Опыт работы школы по профилактике правонарушений

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Система работы школы по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, обучающихся в МБОУ «Коношеозерская СШ им. В.А. Корытова»

«…Они проходят мимо, незаметные в своих тусклых одеждах, без улыбок, ссутуленные и спешащие без определенной цели. Похожи ванию на стариков, потерявших радость в жизни и готовых раствориться в обыденности мира. Не помнят ничего, что связывало бы с реальностью - их чувства давно остыли, но не от бремени лет, а от безграничной бездны, пронзившей их сердце и душу.» (avtor.kljaksa.ru/2014/02/ Елена Смирнова)

Не секрет, что нынешние подростки отличаются от тех, какими они были ещё несколько лет назад. Эти ребята не теряются в мощном информационном потоке современной жизни, а напротив, купаются в нём. Их лексикон порядком обновился, а увлечения непонятны. Подростки сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они всё время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они тиранят учителей…

Всё это связано с тем, что на ребенка в современной ситуации его жизнедеятельности и взросления оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка, которое проявляется в различных формах. Подростки находятся в очень трудной социально-психологической ситуации. Они утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков. Находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует развитию девиантного поведения.

Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому на учителей возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально - активной позицией, формирование у обучающихся умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям.

Основная задача школы по профилактике правонарушений и законопослушного поведения несовершеннолетних заключается в раннем выявлении причин, способствующих отклонению от нормы; создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся.

Основными формами работы школы по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения являются:

- изучение особенностей личности обучающихся, занятия по коррекции их

поведения, обучения навыкам общения;

-организация внеурочной работы, занятости в каникулярное время;

- социально - педагогическое консультирование участников образовательного

процесса: обучающихся, родителей, учителей;

- индивидуальные и групповые профилактические беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями);

- вовлечении обучающихся в социально значимую деятельность через

реализацию проектов, занятость их в спортивных секциях, кружках, участия в школьных мероприятиях.

Основная часть

Для реализации цели и задач по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении МБОУ «Коношеозерская СШ им. В.А. Копытова» осуществляет следующую деятельность:

1. Диагностика - выявление проблем эмоционального, поведенческого, лич-ностного характера у несовершеннолетних, которые могут свидетельствовать о проблемах в поведении и обучении.
Используются методики:
А) Наблюдение (классный руководитель, социальный педагог).
Б) Опросники, беседы с ребенком.
В) Анкетирование.

Г) Беседы с учителями, родителями несовершеннолетних.

Таким образом, мы выявляем несовершеннолетних с отклонениями в поведе-нии и имеющими пробелы в обучении и группу риска и проводим с ними дополнительные диагностические методики. Например, такие как: (тест "Незаконченные предложения",проективные тесты: «Дом-Дерево-Человек», "Рисунок человека", методика «Цветовой тест отношений» (для младшего возраста), социометрия, диагностика профессиональной направленности (для старшеклассников) На основании проведенной диагностической работы составляется банк данных о несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении, и нуждающихся в повышенном социально - педагогическом внимании. На каждого ребенка данной категории заведен дневник социально-педагогического сопровождения, а также составлен индивидуальный план работы. Создана база нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность социально - педагогической службы по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения обучающихся школы.

2. Профилактика и просвещение

Профилактика в отношении несовершеннолетних, прежде всего, связана с ранним выявлением детей имеющих отклонения в поведении, а также с просвещением учителей, родителей и самих несовершеннолетних.
Несовершеннолетние с отклонениями в поведении включаются в общие мероприятия, которые проводятся в МБОУ «Коношеозерская СШ им. В.А. Корытова», и которые направлены на сплочение детских коллективов, на адаптацию детей в социуме, на профессиональное самоопределение. Различные игровые тренинги, практикумы, тематические акции, мероприятия профориентационного характера для старшеклассников. Все эти формы работы носят профилактический характер и направлены на формирование законопослушного поведения. .
Профилактической мерой является также привлечение несовершеннолетних с отклонениями в поведении к трудовой деятельности в свободное от учебы время. Во время летних каникул организуется лагерь с дневным пребыванием детей, в которых отдыхают дети от 7 до 16 лет. Именно в таком лагере у них формируются навыки общения в небольшом коллективе, умение действовать не только в соответствии со своими желаниями и потребностями, но и с потребностями других людей. Большое внимание уделяется организации досуга в лагере. Проводятся разнообразные спортивные игры, соревнования по волейболу, футболу, праздник Нептуна, «В поисках сладкого приза» и т.д. (Приложение №4) Все это способствует сближению ребят, их социальной адаптации. С целью пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений и безнадзорности проводятся занятия на выработку активной жизненной позиции и формирования нравственных ценностей - «Жизненные ценности», «Подросток в мире вредных привычек», «Мои права и обязанности». Проводится анкетирование - «Круг моих интересов» и др.
Проводится работа по профориентации. Для изучения профессиональной направленности используются различные диагностические методики: «Профессиональные намерения», «Будь готов», анкетирование. На основании проведенной диагностики были разработаны и проведены: дискуссия «Как найти свое призвание?», развивающее занятие «Жизненные ориентиры», практикум «Как достичь успеха в выборе профессии», цикл интерактивных игр «1001 профессия», круглый стол - «Мой выбор» с приглашением специалистов Молодежной биржи труда и Центра занятости населения, а также представителей средних - специальных и высших учебных заведений, встречи со студентами - выпускниками школы, экскурсии на предприятия, участие в районной «Ярмарке рабочих мест», участие в районных конкурсах.
При проведении просветительской работы нами используются различные формы и методы: семинары, практикумы, деловые игры, практические развивающие занятия, групповые занятия с элементами тренинга, дискуссии, ток-шоу, мастер - классы, методические рекомендации, выставки методической литературы по проблемам воспитания и обучения, оформление стендов.
Методическая работа с педагогами осуществляется через методическое объединение классных руководителей и педагогические советы. Темы для обсуждения выбираются на основании диагностики затруднений педагогов в работе.
Проводится информирование педагогов о признаках, по которым можно выявить несовершеннолетних с отклонениями в поведении, а также социально -педагогическое просвещение (особенности работы с детьми данной категории).
В этом учебном году с целью просвещения педагогов на обсуждение запланированы следующие темы: «Особенности работы классного руководителя с детьми, состоящими на различных видах учета», «Организация деятельности по профилактике правонарушений среди подростков», «Социально -педагогическая поддержка детей - суицидентов» и др.

3. Предупреждение факторов девиантного поведения обучающихся:

  • контроль за посещаемостью занятий, поведением обучающихся;

  • малые педагогические советы по успеваемости и посещаемости;

  • диагностика с целью выявлений обучающихся, склонных к девиантному поведению;

  • определение причин отклонения в поведении;

  • индивидуальная работа с подростками;

  • ведение учета обучающихся, требующих особого педагогического внимания, детей-сирот, детей из неблагополучных семей;

  • заседание Совета профилактики;

  • определение учащихся на летний период, трудоустройство.

4. Аргументированная пропаганда здорового образа жизни:

  • лекции, беседы, классные часы с обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) по вопросам здорового образа жизни;

  • первичная профилактика девиантного поведения обучающихся;

  • проведение оздоровительных мероприятий для обучающихся ( кросс «Золотая осень», дни Здоровья, неделя безопасности жизнедеятельности, туристический слет, акция, приуроченная ко Всемирному дню борьбы со СПИДом и другие)

  • организация выставок, размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;

  • участие в спортивных соревнованиях.

5. Правовое просвещение обучающихся:

  • проведение декады правовых знаний;

  • проведение недели профилактики;

  • встречи обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) с представителями правоохранительных органов;

  • оформление уголка правовых знаний;

  • методические совещания преподавателей по вопросам правового просвещения учащихся.

6.Консультирование.
В течение года социальным педагогом, классными руководителями, администрацией школы, учителями - предметниками, учителем - логопедом ведется консультативная работа с несовершеннолетними с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении и их родителями (законными представителями). Проводятся индивидуальные и групповые консультации, Тематика консультаций составляется в соответствии с выявленными проблемами. Ведется соответствующая документация (журналы учета консультаций, тезисы выступлений). Особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности с несовершеннолетними с отклонениями в поведении

7.Досуговая деятельность.
Для организации досуга несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении организована работа кружков и секций, факультативных занятий, элективных курсов.
Несовершеннолетние с отклонениями в поведении и имеющие пробелы в обучении вместе с другими детьми входят в актив детского самоуправления. Актив принимает участие в проведении тематических дискотек, в различных конкурсах и благотворительных акциях

8.Сотрудничество.
На протяжении нескольких лет МБОУ «Коношеозерская СОШ» осуществляет взаимодействие с различными организациями и учреждениями: ГБОУ АО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Коношский детский дом», МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа», МБОУ ДОД «Коношский дом детского творчества»,Комитет по делам молодежи, физкультуре и спорту администрации МО «Коношский муниципальный район», ОГИБДД ОМВД России по Коношскому району, МБУК «Библиотечная система Коношского района», МБУК «Коношский районный краеведческий музей», ПДН ОМВД России по Коношскому району, МБУЗ «Коношская ЦРБ», Молодежная биржа труда» и т.д. В течение года приглашались специалисты из этих учреждений для совместного проведения различных мероприятий для детей и подростков, а также для осуществления просветительской и профилактической работы.

9. Работа Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

На основании Положения о Совете профилактики, утвержденного директором, был создан Совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также был утвержден списочный состав Совета, в который входят директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, учителя-предметники, представители общественности.Также Совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних проводит профилактическую работу с родителями, дети которых находятся в проблемной жизненной ситуации.На его заседания, которые проходят один раз в месяц, могут приглашаться классные руководители, родители, учащиеся, специалисты других учреждений.

Выводы: в результате работы по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения обучающихся был разработан комплекс мероприятий по профилактике правонарушений, создан банк данных несовершеннолетних с отклонениями в поведении. Изучается микроклимат семей, повышается уровень воспитанности обучающихся, увеличилась мотивация обучающихся к ЗОЖ, повышение интереса родителей к проблемам детей. Уменьшилось количество подростков, состоящих на различных видах учетов. (Приложение № 10)

Перспективы: - работу в данном направлении следует продолжить, используя в работе новые педагогические технологии;

- разработка Программы работы с несовершеннолетними имеющими отклонения в поведении и пробелы в обучении;

- создание школьной службы примирения;

- продолжение работы по взаимодействию с организациями системы профилактики и учреждениями дополнительного образования.

Полученные результаты:

  • разработка комплекса мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;

  • создание банка данных несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении;

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчает взаимодействие школы и семьи;

  • формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;

  • ликвидация пробелов в обучении и пропусков уроков;

  • формирование активной жизненной позиции несовершеннолетних;

  • организация родительского всеобуча по данной проблеме;

  • построение демократической системы отношений детей и взрослых.
















Приложение №1

Тест «Незаконченное предложение»

Авторы методики Ж. Нюттен, А.Б.Орлов

Цель: выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе

Ф.И.О. учащегося ________________, класс _________________

  1. Я думаю, что хороший ученик - это тот кто …

  2. Я думаю, что плохой ученик - это тот кто…

  3. Больше всего я люблю, когда учитель…

  4. Больше всего я не люблю, когда учитель…

  5. Больше всего мне нравится школа за то, что…

  6. Я не люблю школу, за то, что …

  7. Мне радостно, когда в школе…

  8. Я боюсь, когда в школе…

  9. Я хотел бы, чтобы в школе…

  10. Я не хотел бы, чтобы в школе…

  11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…

  12. Если я невнимателен на уроке, я…

  13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я …

  14. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я…

  15. Я всегда могу проверить, правильно ли я…

  16. Я никогда не могу определить, правильно ли я …

  17. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я…

  18. Мне всегда интересно, когда на уроке…

  19. Мне всегда неинтересно, когда на уроке…

  20. Я лучше понимаю, когда на уроке…

Приложение №2

Консультация для учителей по работе с детьми - суицидентами.

Сегодня мы будем говорить о новой категории детей, которых выявило наше время: детях с саморазрушительным поведением. В эту категорию внешне не трудных для общества детей включаются те, чье поведение и активность может не приносить вреда обществу, но наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью.

Термин «саморазрушительное поведение» сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Выражение «синдром аутодеструкции» претендует на врачебный диагноз.

В последнее время аутодеструктивное поведение захватывает большие слои населения. Растет число детей и подростков, имеющих эту тенденцию в поведении. Помочь им можно лишь хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, т.к. это наиболее явная отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения. Суицид -осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидальной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. За последнее время в нашей стране значительно возрос процент суицида как среди взрослых, так и среди детей и подростков.

Важно отметить, что специалисты выделяют два вида суицидальной активности: внешнюю и внутреннюю. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

Суицидальные мысли, фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»).

Суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени.

Суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидального поведения относятся:

Суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не заканчивающиеся смертью.

Завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Суицид у взрослых и детей имеет различия. Так, в детском сознании часты не столько истинные завершенные формы суицида, сколько замыслы, мысли, попытки. В этом смысле речь идет не столько о суициде у детей, сколько о демостративно-шантажном поведении. Своей конечной целью это поведение предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц, психотравмирующую ситуацию. В этом случае у личности нет истинного желания умереть, но выбирается суицид как способ влияния на свои жизненные условия и на людей, от которых зависит исправление этих условий.

Считается, что суицидом личность стремиться изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь к проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании своей цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала, все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

В случае подростков суицидальное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает телевидение, литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может видеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Предпосылкой аутодеструктивнго поведения, и суицида в частности является апатия, социальная депривация, отсутствие смысла жизни, неверие в личные перспективы, снижение творческой активности в результате психической травмы.

Однако наличие психотравмирующей ситуации - недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы, и тем самым предполагают к суициду. К ним часто относят: неумение найти способы удовлетворения своих потребностей и желаний, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля и т.д.

Детский суицид отличается от взрослого. Практически нет самоубийц в возрасте до 5 лет. В Возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицентов.

Суицид подростков имеет следующие характерные черты:

Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе - бросила девушка, разбил машину и т.д.);

Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, приводящий к внутреннему кризису и драматизации событий;

Суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение;

Суицидально поведение демонстративно, в нем есть признаки «Игры на публику»;

Суицидальное поведение, регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

Средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.д.).

Личность подростка - суицидента очерчена в литературе довольно ярко. Большинство из них сталкивалось со смертью в своем близком окружении. Некоторые из них перенесли травму утраты близких и родных.у суицидальных подростков в сравнении с остальными детьми снижены показатели настроения, они менее удовлетворены жизнью, более скованы в проявлении чувств.

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на тему самоубийств, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

Наличие опыта самоубийства в прошлом наличие примера самоубийства в ближнем окружении, особенно родителей и друзей, максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека; общественное отвержение; тяжелое заболевание; крушение жизненных планов; утрата идеалов или веры;

Снижение личностных ресурсов, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, хроническая стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, неумение преодолевать трудности.

В детской психиатрии выделяют специфические синдромы поведения детей, указывающие на готовность к суициду:

Нарушение сна: подростка преследуют страшные сны скартинкам катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных

Напряжение аффекта, периодически раздражаемого внешне немотивированной агрессией;

Агрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;

Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешние обстоятельства суицидального подростка таковы:

Неблагополучная семья подростка: психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм родителей, утрата родителей.

Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого, уважаемого человека, который бы занимался подростком;

Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, требовательность и жесткость без ласки, критичность к любым проявлениям подростка.

Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе

Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях сродственникам и взрослыми.

Суицидальное поведение подротков- увеличительное зеркало, в котором наиболее отчетливо проявляются основные трудности и проблемы детей. Можно сказать, что аутодеструктивное поведение питается из двух источников: неблагополучие жизненных обстоятельств и недостаточность личностных ресурсов для преодоления обстоятельств. Характерно для детского возраста не то, что эти обстоятельства слишком трудны - часто они кажутся взрослым не тяжелыми. Проблема порождается скорее недостаточностью личностного ресурса: подросток не располагает умением решать проблемы.

Отведем педагогу свою роль в работе с таким подростком. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния. Педагог может обратить внимание администрации школы, социального педагога, родителей на этого подростка.

Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, где разъяснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, т.к. это требует помощи специалистов.

Таким образом, участие педагога в помощи проблемному ребенку имеет вполне обозримые границы и может принести ощутимые плоды. Важно лишь вложить в такую работу немного сочувствия и душевного тепла

















Приложение №3

Занятость обучающихся во внеурочное время за последние три года

УЧЕБНЫЙ

ГОД

Направления

Внешкольные

учреждения

%

занятости

Спортивное

Гражданско-патриотическое

Художественно-эстетическое

2012-2013

32%

13%

26,1%

6%

77,1%

2013-2014

32,7%

17%

26,4%

15,3%

91,4%

2014-2015

34,2%

19%

31, 4%

15,4%

100%


Система дополнительного образования в школе в 2015-2016 учебном году

Направление

Название кружка, секции

Классы

Кол- во

человек

Естественно - математическое

«Здоровая математика»

9

14

«Занимательная информатика»

5

12

Филологическое

«Стилистика»

7

12

«Публицистика»

8

20

Гражданско - патриотическое

«Я гражданин России»

8-9

13

«Мои права»

1-2

34

Художественно - творческое

«Рукодельница»

5-8

7

Танцевальная студия «Вдохновение»

1-2

25

Спортивно- оздоровительное

«Игровые виды спорта»

5-9

17

«Волейбол»

6-9

14

«Кросфит»

1-4, 5-7

17

Проектно - исследовательское

«Эврика»

6-9

12

Эколого - краеведческое

«Истоки»

3- 4

18

Профессиональное

«Как выбрать профессию»

8-9

28

Социально - психологическое

«Мои права»

1-4

60

Детское движение

«Доброград»

2 -9

145








































Приложение №4

Опыт работы школы по профилактике правонарушенийОпыт работы школы по профилактике правонарушенийОпыт работы школы по профилактике правонарушений






Опыт работы школы по профилактике правонарушенийОпыт работы школы по профилактике правонарушенийОпыт работы школы по профилактике правонарушений






Опыт работы школы по профилактике правонарушенийОпыт работы школы по профилактике правонарушений







Опыт работы школы по профилактике правонарушенийОпыт работы школы по профилактике правонарушений







Приложение №5





© 2010-2022