Участие в 15 научно-практической конференции по самоактуализации среди школьников и студентов

Раздел Социальному педагогу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кожара Артём, учащийся 11-а класса ДОШ№45 Ленинского района

( Руководитель практический психолог школы №45 Миронова Л. Д.)

Реферат на тему: «Цель моей жизни ( целеполагание)»

Современное общество находится в состоянии постоянных трансформаций как в политической, так и в социокультурной сферах, которые обусловливают мировоззренческие изменения в массовом сознании людей, в первую очередь, молодёжи. Эти изменения не всегда вписываются в устоявшиеся ценностные схемы, нередко противоречат традиционным представлениям и привычному образу жизни старшего поколения. Молодежь находится в непрерывных поисках или же очень негативно относится ко всему тому, которое не помогло их родителям обеспечить благосостояние, комфорт и безопасное, социально защищенное существование. Для укрепления нашего государства необходимо утверждение новой шкалы ценностей, которые бы не противоречили с традиционными ценностями, идеалами и способствовали адаптации к переменчивому способу жизни, новых общественных отношений. Ценностные ориентации исследователи определяют как выборочное отношение человека к материальным и духовным ценностям как системе установок, убеждений, которые оказываются в ее поведении. Сформированые ценностные ориентации - это своего рода «ось» сознания, которая обеспечивает устойчивость человека и проявляется в определенном типе его поведения, в интересах, потребностях, убеждениях [1]. Научные работники, исследуя проблему ценностей и ценностных ориентаций, пришли к выводу, что базовые ценности личности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, до 18-20 лет, а затем становятся достаточно стабильными, существенно изменяясь лишь в кризисные периоды жизни человека и ее социальной среды. В этот период личность переживает этап самого эффективного становления, осмысления жизненной перспективы, стабилизации профессиональных интересов. Также, для этого периода характерным является активное привлечение к политическому процессу, общественной деятельности, у молодого человека начинают формироваться политическое сознание и самосознание, нормы поведения; попытка найти оптимальный ответ на вопрос «как дальше жить», «в чем счастье человека» и на многие другие подобные вопросы. Думаю, что мне как выпускнику школы, тоже уже пора задавать такие вопросы, которые определяют цель моей жизни. Однако, подавляющее большинство среди моих сверстников не имеют четкой ориентации в жизненных ценностях. Это объясняется наличием разочарования в предыдущей системе ценностных ориентаций, разрушением устоявшейся системы идеалов, ощущений, и необходимостью вовлекаться в новую систему мировоззренческих, этических, политических ценностей. Не имея представлений о том, которыми являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, очень трудно рассчитывать на позитивный результат в процессе формирования у нее лучших качеств гражданина и патриота своей родины [1]. Думаю, что именно сейчас продолжается процесс переориентирования морального сознания и чувств современных подростков по отношению к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались: невыполнение обязанностей, данного слова, проявление нечестности, неверности, поклонение западным ценностям и другому. Интеллектуально образовательные ценности подростков я рассматриваю в ракурсе их умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния моего поколения. Быстро растет количество заболеваний и отклонений, растет число детей с умственными изъянами, которые являются следствием алкоголизации, а также неполноценного питания и систематического недоедания многих детей.

Свои интеллектуальные, творческие способности подростки оценивают очень низко. Только 18% из них считают эти способности высокими и лишь 24% - талантливыми. Такая низкая самооценка характеризует неверие их в свои силы и это, соответственно, негативно отображается на их вхождение в сферу интеллектуального труда. Здесь хочется пожелать на своем примере пожелать активно заниматься спортом, иметь желание самосовершенствоваться и тогда любая поставленная цель будет достигнута. По данным исследований, старшеклассники очень низко оценивают владение знаниями. В связи с усилением социального и имущественного неравенства растет и неравенство образования, в результате чего уменьшается социальная база развития интеллектуального потенциала. Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов является материальное благосостояние. В последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает преимущество ни столько духовным и моральным ценностям, сколько большим деньгам. Таким образом, думаю, что в школе, должна быть разработана четкая система морального воспитания молодого поколения, которая в свою очередь поможет сформировать у молодой личности ориентацию на такие базовые ценности: гуманное отношение к людям; субъективное осознание обязательств перед самим собой, коллективом, своей страной, неприятие несправедливости, стремление повысить свой жизненный потенциал, верность обязанностям, почтительное отношение к своей семье, к старшим, позитивное влияние на окружение. Ведь именно на современную молодежь, будущих молодых специалистов возлагается огромная ответственность за создание нового, современного общества, учитывая ошибки прошлого и используя новые подходы в развитии [2].

Из всего перечисленного считаю, что мое целеполагание не противоречит такой ориентации.

Литература:

. 1. Подоляк Л.Г. Психология высшей школы: Учебник / Л.Г. Подоляк, В.И. Юрченко - К: Каравелла, 2008. - 352 с.

2. Скок М.А. Ценностные ориентации личности современного студента / М.А.

3. Зеличенко А.И. Духовность и психология. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 2000.-252с.

Работа напечатана в материалах XV научно - практической конференции школьников и студентов «Самоактуализация», 16 мая 2015 года, стр.146-147.


© 2010-2022