. И у самой Энви такой же ядовитый и лживый язык. Еще у нее - дурной глаз.

Она раскинула шлейф своего платья, как сеть. Горе тому, кто наступит на край этой сети: он непременно поскользнется, а дальше - как повезет... Люди сравнивают Энви и со змеей, и со скорпионом, убивающим самого себя, а в лучшем случае - с собакой, которая лает на луну и звезды, будучи не в силах причинить им вред.

Вокруг Энви всегда запустение и руины, а сама она - бесплодна и одинока. Она неспособна гордиться собой. Наоборот, она уверена, что ее дела обстоят хуже, чем у всех остальных людей в этом мире. А ее жизнь представляется средоточием мировой несправедливости. Оттого она никому не желает добра, кроме себя, несчастной.

Ее завистливое око видит далеко. Своим черным глазом она находит тех, кто счастлив, благополучен, красив, состоятелен, удачлив, талантлив, умен, доволен жизнью. Счастливая семья, новая покупка, заслуженная слава - эти реальные или придуманные ее воображением преимущества представляются ей унижением, угрозой, опасностью для ее "я". Энви - слабый человек. Они идет на поводу у своих чувств и не желает понимать и принимать реальный мир. Она постоянно находится в болезненном состоянии аффекта. Ее чувства и действия можно передать такими словами: "Себя изведу, а тебя дойму". Ее самоедство смешано с ненавистью к людям, поэтому люди боятся Энви. И боятся недаром. Ее действия всегда направлены против источника зависти - другого человека. Ее цель - уничтожить его, а в средствах она не стесняется. В лучшем случае она уничтожает врага символически: проклинает, колдует ему на болезнь или бедность, сглаживает его и его близких. Хуже, когда действует на его психику: проклинает прилюдно, унижает как можно больнее или клевещет на него. Самое страшное, что Энви, потеряв голову, способна устранить врага физически с помощью всякого рода подлостей и преступлений, от компромата и поджога - до убийства. Так она осуществляет свое ложно понятое чувство справедливости. И в правду говорят: "Сытый волк смирнее завистливого человека".

Зависть знаменита своими деяниями. О них давным-давно поведал в своих притчах царь Соломон. Трижды Зависть сыграла роковую роль в судьбе человечества. Первый раз, когда Владыка ангелов позавидовал Богу и был низвергнут на Землю и ниже. Второй раз, когда низвергнутый Владыка позавидовал любимым детям Божьим Адаму и Еве и подвел их к грехопадению, изгнанию из Рая и к отказу в бессмертии. И третий раз, когда тот же Владыка, устав ждать смерти изгнанных, нашептал завистливое слово в ухо их сына Каина. И добился первой смерти, которая стала и убийством, и братоубийством.

А поскольку с Завистью пришла в мир смерть, она была объявлена третьим из семи смертных грехов. И еще: Зависть предполагает сомнение в справедливости установленного Богом порядка. А упрекать Его в несправедливости - чем не грех?

Но вернемся к нашей Энви, ее истерзанной душе. Ей не помешало бы взглянуть на мир разумно. Увидеть, что есть и лучшие люди, и худшие обстоятельства. Что успехи других - заслуженны. Что сама она такая же, как все, не хуже и не лучше, не счастливее и не несчастнее, а чужие достаток и счастье - не помеха ее жизни. Признав эти истины, она сможет успокоиться, стать сильнее, научиться любить, заслужить любовь других людей. Но... как ее убедить поменяться?

Чревоугодие (обжорство, лат.gula)

Чревоугодие в буквальном смысле означает неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Дело здесь не только в еде, но и в несдерживаемом желании потреблять больше, чем того требуется. Однако борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. Еда безусловно важна для существования, но она не должна становиться смыслом жизни, тем самым заменяя заботы о душе, на заботы о теле. Вспомним слова Христа: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» Мтф. 6:25. Это очень важно понять, т.к. в современной культуре обжорство определяется скорее медицинским недугом, чем нравственным понятием.

Какая жизнь у озабоченного чревоугодием?

Слово, какое старинное и красивое - чревоугодие, угождение своему чреву... На самом деле, совсем не красиво, когда человек выше всего остального и в ущерб остальному ставит инстинкт насыщения. И думает только о нём. Или ни о чём не думает, а только набивает свой живот. Слова живот-жизнь-животное - слова-родственники и происходят от слова живъ (живой). Конечно, без пищи человек - не жилец. И его живот (чрево) - важная часть организма. Но человек - существо разумное, и если разум перестаёт контролировать процесс еды, человек становится подобен животному.

Чревоугодие - это обжорство, неумеренность, жадность в еде, объедение, употребление чрезмерно большого количества пищи, пресыщение. Было даже такое определение обжоры как - чревонеистовый, т.е. почти безумный, одержимый. А грузный, жирный, ожиревший, «толстое брюхо» - обычные определения последствий жизни чревоугодника.

Познакомимся с милой розовой толстушкой по имени Глюттони-Обжорство. Она кушает виноград, сидя на диванчике, и смотрит непонятно куда...

В старые, далеко не добрые времена из-за частых неурожаев, войн и жадности правителей нередко случались голодоморы, а недоедание даже при хороших урожаях было нормой. Только небольшие группы власть предержащих могли позволить себе есть много, вкусно и разнообразно и грешить в посты тайноядением и лакомством - есть запрещённую и деликатесную пищу. Хотя христианские посты и создавали видимость равенства бедных и богатых, но они же ставили простой люд в жёсткие рамки, разрешая лишь изредка наедаться вволю.

Людей, евших много и жадно, как наша Глюттони, не любили и сравнивали с двумя неопрятными всеядными животными - медведем и свиньёй. А другими символами обжорства считались брюхо и жадно открытый рот. Грех чревоугодия назвали грехом против себя и поставили пятым в списке семи смертных грехов. Он - подобие греха алчности, когда человек жаждет многого и при этом распускает себя, теряет силу воли, ум и приходит в итоге к греху уныния.

Чревоугодию покровительствовал Вельзевул, верховный правитель Ада, самый безжалостный из Князей преисподней. Вельзевула называли Повелителем мух, и он являлся в окружении тучи своих подданных сам в виде огромной белой мухи. Мухи всегда вызывали ассоциации с нечистотой, грязью, разложением, и про них думали, что они либо неприкаянные души грешников, либо демоны, которые приставлены Вельзевулом к каждому живому человеку.

Сейчас в сытых странах жизнь во благо собственного желудка уже не считается аморальной. И Глюттони прошла весь путь поклонения своему желудку до конца. После обжорств она худела и сидела на разных удивительных диетах. Потом становилась вегетарианкой и даже занималась сыроедением. На каждом этапе она делала из еды религию и отдавалась ей со всем рвением. Сосредоточенность помыслов на отказе от еды по сути тоже является угождением чреву.

Следующей стадией в жизни Глюттони были заболевания анорексией и булимией. Она выжила и, бросив все попытки умерщвления плоти, взялась за старое. Стала питаться беспорядочно и бессистемно, пренебрегать правилами поведения за столом: а ведь правила придуманы, чтобы люди не увлекались едой и не забывали, для чего они едят, сколько и что. Этикет - своего рода средство социального контроля за процессом еды.

Ещё Глюттони безмерно балуется разного рода деликатесами и извращается, поедая то, что и пищей-то назвать трудно: живых червяков, личинок, а может быть, и мух... (Господи, прости.). Её вкусовые ощущения давно притупились, а ожирение и лишний вес - опять стали серьёзной проблемой. Скоро она лопнет от обжорства.

В России Глюттони не была ни любима, ни презираема. Известный писатель, гастроном и кулинар Дмитрий Шомин сказал однажды: «Чревоугодие - не наш метод!» И был прав. В пословицах и поговорках почти никак не отразилось отношение народа к чревоугодию высших сословий. Наверно, благодаря чинопочитанию и незыблемости сословной иерархии изыски в еде воспринимались как должное. А про крестьянскую еду поговорок много, но они по большей части - о недоедании или о скудной еде (хлеб да вода - богатырская еда; курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает). Об обжорстве упоминается редко: с поста не мрут, а от обжорства дохнут; большая сыть брюху вредит.

Но сейчас мы едим каждый день то, что всегда считалось лакомством (это слово есть в списке православных грехов и прегрешений) - мясо, сладости, деликатесы, да ещё в количествах, намного превышающих размеры наших желудков. А в посты вместо того, чтобы очищать свою душу и ограничивать себя в телесных удовольствиях, верующие ублажают себя хоть и постными, но - лакомствами. Чего стоит одно название «постный ТОРТИК» на Великий пост!

Розовая толстушка Глюттони, наконец, нашла своё время. Кушай на здоровье, Глюттони-Обжора, а мы, глядя на тебя, подумаем, как нам быть...

Гнев (ненависть, злоба, лат.ira)

Гнев включает в себя раздражительность, желание причинить зло. Человек, который легко рассерживается, чувствует себя обиженным или спровоцированным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки, причинив тем самым неисправимый вред себе и другим. Гнев является полным противопоставлением любви. Иисус Христос в Нагорной проповеди говорил об этом следующее: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» Мтф. 6:44; «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» Мтф. 6:46.

Какая жизнь у пылающего гневом?

Что может быть прекраснее душевной любви? Ведь любовь к кому-то или к чему-то - к любому живому существу, к родине, к природе - это не что иное, как заинтересованность в существовании самой жизни. Это такое естественное чувство для живого: любить живое и желать ему добра. Любовь, говорят, от Бога.

Но мир противоречив. Он держится на равновесии контрастов. Поэтому по другую сторону от любви живёт ненависть. А ненависть, она же гнев, ярость, злоба, - это не что иное, как заинтересованность в уничтожении жизни. Она - не от Бога, а от его злейшего врага.

Противником Бога не может быть жалкое ничтожество, поэтому эмоции и чувства, принадлежащие ему, не мелки и не ничтожны, а иногда даже - величественны. Яростный гнев был привилегией императоров и великих воинов. Испепеляющая ненависть древних героев воспевалась в стихах: Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына... Символами гнева были дикий медведь и свирепый тигр, раскат грома и молния, пылающий факел, удар копья и раздирание одежд. От этого буйства страстей и роскоши спецэффектов нам остался один символ - цвет крови. Крови, приливающей к лицу, и крови пролитой...

А вместо Князя мира сего у нас есть взрывоопасная девушка по имени Роот-Гнев. И неважно, умна Роот или глупа, красива или не очень, чувства и эмоции, которые кипят в её душе, могут мгновенно изуродовать её лицо и освободить разум от мыслей. Тьма и мрак преисподней - её неизменные спутники. Чернота подавляет волю и мешает помнить о любви. Алый цвет её одежд (такой же, как у её покровителя) побуждает людей к агрессии. А плеть в её руке всегда готова опуститься на обидчика.

Если бы мы рискнули спросить Роот, как она дошла до жизни такой, она бы прошипела: «Достали...», а потом разразилась бранью. Но мы спрашивать не будем: побережём уши.

Когда она была молода, слаба и эгоистична, её часто посещали приступы острой обиды или глубокой досады, сильного раздражения или неприкрытой злости. Ей не нравилось, когда её заставляли делать какую-нибудь ерунду против её воли. Конечно, случалось, что её обижали ненароком или, что хуже, - преднамеренно обманывали. Тогда она очень сердилась. Если она бывала оскорблена по-настоящему или были задеты её лучшие чувства, в ней вспыхивала мимолётная ненависть к обидчику. Но с кем не бывает?

Иногда она не получала, что хотела. И её сильно раздражало недостижимое, которое не могло стать её собственностью или судьбой. Конечно, на неё влияли сёстры - Гордыня, Алчность и Зависть. Одна внушала ей: «Ты достойна этого, как никто другой!» Другая подстрекала: «Это могло бы быть твоим!» Третья разочаровывала: «Это никогда твоим не будет».

Раздражение копилось, пока чаша терпения не наполнилась до краёв. Однажды Роот увидела мир будто в зеркале, поверхность которого была расплавлена. Это гнев и злость перешли в постоянное чувство ненависти ко всем и ко всему и - изменили картину мира. Всё вокруг исказилось и стало враждебным. И Роот начала мстить.

Она больше не сдерживалась и превратилась в стерву, фурию, хулиганку, распущенную хамку (как только её не называют!). Грубость стала для неё нормой. Всегда тлеющая ненависть переходит временами в пожар гнева, во взрывы ярости, которые сопровождаются желанием ударить, раздавить, убить и уничтожить. Она опасна для окружающих, потому что в гневе не владеет собой, и желания свои осуществляет легко и без укоров совести. Она считает убийство врага заслуженной карой во имя ложно понятой справедливости.

Один бородатый человек, основоположник знаменитого учения и специалист по европейским призракам, заметил, что стыд - своего рода гнев, только обращённый вовнутрь. Так что у Роот есть одна маленькая слабость: она подвержена чувству стыда, т.е. способна гневаться на саму себя.

Давным-давно гнев был объявлен четвёртым в списке семи смертных грехов за то, что его сила обращена против ближнего. К тому же, он разрушает душу самого гневающегося и ставит под сомнение справедливое устройство Божьего мира. Гневу, злости, раздражению подвержены все люди без исключения, но редко кто умеет подавлять в себе гнев и не наносить вред себе и окружающим.

Желаю всем на дорогах жизни стараться обходить стороной злую девушку по имени Роот-Гнев.

Гневу, злости, раздражению подвержены все люди без исключения, но редко кто умеет подавлять в себе гнев и не наносить вред себе и окружающим.

Праздность (лень, уныние, лат.acedia)

Праздность - избегание физической и духовной работы. Уныние, которое тоже входит в состав этого греха, является состоянием беспредметного недовольства, обиды, безнадежности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил. По словам Иоанна Лествичника, одного из создателей списка семи грехов, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». Господь наделил нас Разумом, который способен стимулировать наши духовные поиски. Здесь вновь стоит привести слова Христа из Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» Мтф. 5:6.

Какая жизнь у пленённого унынием?

Считается, что каждый грех, прегрешение, порок, слабость человеческая принадлежит определенному демону. Каждый демон придумывает собственные уловки и пути соблазнения людей на свой грех. Самым хитроумным называют Бельфегора, падшего ангела. Он придумал соблазнять людей бездействием, возможностью ничего не делать. Бельфегор имеет две личины - женщины невероятной красоты и страшного гиперсексуального чудовища с хоботом, тонкими рогами и бородой. И все, что относится к владениям Бельфегора, также имеет двойственную природу.

Бельфегор унижает людей тем, что разделяет богатства: одних соблазнённых он делает богатыми и праздными, других - ленивыми и бедными. Такое разделение сеет рознь между людьми, поэтому имя Бельфегор стало синонимом мизантропии и несогласий. Все социальные потрясения спровоцированы этим демоном, потому что бедные бездельники зарятся на имущество богатых бездельников, а те делиться не хотят. Вот и происходят революции и контрреволюции, а с ними - очередные перераспределения богатств.

Ещё одна его «специализация» - разрушение браков. Ведь чем заняться человеку-бездельнику, как не распутством? В глубокой древности Бельфегор на спор с другими демонами явился в человеческий мир и доказал, что счастливых браков не бывает, ибо ни одна замужняя женщина перед ним не устояла. Интересно, что «тестировал» он только женщин, но, наверно, потому, что они более стойкие, нежели мужчины, и доказательства оказались весомее.

А самая интересная выдумка Бельфегора заключается в том, что имея цель расчистить людям путь к безделью и освободить их насколько можно от работы, он помогает совершать открытия и делать различные изобретения, т.е. покровительствует науке и технике.

Уникальность Бельфегора ещё в том, что в древние времена ему приносили в жертву не упитанных бычков и овец, не плоды земли, не драгоценности, а - экскременты. Может быть, это говорит о его бескорыстной деятельности? Во имя идеи, так сказать...

Две наследницы Бельфегора Слот-Праздность и Лэзинесс-Лень - очень разные, но их объединяет нежелание что-либо делать и путь к состоянию души, которое называется Унынием. Одна, не привыкшая трудиться, постепенно утрачивает интерес к жизни и становится пустышкой. И другая, по какой-то причине потерявшая жизненные цели и приоритеты, разочаровавшись во всем, начинает вести растительный образ жизни. Они обе много спят, скучают, равнодушны, безответственны и не умеют уважать чужой труд.

Девушка Слот-Праздность легка как пёрышко. Она не обременена никакими заботами, никакими мыслями, да и желания у неё простые: поесть, нарядиться, попить, покурить, потанцевать, позаниматься сексом, поспать. Но так, чтобы всё без напряжения, легко... Праздность называют матерью пороков. Алкоголизм и наркомания - её спутники. Потому что, пытаясь хоть как-то развлечься, она пробует всё новые и новые способы ублажения своей плоти. И поскольку новое ей быстро наскучивает, она находит другое. И так до бесконечности, пока её душа окончательно не опустошится. Праздный бездельник подобен марионетке, у которой кукловодом - сам дьявол.

Лэзинесс-Лень, в отличие от Слот, бедна и вынуждена находить способы пропитания. Но в работе она неповоротлива и небрежна. Про неё говорят, что такой лодырь и могилы не стоит. Лень сравнивают с медлительной улиткой и кошкой, которая может спать сутками. А цветком Лени является одуванчик, который символизирует запустение и бедность.

И Слот, и Лэзинесс идут разными дорогами к одному концу. Их настигает грех Уныния, который назвали седьмым и последним из семи смертных грехов, тяжким грехом против себя. Он похож на грех Зависти, но завидующий винит в своих мнимых бедах конкретных людей, а человек, впавший в Уныние, винит абсолютно всё - себя, людей, судьбу, Бога. Он тоскует, печалится, страдает, впадает в отчаяние без конкретной причины. Он часто думает о том, как свести счёты с жизнью, и иногда осуществляет задуманное.

К поражению грехом Уныния приходят и люди, страдавшие другими смертными грехами: Гордыней (после падения с высоты и унижения), Алчностью (при впадении в бедность), Завистью (после тщетных попыток отомстить), Гневом (от собственного бессилия), Чревоугодием (когда инстинкт побеждает разум) и Похотью (от растраченных и перегоревших чувств). Для них это - последний удар по душе и заключительная фаза её умирания. Классический образ человека, впавшего в грех Уныния - спившийся бродяга, бомж, не имеющий за душой ничего. Он спит под деревом смерти - кипарисом, а на закате о нём поёт синий Феникс, оплакивая душу, которая уже никогда не возродится.

И хотя говорят, что лень прежде человека родилась, в отличие от других грехов праздность и леность - лечатся. И лекарство от них - труд. Лень можно перебороть, хоть сделать это очень трудно, да порой и не хочется. Но надо.

Пусть вас никогда на дорогах жизни не будет соблазнять Слот-Праздность, не станет путаться под ногами Лэзинесс-Лень и никогда - ни вблизи, ни вдали - не замаячит даже тень мрачного Уныния. Будьте трудолюбивы, счастливы и по возможности безгрешны.

Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей.

Гордыне - смирение;

жадности - щедрость;

похоти - самоконтроль;

зависти - любовь;

чревоугодию - умеренность и воздержание;

гневу - доброта, а

лени - усердие.

Фома Аквинский среди добродетелей особо выделял Веру, Надежду и Любовь.









Рассуждения



Игра «Листок с секретом»

1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

2. Членам группы предлагается «познакомиться» друг с другом. Ритуал знакомства организуется следующим образом. Каждый из участников должен подходить к своему товарищу, приветствуя его определенной фразой: «Здравствуйте, я самый интересный человек, потому что я …» (называет свое хобби: «вышиваю крестиком», «изучаю японский», «по утрам стою на голове» и т. п.). На листке бумаги записывается имя человека, с которым участник «познакомился». Выигрывает тот, кто «познакомился с большим количеством людей.

3. Скажите следующее: «Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей».

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Вопрос к группе: «Заметили ли вы в поведении «инфицированных» что-либо необычное?

4. Участникам группы предлагается определить с помощью своих записей «познакомились» ли они с «вирусоносителями».

5. Затем ведущий просит слева от «носителей» встать тех участников, у которых на карточке был нарисован плюс. Сообщается, что «плюсики» изображают людей, очень внимательных к своему здоровью и осторожных в своем поведении. Несмотря на то, что многие «плюсики» знакомились с «минусами», они не заразились вирусом благодаря соблюдению многочисленных правил.

Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера и применение презервативов)

6. «Нолики» изображают здоровых людей, наплевательски относящихся к своему здоровью. «Нолики» должны внимательно просмотреть список тех, с кем им удалось «познакомиться». Те «нолики», в списке которых оказались «минусы», переходят в группу «вирусоносителей», поскольку при общении с вирусоносителем человек, неосторожно относящийся к своему здоровью, имеет все шансы стать больным.

7. Групповая дискуссия по вопросам:

Почему у человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?

Почему члены семьи наркомана имеют повышенный риск заболеть СПИДом?

Как объяснить тот факт, что 80 - 90 % больных СПИДом являются наркоманами?

Может ли заболеть СПИДом тот, кто попробовал наркотик единственный раз ради любопытства?

Можно ли считать одну пробу наркотика «простительной»: ведь при единственной пробе человек может и не заболеть?

Игра «Степень риска» (10 минут)

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.

На полу чертится линия - линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом - «Риск отсутствует»; карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; оральный секс; множественные половые связи; половая жизнь в браке; прокалывание ушей; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; половой акт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом; глубокий поцелуй; укус постельного клопа.

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».

Игра «Спорные утверждения» (20 минут)

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

Принудительное обследование на ВИЧ - единственный способ сдержать распространение инфекции;

ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;

Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;

ВИЧ-инфекция - это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;

ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;

Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;

Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;

Наркоман может умереть от СПИДа;

Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.

Обсуждение:

Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?

Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?

Легко ли было изменить свою точку зрения?

Отработка практических навыков.

Цель этого этапа - приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Игра «Стул» (10 минут)

Доброволец садится на стул. Группа должна уговорить его пересесть на другой стул любыми способами, но без применения физической силы, естественно.

Обсуждение:

К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть на другой стул?

Понятие о групповом давлении (10 минут)

Скажите следующее: «Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Мы довольно часто не можем противостоять групповому давлению и давлению одного человека, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого (например, принимать наркотики, курить или вступать в половую связь). Получается, что это не наше решение, на самом деле, а нами помыкают другие люди. Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются оказать давление и уметь противостоять ему. Для того, чтобы принимать собственные решения, а не навязанные другим человеком или группой людей».

Завершение работы (10 минут)

На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы. Выяснить, как участники усвоили информацию, можно с помощью анкеты. Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало данное занятие. Если есть возможность, можно вручить сувениры наиболее активным участникам, раздать всем папки с информационными материалами.


Высокий риск

Риск отсутствует

Небольшойриск


Совершенно согласен

Согласен, но с оговорками

Совершенно не согласен

Не знаю/не уверен.




© 2010-2022