- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Выступление на МО диагностические технологии в работе социального педагога
Выступление на МО диагностические технологии в работе социального педагога
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Покидко О.П. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ноябрьская Православная гимназия
Диагностические технологии в работе социального педагога.
Выступление на городском методическом объединении социальных педагогов
Подготовила
соц. педагог Покидко О.П.
г. Ноябрьск 2016
Диагностика (с греческого - способный распознавать) - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз - это определение состояния объекта. Выделяют несколько видов диагностик.
-
Психологическая;
-
Социальная;
-
Педагогическая;
-
Социально - педагогическая;
Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.
Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
-
Получение и сбор информации,
-
Анализ и проверка достоверности информации,
-
первичная диагностика проблем семьи,
-
выявление внутреннего потенциала семьи,
-
сбор дополнительной информации,
-
анализ социальных проблем,
-
постановка социального диагноза.
Социальная диагностика - это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
- Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
- Существуют ли проблемы среди членов семьи?
- Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
- Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
- Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
- Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важных из них.
Методологические принципы:
- объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту;
- множественность источников информации;
- достоверность информации;
- клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
Этнические принципы: конфиденциальность; степень открытости - право клиента; невмешательство в частную жизнь.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
1). Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей. Позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояния психики клиента.
2).Метод беседы (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.
4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.
5). Метод ранжирования - это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.
6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.
7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности - художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.
8). Метод анкетирования
Это письменный опрос, позволяющий выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.
(равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Широко используются в диагностике:
Шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на который он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнить только с показателями этой же семье в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;
карточные методики - набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени - настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнуты), оказывает успокаивающие действие;
проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);
ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;
экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;
анализ документации.
Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;
метод социальных биографий - сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком. проблем семьи, выявление внутреннего потенциала семьи, сбор дополнительной информации, анализ социальных проблем, постановка социального диагноза.
Алгоритм проведения диагностик:
-
Определение цели и задач исследования. Основная цель изучения заключается в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: -выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.
-
Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
-
Выбор методик изучения.
-
Подготовка диагностического инструментария.
-
Исследование испытуемых.
-
Обработка и интерпретация результатов исследования.
В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:
-
Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
-
Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
-
Тест "Конфликтная ли вы личность?" Качества: конфликтность.
-
Тест - опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
-
Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
-
Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.
-
Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.
Кроме рассмотренных выше методов и методик дагностировать детей можно в процессе групповой деятельности. Например, групповое занятие «Что я вижу?»
Эта групповая работа является прямым переносом методики диагностирования воспитанности. Основание для такого переноса - высокая степень инициирования воображения детей в момент их тестирования.
Перед детьми последовательно разворачиваются сюжетные картинки, но рисунки несколько необычные: на них герои - палочные человечки (пиктограмма) вступают в какие - то отношения, порождая события, случаи, эпизоды. За рисунками следует увидеть неявное их содержание.
Участники группового занятия вслух проговаривают воспринимаемое и довоображаемое содержание рисунка. И в этот момент выявляется социально - психологическая сущность формирующегося «я»: он воспринимает в рисунке то, что отвечает его потребностям, он в рисунке ищет свое «я», проецируя свою духовную субстанцию.
Следующая групповая деятельность называется «Корзина грецких орехов».
Это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться. Происходит диагностика - выявление сложной жизненной ситуации.
Бесспорна решающая роль психологического климата этого группового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание - вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона педагога, характера речевого обращения к детям, манеры слушать и от общей поведенческой стилистики педагога.
Имеют значение даже детали: как выглядит корзина, будет ли в руке каждого реальный грецкий орех, или он будет единственным, передаваемым из рук в руки.
Дети «бросают» в корзину (произносят один за другим, передавая корзину или подходя к ней) мучительные не разрешаемые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не даёт никаких советов, не предлагает ответов - внутренняя реакция участников остаётся тайной каждого.
« Корзина грецких орехов» - своеобразные упражнения в развитии способности видеть, выделять, формулировать и описывать проблемы. Если эта способность личности развита, можно полагать, что уже наполовину проблемы решаются личностью, потому что осмысление- начало решения.
7